Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (907) → Иерей Анатолий Куликов: Великий пост

Иерей Анатолий Куликов: Великий пост

№10 (907) / 7 марта ‘17

Беседы с батюшкой

Здравствуйте, отец Анатолий. Тема нашего сегодняшнего разговора: «Великий пост».
Первый вопрос: насколько Великий пост совместим с обычным времяпрепровождением обычного современного человека?

– Духовная жизнь – это не часть жизни человека, но его основа, хотя бывает, что он этого не замечает. Если человек желает жить по христианской вере, то пост – это естественно.

Что касается остальной жизни, никогда не предписывалось бросать в пост работу, семью, воспитание детей и уходить куда-нибудь в лес. Хотя если посмотреть на историю нашего государства в дореволюционное время, было такое благочестивое правило – во время поста уезжать примерно на неделю в какой-нибудь монастырь, чтобы там поговеть: более строго попоститься, помолиться на более вдумчивых, длительных монастырских службах, для того, чтобы как-то собраться. Но это не означает, что вне поста жизнь человека была разболтанной и только на время поста он собирался. Жизнь духовная и жизнь обыкновенная идут вместе.

С другой стороны, пост – то время, когда мы должны меньше суетиться. К этому он призывает в первую очередь. Потому что покаяние и суета абсолютно несовместимы. Как можно каяться Богу, когда у тебя в голове миллион разных направлений, когда ты не собран? И тогда на этот вопрос можно ответить так: в пост надо собраться и отказаться от того, что тебе сейчас все-таки не нужно. Попробовать найти для себя главное. Но опять же, если человек научится это определять, собираться, это поможет и в его «обыкновенной» жизни, если можно так назвать работу, другие дела (не говорю здесь про развлечения). Поможет и в работе, и учебе, и послушаниях, и прочем.

Но, повторю, никто не призывает человека в пост все оставлять и уходить куда-то. Нет, надо жить, и жить плодотворно, чтобы наша жизнь была полезной для государства, Церкви, семьи, общества, то есть делать то, куда тебя Господь поставил. И в этом пост действительно может помочь человеку.

Отличается ли устав и пища в первую седмицу Великого поста от поста последующих седмиц?

– К превеликому сожалению, может быть, многих наших современников, не отличается. Как в первую седмицу надо поститься строго, так же надо поститься и дальше, в течение всех остальных шести недель. К сожалению, наверное, к каждому священнику перед Великим постом подходят прихожане и начинают вести такую хитрую беседу: как бы так убедить батюшку, чтобы попоститься первую неделю, захватить недельку в середине поста и последнюю Страстную неделю? То есть стремятся найти какую-то причину, чтобы пост не соблюдать. Ничего подобного. Что первая, что вторая и третья недели – пост один. Вот последнюю Страстную седмицу называют более строгой, особенно Страстную пятницу. Но если смотреть на богослужебный устав, Страстная седмица не входит в пост, она стоит отдельно. Великий пост, по идее, заканчивается Лазаревой субботой, и Страстная седмица стоит отдельно. А так пост с первой до последней недели с одинаковой строгостью. Но ко всякому вопросу надо подходить вдумчиво и трезво.

Изменяется ли что-нибудь в вопросах пищи в праздничные дни?

– Да, как в течение всего года. Отойдем немножко от темы... К батюшке Серафиму Саровскому как-то подошла одна купчиха и сказала:
– Знаешь, Серафим, я тут такое дело придумала: я пощусь среду и пятницу и решила попоститься еще в понедельник. Одобряешь ли?

Видимо, она желала как-то погордиться, думала, скромный монах будет ее восхвалять перед всеми: «Какая ты, мать, молодец, такое делаешь». Но преподобный Серафим ее как бы не услышал и говорит:
– Знаешь, когда становишься на молитву, так дня два пройдет и не заметишь. Так ты, матушка, о каком посте спрашиваешь?

Когда жизнь человека насыщена духовным подвигом, когда у него есть путь к Богу, тогда мера, касающаяся еды, когда больше есть, когда меньше, для него становится уже неактуальной. Он уже понимает, что для более глубокой духовной жизни пост должен быть где-то строже, чтобы тело не мешало этому восхождению души к Небу. Если для человека пост – это только голодание, тогда он, конечно, ждет любого праздника, любой причины, лишь бы где-нибудь дать себе послабление.

Хотя и здесь Церковь по-матерински заботится о нас, зная эти слабости. Уставом предопределено, что если нельзя вкушать пищу с маслом, то в какие-то большие праздники можно. Или, например, 7 апреля, когда у нас будет праздник Благовещения, позволено вкушение рыбы. Казалось бы, Великий пост, но тем не менее из-за такого праздника дозволено. Если же ждать Благовещения только для того, чтобы поесть в Великий пост рыбы, тогда мы постимся как-то неправильно.

Почему Церковью установлено не служить постом полную Литургию?

– Как раз по причине того, что пост – время покаяния и скорби о душе. Все-таки для православного христианина это должно быть скорбное время. А Литургия – это ликование, торжество. Наверное, даже нет слов, чтобы описать то самое главное, что может происходить в нашей земной жизни, – таинство Святой Евхаристии. Соответственно, Церковь в воспитательных целях говорит: «Давайте даже это ликование немножечко отодвинем в воспитательных целях».

Полная Литургия служится только в субботу и воскресенье. Но есть еще Литургия Преждеосвященных Даров, то есть Церковь не оставляет своих чад совсем без Причастия. Это установлено с очень давних времен, даже невозможно точно установить, с какого именно времени. Но уже с V века есть упоминания, что в Великий пост в будние дни полная Литургия не служится, но служится Литургия Преждеосвященных Даров. То есть в церковной практике это было практически с самого начала. Устав о посте вообще идет от апостолов. По примеру Христа постившегося Церковь сразу же установила Великий пост. Сообразно с покаянными нуждами Церковь ввела Литургию Преждеосвященных Даров.

Вопрос телезрительницы из г. Балашова Саратовской области: «У меня много болезней; я пью много таблеток. Я купила вешенки, сказали, что их можно отварить и потом обжарить на постном масле. А ведь в пост нельзя масло. Если я их пожарила на постном масле, это уже грех большой? И второй вопрос: наше село находится в нескольких километрах от церкви, идти вечером темно, много собак, и в эту первую неделю не ходила на службы. Скажу честно, я испугалась. Готовилась к Исповеди, Причастию, но не пошла. Это тоже большой грех?»

– По поводу богослужений. Конечно, первую неделю хорошо было побыть в храме: служились такие службы, которых больше не будет в течение поста. Первые четыре дня читался Великий покаянный канон Андрея Критского, совершались Литургии Преждеосвященных Даров. В принципе, Канон еще будет полностью читаться на пятой неделе поста и будут еще служиться Литургии Преждеосвященных Даров, но часто бывает, что как начнешь дело, так оно потом и идет. То есть если начал дело качественно, то потом нет желания расслабляться, с таким же высоким уровнем продолжаешь и дальше – так же и пост.

Конечно, может быть, у вас есть маленькое извинение, но, возможно, Господь попускает этих собак для испытания вашей веры. В Евангелии написано, что без Божией воли волос с головы не падает, что уж говорить про собак. Возьмите с собой две булки хлеба и кормите собак. Они вас потом, наоборот, будут защищать и охранять. Вы же идете к Господу, что с вами случится? А если вы собрались в субботу исповедоваться и в воскресенье причащаться, то обязательно надо это сделать, иначе какой без этого пост?

По поводу вопроса о грибах на постном масле. Дело в том, что мера поста для всех разная. Поститься так, как, например, постятся афонские монахи, мы, мирские люди, в большинстве своем не сможем, потому что у нас нет ни физического, ни духовного опыта. Поститься так, как подвижники (почитаем жития Антония Великого, Макария Египетского и им подобных, когда человек в течение всего поста, например, только пил воду или ел один раз в неделю), мы тоже не сможем. Потому что опять же нет сил – ни тех, ни других. И, как мне кажется, люди со временем очень сильно мельчают. Этих телесных подвигов в большинстве своем люди уже не могут совершать. Для древних, может быть, это было в порядке вещей, все могли так поститься и ничего особенного в этом не было.

Соответственно, сейчас нет одинаковой меры поста для всех. Самое главное во время поста – сама идея воздержания, того, что человек должен научиться владеть и руководить собой, отказываться от того, что ему можно и хочется. Потому что ради Господа, ради своей бессмертной души он от чего-то отказывается.

Для людей больных пост порой очень сильно послабляется: человек и так вынужден нести физические недуги, тело и так смиряется, Господь уже руководит этой ситуацией, взял под Свой контроль, в Свои руки – послал болезнь. Здесь самое главное для человека – терпеть свою болезнь без всякого ропота и возмущения, что гораздо сложнее, нежели здоровому отказываться от чего бы то ни было. Терпеть болезнь гораздо сложнее. Соответственно, когда человек болеет, ему надо в каком-то плане радоваться тому, что Господь дал ему такую ответственную и серьезную вещь.

Что касается именно масла, по телевидению нельзя устраивать какого-то духовного руководства. Вам надо подойти с этим вопросом к батюшке, к которому вы ходите исповедоваться, чтобы он помог вам определить для себя эту меру поста. Чтобы и не убить себя постом, и не расслаблять, найти золотую середину. Чтобы было трудно, но не очень; чтобы не считать: что пост, что не пост – какая разница? Но и одновременно без гнета: не так, чтобы человек пропостился в великом подвиге полторы недели, а потом слег в больницу с язвой желудка, например. Ни в коем случае делать такого нельзя. Надо трезво подходить ко всему.

Вы говорите о мере поста; как и чем ее определять?

– Недавно одна прихожанка мне говорила:
– Батюшка, вот раньше, когда начинался Великий пост, я пугалась: вот, не смогу, всякие болезни…

Она человек больной, действительно тело борется со многими недугами. Соответственно, первую неделю постилась строже, а потом были какие-то послабления. Пост не забылся, но где-то он и послабее.

А тут, года два назад, решила я попробовать поститься все пять недель; мол, хватит себя жалеть. И даже сама удивилась: оказывается, хватило сил на весь пост; и в уныние не впала, и время прошло.

То есть Господь показал, что когда человек начинает подходить с дерзновением, перестает себя жалеть, тогда у него, оказывается, и силы есть на все. Ведь самая главная наша проблема – это саможаление. Оно происходит от нашего самолюбия. Мы всегда любим занижать себе планку, во всем: в том, что касается работы, молитвы, поста и прочего, прочего. Этого я точно не смогу. Этого я не хочу. Это я не выдержу. Сами заранее сдаемся и заранее терпим поражение.

Надо подойти к себе честно, ведь силы есть. Церковь вводит нас в пост постепенно: это подготовительные недели, сплошные седмицы, заговенье на мясо, Сырная неделя – все для того, чтобы человек потихонечку подготовился.

Давайте в первую неделю построже посмотрим на себя: насколько у нас хватает сил. Если в понедельник второй седмицы у нас есть силы, чтобы так же продолжать пост, как и в первую седмицу, давайте так и будем. И так потихоньку свою меру и узнаем: что я могу и чего не могу. Есть какая-то решимость и чувствуем, что организм в узел не завязывается, сделаем построже. Попробуем, по крайней мере, несколько дней, неделю и будем сами к себе прислушиваться. И так можно найти меру.

Самое главное – здесь все-таки нужно советоваться. Если человек пришел в Церковь недавно, ему присуще неофитское горение: «Сейчас я по шею себя в землю зарою – и буду молодец». Действительно, запала на несколько дней хватает, но делать этого ни в коем случае нельзя. Как писал Иоанн Лествичник, если видишь, что новоначальный взлетает на небо, дерни его за ногу. Потому что ему неполезны раньше времени такие вещи. Начинать надо с малого, постепенно, но постоянно двигаясь вперед. Поэтому надо советоваться. Ведь, кроме всего прочего, Господь создал Церковь и для этого. Для этого Он дает духовенство, дает опытных братьев и сестер, которые соблюдают пост не первый год, а хотя бы второй или пятый, а кто-то, может быть, постится уже пятьдесят лет и вообще все распишет, как надо делать, а как не надо. Но с саможалением надо повоевать.

Расскажите, пожалуйста, о Литургии Преждеосвященных Даров. Почему она так называется?

– У нее еще есть название Литургия святителя Григория Двоеслова. В ней нет самого таинства Евхаристии. Сама по себе Литургия очень короткая, она соединена с вечерней, и от Литургии по большому счету остаются одни молитвы: за оглашенных, за верных. Суть ее состоит в том, что Святые Дары – Тело и Кровь Христовы – заготавливаются в воскресенье. Если в среду и пятницу служатся Литургии Преждеосвященных Даров, то в воскресенье заготовляются еще два дополнительных Агнца. После того как этот хлеб становится Телом Христовым, он пропитывается Кровью Христовой и на неделю остается в дарохранительнице, чтобы потом этими преждеосвященными Дарами могли причащаться верующие. Из-за того, что полной Литургии нет, служба не такая торжественная, ликующая, как, к примеру, Литургия Иоанна Златоуста.

Вопрос телезрительницы из г. Первоуральска: «Сегодня в магазинах много постных соевых продуктов: и колбасы, и пельмени. Как к этому правильно относиться? Действительно они считаются постными? И полезны ли в Великий пост?»

– Слава Богу, столько всего продается в наших магазинах! Действительно, изобилие. Но как время всякого изобилия, это таит в себе и опасность. Опасность в неразумном подходе к таким вещам. Как вы правильно заметили, стало продаваться очень много постных продуктов. Бывает, в больших магазинах выделен целый угол, где написано: «Постная трапеза»; и там много всего.

Что хочется здесь сказать? Давайте прежде всего не будем себя обманывать, дорогие наши братья и сестры. Какая в пост колбаса? Даже если по своему химическому составу она не такая, как до поста, мы же все равно едим колбасу. Конечно, по вкусу эти продукты, в общем-то, невкусные, доводилось их пробовать. Но ведь наше чревоугодие требует: как можно есть простую постную пищу! Надо чего-то эдакого. Вот есть постные пельмени, постные сосиски, колбаса. Есть постное молоко, постный сыр, мясо соевое. И получается, человек может себя обманывать. Посмотрите на этикетки: в составе соевый белок, ничего такого нет. Но ведь когда мы это едим, мы услаждаемся этой едой, то есть сами себе потакаем. В чем же тогда наш труд?

Ведь в пост надо трудиться над собой, ты должен попытаться отказаться от всего этого, заставлять себя, понудить, потренировать свою волю. Должен побороться со страстью чревоугодия – первой, с которой надо воевать.

О том, насколько полезна или нет соя, надо, наверное, спрашивать медиков. Одно можно сказать точно – она не является необходимой для нас. То есть без нее можно прекрасно прожить, это уже получается как лакомство. Бывает, человек привыкает к постному майонезу и отказаться от него уже не может. Так что давайте не будем себя обманывать. Даже если есть какие-то немощи, болезни, лучше в пост как лекарство выпить кефир: бывает, что желудок требует, человеку предписано это.

Вопрос телезрительницы из г. Набережные Челны: «Во время Рождественского поста я покаялась и причащалась. Сейчас Великий пост, и я знаю, что надо тоже покаяться и причаститься. Должна ли я снова каяться в тех грехах, в которых уже покаялась?»

– Спасибо за вопрос. По нему можно сделать вывод, что вы не так давно стали жить духовной жизнью, направленной ко спасению. В тех грехах, в которых мы раскаялись и не повторяли их после Исповеди, каяться не нужно. На таинстве Покаяния исповеданные грехи нам прощаются, несомненно и непременно Господь все прощает, изглаживает из души, лечит ее, и страсти ослабевают. Если страсть еще есть, но мы будем с ней бороться и не повторять ее, то можно с Божией помощью ее победить.

Одно хочется посоветовать вам: исповедуйтесь и причащайтесь не только в посты, а старайтесь делать это чаще, хотя бы раз в месяц. Пусть это будет за правило. А исповедоваться можно даже и чаще. Ведь это как чистота тела. Если человек привыкает к этому, то лезть в грех ему уже не хочется, потому что чистота приятна. А когда человек привыкает жить в грязи, привык чесаться, то он и в баню не идет. Так и с душой человеческой. Если человек привык жить в духовной грязи, то Исповедь с Причастием для него, во-первых, становится превеликим трудом, а во-вторых, он в них особенно и не нуждается. И наоборот, у человека, привыкающего к чистоте, разнообразных грехов действительно меньше. Хотя духовная борьба становится утонченной. Но спастись без благодати невозможно, поэтому прибегайте к ней чаще.

Вопрос телезрительницы из г. Первоуральска: «Поминки – полгода со дня маминой смерти – выпадают как раз на Великий пост. Как правильно нам отмечать эту дату и обязательно ли? Если да, то скажите, пожалуйста, какие допустимы продукты?»

– Полгода – это очень важно и серьезно. Недаром отмечаются 9-й, 40-й день, полгода со дня смерти, годины. Ключевое слово здесь – поминки, то есть воспоминание о человеке. А как мы, христиане, должны вспоминать своих усопших? Мы должны за них молиться, должны ходатайствовать за них. Мы вообще должны делать это почаще, не только в такие дни. Лучше вообще поминать каждый день, ведь в молитвенном правиле есть молитва об усопших. Да, пусть в такой день, после полугода, молитва будет сугубая, то есть усиленная. Можно пригласить батюшку на кладбище, чтобы он послужил панихиду, или отслужить панихиду в храме.

По поводу еды. Нашим дорогим усопшим совершенно неважно, что мы едим. Их тела уже ни в чем не нуждаются, а душе нужна наша любовь и наша молитвенная помощь, дела милосердия, которые можно сделать за человека. Для этого нет никаких преград. Наоборот, пост – такое время, когда мы должны жить духовно более насыщенно, делать больше дел милосердия. Так и посвятите день поминовения именно этому.

Совершите такой подвиг – сделайте дома стол и позовите неимущих, какую-нибудь сельскую старушку, про которую вы знаете, что живет она одна, перебивается с хлеба на воду. А то, что собираются родственники... Во что часто превращаются все поминки? К сожалению, чаще всего в пьянки. Такая дурная вещь, что поминают чаще всего водкой. Если не выпил, значит – усопшего не уважаешь и вообще враг семьи, нет тебе места с нами. Какой ужас! Это язычество, во всем этом проявляется наша страстность и греховность.

Одно можно вам посоветовать: если у вас хватит сил, постарайтесь не потакать здесь страстям своих ближних, которые будут требовать: «Разве можно стол не делать? А разве можно делать стол без водки? А где водка, там должны быть и пельмени». А где водка и пельмени, там все заканчивается чуть ли не гармошкой и плясками. Постарайтесь все-таки настоять на своем: «Ничего подобного не будет. Пост идет. Мы помолимся. Если нам надо побыть вместе, чтобы вспомнить о человеке, давайте все вместе соберемся. Но если мы будем грехи из этого делать, что проку от наших поминаний?» И душе умершего не помогли, и своей навредили. Лучше тогда вообще забыть о человеке, если память о нем служит нам ко греху.

Почему на Литургии Преждеосвященных Даров не причащают детей?

– Детей причащают, не причащают младенцев. Агнец, пропитанный Кровью Христовой, за неделю становится твердым и потом размачивается в благословленном вине. Получается, Тело и Кровь Христовы принимаются вместе в виде засохшего кусочка. Но младенцу такой кусочек давать нельзя: он не сможет разжевать и проглотить его; и, упаси Господи, может выпасть пусть даже маленькая крошечка. Младенцев причащают только Кровью. А здесь благословенное вино, а Тело и Кровь засохшие. Только из-за этого младенцев не причащают. Если младенцу уже лет пять и он понимает, что с ним происходит, что он принимает в себя, и может благоговейно разжевать кусочек, проглотить и запить, тогда можно.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс