Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (914) → Архимандрит Савва (Мажуко): О молитвенности

Архимандрит Савва (Мажуко): О молитвенности

№17 (914) / 2 мая ‘17

Свет невечерний

Верующие люди стоят перед иконами, молятся – просят, чтобы Господь или Матерь Божия помогли им, услышали их молитвы, помогли их детям, внукам, поминают усопших, своих предков. Молитвенность – это то, что отличает верующего человека, особенным образом как-то выделяет его из мира обычных светских людей. Человек верующий не может не молиться. Это нормально. Это естественный жест верующего человека. Но ведь нам очень часто говорят: «Зачем это? Это ведь пустая трата времени. Это какая-то польза, это вызов, это ненормально. Зачем молиться? Что ты ждешь от Бога? Он тебе когда-нибудь отвечал? Он когда-нибудь исполнял твои желания? Или это просто твои иллюзии, самовнушение? Может быть, это не более, чем выдумка, которая примеряет тебя с жизнью?»

Я думаю, каждый верующий человек и христианин сталкивается с таким вопросом, упреком, который нам бросают люди мира, светские люди. И мы иногда в растерянности и не знаем, что ответить. И – да, действительно, бывают такие минуты, когда ты задаешь себе вопрос: «А может быть, и вправду я выдумал себе все это? Ведь нет в этом никакого смысла: я смотрю на все это, каюсь, молюсь, причащаюсь, но как будто бы не меняюсь вовсе… Как будто бы все и остается точно так же. Может быть, действительно я просто беспокою людей, Бога, тревожу самого себя?».

Как ответить на этот вопрос? Мы сегодня попытаемся посмотреть на эту проблему с другой стороны – той, с которой нам Евангелие дает видеть эту проблему. И поможет нам в этом событие, которое произошло у стен старинного города Иерихона. Старинный город, многолюдный, древний – и возле стены этого древнего города сидел слепец. Что ему еще оставалось делать в то время? Просить милостыню, помощь. И он услышал среди многолюдного шума людей, которых он не видел, что есть такой Учитель жизни, такой Проповедник, Которого зовут Христос и Он исцеляет слепых и поднимает даже мертвецов из могилы… И вот этот слепой сидит, не зная куда кричать, кого просить, но окрыленный надеждой. И кричит: «Иисусе, Сыне Давидов! Помилуй меня!» – в пустоту, в толпу, в шумы, жаркой, зловонной восточной толпы, которые его окружают. Толпы, которая его перекрикивает, которая кричит откуда-то из темноты, из безόбразности и безвидности. Он кричит: «Сыне Давидов! Помилуй меня!».

Может быть Он услышит?.. И вот Христос идет, окруженный толпой зевак, которые знают, что это учитель, наставник, врач-исцелитель. Он сотворит, может быть, какое-то чудо. Это человек, которого уважают, а некоторые люди даже боятся. По крайней мере, с которым считаются. И тут какой-то слепец без имени (история даже имени его не сохранила – наверняка и он его не знал: он так сросся со своей слепотой, со своей бедой, что он был «просто слепой») позволил себе кричать в эту пустоту, в эту тьму – шумную, мрачную: «Сыне Давидов, помилуй меня!».

И что делают люди вокруг него? Они говорят: «Успокойся! Не шуми! Не мешай. Кто ты, а кто Он?». А он все равно кричит, вопреки всем этим запретам, убеждениям и уговорам – без надежды, без особенного, может быть, упования. И Христос останавливается: Он услышал не голос, перекричавший толпу, а сердце из бездны, взывающее к Нему.

Он подошел к этому слепцу и говорит: «Что ты хочешь?» – «Господи, чтобы мне прозреть!». И Христос исцеляет этого человека, возвращает ему зрение. Совершает чудо – так естественно: для богочеловека, для чудотворца это обычно, нормально.

Но почему мы вспоминаем эту историю, когда ставим себе вопрос о подлинности своего духовного опыта, о ценности своей молитвы, о том, как я живу, как верующий человек, в этом мире. Мы вспоминаем этого слепца: он не просто слепец, это не просто событие историческое – Евангельская история.

Это символ каждого верующего человека. Действительно, молясь, я как будто бы кричу в пустоту, в темноту. Я не знаю, ответят ли мне оттуда… Я даже не знаю, кто там. Я просто слышал, что есть Христос, который ходит по земле, как говорила мне одна старушка, и ждет сердце, вопиющее из глубины своей. И вокруг нас ходят люди, которые говорят: «Успокойся, не мешай своими криками, не докучай нам и Богу своими молитвами, потому что нет их. Это не более, чем твои психоэмоциональные упражнения. Ничего нет, успокойся. И перестань нам мешать».

И вот верующий человек должен следовать этому слепцу, не останавливаясь на все эти уговоры, на все эти, казалось бы, предельные аргументы, которые нам выставляют в упрек, в полемике, – молиться. Только молитвой этот мир и стоит. И даже человек, который находится в предельном отрицании Бога, все равно ждет и надеется, что кто-то за него молится.

Мы не можем это объяснить. Мы не знаем, как это действует. Но почему-то так согревает душу знание, что, может быть, какая-то бабушка где-то в забытой Богом деревне сидит и вечно молится за детей, за меня – успешного городского человека, которому нет досуга и времени вспомнить о Боге, о вечности, о роде своем, о судьбе своей страны, о душе своей некогда подумать. Так важно знать, что кто-то за тебя молится – здесь ли или на том свете: мы, верующие родственники, дорогой сердечный друг, которого Господь наделил талантом веры… Мы знаем – может быть, не достаточно хорошо, не достаточно уверенно и прозрачно, – но мы знаем, чувствуем сердцем, кожей, душой всей своей, что мир держится молитвой и ничем иным.

И поэтому, что бы нам ни говорила толпа, как бы нас ни укоряли люди неверующие, которым не дано знать тайны молитвы – этого чудесного события, пронизывающего мир, скрепляющего его, спасающего от распада. Мы будем вопиять: «Господи, Сыне Давидов, помилуй мя. Господи, услыши нас – спаси этот мир от распада: мир сумасшедший, он устал жить, ему очень тяжело оставаться Божиим миром. Спаси его, помилуй...» Пусть даже нам кажется, что Господь нас не слышит, но, как и в случае с этим Евангельским слепцом, вдруг остановится кто-то, кого мы не видим, подойдет и спросит: «Скажи мне, чего же ты хочешь на самом деле?»… И обязательно исцелит не только нашу страждущую душу, но и нашу семью, наш род, нашу огромную Землю, забывшую Бога, но не забытую Им.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс