Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (909) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Компьютерная зависимость у подростка

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Компьютерная зависимость у подростка

№12 (909) / 21 марта ‘17

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №11 (908) 2017

Юлия Александровна, мы решили продолжить тему зависимостей у подростков. Бич нашего времени – компьютерная зависимость. Давайте поговорим о ней.

– Вообще проблема компьютерной зависимости стала такой острой в тот момент, когда рассказали об убийстве своих родителей мальчиком, мама которого даже не запретила, а попросила на какое-то время прекратить занятия на компьютере, заняться учебой. Несмотря на то, что, в принципе, он учился хорошо (как выясняется), для родителей этот запрет и строгость в отношении любимого занятия сказались подобным образом.

То есть мы понимаем, что это не просто ситуация, которая может сказаться на ребенке, – она может трагически отразиться на всей семье. И мне очень жаль, что по взрослении ребенок, осознав свой поступок, поймет, что он совершил (а совершил он это, конечно же, на фоне психофизиологических нарушений), и поймет, что это испортило всю его жизнь и травмировало его на всю жизнь; возможно, это событие привело мальчика к какому-то совсем другому сценарию жизни.

Поэтому данная зависимость, данное поведение должно быть очень внимательно оценено семьей и школой. Если родители, может быть, слышат от педагогов, что ребенок, находясь в школе, «все время в телефоне» (а дети действительно просят, чтобы телефоны были современные, многофункциональные) и этот телефон отвлекает ребенка от учебы, к такой ситуации нужно привлечь свое внимание, чтобы не допустить каких-то более деструктивных, патологичных форм данной зависимости.

Юлия Александровна, когда нужно бить тревогу? Как определить, что у ребенка, подростка начинаются какие-то первые признаки компьютерной зависимости, и есть ли они вообще, успели ли их уже разработать психологи?

– Конечно. Вообще очень странно звучит вопрос, что принимать за компьютерную зависимость в ситуации, когда родители сами создают все условия, чтобы она возникла.

Компьютер купили, телефон купили…

– Да. Ничем другим ребенка не заняли. Ребенок не посещает ни секции, ни кружки, родители с ребенком не общаются. Я не так давно узнала интересную страничку из жизни одной семьи, в которой любимое занятие девочки в полтора года – это телефон. Что мы хотим получить в более старшем возрасте? Ребенок не развивает речь, не общается со взрослым – у него нет этого интереса, или он не понимает, что может дать ему взрослый, нет интереса к сверстникам и деткам, которые гуляют вместе с ним на площадке. Интересен только телефон: девочка готова за это развлечение все скушать, все сделать, собрать игрушки. И это в полтора года!

Но это же очень удобно, когда ребенок управляем, в данном случае – через телефон. Если малыш может посидеть, молча поиграть, можно заняться своими делами. В конце концов, он обучается современным технологиям. Одни плюсы…

– С одной стороны, удобно, а с другой стороны, это родительское удобство до поры до времени, а именно до той поры, когда ребенку ничего не будет нужно, кроме телефона или компьютера…

Под «ничего» Вы имеете в виду человеческие отношения?

– Да. Школа, отношения, обязанности по дому, какие-то поручения, элементарное воспитанное общение друг с другом, уважительное общение. То есть телефон или компьютер будет заполнять все сферы жизни ребенка, и этим он и будет ограничен. Компьютерная зависимость формируется очень быстро: в компьютере, телефоне есть очень привлекательные направления для ребенка, его уровня развития, его познавательного развития.

Главное, что в телефоне или компьютере ребенка никто не ругает, никто не критикует, он может с этим процессом поступить так, как он хочет: отключил – и ничего нет, потом захотел – включил. То есть он чувствует свою власть над ситуацией – в то время как в обычной жизни он этой власти не чувствует, и ситуация подчинения каким-то правилам, постоянного оправдания себя начинает его угнетать, становится для него менее привлекательной, чем власть, которую он видит через компьютер и телефон.

Если мы начинаем замечать у ребенка признаки компьютерной зависимости, что делаем? Разбираемся в причинах, или сразу начинаем бить в колокола, или ждем какого-то момента – может быть, само пройдет? Может быть, его отвлечет какая-то подростковая влюбленность или он заинтересуется собиранием марок, к примеру?

– Вообще признак зависимости – то, что ребенок без компьютера не может провести практически ни одной минуты своей жизни: только компьютер, телефон – ребенок ест вместе с компьютером или телефоном, он общается по телефону и что-то совершает в компьютере. И основной признак: когда ребенка пытаются переключить на что-то, это вызывает у него агрессию, злость и возмущение.

Одной стадией, которая предшествовала этому, было, когда ребенок откликался на то, что предлагали ему взрослые, хотя делал это очень небрежно, неаккуратно, а лишь бы сделать и обратно перейти к компьютеру. А следующая стадия – он уже не реагирует, и, когда его просят совершить что-то иное, чем игра на компьютере, мы видим агрессию, злость, враждебность. Если даже ребенок что-то делает по просьбе родителя, то он делает не просто (как в первом случае) неаккуратно и небрежно, а специально плохо, чтобы больше к нему с этим не обратились. И это уже стадия, когда нужно бить в колокола, обращаться к специалисту и что-то с этим делать.

Каждый ребенок в зависимости от своего типа, своего возраста, причины ухода в компьютер получает индивидуальную программу коррекции этой зависимости, и специалист разрабатывает под каждую семью, каждую ситуацию мероприятия, которые помогут выйти из этого состояния. Поэтому нет подходящих для всех путей…

Нет одной таблетки.

– Да. Поэтому специалист, конечно, будет начинать с причины. Чаще всего причина зависимости – это уход в нереальный мир, более привлекательный, чем мир взрослый, где нужно соблюдать какой-то регламент, выполнять обязанности. Это трудно, это неинтересно... А еще трудно, когда тебя не поощряют, а все время наказывают. Трудно потому, что ситуация успеха отсутствует.

А в компьютере ты все время победитель. Ты можешь взять игру другого уровня, более легкого, и тогда ты все время выигрываешь. А потом ты можешь подняться на другой уровень и всем хвастаться, что ты уже поднялся на другой уровень, и ты снова победитель. И вот эта стратегия побеждать что-то виртуальное... Ведь разработчики компьютерных программ заложили в игре идею победителя – все игры как бы настроены на то, чтобы ты чувствовал себя победителем и не хотел уходить с этой линии, этой ступеньки. И ребенок чувствует, что это действительно то направление, которое дает ему уверенность в себе, ощущение какой-то значимости. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-30-iyunya-2016g;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-1-iyulya-2016g

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс