Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (909) → Протоиерей Андрей Канев: Надежда должна быть обязательно

Протоиерей Андрей Канев: Надежда должна быть обязательно

№12 (909) / 21 марта ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №11 (908) 2017

– «Слово о смерти» – зачем нам надо слышать, а точнее, читать это произведение святителя Игнатия (Брянчанинова) – нам, людям, которые желают жить, растить детей, внуков, быть здоровыми, реализовывать множество планов? Лучше бы слово о жизни послушать – узнать, как решать те или иные проблемы, добиваться того, чего хочется, избавляться от того, чего не хочется… Такой поверхностный взгляд на жизнь даже христиан – примета не только дня нынешнего.

Когда-то именно по такому поводу у блаженного Августина произошло столкновение с паствой. В ту пору многие люди нередко становились христианами лишь по форме – по сути же они оставались язычниками и после Крещения жили как и прежде, не боясь греха и Суда Божия. Почему? А в те времена обращение в христианство совершалось быстро – иногда по увлечению, иногда по расчету – и было не прочно (выдающийся ритор того времени Либаний утверждал, что мы, христиане, переменяли выражение, а не верование), и они, конечно же, в храмы Божии не спешили, не топились жить по заповедям Христовым: жизнь земная заботила их куда больше, чем жизнь вечная. А блаженный Августин, видя храмы пустыми, всячески увещевал, но это не помогало: кто-то оправдывался, а кто-то, не краснея, сознавался, что берет из обоих культов то, что есть у них лучшего – такие люди отвечали блаженному Августину: «Мы – христиане ради вечной жизни и язычники ради наслаждений этого мира!». И тут они ошибались, полагая, что жизнь вечная – это обязательно рай. Есть еще и ад, и врата его широко распахнуты в ожидании грешника.

Читая «Слово о смерти», мы уже говорили, что учение об аде и адских муках всегда проповедовалось Святой Церковью. И святитель Игнатий, говоря о мучениях, которые ждут грешников в аду, добавляет, что нам полезно и спасительно помнить о муках ада, чтобы этими воспоминаниями побеждать собственные страсти: наши земные скорби мы считаем тяжкими только потому, что не изучили учений адских – здесь, на земле, страдания рано или поздно закончатся, но в вечности они не закончатся никогда…

В подтверждение этих слов святитель Игнатий вел рассказ об одном иноке из «Душеполезных поучений» аввы Дорофея. Он вел жизнь рассеянную, расслабленную, пребывал в небрежении о своем спасении и никак не мог понять причину такого состояния. Старец же сказал ему: «Так происходит потому, что ты не знаешь, что может ждать тебя после смерти – какой покой или какая мука. Если б ты знал об этом, как должно, то терпел бы и не ослабевал; тогда келья твоя была бы полна червей, и ты стоял бы в ней по шею». О том же говорил позже и преподобный Серафим Саровский…

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – По крайней мере, пример такой есть. Почему мы живем расслабленно? Оказывается, потому, что в нашей христианской вере есть большой пробел – мы не знаем о перспективах или знаем о них теоретически. Человеку скажи: «Завтра у тебя будет операция на сердце», он, наверное, будет очень сильно бояться: можно же умереть – и вдруг там что-то не так. А скажи нам, что завтра можно в ад попасть… Что с нами такое? Искажение греха, поврежденность наша.

Или, более того, бывает другая крайность: равнодушие бывает, но бывает еще, что человек начинает узнавать об адских муках и впадать в отчаяние. Это тоже признак неправильной веры. У человека надежды нет. Ему показан путь, диагноз поставлен – и говорят: «Иди в больницу, вот она – тут, рядом. Иди лечись, принимай лекарства, соблюдай правила определенные». А он говорит: «Все. Мне поставили диагноз. Я страдаю. Бог злой!», и т.д. Почему так бывает? Это тоже вид поврежденности, вид беснования. Такой человек нуждается в очень большой помощи. В Церкви такому человеку нужно регулярно восстанавливать основы правильной духовной жизни.

Надежда должна быть обязательно. Все люди грешники, но должен быть в Церкви труд серьезный, пастырский. Иначе человек узнал об аде – и в худший ад попал… Часто такое бывает из-за свойства печали – очень лукавого греха. Мы привыкли что грех – это «не убей, не укради», а если спросить человека, что он о грехах знает? Какие-то грубые телесные грехи – объелся, блуд еще хоть как-то в нашей жизни воспринимаются как грех (хотя все меньше и меньше), гнев... А печаль – очень тяжелая страсть, человек заражен этой страстью очень глубоко. И эта истина становится для него очень горькой.

– Но Господь ведь не может не знать, какие мы слабые, как легко впадаем в грехи. Нам ничего не стоит впасть в печаль, уныние и даже отчаяние, но нам очень трудно слушать горькую правду о своем духовном состоянии, о соответствующей ему вечной участи, и мы с удовольствием готовы внимать сладкой лжи. Вот такие мы, и нас, таких, Господь не пожалел в понимании человеческом, как жалеют родители капризных детей – мол, «делай что хочешь, только не плачь, мы тебе больше слова не скажем». А Бог не умолчал, Он не скрыл от нас истины, поскольку Сам есть Истина, и рассказал, какой может быть загробная жизнь праведника и грешника. Господь без ложной жалости сообщает нам, почему людей ожидают адские муки – при каких условиях они окажутся неизбежными, а значит, и вечными. Здесь отец Андрей поясняет, что нам это сказано именно чтобы мы исцелились: эти слова об аде и его мучениях должны стать для нас пусть горьким, но лекарством, которое тяжело больным, а все мы именно таковы, принимать необходимо, чтобы исцелиться, чтобы ожить для вечности, а не умереть для нее.

Протоиерей Андрей Канев: – Слово Божие оживляет человека. Наши уважаемые читатели (кто все-таки имеет такие свойства) должны не закрывать уши на разговоры об адских муках и о вечной смерти, а все-таки понять, что «это моя болезнь: если я музыку не слышу, я не понимаю в музыкальной гармонии – это проблема моего слуха, а не проблема музыкантов». Нужно свои болезни выявить, понять, принести, каяться в них, нужно обращаться к духовенству, просить помощи.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс