Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (913) → Протоиерей Артемий Владимиров: Без надежды на лучшее человек существовать не может

Протоиерей Артемий Владимиров: Без надежды на лучшее человек существовать не может

№16 (913) / 19 апреля ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №15 (912) 2017

– Дорогие друзья, я не знаю, рады ли вы меня вновь видеть у себя в гостях: последние несколько передач мы говорили о грехах, страстях, о покаянии, о том, как трудно простить, забыть, очиститься – у меня всякий раз оставалось впечатление, как будто я нахожусь в блоке, где делают нейрохирургическую операцию. И притом операцию эту мы производим со зрителями, которых заставляем все это слушать и как бы мучиться вместе с нами, переживать, как из сумерек выбраться на Божий свет, как из гадкого утенка превратиться в лебедя, как Баранкину вновь стать человеком.

Поэтому сегодня очень хочется поговорить о чем-то более светлом, хорошем, хотя, сами понимаете, жизнь – это не пастораль, не сцена, на которой мы – актеры. Жизнь – это сражение: à la guerre comme à la guerre – на войне как на войне. Война – суровая вещь, на ней не бывает без потерь и поражений, потому и венцы не даются никому, кроме того, кто подвизается, подчас получает раны, но вновь встает в строй и без страха и упрека за веру, царя и Отечество сражается с подобающим христианину мужеством.

Сегодня у нас более легкая, я бы сказал, светлая тема. По своему обычаю назову я ее не сразу, а призову вас подумать, что с самых младенческих лет мы всегда тешим себя надеждой на лучшее. Скажем, будучи маленьким мальчиком, вместе с братом-близнецом я прошел, как ни удивительно это может вам показаться, пятидневку яслей и в детском саду был чуть ли не в группе продленного дня. И как вы думаете, что было главным для меня в яслях, в детском саду, к чему мы с братиком-близнецом обращали «души прекрасные порывы»? К тому, чтобы выйти из помещения детского сада на свежий воздух и погулять на огороженной территории? Нет. К тому, чтобы дождаться полдника? Нет, с тех пор как я полдничал в детском саду, до сих пор не могу взять в рот ни пастилы, ни повидла, изготовленного из слив, – перекормили. Нас согревала мысль только об одном: когда же за нами придет наша мама... Ее-то мы и надеялись увидеть в завершение недели в яслях или в конце дня в детском саду. И это ожидание прихода мамы – молодой, красивой, радостной, доброй, всегда согревающей нас своей улыбкой, грело неискушенные детские сердца.

Ну а затем мы с братом поступили в школу, и там на уроке математики я всегда надеялся, что меня не заметят, не спросят, в отличие от брата, который имел прекрасный музыкальный талант и с ходу, в уме решал задачки (а не как современные дети, которые подсматривают в телефоне всякие вычислительные операции с арифмометрами). Мой брат звезды хватал прямо с неба, а вот я прятался, как солдат в окопе, когда учительница, раскрыв журнал, говорила с такой завывающей, как сирена в эпоху войны, интонацией: «К доске пойде-о-о-от… Пойдет к доске-е-е-е…». И я старался спрятаться от ее взора. Иногда надежда оправдывалась, иногда нет.

По окончании десятого класса я очень надеялся, что удастся поступить в Московский университет. Надежда – наш «компас земной, а удача – награда за смелость». Надежда вообще не умирает. В Священном Писании даже написано, что надежда не посрамляет. И знаете, свершилось форменное чудо: специально не готовясь к поступлению на филологический факультет (но, конечно, не будучи последним неслухом, все-таки чему-нибудь и как-нибудь нас в школе учили), я, к своей радости, оказался на студенческой скамье Московского университета. Я надеялся, что мне удастся как следует выучить языки, в том числе the English language, а затем надеялся поступить в библиотеку имени Владимира Ильича Ленина, хотя Ульянов не имел никакого отношения к нашей главной библиотеке в центре города Москвы. А вот случилось иначе (человек предполагает, а Бог располагает), и я оказался учителем русского языка и литературы.

Надеялся ли я, что когда-то стану батюшкой? Вы знаете, на это у меня дерзости, честно говоря, не хватало. Хотя в мыслях я переиначивал известную поэтическую строчку Владимира Владимировича Маяковского: «Я бы в батюшки пошел, пусть меня научат», но достойным рясы и креста не считал себя никогда...

А вот вчера надеялся, что сегодня мы встретимся, – и на-дежда оправдалась. Вы поняли, дорогие друзья, что наш сегодняшний разговор – о том, что без надежды на лучшее человек существовать не может.

Все наши мысли, желания, чаяния пронизаны надеждой на счастье, на спасение. Поэтому, раскрыв акафист Иисусу Сладчайшему, сегодня мы с особенным чувством, особенной любовью, внутренней благодарностью и какой-то блаженной легкостью произнесем эти слова: «Иисусе, надеждо моя, не остави мене».

Слова эти очень и очень важные: батюшкам сегодня приходится видеть такой тип верующих людей, которые как будто веруют, что Бог есть, но в полной мере не надеются на Его всемогущество, благость и премудрость. А ведь подобное мироощущение можно сравнить с состоянием падших духов – демонов. Они веруют, говорит апостол Иаков, и трепещут осуждения, которое их ждет на Страшном Божием Суде. Осуждение это неминуемое: бесплотные духи закоснели в своей гордости и злобе. Зная, что Бог есть, они внушают людям, что Всевышнего нет, и таким образом склоняют последних ко всякого рода отвратительным вещам, желая, чтобы нераскаянные грешники вместе с демонами и бесами составили единую когорту осужденных существ на Страшном Божием Судище.

Нет, не к этому призывает нас Бог! И нет в Православной вере места пессимизму, обреченности, безнадежию, нечаянию, как говорили в старину. Места просто нет. Но, обретя веру в Господа Иисуса Христа как в некий луч, который соединяет нас с Небом, мы тотчас должны поселить в своем сердце кроме веры – живой, зрячей и горячей, двух ее сестер – надежду и любовь. И когда эти прекрасные грации, вечно юные, красивые, нетленные, радостные, соединят свои руки и начнут водить хоровод на полянке человеческой души, тогда среди зимы расцветут в сердце цветы, о которых говорит поэт: «Не все, что здесь цветет, увянет, и увядание земное цветов не тронет неземных».

Господи, я верую, что Ты есть! Ты – любовь распятая и Воскресшая. Ты, Господи, самый добрый, самый умный, самый сильный и никогда не оставишь Твое слабое создание, Свою словесную овечку, которая идет дорогой жизни посреди искушений, враждебных вихрей, не желая выпустить из фокуса своего внимания доброго Пастыря. Вера всегда дает место надежде на то, что Бог не оставит меня в беде: Он не попустит мне искушений, превышающих мои слабые силы. Вместе с трудностью Он доставит и избавление от нее, ослабу и избаву, как мы молимся в молитвах. Господь бдит надо мною, Он посылает мне ангелов-хранителей, которые утверждают мои стопы на жизненном пути. Господь отгоняет от меня демонов. Господь прощает мои грехи, вкладывает в сердце семена добродетелей, смирения, кротости, терпения и любви, чтобы, поливая эти семена слезами радости и благодарения, я мало-помалу укреплялся в нравственной жизни.

«Иисусе, надеждо моя, не остави мене»! Мы должны чаще вспоминать эти жизнеутверждающие слова, составляя, может быть, и свои собственные молитвы, плод которых – совершенная уверенность в помощи Божией нам, Его слабым и грешным созданиям: «Господи, я самый немощный, самый слабый, я есть совершеннейшее ничто, былинка, листик, песчинка пред Тобою. Но песчинка мыслящая, песчинка, которую Ты воззвал к бытию, былинка, в которую Ты вложил Свой святой Образ. На мне, недостойном, Ты начертал Свое святое имя, Ты даровал мне благодать Святого Духа. Вот почему я твердо, несумненно верую и уповаю, что Ты, Господи, меня и моих близких очистишь, помилуешь и спасешь. Благодарю Тебя за то, что было, за то, что есть и что будет со мною», – или, как говаривал один благочестивой жизни епископ начала ХХ столетия: «Господи, Отче, держи меня, Свое недостойное чадо, в объятьях Своих и никогда из них не выпускай!».

С такой вот светлой, радостной, мажорной интонацией мы и должны обращаться к Господу и, каясь в своих грехах, держать в памяти эти слова: «Иисусе, надеждо моя, не остави мене»! Аминь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс