Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (911) → А.И. Осипов, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии: Безграничная свобода приводит к произволу

А.И. Осипов, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии: Безграничная свобода приводит к произволу

№14 (911) / 4 апреля ‘17

Плод веры

Мы уже традиционно встречаемся в рамках большой конференции, которая называется «Наука. Философия. Религия». В этом году тема конференции – «Развитие России в XXI веке. Взаимодействие научного и религиозного начал». Насколько вообще возможно – взаимодействие научного и религиозного начал и конкретно в этой теме? Как смотрят наука, богословие, философия на перспективу развития России в XXI веке?

– Все, кто хотя бы немного знаком с историей науки, христианства, философии, конечно, прекрасно помнят, что еще в дохристианскую эпоху, во времена древних философов Аристотеля, Платона, всей плеяды великих мыслителей античности – все это было едино. Не было никакого разделения на науку, философию и религию. Каждый из них был и тем, и другим, и третьим сразу. Разделение произошло гораздо позднее, даже очень поздно. Еще в первые века существования христианства их не делили. Возьмите Иустина Философа, который был и богослов, и философ; а науки в нашем понимании, как естествознания, тогда просто не было.

Но время шло, и возник такого рода процесс, точнее, факты. С одной стороны, само естественнонаучное познание мира принесло очень много данных, которые нужно было выделить для специального изучения. С другой стороны – и это уже более глубокий момент, – в человеческом сознании происходило постепенное отделение этих явлений, или сторон, человеческой внутренней культуры – религии, науки и философии. Это началось еще в эпоху Возрождения и особенно ярко проявилось уже в конце XVIII и XIX веке.

Наука, кажется, вообще вышла из поля влияния религии (или постаралась выйти в значительной степени). А философия приобрела характер той стороны сознания, которая, по идее, должна была дать и ключ к верному пониманию научных достижений, и оценку самого богословия. В католическом схоластическом богословии было задумано, что философия должна быть «служанкой богословия». Так и началось, но потом получилось все наоборот. В настоящее время мы видим явление, сформировавшееся уже в XIX и ХХ веках, когда богословие стало в какой-то степени «служанкой философии». По крайней мере, философские идеи стали доминировать над богословием и, более того, даже определять характер самого богословия. Такова в самых общих чертах история, и так можно кратко ответить на ваш вопрос.

Все-таки Вы описали векторы, которые расходятся.

– Да.

Эта конференция направлена на то, чтобы эти векторы сходились?

– Я не сказал о российской специфике. Она заключается в том, что в советское время область науки и философии и область религии были разведены полностью. При этом не просто разведены, как отдельные явления, а было своего рода догматизированное утверждение, что единственным научным мировоззрением является атеистическое мировоззрение. А поскольку религия не вписывается в это, следовательно, это ложное и ни в коей мере не сочетаемое с наукой явление. Так продолжалось, как всем хорошо известно, примерно 70 лет, – как говорят, это был семидесятилетний плен, как когда-то у евреев был плен вавилонский.

В связи с теми процессами, которые всем нам известны, в частности с перестройкой и дальнейшим характером развития, теперь мы видим (и особенно это было видно в первые годы перестройки) сильную тенденцию возврата к тому, что некогда было в России, по крайней мере к традиционному мировоззрению. А поскольку Россия живет Православием и православная религия была основной, то, конечно, очень многие попытались увидеть в Православии то, что должно быть другом, союзником и, в определенной степени, даже стимулятором развития научного знания.

Но это оказалось не так просто. Одна из проблем, которая здесь возникла, заключается вот в чем. Совершенно верный тезис науки: необходима свобода творчества, свобода исследования. Великолепно. Но мы видим, к чему это приводит. Хиросима и Нагасаки. Да что они, теперь это уже детские игрушки по сравнению с существующими сейчас средствами уничтожения человека, а следовательно, и всей культуры, цивилизации, и самой жизни на земле. И вот здесь тезис свободного развития науки встретил тяжелейшее препятствие.

Именно религия говорит: необходимы этические рамки, безграничная свобода приводит к произволу. Более того, у святого Исаака Сирина есть замечательная мысль: «Невежественная свобода есть мать всех страстей, и она приводит, в конечном счете, к рабству». Речь идет, кажется, о совершенно понятных вещах. Что же он разумеет под невежественной свободой? Это та свобода, которая не ограничена чем-то. А чем? Это вопрос, который одинаково важен и для науки, и для христианства в его отношении к науке. Богословие могло бы выразить ответ на этот вопрос, наверное, таким образом: там, где нет всеобъемлющей любви к человеку, не может быть добра. Даже истины не может быть там, где нет любви. Я уже не говорю о правде, о полезности. Не может быть никакой пользы, истины, правды, справедливости там, где нет любви. В данном случае отсюда и проистекает необходимость корректирования понятия свободы в научном творчестве и развитии.

Дело в том, что нередко ученый увлекается открытием, которое перед ним стоит, но подчас он открывает такие вещи, которые действительно могли бы быть полезными, но при условии, что окажутся в руках честного, высоконравственного человека. Но кто это может гарантировать? Никто! Я сказал про Хиросиму и Нагасаки, вот вам пожалуйста. Более того, ведь устройство этой бомбы возглавлял знаменитый Оппенгеймер, у него уже были десятки ученых, которые вместе разработали эту атомную бомбу. Даже когда она была еще в процессе разработки, многие из них прямо высказывали опасение: а не произойдет ли в результате этого сверхмощного (по тем временам) взрыва цепная реакция, когда начнется реакция всех элементов Земли, и наша Земля в мгновение ока (или дольше) превратится в солнышко? И эти вопросы и предположения в то время были совсем небезосновательны. Пока еще не знали, может такое произойти или нет, но теоретическая вероятность существовала. Оппенгеймер и другие идеологи все-таки пошли на это испытание. Потом оказалось, что этой мощности недостаточно, и есть еще целый ряд причин, по которым цепной реакции быть не может. Это хорошо, но подумайте только: не зная точно, они все же пошли на такой эксперимент.

А что нас может ожидать в перспективе? Разве не может произойти чего-то другого, когда мы тоже проведем какие-то эксперименты, о последствиях которых пока не можем ничего твердо сказать?

В связи с этим возникает любопытная вещь: апостол Петр, этот необразованный, даже по меркам своего времени (уж не говорю с точки зрения нашего образования), человек, совершенно решительно пишет, что первые люди были уничтожены водою, а последние погибнут так, что земля и все дела на ней сгорят. Когда было сделано открытие в отношении ядерной энергии, особенно атомной бомбы, потом водородной, термоядерного оружия, очень многие обратили на это внимание. Не сделает ли наша наука, пользующаяся абсолютной свободой, такой «штучки», которая превратит нашу Землю в очередной солнечный шарик?

Одним словом, я говорю о соотношении науки и религии, но не религии вообще, а православного христианства. Оказывается, мы вступили в некое напряженное состояние. Христианство требует ограничить исследования твердыми моральными рамками. Наука не соглашается и никогда, наверное, не согласится на это. И как же быть? (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Екатерина Самсонова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс