Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Христианство – это цельная жизнь во Христе

Протоиерей Димитрий Смирнов: Христианство – это цельная жизнь во Христе

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Вопрос: «Правда ли, что самый легкий путь ко спасению лежит в том, чтобы не осуждать других людей?».

– Да, это так.

И достаточно этого?

– Вообще-то, конечно, нет. Если вычленить из всего, о чем Господь говорил, только неосуждение, это потянет за ниточку очень много добродетелей, которые мы должны приобрести с помощью благодати Божией – и безгневие, и терпение, и молитва, и любовь к ближнему. Просто осуждение очень распространено и очень наглядно.

О нем Господь очень конкретно говорит.

– Да. «Не судите и не судимы будете». С детства очень знакомая мне формула.

Думаю, все ее слышали.

– Этого я не знаю. Но даже в русской поэзии это отражено: «А судьи кто?..». Значит, это было написано на скрижалях сердца у людей. Это очень глубоко понималось.

А если уйти от людей, чтобы они тебя не окружали, не искушали, не соблазняли?

– Память остается. Пока в человеке есть гордость, будет и осуждение. С этим связано. А Бог гордым противится. Можно не осуждать вслух – это хорошее упражнение, но оно не спасает. Разве что как некий этап. Так сказать, чтобы дети навыкли: для христианина это неприлично.

Мне кажется, любая добродетель, за которую человек возьмется, обязательно откроет весь спектр...

– Обязательно. Ведь христианство – это цельная жизнь во Христе. И Господь через Священное Писание все аспекты этого объяснил. Многим даже пример показал. Очень глубоко трогает история про исцеление расслабленного, которого принесли его друзья к ногам Христовым. Там все очень наглядно показано.

Вопрос телезрителя: – Меня всю жизнь волнует один вопрос: моя мама родила меня и моего брата. Я родился в рубашке, а второй брат – нет. Объясните, пожалуйста, что Церковь думает на этот счет?

– Думает о том, что каждому человеку Господь дает разные дары и разные кресты. А, может быть, вы человек более восприимчивый к простуде, поэтому мать родила вас в рубашке, чтобы вы часто не простужались, а брат был более закаленный. Может, и так.

Вопрос: – Правда ли, что Господь забирает человека из земной жизни в самое лучшее время для него? У меня внезапно умер папа: острая сердечная недостаточность. Он с друзьями нес на носилках соседку, которая сломала ногу, ему резко стало плохо, он потерял сознание, и спасти его не удалось. Очень скорблю, молюсь, но мне не становится легче. Не понимаю, почему его забрал Господь. Ему было всего 65. Столько у него было планов впереди!

– Понимаете, жизнь человеку дана не чтобы выполнить все планы. Взять мою жизнь… У меня планов было очень много, и от некоторых я сам отказался – понял, что так складываются обстоятельства, что мне их не выполнить, так что даже не стоит затевать. Дай Бог закончить то, что уже начато, это вполне реально. Были планы большие, на 8–10 лет. Ясно, что я не смогу это реализовать. Поэтому план – это ничто. Нельзя сказать, что наши жизненные планы для Бога совсем не интересны, но, во всяком случае, наши земные дела – это как некоторые упражнения, через которые мы можем Богу и людям как-то послужить.

А ваш папа умер просто прекрасно, это действительно прекраснейшая смерть: нес больного человека на носилках и при этом умер. Вот уж воистину иллюстрация к тому, что человек умирает в лучший момент своей жизни. Ясное дело, что ваш папа – избранник Божий. А то, что вам нелегко, тяжело, – это тоже испытание. Ваш папа не старый человек, мне ровесник. Но мой папа умер в 56 лет, и до сих пор я скучаю по нему. И что же теперь?

Надо покоряться воле Божией. И потом, когда мужчина говорит «мне тяжело», это даже как-то несолидно звучит. Жизнь – не праздник, не отдых, это тяжелый труд, преодоление скорбей, лишений, борьба за истину, преодоление греха.

Вопрос телезрительницы: – Сейчас, в Великий пост, я читаю вечерние и утренние молитвы, готовлюсь к Причастию. Чаще, чем обычно, читаю последование ко святому Причастию, покаянные каноны. Можно ли читать эти молитвы вместе со священником, включая аудиозапись Оптинских старцев, – открывать свой молитвослов и читать вместе с ними, чтобы правильно ставить ударения. Вечерние и утренние правила я бы с удовольствием читала вместе со священником телеканала «Союз». Грех это? Мне отдельно читать или все-таки можно вместе со священником?

– В свою очередь, задам вам вопрос: что такое грех?

Телезрительница: – Грех – это когда ты не веришь Богу.

– Хорошо. А где неверие Богу в том, что вы читаете правила вместе с кем-то?

Телезрительница: – Здесь нет неверия, конечно.

– Если «конечно», то почему вы спрашиваете: грех или не грех?

Телезрительница: – Нет, конечно, не грех.

– А теперь, как вы думаете, руководитель канала «Союз» – это Владимир Познер или кто-то другой?

Телезрительница: – Нет, конечно. Священник.

– А зачем священнику, если это грех, распространять его по всем странам? Ведь телеканал «Союз» смотрят не только в России, но и на Украине, в Беларуси, в Европе, а через интернет – и в Америке, и в Африке. Какой тут грех, совершенно непонятно. Неужели все мы, священники, и руководитель канала отец Димитрий (он живет в Екатеринбурге, там очень хорошая молодая команда на телеканале «Союз», я был у них на Урале раза 3–4) все делаем, чтобы вас ввести в грех? Интересная мысль с вашей стороны.

Наоборот, все делается для того, как вы сказали, чтобы правильно ударение ставить. И что тут плохого? Что вы такая подозрительная? Вы нас всех подозреваете, что мы хотим вас ввести в какое-то искушение? Или вы думаете, что мы бесам, что ли, стараемся служить? Мне кажется, тут все само собой очевидно.

Вопрос: – Может ли духовное чтение или духовная беседа заменить молитву?

– Нет, конечно. Может ли вода заменить хлеб?

И то, и другое человеку необходимо.

– Да. Белки, жиры, углеводы, клетчатка, микроэлементы, витамины. Ничего не пропустил? Все нужно. На какой-то период, например, постом, основная пища – без животных белков. Но кто нам мешает растительные белки употреблять – грибы, орехи? Никто.

Книжку почитать порой легче, чем помолиться.

– Конечно. Более того, древние отцы давно заметили, что, если человек молится, бес внушает ему: «Хватит молиться, теперь почитай Евангелие». Ему менее тошно от того, что человек читает Евангелие, чем когда он молится. Вот настолько молитва отгоняет бесовскую рать от ума и сердца человека.

Вопрос телезрительницы: – У меня в прошлом году умерли подряд два сына. Прошел уже год. Я специально читала 17-ю кафизму Псалтири (поминание об усопших). А сейчас можно уже подряд читать кафизмы? 17-ю уже необязательно читать?

– На здоровье, читайте.

Телезрительница: – И второй вопрос. Я не знала, что в первую неделю поста нельзя читать акафисты, читала их.

– Дома можно. Мы в Церкви не читаем, а дома можно. Дом – это ваш храм, где вы сами себе хозяйка.

Телезрительница: – Когда исповедовалась, батюшка мне сказал, что сейчас вообще-то их не надо читать.

– Интересно. Вы батюшке каялись в грехах… Неужели молиться – это грех?

Телезрительница: – Нет. Но акафисты разные. Он сказал, что все-таки не надо было читать.

– А почему не надо-то? Если сердце просит, если вы привыкли, если вам там все слова понятны, почему не надо?

Телезрительница: – А что в акафистах может быть непонятного-то?

– Вот именно. В Церкви у нас определенный чин – да. У нас особый, очень мудрый Устав, мы через этот Устав очень многое понимаем, познаем. А дома никто же вам не говорит, где ставить шкаф, стол, какую люстру выбирать, какие обои, куда иконочки вешать. Дома человек может вешать иконочки туда, куда ему удобно.

Вопрос: – Почему не отпускает тяжесть греха после покаяния и Исповеди? Висит на душе камнем. Уже 17 лет в Церкви.

– Надо знать, о каком грехе речь, тогда можно объяснить. Человек приходит и говорит: «У меня на желудке как камень какой-то». Делают рентген: даже желчный пузырь чистенький, никакого камня нет. Что человек имеет в виду? Надо исследовать. Так же и здесь: что за камень? Камень камню рознь: бывает гранит, бывает известняк, бывает кремень, бывает песчаник. Да мало ли камней – даже янтарь бывает.

Вопрос: – Мой 9-летний сын интересуется Вашим мнением, отец Димитрий. Нужно ли давать сдачу обидчику? Его обижают дети и гадкими словами, и кулаками. Мое мнение – должен, он будущий защитник и своей семьи. А он вспоминает батюшку Серафима Саровского, который не сопротивлялся разбойникам и простил их впоследствии, хоть сам и пострадал.

– Что ж, если мальчик дозрел до того, чтобы брать пример с преподобного Серафима, то, конечно, давать сдачи – это хуже, чем потерпеть и простить.

То есть это требует большего мужества.

– Конечно. И мужества, и силы, и терпения.

Вопрос телезрительницы из г. Сочи: – У нас такая ситуация: наш духовный отец, который венчал наш брак с мужем, крестил наших двух детей и у третьего ребенка считается крестным отцом, сейчас отлучен от Церкви на 5 лет за то, что не упоминает имя нашего Патриарха, считает его еретиком – «тот знается с католиками». Что нам сейчас делать? Мой муж пришел в Церковь только к этому батюшке и воспринимает только его, водит меня только к нему. Можем ли мы сейчас ездить к нему? С него не сняли рукоположение. Можно ли ему исповедоваться, ездить к нему как в домашнюю церковь? Я так понимаю, сейчас он начинает ее строить, чтобы прихожане, которые ходили к нему и хотят ходить, оставались рядышком с ним все это время. Можем ли мы с ним молиться?

– Каждый человек может делать все, что ему угодно. И никакой Дмитрий Смирнов не может на него повлиять. Но я готов вам рассказать вот что. Если вы будете ездить к нему на Исповедь и вместе с ним участвовать в строительстве церкви, то должны знать, что вы сами себя отлучили от Церкви: он крестил вас не в свою какую-то церковь, а в Русскую Православную Церковь. А то, что у него не хватает ума или образования, так бывает. И гордости у него больше, чем образования. Поэтому вопрос отношения католиков и православных ему не по зубам, и он отпал от Церкви. То есть ему собственное мнение оказалось дороже, чем сама Церковь. Можете себе представить?

Еще, видите, какой епископ хороший, дал ему срок 5 лет: может, подрастет, опомнится. Это очень милостиво. И если он в понедельник пойдет, упадет в ноги Владыке и скажет: «Владыка, я опомнился, пелена спала, простите молодого дурака», Владыка, может быть, даст ему епитимью и восстановит его в правах. Вот и все.

А ходить к нему… Он же сейчас никто. Это все равно что ходить пить чай к самовару, где воды нет. Это совершенно бесполезное дело. Я очень ему сочувствую. И, конечно, вам.

Телезрительница: – И еще можно вопрос? Он говорит, что в этом году наша христианская Пасха совпадает с иудейской и мы вообще должны переносить Пасху на неделю позже. И тем, кто с ним общается, он сказал начинать пост на неделю позже. Соответственно, и Пасху мы должны тоже отмечать неделей позже.

– Видно, совсем больной человек. Такого не бывает. Для этого и пасхалия составлялась, чтобы с иудеями в один день не праздновать. То есть батюшка совсем очумел. С католиками у нас бывают время от времени совпадения, а с иудеями никогда. Позвоните в сочинскую синагогу и спросите, когда у них пасха, – вам скажут. Вот и все.

Телезрительница: – Спасибо большое.

– Храни вас Бог! Ходите в церковь, молитесь Богу. И за вашего заблудшего батюшку тоже. Заболеть каждый может.

Вопрос: – Жена очень сильная и активная женщина. Все делала по-своему, с моим мнением почти не считалась. После всех конфликтов подала на развод. Сейчас ждет ребенка от другого мужчины, собирается замуж за него. Как глава семьи я несу ответственность за все, что происходило в семье. Но как можно быть главой семьи рядом с сильной, независимой, самостоятельной женщиной?

– Решение о создании семьи принимает мужчина в любом случае. Сейчас, например, я многим молодым женщинам советую сделать предложение мужчине самой: «Давай вместе создадим семью. Предлагаю тебе руку и сердце. Не хочешь ли ты, дорогой, на мне жениться?». Современный мужчина, как правило, маменькин сынок, а совсем не муж. Но и в этом случае он за все ответственный, и он решает. Если он согласится, скажет: «Да, я согласен на тебе жениться», то он несет всю полноту ответственности.

Раз ты такую самостоятельную, сильную женщину выбрал, значит – так. Женщин надо выбирать не по этим признакам – не по красоте, не по весу, не по образованию, не по тому, богатые у нее папа или мама, а насколько она близка Христу, Богу нашему. Являются ли для ее души и ума заповеди Божии чем-то серьезным в жизни? Вот тогда все и получается. Потому что брак, с церковной точки зрения, есть домашняя Церковь. Женщина, которую я выбрал, хочет этого же? Если хочет, тогда можно на ней жениться. Если у нее какие-то другие задачи, тогда лучше другую поискать. Иначе ничего не сложится.

Интересно, но сейчас многие говорят: не могу найти себе невесту.

– Не можешь – и не надо. А другой говорит: «А я не могу в магазин ходить». А третий говорит: «А я не могу научиться плавать». Я знаю некоторых мужчин, которые не могут научиться водить автомобиль; жена водит. Другой говорит: «А я не могу зарабатывать». Жена работает, в три раза больше получает. Ну, не может, инвалид. Так что все в нашей жизни бывает.

Вопрос: – Возможно ли следование за Христом вне Его Церкви?

– Дело в том, что следование за Христом – это означает войти в Его Церковь. Основное дело Христа на земле было создание Церкви. Это все равно что говорить: а может ли душа спастись вне тела? Ответ: не может – человек есть душа, которая помещена в тело. Как только душа покидает тело, всякая возможность спасения для нее прекращается.

Так же и здесь. Как вне Церкви? Вне Церкви нет таинств, вне Церкви нет Писания. Когда люди вне Церкви (например, иеговисты, пятидесятники, баптисты берутся толковать Писание), они очень много перевирают. Только Церковь имеет ключ к пониманию Писания, ведь именно Церковь создала Священное Писание. Из множества текстов она собрала и сказала: вот эти четыре Евангелия подлинные, вот эти послания действительно Иакова, Петра, Иоанна, Павла. И тут приходит какой-то свидетель Иеговы, берет чужой текст, причем не им переведенный, а Русской Церковью, – и начинает что-то толковать. Да это же просто смешно: слушай, брат, что ты в этом понимаешь?

Вопрос: – Каким образом применять к современной жизни слова апостола Иоанна Богослова из Второго Послания: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его?

– Буквально. Дом христианина есть здание его домашней Церкви. И все, что христианская семья делает в своем доме, есть богослужение. Едят ли, пьют ли, воспитывают детей, делают ремонт или пристраивают следующий этаж – это все богослужение, все для домашней Церкви. А тут приходит какой-то чуждый человек со своим учением. Как вообще такого приветствовать? Что там приветствовать? Это совершенно чуждый элемент, надо его сторониться.

Нередко рассказывают: приходит одинокая соседка поговорить – обычные разговоры о чужих недостатках. И жалко ее...

– Вот. И зачем же в этих делах участвовать? Жалко – денег дай, кофту подари.

Ей поговорить не с кем.

– А если приходит мужичок, который через каждое слово матом садит, а у нас дети? Ему не с кем поговорить. Ему говорят: «Не ругайся». А он отвечает: «Я так привык». И что? Пусть найдет кого-то другого. Или сказать: «Пойдем в церковь». У нас и так жизнь короткая, а мы еще будем всякие осуждения выслушивать и так далее. Помочь бабушке за лекарствами сходить, подарить что-то – пожалуйста, это очень хорошо, по-христиански. Но не это «ля-ля»...

Звонят родственники: «Мы к вам приедем погостить». А они совершенно нецерковные, неверующие. У них свой интерес, и уж они-то точно свой дух привнесут в домашнюю атмосферу.

– Можно ради опыта сделать один раз и посмотреть, что из этого выйдет. И им показать урок: как вы молитесь перед обедом, после еды, как на ночь правило читаете, как отбой бывает для всех детей, что телевизор вы не смотрите и так далее. То есть должно быть все не по их, а как у вас в доме. Захотят они – пожалуйста. Только они должны жить вашей жизнью, а не вы их.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс