Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (907) → Протоиерей Артемий Владимиров: Божественный взор, исполненный милосердия и человеколюбия

Протоиерей Артемий Владимиров: Божественный взор, исполненный милосердия и человеколюбия

№10 (907) / 7 марта ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №9 (906) 2017

– Священное Писание Нового Завета, который мы призваны читать ежедневно, питая, назидая и просвещая собственную душу заповедями Божиими, таит в себе, на первый взгляд, немало непонятных выражений.

Так, в притчах Спасителя мы узнаем о том, что в человеке может быть сокрыто не только доброе, но и злое сокровище. И от этого сокровища, понятное дело, друзьям Божиим нужно избавляться как можно скорее. Если вникнуть в самый смысл речений Господа, то нетрудно догадаться, что речь идет о страстях человеческих. А ведь любая страсть, будь то гневливость, гордыня или уныние, побуждает человека совершать поступки, пронизанные духом самого порока. Например, чревоугодник, злоупотребляя Богом данной потребностью восполнять недостаток сил вкушением пищи, вкушает во вред себе, оставляя после себя недоеденное блюдо либо согрешая жадностью и лишая своих друзей и соседей того, чем он бы должен поделиться с ними, обладай он воздержанием.

Но не будем увлекаться иллюстрацией моих мыслей, а, обратившись к акафисту Иисусу Сладчайшему, давайте помолимся Ему словами, взятыми из второго икоса: «Иисусе, очисти грехи моя!». Злое сокровище – это наши грехи, которые мы совершаем иногда с ведением, а иногда в неведении, которые мы помним, а иногда, увы, забываем, которые делают нашу жизнь исполненной страдания. И не только нашу, но и наших ближних. Вот от этого «сокровища», от этого непотребства, мусора, хлама необходимо ежедневно очищать душу, обращаясь к Спасителю Иисусу Христу. Ни Будда, ни Магомет, ни Конфуций, и уж конечно, ни Толстой и прочие ложные пророки не могут очистить нашу природу, возвратить ей былое благообразие и красоту, даровать примиряющую нас с Богом благодать Святого Духа. Один только Господь, один Иисус Христос, Агнец Божий, взявший, вознесший на Крест грехи мира, омывший совокупные грехи всего человечества Своей драгоценной Кровью. В Нем одном спасение, Он Бог во плоти, Сын Божий – единственный, Кто проведет нас узкой стезей земной жизни к престолу благодати. Только верой в Иисуса Христа мы можем быть оправданы, и очищены, и освобождены от беззаконий, делающих всех нас без исключения повинными аду.

«Иисусе, очисти грехи моя!» Блажен, кто вместе с Симоном, апостолом Петром, может со всей убежденностью верующего сердца сказать: «Ты Христос, Сын Бога Живаго!». И несчастен, безумен человек, равнодушными очами смотрящий на Распятие, недобро усмехающийся, когда слышит о Христе как о Спасителе мира. Ибо неверный Христу – тот, кто отвергает Его милующую любовь, тот, кто не кается пред лицом Его величия и святости, остается сыном гнева, страдающим существом, которое своими собственными руками израбатывает себе погибель.

«Иисусе, очисти грехи моя!» Вспомним красноречивый Евангельский эпизод, когда Спаситель пребывал в некоем доме и поучал народ тайнам Царствия Божия. Некие сердобольные люди, прослышав, что Иисус из Назарета находится в их городе, взяли расслабленного, параличного больного и, так как уже было не войти в дверь по причине многолюдства, разобрали вход в плоской, обычной для иудеев, крыше дома. Спустив носилки, они положили пред Лицом Господа, к Его стопам несчастного, который не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. В это время рядом со Спасителем были не только простые люди, которые внимали каждому слову, исходящему из уст Христа, но и горделивые фарисеи, законоучители Израиля, имевшие лишь одно намерение – найти какое-то воображаемое несоответствие в словах Христа с заповедями Закона, поставить Ему в вину ту или иную трактовку слов Моисея и таким образом выдать Его за богохульника.

И что же? Спаситель, устремив Свой Божественный взор, исполненный милосердия и человеколюбия, на больного, поверженного долу, произнес слова, которые как гром поразили собравшихся: «Прощаются тебе грехи твои». А когда неверующие фарисеи стали полушепотом переговариваться друг с другом, осуждая Христа: «Кто сей, который прощает грехи, не одному ли Богу это присуще и прилично?», Спаситель, скорбя об ожесточении их душ, произнес: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю тебе, – обратился Он к больному, – встань, возьми постель твою и иди».

Что больше – возвратить человеку телесное здоровье или простить ему грехи, соделать его безвинным, избавить от духовной проказы? Когда свершилось невероятное и человек, в течение десятилетий бывший недвижимым, встал и пошел, народ прославил Бога, а фарисеи, посрамленные, еще больше ожесточились, потому что, видя эти славные дела Богочеловека, грешили хулой на Святого Духа, обвиняли Его в том, что темной, демонической, бесовской силою Тот свершает чудеса.

Мы же с вами – дети, создания Божии, исполненные благоговейной веры в Иисуса Христа, любви к Нему, верующие в Его божественное достоинство как Царя неба и земли, Который имеет власть и на небе, и на земле разрешать человеческую совесть, скованную грехами. Веруя в Того, Кто Своей драгоценной Кровью омыл нас от наших беззаконий, помолимся Ему: «Иисусе, очисти грехи моя!» И, действительно, Господь Бог, взирая на нас с высоты святой Своей славы, через Мать Церковь, через богоучрежденное таинство Покаяния, через соучастие в нем священника и молитву, которую он от имени Церкви произносит над нашей главою, ежедневно свершает с нами это удивительное чудо из чудес – прощение, оставление, изглаживание грехов не только с холста нашей души, но из Книги Жизни, где написаны имена всех, крещенных во имя Святой Троицы, учеников Христовых.

«Иисусе, очисти грехи моя!» Как было бы хорошо, если бы мы непрестанно в течение дня молились этой молитвой! Собственно, Мать-Церковь, зная ее важность для христианина, и влагает в наше сердце подобную молитву: «Боже, милостив буди ми грешному!» (молитва кающегося мытаря); «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй (то есть очисти и прости) мя грешного!» (молитва Иисусова). Прекрасно говорил преподобный Серафим Саровский, благодатный Саровский старец, светило Саровского монастыря: «Если бы каждый человек внимал своей душе, каждый был озабочен тем, чтобы напечатлеть в уме и сердце имя Иисусово, то некогда было бы грешить». Покаяние сердечное, продуманное забирает все душевные и телесные силы человека, добавим мы.

И поэтому, взывая ко Господу: «Иисусе, очисти грехи моя!», сродняясь с молитвой Иисусовой, бережно неся ее в своем сердце, как негасимую лампаду, мы через какое-то Богу ведомое время с удивлением и радостью заметим, что греховные помыслы уже не имеют над нами такой безусловной власти, как раньше, что страстный навык осуждать людей, или пресыщаться, или рабствовать унынию не может найти и свить гнезда в нашей душе. Почему? Да потому что свято место пусто не бывает. Если в горнице души, хорошо выметенной и вычищенной, таинственно и непостижимо Сам Христос, Царь царствующих и Господь господствующих, почивает Своей благодатью, то лукавым демонам и страстям уже нет места в нашем сердце. Но человек, может быть, испытывает какие-то соблазны, искушения – безусловно, падший дух всегда мечет в нас раскаленные стрелы. Однако Бог Всемогущий, Вездесущий, Всепремудрый и Всемилостивый споборает нам. Он воинствует вместе с нами, через нас, но не без нашего участия.

Таким образом, молясь: «Иисусе, очисти грехи моя! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!», мы неприметно станем выполнять одну из главнейших заповедей Иисуса Христа, те самые слова, которые Он произнес, обратив их ко всему человечеству, именно в тот час, когда впервые выступил на свое открытое общественное служение. Что же сказал тогда Господь миру? «Покайтесь и веруйте в Евангелие… покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Человек, молящийся Иисусу Христу, получает от Господа дар уже не умножать своих согрешений, но, каясь в прожитых, укрепляясь нравственно, он, вольно или невольно, будет содействовать и просвещению окружающих его людей. Вот почему нет речения более полезного, актуального, важного, благодатного, благородного и прекрасного, чем сегодняшнее наше взывание к Господу, почерпнутое из акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, очисти грехи моя!». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс