Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (913) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Полезные привычки в духовной жизни

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Полезные привычки в духовной жизни

№16 (913) / 19 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня тема нашей передачи – «Полезные и вредные привычки в духовной жизни». Часто мы можем слышать о вредных привычках, об избавлении от них. Но помимо вредных есть еще и полезные привычки. Давайте сегодня поговорим о них. Частично мы уже касались темы полезных привычек, когда говорили о дне христианина. Хотелось бы снова немного вспомнить о том, как важно, например, рано утром вставать на молитву. Как приучить себя к раннему подъему на молитву?

– Хотелось бы сначала коснуться общих вещей. Кто-то из мудрых людей сказал: главные вещи в жизни – это не вещи. Главные вещи в жизни – это вера, духовная жизнь и спасение души. Конечно, в СМИ, по телевидению, в интернете мы большей частью слышим о вредных привычках… Люди более-менее имеют о них представление. Но как будто весь мир и вся внутренняя и внешняя жизнь человека состоит только из вредных привычек! Мы можем много их назвать, а вот полезные привычки… Конечно, стоит об этом поговорить, чтобы оттолкнуться не от негатива, а все-таки от позитива. Кто-то из древних философов сказал: привычка – вторая натура. Мелочи формируют человека, его внешний и внутренний образ жизни. Получается, что в деле спасения, в деле человеческих отношений мелочей не бывает. Вся наша жизнь вообще складывается из мелочей. Поэтому, конечно, сегодня полезно об этом поговорить.

Задан вопрос о молитве с самого утра. Во-первых, день полезно начинать с Богом, а во-вторых… Знаешь, у греков замечен такой алгоритм духовной жизни. Они говорят, что в духовной жизни чрезвычайно важен режим. Например, в нашем храме, где я служу (или в нескольких храмах), не бывало так, чтобы вечернее богослужение начиналось в 17.10, 17.15, а Литургия – в 10.10, 10.05. Написано по расписанию в 10:00, и мы начинаем в это время. Написано, что богослужение в 17.00, оно и начинается в это время. Это образ повседневной жизни.

Если у тебя есть домашнее правило... Например, утро в нашей воле. От нас зависит, во сколько встать. Во сколько лечь, не всегда зависит от нас, что будет днем – тоже. А вот что будет утром, во сколько встать – конечно, зависит от нас. Мало того, все врачи и физиологи говорят, что полезнее вставать и ложиться в одно и то же время, потому что обстоятельства начинают работать на человека. У тебя сейчас хороший возраст, наверное. Во всяком случае, я вспоминаю себя в твоем возрасте: стоило добраться до поду-шки – и просыпаешься только утром. Скоро у тебя наступят такие времена, когда захочешь спать, а не сможешь. Поэтому продаются снотворные, успокоительные и прочее. Один из наших философов сказал, что бессонница в старости – это дар Божий, потому что время к старости сокращается, человек выходит на финишную прямую и, чтобы он оставшееся ему время зря не проспал, его часы сна сокращаются. Так что если соблюдать определенный алгоритм, определенный режим, то надо привыкать ложиться и вставать в одно время.

А как себя заставить? Вопрос очень интересный. Ведь многие ставят будильник, чтобы встать утром в воскресный день или в будни в какой-то престольный праздник. Да если даже это и не связано с храмом, чтобы просто вовремя встать на работу или начать день. Конечно, это зависит уже от нашей воли. Услышать-то мы услышим, а что будет дальше? Иоанн Лествичник, величайший духовный отец Церкви, говорил о том, что подвижничество начинается с того, чтобы после пробуждения тотчас вставать. Слушайте, ведь подумаешь – какая-то мелочь (может быть, пять минут, десять), что здесь особенного? Нет, говорит Иоанн: вообще духовное мужество начинается с момента, когда человек приучит себя вставать тотчас после пробуждения. Оказывается, и в духовном плане, и в физическом это не мелочь.

Как же себя заставить? Во-первых, надо ценить жизнь. Завтра нам никто не обещал, поэтому надо просыпаться с мыслью, что завтрашнего дня может и не быть. Ты в этот день вложи все полезное духовное, внешнее, физическое, какое угодно содержание. Всего будет 24 часа. Мало того, мы же встаем уже в какое-то время после 12, уже какие-то часы как корова языком слизала. Значит, это будет вовсе не 24 часа. Особенно когда люди после выходных дней хотят поспать до 8, до 10, до 12... Некоторые прихожане жалуются: сын в два часа дня встает. А потом что? А потом ночь за компьютером. То есть все поменялось. Конечно, такой человек ничего доброго в жизни уже не сделает. Представляешь? И не один и не другой. Встают после обеда – это, конечно, ненормально.

Человек сбивается с природных ритмов.

– Конечно, эти ритмы реально есть. А еще (может быть, не все об этом знают) хотел привести пример Серафима Саровского и его наблюдений. Он говорил: час сна до двенадцати ночи равняется двум часам после двенадцати ночи. То есть если лег в десять часов вечера, то два часа до полуночи умножь на два – целых четыре часа, по внутреннему отдохновению организма, как он это воспринимает. Так что чрезвычайно важно приучить себя пораньше ложиться и пораньше вставать. А все это зависит от воли. Правильно ты сказал: как себя заставить? Действительно, Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его только усилием воли. А чем воспитывается воля – уже отдельный разговор.

Но в целом надо понимать, что в охотку это почти никогда не будет. Всегда через понуждение. А потом человек радуется, что рано встал и так много успел сделать, и жалеет о том, что проспал и так мало получилось сделать. Один человек обучал ученика какому-то ремеслу. Ученик несколько раз проспал занятие и прибежал, когда сделали уже, к примеру, табуретку с другими учениками, – прибежал, как этот юноша, который любил спать до двух часов. Учитель постучал его по плечу и сказал: «Знаешь, друг мой, кто спит, тот видит только одни сны, а надо видеть жизнь. Но жизнь во сне не увидишь, ее можно только бездарно проспать».

Есть, казалось бы, малозначительные привычки – такие, как пунктуальность, аккуратность в одежде. Как из этих, казалось бы, мелочей складывается духовная жизнь, какое значение они имеют для духовной жизни?

– А потом это выливается в привычку. Например, человек привык к некоей аккуратности и пунктуальности. Но ведь, помнишь, есть такая мысль, что цену часа узнает тот, кто проспал на поезд; цену минуте узнает тот, кто проспал на самолет. Однажды, когда мы летели в Нижний Новгород, чтобы потом отправиться в Дивеево, опоздали на регистрацию (она оканчивается за 40 минут) на две минуты. На две минуты – и тогда поняли, что такое две минуты. Все, поездка не состоялась! Две минуты… Цену секунды знает олимпийский чемпион, которому не хватило даже доли секунды. Цену секунды знает человек, перед носом которого проскочила машина или он успел проскочить перед ней. Вот цена секунды, знают об этом люди.

Поэтому если кто приучится к пунктуальности в повседневной жизни, это будет по жизни работать только на него. Не опоздать к начальству, на работу, потому что злостные прогульщики или те, кто опаздывает, – первые кандидаты на сокращение. На богослужение – вообще не говорю об этом. Кстати, оптинские старцы говорили: приходите за 10–15 минут до начала богослужения. Царица Небесная в это время приходит в храм Божий. Аккуратность и обязательность никогда никому не повредили. В конце концов это выльется потом в большие дела, потому что Писание говорит: неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16, 10).

Получается, в жизни мелочей нет. Надо придерживаться круга твоих повседневных алгоритмов, которые зависят от тебя. Наметил несколько дел, время, звонки, старайся все-таки от этого не отходить, потому что завтра – враг сегодня. Есть одна шутка. У одного человека спросили: как ты спасаешься, как подвизаешься? Он говорит: «Чтобы не забыть и чтобы держать себя в рамках, чтобы у меня было всегдашнее напоминание, я на потолке написал синим фломастером: «С завтрашнего дня начну: …» И написал глобальные вещи». – «И что дальше?» – «Вы знаете, утром просыпаюсь, посмотрю на эту запись, перекрещусь и скажу: слава Тебе, Господи, что это будет только завтра!»

Понятно, что это шутка, но как часто в нашей жизни хочется нам плакать над самими собой и над такими людьми. А порой и мы с тобой поступаем именно так. Завтра… Готов, готов, но завтра! И это «завтра» до бесконечности. Этой цепочке надо когда-то класть предел, и не завтра – сегодня. Это тоже одна из добрых привычек – не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Не как некоторые шутят: не откладывай на завтра то, что можно съесть сегодня. Нет: что можно сделать сегодня, сделай сегодня, завтра никто не знает, что будет. А завтра опять будет следующий вопрос… Кто-то из мудрых людей сказал: большие проблемы – будь внимателен, – складываются из вовремя не сделанных маленьких дел. Из вовремя не сделанных маленьких дел! Нам надо себя к этим маленьким делам подвигать. Они не маленькие, потому что когда неисполненные маленькие дела накопятся, это выльется потом в большую проблему.

Даже есть алгоритм, как убрать квартиру. Человек посмотрит: ну, все невозможно сразу, тогда завтра или в выходные. Посмотрит опять: все сразу невозможно, завтра… Убери одну полку в шкафу и один комод. Сегодня комод, завтра шкаф, потом тумбочка, потом стеллаж, и так потихонечку все будет. Хотим прочитать книгу. Кстати, это сейчас трагедия. Еще одна из нехороших привычек – не читать книги, а читать айподы, ПК. Есть дурная привычка не читать книги, а очень хорошая привычка – все-таки читать написанный текст, отмечать что-то, осмысливать. Какой алгоритм? Одна страница в день из намеченной тобой книги. Это тоже будет добрая привычка.

И еще, обобщая: добрая привычка – жить сегодняшним днем. Не думая о том, что их столько еще будет… Когда я был в твоем возрасте, я думал, что жизнь такая длинная! Кстати, тебе сколько сейчас лет?

Тридцать один.

– В тридцать один я стал немножко задумываться, но в двадцать пять она мне казалась такой длинной! А сейчас что-то она не очень длинная, так все быстро пролетело. Поэтому я тебе советую и тем, кто нас смотрит: надо торопиться. Это тоже добрая привычка – торопиться делать добрые дела в этот день, который тебе Господь отвел. А потом, знаешь, начинается такое время – здоровье, самочувствие, давление, обстоятельства жизни, родные, близкие, у семейных людей – дети, внуки и прочее, прочее. Человек уже во многом будет зависеть не от себя. Поэтому стараемся этот день наполнить содержанием.

Как выработать в себе привычку произносить только доброе, полезное, удержать свой язык от произнесения дурных и пустых слов?

– Если бы у нас привычка была только на доброе и полезное, мы бы уже все святые были, потому что все от нашего языка. Как говорил апостол Иаков, язык неудержимое зло, мы естество зверей можем укротить, а собственного языка укротить не можем. Поэтому, конечно, это одна из нехороших привычек – сначала говорить, а потом думать. Надо сначала думать, потом говорить, что сказать, когда сказать и какие из этого будут последствия. Даже русская пословица есть: слово – серебро, а молчание – золото.

Однажды отец Валериан (Кречетов) пошутил: в наше время молчание на самом деле золото, потому что ты сказал нехорошее слово, а кто-то тебе за это в зубы дал, потом надо идти к стоматологу, а стоматологи у нас сейчас очень дорогие. Поэтому сбывается над нами поговорка: молчание – золото. Живешь с тещей, все хорошо, потом что-то ляпнул не в ту сторону, теща тебя переселила на съемную квартиру, а снимать в наше время сейчас даже однокомнатную квартиру очень дорого, поэтому человек понимает: молчание – золото. Так что надо руководствоваться еще и экономическими соображениями, потому что до добра неосмысленное говорение не доведет.

Как удержаться? Конечно, должна быть привычка к некоторой медлительности в осмыслении того, что произносишь. Апостол дает такой совет, это даже вошло на страницы Священного Писания: всякий человек да будет медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев не творит правды Божией; и скор на слышание (Иак. 1, 19). Вот слышать, воспринимать, ловить надо. Есть поговорка: он понимает с полуслова. То есть надо улавливать слова, их содержание и смысл, а порой улавливать и их двоякий смысл, потому что это шутка, намек. Если ты шуток не понимаешь, из этого может выйти какой-то конфуз. Человек говорит с серьезным видом, но это вовсе не означает, что это не шутка. И ты тоже должен немножко улавливать ситуацию, потому что шуток не понимает только недалекий человек, а в нашей жизни без шуток невозможно.

Есть добрая привычка в конфликтной ситуации пошутить. Не выяснять отношения, а иметь привычку сгладить, когда тон отношений или разговора начинает накаляться. Я знал одного человека (и милостию Божией продолжаю знать), у которого была добрая привычка. Он был преподавателем в одном из университетов, прожил долгую жизнь. Когда ему исполнилось около семидесяти лет, мы продолжали с ним общаться, и я вдруг заметил у него одну привычку, которая появилась с возрастом. Когда мы что-то быстро или эмоционально говорили (а человек быстро и эмоционально говорит, когда начинает кого-то осуждать), тот человек отвечал: «Потише, потише…» И ты задумывался: а чего, собственно, потише? А, точно, куда-то не в ту степь пошел разговор, градус начинает повышаться.

Есть мудрое выражение: чтобы тебя услышали, говори громко; чтобы тебя послушали, говори тихо. Услышать и послушать – разные вещи. Чтобы дошло до души, до сердца, все-таки тон должен быть соответствующий. Когда люди начинают орать друг на друга? Когда их сердце далеко. Им кажется, что они не услышат, надо кричать, потому что он далекий от меня человек. А близкие люди говорят шепотом, особенно когда объясняются в хороших отношениях или в любви. Иногда не говорят ничего: им достаточно, что они общаются каким-то другим образом и друг друга понимают; для общения достаточно каких-то иных моментов. Почему? Потому что сердце близко. Понимают с полуслова.

Как привычка к умеренности в пище влияет на способность человека бороться со страстями?

– Ты знаешь, произошел с одним батюшкой такой случай. Он шел из храма, его остановил человек, постучал по плечу. Батюшка оборачивается – тот ему в нос. Он шел без подрясника, но с бородой, видно… Оказалось, не очень вменяемый человек напал, потому что он еще кого-то избил. Его забрали в кутузку, он там устроил погром. А когда его двое суток не покормили, он стал посмирней. Но это крайний случай. Дело в том, что вся эта агрессия, ненужная, дурная энергия чаще бывает от обжорства, объедения, когда человек наестся агрессивной пищи. Кто-то сказал (с этим можно поспорить), что мясо – физиологический фактор агрессии. Животное как убили? Оно же не само. Оно вынуждено жить за счет… ну, корова траву жует, свинья тоже, а в пищу они попадают через что? Моя мама выросла в деревне. Она говорила, что если дедушка рубил курицу (это было очень редко, например перед Новым годом или Рождеством), она не могла потом ее есть, ведь она ее кормила.

Не случайно монахи не едят мяса.

– Чтобы поменьше кричать, ругаться, ссориться. Какая-то закономерность в этом определенно есть, а есть более тонкие вещи – старец Паисий говорил: сытое брюхо к молитве глухо. Есть большая разница. Поэтому мы в подробности вдаваться не будем, но скажем просто: умеренность – это умеренность во всем, она только способствует жизни духа. Как говорит апостол Павел: духом умерщвляйте дела плотские, и живы будете (Римл. 8, 13). Можно сказать: а разве я не живой? Я и так живой. Нет, жива оболочка, то есть только внешняя деятельность. А дух в человеке, который живет только плотью? Эта жизнь под вопросом, что там живет. Физиология живет, а дух – непонятно.

Есть закономерность между духовной составляющей человека и его физиологией. Если на первом месте физиология, тогда дух – на втором. Если наоборот, – тогда понятно. Мы должны понимать, какими должны быть. Замечательная мысль: когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. У греков был девиз: ничего сверх. Крайности – бесовские, хороша золотая середина и в простой, и в мирской жизни. Эта жизнь посередине без крайностей; будь то пища, питие, телевизор, новости – все должно быть в меру. Этот путь правильный.

Какие плоды несет проверка своей совести в конце каждого дня?

– Для того, чтобы не наступить на грабли дважды, чтобы не повторять произошедших ошибок, чтобы намеченное в конце концов исполнить, чтобы не накапливался этот ворох не исполненных вовремя маленьких дел… Если это не получилось сегодня, пусть будет хотя бы завтра, но не послезавтра. А в конце концов все это (говорю не про внешние дела, а про внутренние), этот анализ прожитого дня дает возможность для покаяния. В конце концов каждый день должен быть омыт мыслью, слезами покаяния. Обидел, не был верен Богу, Церкви, людям – у нас до бесконечности много всяких недостатков, грехов, ошибок, дурных слов, мыслей. Все начинается с начала – с дурной мысли, потом дурное слово, а потом и дурное действие. Поэтому и надо проанализировать свои мысли, свои слова и поступки.

Во-первых: Господи, прости, дай силы не повторить. Если это произошло, – дай возможность и вразуми, как исправить, помириться, поправить, как не повторить прошлого, восстановить потерянный мир, вернуть радость в дом, которая прошла из-за нашей дури, невнимательности, глупости. А если не анализировать, то все это накапливается как грязь на одежде. Испачкал руки – мой; мы каждый вечер моемся, моем руки, чистим зубы, этим самым поддерживаем здравие нашего тела. То же самое надо делать и с душой, это дает шанс поддерживать ее в добром здравии. Как многие со вниманием относятся к здоровью своего тела, так же внимательно, если не большим образом, надо относиться к здоровью своей души. От ее здоровья будет зависеть и вечность, и завтрашний счастливый день – от ее правильного устроения и настроя. Когда она будет настроена на вечность, тогда вечность будет в твоей повседневности.

Доброго вам всем здравия, помощи Божией и побольше хороших, добрых привычек.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475