Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (916) → Священник Сергий Муравьев: Свидетельства пророков о Воскресении Христа

Священник Сергий Муравьев: Свидетельства пророков о Воскресении Христа

№19 (916) / 24 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей беседы – мессианские пророчества. Поскольку отец Сергий учится на библейском отделении Санкт-Петербургской духовной академии, интересуется библеистикой, мы продолжаем беседы в рамках изучения Священного Писания, узнаем что-то новое, открываем для себя Библию. Мы решили поговорить сегодня о пророках и начать с определения, кто такие пророки, в какой-то момент появившиеся в Священной истории. Мы узнаем от них очень важные свидетельства, которые они постоянно пытаются донести и до своих современников, и до нас через страницы Священного Писания.

– Вы очень верно подметили, что пророки появляются не сразу и их функция четко очерчена и ограничена. Действительно, Господь, ведя человечество к Себе, к обожению (конечной цели человеческого существования), открывает часть Себя в Своих действиях через явления природы и в дальнейшем через слова пророков. Изначально Он создает территорию личностей, где будут знать Его, – это израильский народ, который должен своим свидетельством показать миру почитание истинного Бога.

Вокруг израильского народа существовали языческие царства хананеян, амореев и многих других, имевших царей, а в израильском народе на начальном этапе царя не было, но были праотцы – Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф. В дальнейшем это были вожди, проводники воли Божией, и, таким образом, Господь являлся Правителем народа Божиего, то есть была теократия – власть Бога над людьми. Все больше погружаясь в культурную среду, куда они попали после того, как были выведены пророком из Египта, – они пришли к Земле Обетованной, которую Господь обещал им, заключая Завет с народом через Моисея на горе Синай. Когда они увидели, что вокруг есть царства, то тоже захотели царя. Сначала была эпоха праотцев, потом выход из Египта – эпоха Судей, и после этого возникает институт пророчества как особое служение: со сменой теократии на монархию появляется институт пророчества.

Первый пророк – Самуил, который поставляет царя Саула. В чем же заключалась задача пророков? Чем отличается пророк от простого предсказателя? Предсказатель предсказывает будущее, и не факт, что оно сбудется, а пророк предсказывает волю Божию. Этим пророческое служение и отличается от всех остальных гадательных служений. То есть гадатели пытаются по каким-то признакам в природе или в духовной жизни незаконно приоткрыть завесу будущего, считая, что есть некая сила, которая руководит будущим, и уже заранее известно, что там произойдет. Пророки возвещали волю Божию, которая при определенных условиях могла быть отменена. То есть пророк говорит: «Не совершайте жертвоприношения языческим богам, иначе вас постигнут кары и бедствия, покайтесь. Если вы обратитесь к Истинному Единому Богу, кара вас не настигнет». Это отличает пророков от гадателей, потому что они несут в себе не конкретный факт, а именно волю Божию, действования, и в этом заключается основная суть пророческого служения.

Главной темой пророческого служения было грядущее царство Мессии. Каждый пророк в той или иной степени говорил об этом в рамках исторического времени, в рамках политической и культурной ситуации, в которой находился израильский народ, и когда произошло разделение царства на Израиль и Иудею. Служение пророков приходится на время разделенного царства. В этом суть пророческого служения, и в этом история их возникновения: от теократии к пророческому служению как провозвестию воли Божией.

А кем были эти люди? Мы знаем, кто служил при храме: левиты, священники. Пророки обязательно были храмовыми служителями? Как Самуил, которого благословили быть при храме, где он всегда и пребывал как пророк? Другие же были совершенно разными людьми… Из каких общественных классов или прослоек общества происходили эти люди?

