Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (916) → Архимандрит Савва (Мажуко): О воскресении Лазаря и Пасхе

Архимандрит Савва (Мажуко): О воскресении Лазаря и Пасхе

№19 (916) / 24 мая ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, у нас есть замечательный повод поговорить на Евангельскую тему – вспомнить очень загадочный и таинственный эпизод из Священного Писания, который описан в одном лишь Евангелии, в самом мистичном, самом богословском Евангелии от Иоанна. Это 11 глава, целиком посвященная одному величайшему событию, самому, пожалуй, известному, шокирующему, если так можно сказать, чуду, которое Христос сотворил, – воскрешению Лазаря.

Этот эпизод вспоминается в Церкви накануне Вербного воскресенья, и это не случайно: мы с вами, люди церковные или же просто принадлежащие к православной культуре, знаем, какой это красивый праздник. «Мальчики да девочки //Свечечки да вербочки //Понесли домой. //Огонечки теплятся, //Прохожие крестятся, //И пахнет весной» – знаменитые стихи Блока так начинаются, и они передают атмосферу этого праздника. Все вокруг зелено в храмах, улыбающиеся люди, которые после поста Великого вступают уже в Страстную Седмицу, но само событие Вербного воскресенья – это воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.

Христа (этого нищего проповедника, пророка, праведника – даже для иудеев Он был человеком высокой святости, прозорливости, порядочности) вдруг встречают у стен столицы с пальмовыми ветвями, застилая одежды под идущего ослика, на котором восседал Христос. Так встречают только царя. Люди кричали: «Осанна сыну Давидову!». Почему вот такая неожиданная встреча, почему жители Иерусалима, такие придирчивые, необычная порода людей, вдруг этого нищего проповедника встречают такими почестями? А потому, что накануне Своего входа в Иерусалим Христос совершает как раз это необычайное чудо.

Как это странно звучит – необычайное чудо… Чудо само по себе необычайное. Но все Евангелия сообщают нам о чудесах Христа. О чудесах там говорится даже больше, чем о Его учении – Его, как бы сейчас сказали, программе, – и вот отец Сергий Булгаков в одной из своих книг, которая называется «чудеса Евангельские» говорит, что странное дело. Незадолго до предания Христа на страсти Его чудеса как будто бы затухают, Он перестает творить чудеса – это видно в Евангельской хронологии.

И самое последнее чудо, которое Он сотворяет перед входом в Иерусалим, перед началом Страстной седмицы (это знал только Он в тот момент, ученики не ожидали такой развязки), – это чудо воскрешения Лазаря. И осмыслить это чудо мы можем только в связи со Страстной седмицей и в связи со знаменательной Пасхой – чудом Воскресения Христа, которое произошло в конце Страстной седмицы. Для древних христиан это было единое действо: они не различали Пасху и Страстную седмицу; как говорили, есть Пасха воскресения, а есть Пасха крестная – она начиналась у них субботой Лазаря, воспоминанием воскрешения праведного Лазаря.

Что мы об этом знаем? Мы знаем, что Лазарь был братом известных сестер Марфы и Марии – эта семья из Вифании, недалеко от Иерусалима, была очень хорошо известна иудейскому обществу, свету. Видимо, это были люди высокопоставленные, принадлежавшие к какой-то благородной династии, роду, и они были очень дружны с Христом – когда Лазарь заболел, Марфа и Мария посылают нарочного ко Христу и говорят: «Тот, кого Ты любишь, болен».

Это очень важное замечание. У Христа были любимые люди, друзья, – например, Иоанн Богослов, которого Он выделял как любимого ученика. Были люди, с которыми он был особенно дружен. Это было нормально. Это по-человечески мы можем понять. И вот Христос, как мы узнаем из Евангелия, прекрасно знает, что болезнь Лазаря закончится смертью: ему предстоит пройти этот путь. И Христос мог прийти исцелить его, но Он задерживается с учениками, только сообщает им эту тревожную весть. И когда Лазарь умирает, Христос это почувствовал – Он говорит Своим ученикам, что Лазарь уснул, потом напрямую говорит, что Лазарь умер: «Пойдемте навестим сестер».

И вот на четвертый день после смерти Лазаря Христос с учениками приходит к Марфе и Марии, которые рыдают. Их пытаются утешать родственники, близкие – очень известная семья, много друзей, связей. Четвертый день траура, и вот Христос идет на гроб Лазаря (гроб – это пещера, в которую было положено тело умершего). Вот, что пишет Евангелие: «Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу» – очень важное замечание: «скорбя внутренно». Событие, которое пережил Лазарь, переживается Христом по-человечески: Он знает, что этот путь скорби очень тревожен.

«То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет». Вот такое краткое, лаконичное описание. Современный автор роман бы целый написал, как это все происходило, а Евангелие сообщает лишь самую важную деталь этого происшествия. Почему это великое чудо? Христос, Который имел репутацию известного чудотворца, исцелителя, неоднократно воскрешал и умерших, – но умерших только что: люди, которые лежали буквально несколько часов во гробе и их восстание от смерти можно было как-то объяснить, принять, что вот он только что умер, жизнь только что отошла от него, и Христос ее вернул.

В случае с Лазарем мы видим человека, который четыре дня – в жаре, на Востоке – лежит во гробе в пещере: он разлагается и смердит. И вот Христос (в чем Его сила и могущество по преодолению смерти, явленные здесь, что поразило так иудеев, что его приняли за царя, такую встречу грандиозную устроили? Он смог обратить вспять процессы брожение и тления, которые поразили абсолютно все органы человека – он разлагался, смерть взяла свое) показывает, что Он, если хочет, может воскресить и то, что уже давно не содержит никаких признаков жизни.

Вот эта важная для нас весть. Почему Христос позволил Лазарю умереть? Почему это произошло за неделю до распятия Христа? Еще с одним событием связано воскрешение Лазаря: мы верим, христиане верят, что Пасха – это «звоночек», касающийся нашего воскресения: мы однажды умрем обязательно, но мы должны воскреснуть. Мы должны собраться вновь со своими телами. И воскрешение Лазаря доказывает нам то, что это факт, который в силах совершить только Господь Иисус Христос.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс