Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Игумен Флавиан (Матвеев): На Бога надейся, а сам не плошай?

Игумен Флавиан (Матвеев): На Бога надейся, а сам не плошай?

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Русская поговорка гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». Сегодня порассуждаем, насколько она христианская, как во всем полагаться на волю Божию и при этом делать то, что зависит от нас самих.

– Тема достаточно сложная. Чтобы анализировать поговорки, бывает нужна в первую очередь помощь филолога, а во вторую – священника. Но давайте будем вместе рассуждать. Эту поговорку можно произносить по-разному. «На Бога надейся, а сам не плошай». Что означает в русском языке это «а»? «Отец пошел на работу, а я остался дома» – это противопоставление: отец занят одним, а я занят другим. Или «щи соленые, а борщ еще солонее» – это сравнение. И если мы именно так произносим эту поговорку («На Бога надейся, а сам не плошай»), то ее гораздо сложнее воспринять по-христиански по сравнению с тем случаем, если мы ее произнесем так: «На Бога надейся, да и сам не плошай». Тут уже гораздо сложнее усмотреть противопоставление.

В то же самое время, насколько я понимаю, эту поговорку произносят как христиане, так и нехристиане. В устах последних она звучит довольно беззлобно, именно с призывом к тому, чтобы больше времени и сил посвящать созидательной деятельности, чем какой-то созерцательной, что характерно для верующих. А верующие люди эту поговорку воспринимают именно по-христиански и говорят: «В жизни человека должны быть и созерцательные моменты, и моменты молитвы, веры, надежды на Бога, упования на Его святую волю. В то же время человек должен действовать и сам». В нашем православном богословии есть учение о гармонии этого содействия – учение о синергии, о том, что именно в содействии двух воль (Божеской и человеческой) и двух усилий созидается наше спасение.

По-другому спастись нельзя, только так. Нельзя спастись самому – без Бога спасение невозможно, и нельзя спастись только в уповании на то, что Бог сделает все Сам. По крайней мере, даже для такого упования была бы нужна вера, а это уже что-то с нашей стороны. Конечно, если эта вера не просто насажена Богом в человека, а подразумевает благодарный творческий отклик в человеке. Так и получается, что мы, христиане, воспринимаем эту поговорку как призыв для себя, чтобы в надежде на Бога не исключать для себя самое активное, самое деятельное участие в том, чем бы мы ни занимались, стремясь к славе Божией. Для очень многих людей стремление жить во славу Божию является серьезным двигателем жизни.

Здесь всегда встает вопрос меры: в какую меру я должен уповать на Бога, надеяться на Него, в какую меру я должен трудиться? В этом смысле приходилось слышать вариант этой же поговорки – у французского народа (если я не ошибаюсь) она звучит так: «Если ты молишься, молись так, как если бы все зависело только от Бога, а трудись так, как если бы все зависело только от тебя». То есть здесь нет полутонов: трудись с полной самоотдачей, но и молись так же. Именно такой вариант поговорки звучит гораздо более категорично и не подразумевает возможности расслабиться.

А наш вариант – «На Бога надейся, да и сам не плошай», то есть на Бога надежда есть, но и сам тоже прилагай усилия … Понятно, что плюсом к Божией воле, к Божией силе человек мало что может приложить. Отчасти на эту тему есть интересная книга – «Сила Божия и немощь человеческая». То есть это намек на православное учение о синергии – содействии. Но сила Божия – это сила, а что со стороны человека? Немощь, наша слабость... Вот так и живем.

Вы сказали, что хорошо бы поговорить с филологом на эту тему. Действительно, если мы понимаем эту поговорку в том смысле, что на Бога надейся, а сам не бездельничай, не бездействуй, то смысл слова «плошать» – это совершить оплошность, промах и ошибку. Получается, на Бога надейся, но сам ошибок не совершай. Совершенно по-другому раскрывается это изречение.

– Да. Именно об этом нам тоже говорит христианское учение о человеке. Как тут не вспомнить другую поговорку: «Делай благо, бегай злаго»? Так говорят с таким южным акцентом. Уклоняйся от зла – как в 33-м псалме говорится (поговорка основана на этом): «Уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и». Уклоняться от зла, не плошать – одно из тех стремлений, которые обязательно должны быть в нашей повседневной жизни.

Наша зрительница в социальной сети ВКонтакте пишет: «Мне кажется, тот, кто произносит эту пословицу, не верит Богу, больше надеется на свои силы. Часто замечаю: когда возникают проблемы, начинаю звонить знакомым, ищу возможность выхода из ситуации. Не означает ли это, что во мне нет веры или ее мало и она слабая? Что нужно делать, чтобы укрепить в себе веру в Бога, молиться с силой и уверенностью, что Он поможет?».

– Если человек сам оценивает свое внутреннее духовное состояние как недостаток веры, это явное свидетельство, что он получил от своей совести извещение, что веры действительно маловато и ее нужно укреплять. Человек действительно может в своей жизни сопоставлять какие-то события и говорить: «Хорошо, у меня неприятности. Их можно изжить несколькими способами. Если это неизбежные неприятности, плохие новости, которые будут иметь какие-то последствия в моей жизни, я могу, во-первых, обратиться к Богу и попросить Его о помощи: Господи, помоги мне это пережить. Во-вторых, я могу Богу исповедоваться, открыть Ему свою душу и сказать: Боже, обращаюсь к Тебе как к своему Отцу, со мной произошли такие-то и такие-то неприятные вещи, это сокрушает мою душу, я это так-то и так-то переживаю, у меня такие-то ассоциации с переживаниями из детства»… Если человек внимательно смотрит в свою душу, он в себе видит множество самых разных оттенков переживания каких-то сопоставлений. Это все он может излить в исповедальной молитве Богу, что, конечно, поможет – Бог даст Свой отклик, пошлет Свою благодать.

Как говорят современные психологи, в человеке есть такая жизненная потребность: если что-то случилось, то большое облегчение состоит в том, чтобы выговориться, кому-то это рассказать, проговорить. Важно, кто это. Может быть, это Бог. Вот если человек испытывает душевное стремление обратиться к Богу, то это очень хорошо. Это свидетельство того, что у человека есть крепкая вера, твердая надежда, навык в самостоятельной молитве. У человека есть возможность и внутренняя потребность вступать в непосредственные взаимоотношения с Богом через такую исповедальную молитву. А если этого нет? Тогда, как эта женщина, написавшая вопрос, человек позвонит друзьям, знакомым, родственникам и изольет свои беды им. А потом скажет: «Но ведь я христианка, у меня была возможность излить свою душу Богу, но я этого не сделала. Значит, веры у меня маловато». Если человек заметит в своей душе такую кривизну и скажет: «У меня мало веры, я должен ее укреплять», – разве он не может поверить этому помыслу? Наверное, должен ему поверить.

Как, помня о Боге и Его воле, не быть бездейственным, думая, что уже за нас все решено и что по воле Божией в итоге все управится? Это одна крайность, когда ответственность полностью перелагается только на Бога. И, наоборот, как не стать слишком самонадеянным, думая, что все, что у меня сегодня есть, – это все лишь мои усилия? Как не впасть ни в ту, ни в другую крайность? Где золотая середина?

– Ключ к благоразумному пониманию своего места в жизни лежит в глубоком понимании воли Бога. Нужно глубже изучать нашу православную духовную традицию и стремиться больше читать и Священное Писание, и толкования на него, и жития святых, в которых раскрываются как добродетели, так и какие-то греховные случаи. И, конечно же, читать специальные книги, авторы которых рассуждают о соблюдении воли Божией, о ее нахождении. Широко известна книга «Илиотропион» (или «Подсолнечник»), как опыт согласования воли Божией с волей человеческой.

И в общей канве нашей православной традиции нужно искать примеры и побуждения, соответствующие именно тебе: каждый человек о себе может сказать, во-первых, сколько ему лет, во-вторых, что он воспитан в такой-то культуре, в-третьих, что ему дано какое-то воспитание именно его родителями – кто они были, какое воспитание они ему дали, кто он по характеру, каково его служение, кто он по профессии, в общественной жизни и так далее. Каждый раз, задавая себе эти вопросы, человек сопоставляет себя как со святыми людьми, так и с людьми греховными, следы которых он найдет в нашей православной духовной традиции. И он со временем сумеет искать и находить себя среди этих примеров и, внимательно прислушиваясь, с молитвой, к голосу своей совести, будет искать ответы на все эти вопросы и находить их в каждый момент своей жизни.

Нельзя сказать, что в один прекрасный момент человек сосредоточился на этой теме, нашел ответы на все эти вопросы и успокоился. Такого не бывает. Потому что в человеке на протяжении жизни кое-что может меняться. Если человек монах, то он, наверное, счастливее других людей: у него в жизни очень мало что может поменяться. А у мирских людей с течением времени может меняться очень многое. Так или иначе, вся жизнь – это поиск самого себя, поиск того, как лучше предстать пред Богом, какое лучше занять место среди своих ближних. Как тут не вспомнить такую замечательную поговорку: «Век живи, век учись»? В этом смысле вся наша жизнь – это именно поиск воли Божией в том самом моменте, в котором я нахожусь здесь и сейчас.

Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «У меня вопрос по поводу фразы «Бог простит, и я прощаю». Я верующий человек, но считаю, что надо правильно говорить, не решать за Господа Бога. Я всегда говорю, когда у меня просят прощения: «Я прощаю – и прости, Бог». То есть я прошу Господа Бога, чтобы Он простил этого человека».

– С точки зрения филологии, как мне представляется, когда человек говорит: «Бог простит», – это как раз пожелание того, чтобы Бог простил. Пожелание заключается именно в этом: «Бог да простит тебе, и я прощаю». Пожелание, в первую очередь, адресовано Господу Богу, чтобы Он простил, – «и я прощаю». Таким образом, пожелание человека, произносящего эту фразу, – это пожелание всестороннего мира для собеседника: мира с Богом и мира с человеком.

Телезрительница пишет: «Сейчас очень модно и актуально говорить и жить по принципу «жизнь коротка, надо взять от жизни все». Приемлема ли эта позиция для верующего православного человека»?

– Очень хорошая поговорка и жизненная позиция, но для тех, кто это понимает. А понимание заключается в том, что действительно жизнь коротка, чтобы спастись, чтобы за это краткое время прийти к Богу. Жизнь коротка, чтобы сделать добрые дела, на которые у нас может не хватить времени, сил, денег, желания объединиться вместе с другими людьми, чтобы сделать эти добрые дела. Об этом как раз надо помнить, имея в виду слова из Священного Писания Нового Завета, где в одном из апостольских посланий говорится, что мы должны дорожить временем: дни лукавы. Время трудно удержать, оно в целом ряде случаев нас томит своей нагрузкой, мы воспринимаем его как какую-то тяжесть, но в большинстве случаев оно просто ускользает у нас из-под рук, и мы очень многого не успеваем. Жизнь коротка, надо успевать делать добро.

Мы рассуждали до начала программы, чтό человек понимает под словом «все» («бери от жизни все»): если «все» – это все пороки, существующие в современном обществе, то это неприемлемо для православного человека, а если «все» то, что заповедано Богом, тогда – да.

– Люди встречаются, друг друга радостно приветствуют, прощаются и говорят: «Желаю тебе всего самого лучшего, самого доброго». Вот именно к этому всему лучшему и доброму и надо стремиться.

Телезрительница пишет: «Можно ли спастись, не имея духовника? Если да, то чем руководствоваться? Если нет, то как и где его найти? Исповедоваться приходится каждый раз у разных батюшек, и Исповедь превращается в обычную формальность».

– Тут нужно сосредоточиться на главной проблеме, которая, скорее всего, человека и гнетет: что Исповедь оказывается формальностью, неким «допуском» к таинству Святого Причащения. И получается, что такая Исповедь, как формальность, – краткая. С одной стороны, она необходима: как приступать к Причастию с горой грехов? С другой стороны, если человеку нужны помощь и поддержка священника, то о них нужно попросить. Даже в краткое время, когда за тобой еще целая вереница желающих исповедоваться, всегда есть возможность сказать: «Батюшка, мне нужен ваш совет, мне нужна ваша помощь, у меня есть духовные затруднения». И, соответственно, священник либо сразу же выслушает, либо, может быть, назначит какое-то другое время, а может, у него в графике уже есть какая-то форма общения с прихожанами, чтобы отвечать на вопросы в широкой или узкой аудитории.

К этому надо стремиться: если что-то волнует, задавать вопросы. Собственно говоря, так и находят духовника. Чтобы найти его, нужна степень духовного доверия между священником и духовным чадом. А как эту степень выявить, если не вступить во взаимодействие, в диалог? Поэтому между прихожанином и священником должен быть диалог, и прихожанин должен, не стесняясь, в этот диалог вступать и предлагать его, ведь священник может просто сказать себе: «Если прихожане мне не задают вопросы, значит, я имею полное право надеяться на то, что у них все в порядке, духовная жизнь идет как надо». Это может быть и так в ряде случаев, но может быть и не так. А чем больше прихожан, тем больше вероятность, что это вообще не так. У прихожан есть проблемы, но поскольку прихожан много, а священник один (например, в каком-нибудь большом населенном пункте, где одна церковь и один священник), то ему бывает туго, но, так или иначе, если сами прихожане не возопиют о своих духовных проблемах, то будет как в поговорке: «Дитя не плачет – мать не разумеет».

Без духовника можно спастись, если стремиться знать нашу православную духовную традицию, если стремиться к Богу всем сердцем, если стремиться находить ответы на вопросы из духовных книг, из совета с единомысленными братьями и сестрами, сведущими в вере, – все это, так или иначе, пути разрешения трудных вопросов духовной жизни, с которыми может столкнуться православный христианин. Но если есть достаточно опытный священник и с ним сложились доверие, диалог, он и может стать духовником. Хотя, с другой стороны, для большинства христиан именно таким духовником (в общем смысле этого слова – как тот, кто помогает спастись) должен быть любой православный приходской священник, к которому ты пришел на Исповедь: в данном случае он – мой духовник. Вот если у человека такое отношение, такое стремление, в хорошем смысле слова дерзновение, то человек никогда об этом не пожалеет.

Вопрос телезрительницы из Симбирской епархии: «Когда у меня просят прощения, я говорю: «Бог простит, и я прощаю». А если, например, мои дети просят у меня прощения, а я скажу: «Бог простит, а я на вас не в обиде», – я правильно буду так думать, или это от лукавого?».

– От лукавого, конечно. Детей тоже надо прощать, дети тоже люди, только маленькие – они тоже христиане, верующие, их тоже надо прощать. Но, с другой стороны, конечно, в воспитании есть целый ряд именно воспитательных моментов, связанных с программой, которую родители продумывают в отношении своих детей. Если, например, ребенок борется с каким-то грехом, какой-то дурной привычкой, дурным навыком и просит у родителя прощения, особенно если он с хитринкой, то вполне может удивиться и сказать: «Ну как же так, дорогие мои родители? Вы меня вроде бы прощаете, но в то же самое время, если я допускаю какую-то оплошность, вы продолжаете относиться к этой оплошности и к моей вольной или невольной вине сугубо отрицательно. Как же так?». И тут необходима серьезная и вдумчивая, именно по-взрослому, воспитательная беседа, чтобы положить разграничение, где лежит рубеж между личной обидой и воспитательным моментом, который необходим (и не один) в семейной жизни в воспитании детей.

Родители должны воспитывать ребенка без гнева. Но если родительская строгость помогает ребенку справиться с нехорошими поступками, то здесь нужно именно так настроить ребенка и сказать: «Я не могу поступать с тобой слишком мягко и не грозить тебе строгими наказаниями: ты в одиночку не справишься. И здесь у нас с тобой должно быть некое взаимодействие. Мы с тобой вместе должны работать над этой проблемой. Ты должен употреблять свою волю, стремясь к Богу в молитве, в надежде исправления, в покаянии, ты должен стараться себя изменить, а я тебе в этом должен буду помочь, чтобы ты не забыл, что какие-то дурные навыки, к которым ты привыкнешь с детства, могут отразиться на всей твоей будущей жизни. Это касается как чего-то серьезного, так и каких-то элементарных вещей: не произносить сорных слов, не совершать глупых, ситуативных поступков, да и просто не разбрасывать свою одежду».

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс