Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Диакон Михаил Кудрявцев: Любовь – вот критерий истины

Диакон Михаил Кудрявцев: Любовь – вот критерий истины

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Церковный календарь

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к памяти одного из древних египетских подвижников. Преподобный Аполлоний был сыном благочестивых родителей. 15-летним юношей он удалился во внутреннюю Фиваидскую пустыню, Нижний Египет, вместе со своим родственником Абибом. Через 14 лет, во времена Юлиана Отступника, по внушению свыше преподобный перешел в ближнюю пустыню и близ Ермополя основал обитель, куда постепенно собралось около пятисот иноков. Братия монастыря до вкушения пищи причащалась Святых Таин, затем до вечера поучалась в Священном Писании, а после заката солнца, вкусив пищи, одни удалялись в пустыню, «предаваясь во мраке ночи богомыслию и размышлению о слове Божием», другие оставались в обители. Часто иноки этого монастыря вкушали пищу один раз в день. Аполлоний порицал тех, кто придерживался суровых форм аскезы, – не стриг волос или носил вериги, видя в этом проявление тщеславия. При этом сам преподобный был строгим постником, вкушал вареную пищу только по воскресеньям, а в остальные дни питался только дикими растениями.

В окрестностях монастыря было расположено около десяти языческих поселений. Однажды преподобный оказался свидетелем языческого ритуала: жрецы в сопровождении толпы обносили идола по окрестным селениям. По молитвам преподобного участники идолослужения остановились и не смогли продолжить шествие. Узнав о причине случившегося, многие последовали за Аполлонием, а идол был сожжен. После этого случая многие язычники стали христианами, а некоторые даже остались в монастыре. Скоро в окрестностях обители почти не осталось язычников.

В другом случае Аполлоний сумел предотвратить кровопролитие между христианской и языческой деревнями. Когда в Фиваиде случился голод, Аполлоний снабжал продуктами жителей окрестностей. Преподобный авва Аполлоний скончался около 395 г. в весьма преклонном возрасте.

Братья и сестры, в этом житии мы видим, как святой авва Аполлоний заботился о вверенной ему Господом братии. Самым главным для монаха является пребывание в Духе Святом и избежание прелести. А любая прелесть проистекает от гордыни, гордыня же, в свою очередь, очень сильно подкрепляется тщеславием. И вот святой Аполлоний запрещал братии брать на себя какие-то особенные подвиги, выделяющие их из числа других, в монастыре все должны быть примерно одинаковыми. Основные подвиги должны быть в душе монаха, а не во внешнем, не в длине волос, не в тяжести вериг и не в чрезмерном воздержании. И если все это актуально для монашествующих, дающих обет воздержания и постоянно находящихся под присмотром духовника, тем более, у живущих в миру должно преобладать благоразумие. Ведь у нас нет возможности ежедневно раскрывать свою жизнь духовнику. Простая Исповедь не в счет: когда у батюшки 500 исповедников, он физически не может вникнуть в духовные проблемы каждого из них, а уж тем более все запомнить. Потому миряне призваны к более самостоятельной духовной жизни, нежели монахи. И если монахам надо беречься от тщеславия, когда вокруг них такие же, как они, монахи, то нам, находящимся в миру, особенно легко соблазниться и попасть на удочку внешнего, наносного благочестия, лежащего в основе всякого тщеславия.

В Евангелии мы читаем слова Господа: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20). А кто такие книжники и фарисеи? Те, кто назубок знали Писание и исполняли все правила внешнего благочестия. Значит, не это спасает само по себе. Ведь эти же самые книжники и фарисеи распяли нашего Спасителя.

Очень печально слышать, когда у многодетной матери спрашивают, как они дома постятся, и она отвечает: «Мы нестрого постимся, с растительным маслом», а при этом нет осознания самых основ христианства, нет понимания смысла регулярного участия в таинствах Церкви, нет живого общения со Христом, нет доброй христианской любви в семье. Да зачем же тогда нужен такой пост по монашескому уставу? Разве голодные дети скажут за это спасибо? Или, может, это угодно Богу? Но Господь в Евангелии не заповедал нам поститься. «Заповедь новую даю вам, – говорит Господь, – да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 34, 35). Пост – это наше добровольное усилие для того, чтобы стать ближе к Богу. Сам Господь хочет от нас милости, а не жертвы. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Любовь – вот критерий истины. Если нет любви, значит нет и Духа Божия. Потому, братья и сестры, будем держаться дальше от тщеславия, будем скромными и рассудительными, чтобы не выделяться из среды своих ближних и других православных, будем стяжать дух мирен и таким образом спасемся.

Преподобне отче Аполлоние, моли Бога о нас!

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс