Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (913) → Архимандрит Савва (Мажуко): О милующем сердце

Архимандрит Савва (Мажуко): О милующем сердце

№16 (913) / 19 апреля ‘17

Свет невечерний

Дорогие мои друзья, вы, конечно, слышали про Святую Гору Афон на полуострове в Греции: монашеская республика, где уже больше тысячи лет живут только монахи и весь полуостров усеян обителями, скитами, кельями, в которых спасаются подвижники благочестия. Так вот, на Святой Горе Афон было принято ставить еще в XX веке разные поучительные надписи, поучения, на дорогах – одно из них звучало так: «Берегите деревья».

Это было наставление одного из подвижников благочестия, который говорил, что одна из заповедей Божиих, которую мы должны соблюдать очень рьяно и постоянно помнить о ней – это заповедь любви ко всему живому, любви к деревьям, животным: мы в ответе за весь этот мир – у человека задача такая, заповедь Божия дана ему быть хранителем этого мира и возделывать его. И вот это очень важно для каждого из нас – воспитать в себе такой правильный взгляд к твари – к всему сотворенному, к деревьям, к растениям, к миру, в котором мы живем, который дает нам питание, комфорт, утешает нас: чтобы мы здесь были не просто полновластными хозяевами и потребителями, но относились к нему как к части самих себя, как к тем растениям, животным, зверям за которых мы дадим ответ перед Богом.

И святые отцы называли такое особое состояние – благоговения перед творением Божиим, перед этим миром, – космосом состоянием милующего сердцем. Это состояние нужно в себе воспитывать – нужно постоянно работать над собой, чтобы наше сердце стало по-настоящему милующим.

Великий подвижник и аскет преподобный Исаак Сирин, книгу которого я держу в руках, как раз и писал, как это милующее сердце воспитать. Пишет он: «И что такое сердце милующее? – и сказал: возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся, – пишет преподобный Исаак, – молится с великою жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу»: некоторое волнение внутри человека происходит, когда он видит птиц, животных, человека и даже демонов. Он испытывает жалость, расположение.

Посмотрите, человек с милующим сердцем волнуется, переживает совершенно искренне, слезы льет о бессловесной твари – о кошках, собаках, слонах и о врагах истинных. Т.е. люди, которые противятся Богу, вредят Церкви или верующему, делают какие-то неприятности лично этому человеку, – о всяком таком человеке верующий, имеющий сердце милующее, возрастивший свое сердце, он льет слезы и молится: «А также и об естестве пресмыкающихся, кто молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению Богу» – это не просто состояние эмоциональной взвинченности, а шаг к тому, чтобы уподобиться Богу. Мы знаем, что человек создан по образу Божиему, но призван быть подобным ему. Образ Божий это данность, это те вещи, которые нам даны. Те способности души, которые нам даны. А уподобление Богу – это задача, цель, к которой Господь нас призвал.

Вот чтобы уподобиться Богу, нужно воспитать в себе то самое милующее сердце. Был такой подвижник замечательный, аскет и писатель. Человек, в котором сошлись два для светского уха совершенно несовместных состояния – святость и гениальность. Это был армянский поэт Григорий Нарекаци. Он жил в Xв. и был современником святого князя Владимира. Когда наша Русь только крестилась, Армянская Церковь уже имела почти тысячелетний опыт подвижничества и жизни во Христе с особой культурой христианской.

Григорий Нарекаци происходил из семьи очень образованных и богатых людей. Получил хорошее образование, был настоящим книжником. И вот когда он пришел в монастырь, ему дали неожиданное послушание – пасти скот. И вот этот книжник, аристократ, человек, знавший языки, читавший философов, имевший талант поэта, 7 лет пас скотину: ему вручили в руки кнут, и он пошел пасти смиренно скот. И ни разу за эти 7 лет он не рассердился, ни разу не крикнул, не сказал бранного слова. Ни одного из этих зверей он не обидел, не стукнул этим своим прутиком.

И по прошествии 7 лет, как пишет его житие, он пришел, послушание его завершилось, и он воткнул этот прутик, которым он не ударил ни одного животного посреди пустой земли. И вот этот прутик вырос в куст, который, как говорят, до сих пор стоит, как свидетельство сердца милующего, которое не просто сохраняет тварь, все творения Божии, ту землю, которую Господь ему дал в охранение, но и животворит. Руки человека, у которого сердце милующее, по-настоящему обладают врачебной силой. И это сердце находится в постоянной молитве.

Подумайте только, вот мы живем в городах или в каких-то селениях, своей суете, и по городу, может быть, идет, пока мы едем на работу, занимаемся своими делами, организуем встречи, какой-то человек. И вот что он не увидит человека ли, душу – кто-то ведь пронесся в машине, кто-то задумчиво стоит ждет автобуса, смотрит на часы, – он идет и молится за каждого из нас. Может быть, это будет священник, монах, а может быть простой человек верующий, который работает здесь, неподалеку. И имея вот это вот милующее сердце, воспитанное молитвой, правильным воззрением на свет Божий, воспитанием в себе ответственности за тех, кого мы приручили, он идет и молится за всех, кого видит: за тех, кто едет в машине, за детишек, которые идут из школы, проходит мимо больницы – и молится за всех, кто там сейчас трудится, может быть, рожает детей или его везут на операцию; за каждого человека, за каждое дерево, за каждую зверюшку молится этот человек.

Это не значит, что он читает какие-то особые фразы на непонятном языке или вычитывает правила, или читает мантры. Нет. Его мысль приучена к тому, чтобы превращаться в молитву всякий раз, когда он видит что-то вокруг себя. Он молится постоянно. Такой человек молится даже во сне. И как легче, свежее была бы наша жизнь, если бы таких людей было побольше! Наверное, от каждого христианина требуется этот труд воспитания милующего сердца – тот труд, которым мы спасаем мир, труд, которого ждет от нас не только Господь, но и вся тварь – и люди, и звери, птицы и деревья, и вся наша земля.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475