Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (916) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 54

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 54

№19 (916) / 24 мая ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №18 (915)

– Мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем говорить о 54-м псалме. Он имеет надписание: «В конец, в песнех разума, Асафу, псалом». «В песнех разума»,– то есть с особым разумением, вниманием, отчаянием. Должны мы прислушаться к словам псалмопевца Давида – эти слова пророческие, о страданиях Христа Спасителя. На своем жизненном примере, на испытаниях, которые удалось перенести ему самому, Давид пророчествует о Христе. А какие испытания будут ждать Христа? Как поведут себя люди? Кто как будет поступать со Христом из среды близких Ему?

«Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею и смятохся» – псалмопевец вновь обращается к Богу. Это всегда свидетельствует, что, хотя Господь не всегда дает помощь человеку быстро, ее нужно ждать с терпением и никогда не думать, что Бог тебя оставит. Бог никогда никого не оставит, лишь только медлит в помощи, чтобы научить нас большим добродетелям. «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего. Вонми ми и услыши мя» – этими обращениями Давид подчеркивает, насколько его обращение к Богу имеет внутреннее дерзновенное желание, чтобы Господь помог ему, потому что он больше ни в ком не видит помощника.

Псалмопевец всегда говорил подобное в сложной ситуации. Вот и в этом псалме он говорит, что Саул вместе со своими близкими хочет погубить душу его, и он, как всегда, не прибегает ни к какому другому помощнику в своей жизни – только к Господу. «Возскорбех печалию моею и смятохся». О какой же печали здесь говорится? Давид понимает, что никто ему не может помочь, кроме Бога.

«От гласа вражия и от стужения грешнича, яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми». Псалмопевец описывает состояние, в каком пребывал Саул, когда говорил на него неправду, всякое беззаконие. Злословие было так сильно, Давиду причиняло боль и страдания, что эти слова не только были клеветой, были еще и сильные оскорбления: «Яко уклониша на мя беззаконие». И приближенные Саула клеветали на Псалмопевца, подогревая к нему чувство вражды и злобы, желали немедленного отмщения Давиду. И все это сопровождалось памятозлобием, которое уже вселилось в их сердца.

«Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя». Конечно же, в смущении находится Псалмопевец и понимает, что его жизнь может прерваться в любую минуту.

«Страх и трепет прииде на мя». Страх рождается от робости – он уже не чувствует в себе уверенности. Вот в каком состоянии он находится! «И покры мя тьма». Когда человек находится в великих переживаниях и видит, что волна чьего-то гнева, клеветы, неправды идет на него, то очень часто он впадает в уныние и в отчаянное состояние. Именно состояние уныния и отчаяния Псалмопевец называет «покры мя тьма».

«И рех: кто даст ми криле, яко голубине? И полещу, и почию». Он говорит: «Кто мне даст крылья голубя?». Здесь святые отцы очень четко подчеркивают, почему именно крылья голубя, а не другой птицы: Давид находится в кротком, смиренном состоянии и воспринимает то, что с ним происходит, как волю Божию. Он не ропщет, хотя ему и страшно, и трепетно, и он не знает, что будет дальше, как долго будет это продолжаться, но он трепетно и смиренно воспринимает волю Божию. Только говорит: «Господи, дай мне крылья как у голубя, я хочу улететь куда-то из этого места и избежать всех этих противостояний до тех пор, пока все не успокоится».

Почему он и говорит далее о себе: «и водворихся в пустыни». Что такое пустыня? Это место, где нет никого, – он хочет уединиться. Наверное, каждый из нас испытывал такое состояние: когда неизвестность ожидает, когда все и вся восстали против тебя, то хочется просто удалиться куда-то, спрятаться от всех и от того, что происходит вокруг.

«Се удалихся бегая и водворихся в пустыни». Псалмопевец Давид говорит, что он действительно водворился в пустыне. «Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури». Мы только что сказали, что действительно очень тяжело и трудно испытывать это состояние, когда волна за волной тебя накрывает. Оно рождает малодушие, то есть ты теряешь твердость даже в своем обетовании. Но в чем только может сохраниться человек? В понимании, что он может уповать на Господа. Человек должен всегда понимать, что только Бог ему Помощник.

Со следующего стиха псалом набирает уже христологический смысл – псалмопевец Давид переходит к пророчеству о Христе. «Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде». О каком граде пророчествует псалмопевец Давид? Конечно, об Иерусалиме. Но почему он говорит: раздели языки их? О каком разделении говорит здесь Псалмопевец? О том, которое должно воцариться в Иерусалиме, в этом вечном городе, во время Пришествия Христова. Когда Христос пришел и вышел на учение, то действительно произошло разделение народа на тех, кто говорил доброе о Христе, и тех, кто говорил на Него злое. Одни говорили, что в Него вселился веельзевул, другие говорили, что Бог не может слышать того, кто живет неправедно, и так далее. Это разделение не выразилось в общее зло, если бы весь народ был един, в едином порыве...

«Днем и нощию обыдет и по стенам eго». Что такое днем и нощию? Святые отцы говорят, что днем произошло распятие Господа, а ночью предательство. «Беззаконие и труд посреде eго, и неправда». Казалось бы, Иерусалим – это город богословской науки, богословской мысли того времени, здесь утверждается закон, благочестие. Однако Псалмопевец пророчествует, что там поселились беззаконие и неправда. С одной стороны, и труд посреде его, и неправда. То есть поношение всякой правды, поношение всякого закона – беззаконие: неправильное понимание Закона, когда проповедовали одно, а жили и поступали совершенно по-другому, почему и не приняли Христа. И в этом заключается беззаконие этого города и народа. «…обыдет и по стенам eго». Конечно же, вся неправда, зло вылились в предательство и неправедный суд над Христом.

«И не оскуде от стогн eго лихва и лесть». Что это значит? Поношение Закона – в неправде, в которой пребывал этот город. И неправда была не просто в каком-то одном месте. Если поначалу, как псалмопевец Давид пророчествует, по стенам его – по окраинам города, то потом неправда прошла (беззаконие и труд посреде eго) и в сам город: он весь забурлил, заговорил и стал всячески поносить Христа и не принимать Его. Все это беззаконие и вылилось в то, что и на широких улицах, где была торговля, народ тоже занимался беззаконием: обходя Закон, продавая свой товар, получали барыш, наценку, что запрещалось Законом. Лесть – это всякая неправда, обман, ложь, как от тех, кто продавал, так и от тех, кто покупал. Во всех жителях этого города были неправда и беззаконие. Во что оно дальше выльется? Конечно, в самое страшное.

«Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо, и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрылбыхся от него». О ком здесь говорится? С одной стороны, мы можем говорить, что Псалмопевец говорит о Сауле. Но с другой стороны, мы четко понимаем, что здесь он пророчествует о Христе: что кто-то очень близкий предал Его, тот, кто находится в доме Его, тот, кто рядом с Ним – Его соратник, как бы мы сказали на современном языке. Конечно же, когда ты знаешь врага своего, и то, что он замышляет против тебя, ты всегда найдешь возможность защититься от него, ведь другого ты не можешь ждать от врага. А когда ты получаешь нож в спину от близкого тебе, того, кто рядом с тобой и нож носил под своими одеждами, чтобы найти удобное время и вонзить тебе его в спину... Конечно же, это пророчество об Иуде Искариотском, который предал Христа Спасителя, – он не был врагом, он был близким.

И дальше псалмопевец Давид говорит, какое же состояние он имел. «Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой». Как бы Господь Иисус Христос обращается к Иуде: «Ты же, человече равнодушне» – человек той же души, что и мы, мы же тебя приняли в свою семью, ты был один из Моих учеников (Псалмопевец даже называет: владыко мой и знаемый мой, говорит: «Ты получил такое же достоинство, как и прочие апостолы, быть князем духовным, быть владыкой, и знаемый мой, ты действительно близкий мой»)...

Помните, когда Иуда Искариотский предавал Христа, Господь обратился к нему: «…друже, еже твориши, сотвори скоро» – аже когда Иуда Его предает, Он называет его другом – не врагом, не предателем, не изменником, а другом, подчеркивая: «Ты получил равное достоинство, равное положение, Я принял тебя в Свою семью, как самого дорого и близкого Мне человека, а ты становишься врагом и предателем».

«Иже купно наслаждался еси со мною брашен» – он имел настолько приближенное состояние к Господу, что ел с Ним за одним столом. Что значит «есть за одним столом»? Быть очень приближенным человеком… И близкий человек совершает предательство! Святые отцы говорят, что под брашнами можно понимать не только состояние, когда человек вкушает пищу вместе за одним столом, но можно понимать и пищу духовную, то есть «ты же получил все знание, все учение от Меня – ничего не было скрыто, ты все знал, все слышал». Одно дело, когда мы проповедуем и говорим при народе. И другое, когда что-то произносим или даем какую-то оценку событиям за столом, – это всегда тайное, всегда сокровенное и произносится только среди близких людей.

«В дому Божии ходихом единомышлением» – и в церковь мы ходили вместе с тобой, и молились вместе: пребывали даже в таком сокровенном состоянии вместе, в молитве перед Господом – духовное состояние Мое тоже было открыто для тебя, и духовная жизнь не была спрятана от твоего взора.

«Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищих их, посреде их». Здесь псалмопевец Давид уже пророчествует об Иуде, о том, что с ним будет – я бы даже сказал, что он проклинает его: «Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи».

Святые отцы немножко поясняют глубину этих слов. С одной стороны, если быть уже мертвым, то как живым сойдешь во ад? И святые отцы говорят, что это пророчество псалмопевец Давид произносит не только об Иуде Искариотском, но и о тех иудеях, которые тоже отреклись от Христа, предали Его, не приняли Его и получили за это наказание в виде разрушения Иерусалима и рассеяния по всему миру; когда был разрушен Иерусалим, многие из них приняли смерть – «да приидет же смерть на ня», пришла на них смерть. А другим (снидут во ад живи) пришлось прятаться от римских войск в ущельях, в горах, в песках пустыни, и они испытывали большие трудности: кто-то страдал от ран, кто-то – от голода, кто-то – от того и другого. То есть, как говорят святые отцы, они ад увидели еще при жизни.

«Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». Здесь Псалмопевец говорит: «Я к Богу всегда взываю, и Господь слышит меня». Действительно, Господь каждого человека слышит, не каждому и всегда помогает, потому что видит полезность или неполезность того, что мы просим. Можно подумать, что Псалмопевец немножко хвалится тем, что он взывает к Богу, и Господь всегда слышит его. На самом деле, не это хочет сказать Давид – его суждения не направлены на то, чтобы показать свою святость. Он всегда показывает и свои грехи, и пороки, и свои страдания, и свои переживания из-за того, что совершает, и как он выходил из этого состояния. Мы никогда не можем сказать про Давида, что в его словах есть хвастовство – в его словах есть глубочайший смысл: показать нам, что и мы должны постоянно взывать к Богу, и Бог всегда будет нас слушать.

Самое главное, чтобы у нас не было стихийного обращения к Богу: когда мы захотим что-то от Него получить, то обращаемся, и Бог обязательно должен нам помочь… С Богом нужно дружить. Если Бог называет нас друзьями – Вы друзе мои, – то тогда и мы должны быть друзьями с Богом. Дружба – это взаимное действие. Как любовь может быть только взаимной, так и дружба. Если Бог дружит с нами, то и мы должны дружить с Ним. Дружба не предполагает, что мы другом пользуемся лишь только тогда, когда нам выгодно, а когда не выгодно, мы презираем дружбу, не пользуемся ей. Такой подход неприемлем. Так мы не можем относиться и к Богу – когда плохо, вспоминать и просить: «Дай, Господи!..».

Мы должны подружиться с Богом. А что такое дружба? Дружба предполагает постоянное общение с Господом. Если мы с Богом общаемся постоянно, тогда и Господь будет нас слушать, тогда у нас устанавливается крепкая дружба.

«Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой». Здесь Псалмопевец говорит, что у нас должна быть сугубая молитва – и вечерняя, и утренняя, и полуденная: чтобы Господь по-настоящему нас слышал, стабильность в молитве должна постоянно присутствовать в нашей жизни. И Псалмопевец говорит: «Я постоянно молюсь, обращаюсь к Тебе и всегда буду прославлять имя Твое перед всеми, чтобы все видели, насколько Ты милостивый, насколько Ты имеешь любовь и хочешь блага для всего человечества».

«Избавит миром душу мою от приближающихся мне, яко во мнозе бяху со мною. Услышит Бог и смирит я Сый прежде век. Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога. Простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его». Очень глубокие слова! Псалмопевец Давид говорит, что он уповает на Бога – и Бог слышит его. И это не просто Бог – это Тот Бог, Который всегда был Богом, прежде творения всех веков. Вот такое исповедание Давидом Истинного Бога, Который был всегда и Который есть. И Бог простре руку свою на воздаяние, оскверниша завет Его... Кто осквернил завет Его? Конечно, Саул осквернил завет Бога – н гнал близкого своего. Он нарушил закон возлюби ближнего своего, как самого себя и не делай другу своему злое, Саул совершил это. И иудеи пострадали за то, что они осквернили Новый Завет – Благую Весть, которую Господь принес на землю.

«Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы». Тут Давид пророчествует об иудеях, которые говорили мягкие и добрые слова Христу, а сами готовили стрелы против Него.

«Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику» – Бог никогда не оставит праведного человека, Он всегда ему даст помощь, и человек всегда будет иметь все необходимое в своей жизни, не будет иметь нужды.

«Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления, мужие кровей и льсти не преполовят дний своих» – всех, кто творит неправду, Господь сведет в студенец истления, где будет вечное мучение и страдание.

А мы прославляем Бога за что? «Аз же, Господи, уповаю на Тя» – мы прославляем Его за милость Его, ведь Он всегда нам помогает, за нас заступается. Мы должны искать помощь только в Боге – об этом говорит псалмопевец Давид и этими словами он заканчивает этот замечательный, удивительный псалом: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Будем в жизни так же, дорогие братья и сестры, не унывать, не печалиться, не скорбеть, а уповать на Господа. А Господь обязательно нам поможет и никогда нас не оставит.

Храни вас всех Господь! До новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала: Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс