Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (915) → Протоиерей Андрей Канев: Должно быть уважение к источнику, к чужому опыту

Протоиерей Андрей Канев: Должно быть уважение к источнику, к чужому опыту

№18 (915) / 8 мая ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №17 (914) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Даже если брать светскую науку, то в светской науке (по крайней мере в те времена, когда я учился в университете) у нас был принцип, что мы, молодые студенты, должны быть похожи на карликов, которые стоят на плечах великанов в изучении какой-то научной темы: нас приучали, что предшественники – это не «глупые стариканы», которые не обладают ни умом, ни методикой, глупые какие-то вещи пишут, а мы, такие молодые, пришли и сейчас прорыв в науке сделаем… Должно быть уважение к источнику, к чужому опыту, опыту взрослых людей. Я говорю про светскую науку – и, наверное, современная духовная жизнь должна теми же принципами руководствоваться. Если про меня говорить, я лично доверяю святителю Игнатию. Я читаю молитву святителю Николаю в храме на молебнах – там написано: «Во исходе души моея помози ми, окаянному: умоли Господа, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения» (причем они в молитвах часто упоминаются). Как иеромонах (молодой или немолодой) может говорить, что это не учение о Церкви, когда это отражено уже в литургической практике, в молитве? Это не просто какие-то умничания: если что-то попало в молитву, молитва несет очень много – не только какая-то молитвенная связь, она еще и научает нас, не одного ведь святителя Игнатия. Опыт прохождения мытарств описан не вчера, не при святителе Игнатии – много сотен лет уже этому документу. И вдруг мы, вот такие молодые, пришли и начинаем рассуждать, что «все не правы», что «мне не нравится»... Я сочувствую этим людям. Мне, к сожалению, кажется, что кроме как то, что мы плохо образованы и у нас неважно с духовной жизнью, мы больше ничего не покажем.

– Наверное, именно потому несколько лет назад главный редактор сайта Pravoslavie.ru, тогда еще архимандрит Тихон (Шевкунов) закрыл дискуссию о мытарствах, прежде высказав свое мнение по этому вопросу и заключив его призывом не выносить подобного рода неоднозначные и соблазнительные для многих подобного рода дискуссии на широкое обсуждение. А наш собеседник в полном согласии с этим призывом добавляет: «Богословские дискуссии должны вестись не бабушками на лавочках у подъезда и не молодыми людьми в социальных сетях, а специалистами на научных площадках или в соответствующих изданиях». Но когда подобные споры начинают вестись на просторах интернета, среди самой широкой неподготовленной (и потому совершенно беззащитной) аудитории, в умы людей вливаются потоки прелестных, т.е. лживых и коварных и, значит, опасных мнений.

Протоиерей Андрей Канев: – Вот умничание, что «было учение – не было», «ученье – не ученье», «разберись сам»… Была полемика, что блаженную Феодору называли, а ее нет в святцах, – оказалось, есть. Такой уровень подготовленности... У нас нет соответствующего духовного опыта для рассуждения об этих вещах, у нас получается «молодецкий наскок».

Что тут можно говорить? Только пожалеть нас. А с другой стороны, практика приходской работы: я знаю пользу этого произведения – прохождение мытарств, описание их. Вот если не брать эти человеческие умничания, поросячьи копания в желудях, а реально подойти к тому, что дает человеку знание, что все-таки будет Суд, и возможность посмотреть на свою жизнь, оценить ее...

Я видел не раз, как люди составляли Исповедь по этим самым мытарствам. Мы живем без страха – у нас страха Божия нет: мы молодые, здоровые, нам все можно, «ты всего этого достоин», вот результат общества потребления. А оно не думает о смерти, оно не хочет умирать: ты потребитель должен быть, ты должен потреблять как можно больше – желудей наесться так, чтобы потом тот, кто эти желуди производит, получил наибольшую прибыль. И в духовном, отрицательном смысле, и в материальном. Поэтому тут надо думать нам, не относиться так, что если мне не нравится, это не значит, что это не учение Церкви. Да, в Символе веры этого нет, но там есть то, что Христос будет судить мир: будет частный суд над нами, а в какой форме он будет проходить – это ли важно? Важно подготовиться к этому. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475