– Вообще, здесь очень широкая палитра – пророки были представителями различных обществ. Например, пророк Исаия был храмовым пророком и состоял при царе. А, например, Иезекииль не был храмовым пророком и вообще пророчествовал вдали от родного дома, в плену. Поэтому социальная и культурная составляющие личностей пророков весьма разнообразны. Стоит еще сказать, что нам не всегда известно, кем был тот или иной пророк: Священный текст и Священное Предание не всегда доносят до нас ясные сведения о социальном статусе того или иного пророка. Наверное, это интересно, но не совсем важно по отношению к тому, что они говорили; на первом месте именно пророчество как откровение.

Как к ним относились люди в обществе? Как к маргиналам? Или же они были уважаемыми и почитаемыми людьми? Помните эпизод, когда царь Саул пророчествовал? Этот момент даже вызывает смех у многих людей – он очень забавно описан: Саул и пророчествовал, и спал на земле – как бы был вне себя; он не был пьян, а находился в пророческом экстазе. После этого возникла фраза: «Неужели и Саул во пророках?». Как же к ним относились?

– Это очень интересный вопрос, он затрагивает обширную тематику: палитра пророческого служения очень разнообразна. Мы знаем, что пророк Иона должен был проповедовать спасение своим врагам, и, естественно, он бежал. И какое могло быть отношение к нему со стороны его соотечественников и со стороны тех, кому он проповедует? Это очень сложный вопрос. Есть пророки, которые записывали пророчества и имели свою школу, как пророк Исаия. Или пророки, которые не записывали, но все их пророческие действия донесло до нас Предание, – например, пророк Илия. Очень сложно выделить какое-то конкретное, однозначное отношение к пророкам.

Еще стоит упомянуть, что отношение к пророкам напрямую зависело от того, как они пророчествуют. Вы правильно заметили, что, когда царь Саул пророчествовал, он находился в некоем экстатическом состоянии, о чем нам повествует именно библейский текст. Тогда в языческом мире существовал целый институт пророчества, это было как работа: люди приходили и пророчествовали. Из древнегреческой мифологии и реальности мы знаем, что были так называемые оракулы (например, Дельфийский оракул), которые зарабатывали пророчествами на жизнь, это было очень распространено. Единственное, что отличало их от истинных пророков Единого Бога, это то, что они гадали, а пророки Божии возвещали волю Бога.

Например, один из пророков по повелению Божию должен был жениться на блуднице: таким образом его жизнь должна была олицетворять отношения Бога и израильского народа, который изменяет Богу. Эти «брачные» отношения очень часто прослеживаются в отношениях между народом и Богом, и акт свадьбы пророка с блудницей должен был показать это людям, то есть пророки пророчествовали не просто словами, но и своей жизнью.

Пророк Иезекииль, например, пророчествовал так: он насыпал пыль, делал брешь в своем доме (разламывал его стену) и таким образом пророчествовал. Естественно, люди видели это, и им это было весьма непонятно. И был пророк Исаия, который находился при храме и при царе, то есть очень широкая была палитра отношения к пророкам.

Читая Священное Писание, мы можем узнать, что говорили пророки, и о самих пророках. Какие-то пророки рассказывают о себе сами, а какие-то свидетельства встречаются в других Книгах.

– Да, какие-то пророки говорят о себе, есть даже отдельная тема – призвание пророков. Кто-то говорит, что был призван такого-то месяца при таком-то царе, а кто-то просто начинает пророчествовать, и тема призвания не раскрывается или раскрывается в одном-двух стихах, из которых мы практически не можем понять, кем конкретно он был.

Да, действительно так. Мы живем во времена, когда Господь заключил с людьми Новый Завет, и конкретно сейчас живем в дни светлой Пасхальной радости о Воскресшем Господе, поэтому интересно узнать о пророчествах некоторых пророков (понимаю, что пророчеств множество и за одну передачу все не охватить) о новозаветных временах: о Пришествии в мир Спасителя и Его Воскресении – это миссия Господа в Его земном служении и Его Воскресении.

– Пойдем от общего к частному. Пророческое служение и служение пророков в Ветхом Завете сосредоточено на Откровении. Наша вера – это вера Откровения: Господь открывает Себя людям через Священное Писание и Священное Предание. Пророческое служение – это кульминация Откровения Бога в жизни людей, и основная тема пророчества Ветхого Завета – Мессианское царство (и каждый пророк в той или иной степени говорит об этом), которое в будущем принесет на землю Господь. Если смотреть уже в частном порядке, то пророк Иеремия говорит о будущем заключении Нового Завета, то есть о Пришествии в мир Мессии и установлении Его царства: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Ис. 31, 31–34).

Здесь пророчество о заключении Нового Завета (который, как говорит пророк Исаия, будет вечным) между Богом и людьми. Отличительной чертой новозаветного времени, по словам пророков, будет то, что в этот Завет будут включены не только евреи, но и все люди земли, тогдашний языческий мир будет включен в дело спасения и в пространство Мессианского Царства. И этот новый народ будет называться «новый Израиль», коим и мы с вами сейчас являемся.

Еще один момент из пророчества Иеремии – мы помним, что Закон Моисея был написан на скрижалях Завета, а Новый Завет будет записан в сердцах людей и будет уже внутри каждого человека (вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом).

Я открыл самые последние строчки Книги Откровения. Конечно, мы с Вами говорим о ветхозаветных пророчествах, но в Новом Завете тоже неоднократно встречаем слова пророчества. Господь говорит апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко (Откр. 22, 10).

– Книга Откровения – это уже исполнение пророчеств, которое происходит в Новом Завете. Новозаветный корпус Книг говорит об исполнении пророчеств, поэтому у евангелистов много цитат и отсылок к Ветхому Завету. А наибольший контраст показывает нам Евангелие от Матфея, потому что оно написано к иудеям. Соответственно, Матфей хочет показать, что действительно пришел Мессия (по-еврейски – מָשִׁיחַ, Машиах, с иврита буквально – «помазанник») и именно Он является исполнением Закона и тех пророчеств, которые были сказаны пророками на протяжении тысячелетий. Ведь различные пророчества отстоят друг от друга на многие сотни лет, но все они пророчествуют об одном и том же – о Пришествии Мессии, Которому надлежит прийти и пострадать.

Пророчества говорят именно о страдающем Мессии, и с этим связано искажение представлений еврейского народа о Нем: они ждали царя земного, а пришел Царь Небесный, они ждали воцарения земного царства, а пришло Царство с Небес. И в этом противостоянии находится все повествование о жизни Спасителя на земле начиная с Его выхода на служение и заканчивая Его крестной смертью. Кстати, в очень многих наших богослужебных текстах и великих прокимнах содержатся пророчества. Великий прокимен Великого Четверга: «Разделиша ризы Моя себе и о одежде Моей меташа жребий»,– все мы знаем, что это пророчество о том, как у Креста Спасителя действительно был брошен жребий, чтобы разделить Его хитон. И таких пророчеств, исполнившихся в Новом Завете, очень много.

Самые главные для нас пророчества – это пророчества о Воскресении Спасителя, которые заключены в Книгах пророка Исаии, пророка Ионы и, конечно же, в Псалтири. Я подготовил небольшую подборку Книг и цитат, которые повествуют об этих пророчествах. Пророк Иона говорит нам: И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи (Ион. 2, 1). Это прямой прообраз тридневного пребывания Господа нашего Иисуса Христа во чреве смерти. Но как Иона остался жив и вышел из китова чрева, так и Христос Воскрес.

Вообще, стоит отметить, что в Великую Субботу, когда читается большой корпус паремий, среди них целиком прочитывается Книга пророка Ионы, торжествующе звучат слова о пребывании пророка Ионы во чреве кита.

– Тему реализации пророческого духа в нашем богослужении и Предании можно вообще сделать темой отдельной передачи. Если проникнуться всем этим и понять структуру богослужения, то оно заиграет для нас иными красками. Богослужение Страстной седмицы бывает раз в году, но даже в корпусе литургических неизменяемых текстов на вседневных службах присутствуют пророческие слова о смерти Спасителя. Когда священник совершает проскомидию, он говорит: «Во смирéнiи егó сýдъ егó взя́тся: рóдъ же егó ктó исповѣ́сть?»,– это тоже пророческие слова.

Вообще, все наше богослужение пропитано духом Откровения и говорит о том, что возвещали о Мессии ветхозаветные пророки. Сначала богослужение говорит нам, что придет Мессия – и вот Он пришел. В Литургии все имеет логическое завершение: мы встречаем своего Мессию, переживаем с Ним Его распятие и Воскресение, принимаем Жертву искупления и становимся сопричастными именно этого нового Небесного Царства, то есть мы встречаем Мессию. Мне кажется, одно из гениальнейших достижений Церкви и богословской мысли – наше литургическое творчество, где все составлено именно таким образом. Именно наше Предание настолько полно раскрывает тему пророческого служения, пророческого духа откровения об Иисусе Христе.

Имя Иисус на еврейском языке звучит как «Иешуа» и переводится как «Бог спасает», а Христос – это «Машиах», «Помазанник». То есть действительно Иисус Христос – Мессия, и в этом заключена одна из самых великих мыслей и одна из самых гениальных богослужебных идей, что через богослужение происходит постепенная встреча со Христом. Нужно стремиться понимать богослужение, и, читая пророков, мы будем слышать эти смыслы в богослужении, будем в этом жить.

Спасибо за комментарий. Действительно, когда постоянно упражняешься в чтении Священного Писания, потом очень удивляешься, насколько все это мудро и красиво вплетено в богослужебную ткань. Думаешь: «Ничего себе, и здесь я услышал удивительные знакомые слова и как кстати они пришлись, и здесь, и здесь...». Поэтому спасибо за этот комментарий. Можно продолжить беседу по пророкам...

– По пророчествам о Воскресении Спасителя… Святые отцы говорят об этом и в научной среде принято, что пророк Исаия – это ветхозаветный евангелист, который как раз и раскрыл идею страдающего Мессии. Все мы знаем слова пророчества Исаии о страдающем Спасителе (53-я глава). Но если говорить именно о пророчестве Воскресения, то пророк Исаия говорит следующее: Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис. 53, 10–12). Это сказано о том, что Господь есть Агнец новой Пасхи, Который приносит Себя за грех мира и будет воскрешен.

Естественно, мы не можем пройти мимо Псалтири, которая изобилует пророчествами, как мессианскими, так и о каких-то отдельных этапах жизни, даже новозаветной истории, начиная с пророчества, о котором мы уже сказали, вошедшего в богослужение. Следующее пророчество – псалом 15-й, 8–10-й стихи: «Всегда видел Я (то есть Мессия) пред Собою Господа, ибо Он одесную Меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой; даже и плоть Моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души Моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Это уже прямое указание на Воскресение.

Далее (в 29-м псалме, 4-м стихе) мы можем прочитать: «Господи! Ты вывел из ада душу Мою и оживил Меня, чтобы Я не сошел в могилу». Слова «Мое» и «Я» пишутся с большой буквы – это типологическое указание на Иисуса Христа и Его Воскресение.

Есть прекрасная работа заведующего кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Димитрия Юревича о ветхозаветных пророчествах на основе кумранских свитков, где он говорит, что есть так называемые пророчества двойного исполнения, которые исполняются в ближайшей перспективе и относятся к будущим временам.

Спасибо за беседу. Конечно, за 50 минут не охватишь все пророческие Книги. Мы с Вами даем возможность нашим телезрителям вновь обратиться к пророческим текстам, задуматься, открыть их для себя с какой-то другой, ранее неизвестной стороны, а кого-то мотивировать к тому, чтобы впервые начать изучение пророческих Книг, открывая для себя заключенную в них глубину Божественного Откровения. Сердечно благодарю Вас и надеюсь на дальнейшее продолжение изучения Священного Писания в наших передачах, может быть, по каким-то отдельным Книгам.

– Благодарю.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс