Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (913) → Диакон Павел Сержантов: Благодать не действует автоматически

Диакон Павел Сержантов: Благодать не действует автоматически

№16 (913) / 19 апреля ‘17

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №15 (912) 2017

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – Когда человек молится в сердце, т.е. из глубины себя – это молитва и есть настоящая. Но на ступени непрестанной молитвы она может быть очень долговременной. На ступени сведения ума в сердце – это, как правило, молитва достаточно краткая, и она в некоторых аскетических описаниях фигурирует как некое изумление. Старец встал на молитву, и на него сошла благодать, и он стал молиться сердечно и перестал замечать то, что твориться в келье: к нему зашли, а он не реагирует.

А вот молитва непрестанная – это когда, допустим, другой старец стал на молитву. На него снизошла Божественная благодать непрестанной молитвы, и он молится умом в сердце и при этом он может не прерывать это делание даже тогда, когда пришло время поспать или поговорить с другим человеком – одновременно совершаются два действия: он говорит с другим человеком и молится умом в сердце.

Понятно, что это очень высокая ступень, чрезвычайно редкий дар. Но эти вещи в православной традиции записаны, они встречались и позволяют нам понять, что такое все более и более благодатная жизнь. Это не значит, что любой человек может достичь этих ступеней, если только захочет – одного желания человеческого ведь мало, надо, чтобы Бог захотел, чтоб Господь благословил. А если человек сам захочет – на человеческом одном желании, на одной воле человеческой, на одном действии это невозможно.

Есть и более высокие ступени, но они связаны уже с темой созерцания. Я сейчас не буду о них распространяться. Нас с вами интересовала именно аскетика, тема благодати – учение о благодати. Что такое «от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать»? Что значит «возрастание в благодати»? Какие более благодатные состояния здесь могут быть? Что мы можем различить, опираясь на святоотеческую традицию, которую мы находим в Лествице преподобного Иоанна, в других каких-то книгах? Люди, которые шли этим путем, замечали, что человек, восходя на более высокие ступени, в какой-то мере сохраняет делание на ступени более низкой.

Подвижник, который совершает умно-сердечную молитву, совершает покаяние? Безусловно: если он перестанет каяться, то и умно-сердечной молитвы у него не будет, или она будет, но будет ложной – она настоящая, но как бы подделка. Покаяние – это атмосфера, духовный воздух, в котором совершается весь духовный путь восхождения. Это фундаментальная вещь, и без него никак – без него никак в самом начале, в середине и без него никак в конце, на самых больших высотах.

Борьба со страстями… Мы тоже с вами уже отметили, что на ступени безмолвия совершается хранение ума от страстных помыслов. Это тоже форма борьбы со страстями, только другая – возвышеннее, тоньше, но это тоже форма борьбы со страстями. Она не отменяется.

Путь к бесстрастию в литературе может быть назван безмолвием. И мы можем с вами посмотреть некоторые трактаты аскетические – они прямо адресованы безмолвию. При этом они могут толковать об очень высоких ступенях, вплоть до бесстрастия даже, – и все это считается безмолвнической жизнью. Т.е. каждая предыдущая ступень дает какое-то направление всему остальному. Она остается в силе и по-своему существует на более высоких ступенях, она не забывается.

Подвижники, которые шли этим путем и описали его, сформировали, выразили чрезвычайно важное в догматике учение о синергии. Здесь оно уже упоминалось, но напомним. Учение о синергии – это учение (греч. συνεργία – сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν – вместе, греч. ἔργον – дело, труд, работа, (воз)действие) о том, что спасение человека совершается через содействие Бога и человека – спасение человека совершается силой Божией и силой человеческой, когда они действуют вместе. Вот это учение родилось и было высказано именно в среде православного подвижничества. Оно имеет громадное догматическое значение. И по этому поводу был достаточно большой спор на Западе в раннее Средневековье по поводу ереси монаха Пелагия. В этом споре участвовали блаженный Августин, Иоанн Кассиан Римлянин (которого мы можем по всему праву назвать исихастом) – он как раз формулировал учение о синергии: человек и Бог вместе действуют, и тогда происходит спасение.

Благодать человек может воспринять, если он захочет, если он подготовиться. Благодать – не действует автоматически, сначала человек готовит себя к принятию благодати и просит ее у Бога. Если Господь ему дает, то человек, получая ее, стремится ее сохранить (можно ее потерять – если человек не будет Богу содействовать все время, то он будет терять благодать, не сможет ее сохранить).

И вот это все вместе – подготовка к тому, чтобы получить благодать, само приятие благодати и хранение благодати – есть пространство, в котором человек содействует Богу и Бог содействует человеку. Это и есть пространство спасения.

Сегодня мы с вами затрагивали учение о благодати и пытались вдуматься в смысл слов в Евангелии апостола Иоанна, что люди от Христа принимают благодать на благодать. Впоследствии святые отцы, которые шли по стопам апостолов, представили развернутое описание пути, на котором принимается благодать на благодать. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Хранители памяти

Ощутить идеал

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475