Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (907) → Протоиерей Андрей Канев: Библейское понимание вечности – это бесконечность

Протоиерей Андрей Канев: Библейское понимание вечности – это бесконечность

№10 (907) / 7 марта ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №9 (906) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Давайте поясним это понятие. Смотрите, что получается. Человека Господь создал вечным существом и, даже если он отрывается от Бога, как Источника жизни (так описывается состояние вечной смерти), он все равно существует, ведь он предназначен для вечности. Да, он не перестает быть как личность. Тоже часто заблуждаются в разговорах таких обычных, в катехизических беседах, в личных беседах. Действительно, это не окончание существования как такового: что в нас? Часто приходится такие грубые сравнения приводить: вот я это кто? Я – это мое тело или я – это моя душа? Все-таки христианин должен правильно ответить на вопрос, что я – это моя душа. Не что-то, во мне там находящееся, а то, что я понимаю, чувствую, вижу, думаю. Это и есть я сам, неразрывный от личности человек. Нельзя же оторвать от личности память или чувства или самоосознание. Вот это и есть все признаки личности, это и есть признаки нашей души. Я – это душа моя и есть. Как мы себя ощущаем: только душа, находящаяся в теле. Порой приходится научные приводить примеры, когда, допустим, человеку нужно попасть на дно моря и он надевает скафандр, потому что он в той среде не может жить естественно, там давление и воздуха нет. Так же и здесь, на земле. Что такое человек? Это душа, облеченная в тело. И когда человек умирает, тело остается, скафандр, грубо говоря, остается. Но способность чувствовать, самоосознание, память, которая как мы видим становится обостренной, потому что Господь говорит, мы с вами упоминали об этом, что за каждое праздное слово будешь отвечать. Это же не обвинение, что ты такого вот числа сказал праздное слово и человек помнить будет, он будет помнить прекрасно, что сделал. И это тоже свойство нашей личности, нашей души соответственно. Получается, после смерти человек продолжает чувствовать обостренно, потому что начинает видеть духовный мир, то, что мы сейчас не видим, но благодаря этому нашему скафандру, телу я имею в виду, он продолжает так же чувствовать, осязать, чувствовать страдания или наоборот наслаждение. Мы опять же слово это знаем, но не понимаем, что это такое. Получив этот опыт райского общения и нахождения в раю, он говорит, что ухо человеческое не слышало этих слов и не может передать наш язык, он в этом случае ограничен, потому что нет такого опыта у нас здесь.

Но это не означает, что этой реальности нет, и вот мы говорим и слышим о райском состоянии и наслаждении. Оно другое – не как мы привыкли: чревоугодия или там любви нашей человеческой, тщеславия, других страстей удовлетворенных. Это совсем не то: слово похожее, содержание – то в нем не то. Так же и здесь это получается. Вечная смерть это уже вечное нахождение в этом не изменяемом состоянии от такой искаженной формы жизни человека, удалившегося от Бога. Т.е. вечная смерть, если так сформулировать грубо, – это такая форма жизни.

– И вот как в Священном Писании именуется вечная смерть. Апостол Иоанн называет ее воскресением души или второй смертью. Пророк Даниил – воскресением для вечного стыда и тщеславия. Апостол Марк и апостол Петр говорят о ней, как о вечном осуждении. А евангелист Матфей как о вечной погибели. Так же в библейских текстах об этой форме бытия человека как о наказании геенском, или просто как о геене или аде. И потому вполне закономерно, что вслед за главой «Вечная смерть» идет глава с еще более устрашающим названием «Адские муки». Но написал ее святитель Игнатий вовсе не для того, чтобы просто кого-то попугать.

Протоиерей Андрей Канев: – Часто в христианской среде начинаются такие разговоры удивительные: зачем вообще об этом говорить, зачем нужно вспоминать ад, зачем разбираться вечная смерть или невечная. Вот есть вечная жизнь – и этого достаточно. Не придумали ли это средневековые монахи? У нас умников-то достаточно. Так вот разговоры о вечной смерти обязательно необходимы нам. Опять же вспомним, для чего. Если вы правильно сказали, цитируя святителя Игнатия, что Христос Господь говорит: «Я истина, путь и жизнь». Т.е. Он, как Бог, – источник жизни. Он источник всего, что у нас есть, и Он – путь. Он показывает этот путь. И вот то, что существует ад, то, что существуют мучения, то, что существует вечная смерть говорят не люди, не средневековые монахи. А говорит Сам Господь, говорят страницы Евангелия. Для нас это истина неизменная. Поэтому, мы как люди, нравится нам или не нравится, не имеем морального права менять содержание Евангелия, как часто бывает. Не нравится Христос, но ты его под себя подстраивай. Господь же говорит, что он берет в мир меч истины. А меч истины он обоюдоострый, он не только рубит зло, он и тебя может порезать, если ты носишь зло в себе.

Поэтому наша задача как христиан принять то, что Господь говорит в Евангелии, принять эту истину просто и неизменно – вечная смерть существует.

– Рассказав об этом подробно в предыдущей главе, новую святитель Игнатий начинает так: «Священное Писание повсюду называет адские муки вечными. Это учение постоянно проповедуется святою Церковью. Господь наш Иисус Христос несколько раз в Евангелие подтвердил эту грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на Страшном Суде Своем: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его». По изречении окончательного определения на род человеческий, погибшие отойдут «в муку вечную».

Протоиерей Андрей Канев: – Вечная, т.е. бесконечная. А не как мы начинаем умничать и понимать «век» по современному русскому языку, который толкует, что это ограниченное количество времени. Мы об этом говорили ранее с вами в предыдущих передачах, но давайте еще раз повторим. Библейское понимание вечности – это бесконечность. Не отрезок времени, а бесконечность, т.е. нет конца.

– Вечность – свойство Бога, не имеющее начала и конца. Понятие, противоположное времени, то, что не допускает в себе никаких изменений.

Святитель Игнатий учит, что именно в этой самой вечности человек может испытывать адские муки, подтверждая эти слова притчей о Лазаре, он поясняет, что в ней Сам Господь свидетельствует о том, что между обителями вечного блаженства и адскими темницами проходит великая пропасть и что нет перехода от блаженства к мукам, а от мук к блаженству. Что в этих темницах червь адский не умирает и огонь адский не угасает. Эти темницы, святитель пишет, представляют собой страшное уничтожение жизни при сохранении жизни, там полностью прекращается всякая деятельность, там есть лишь одно страдание, там господствует отчаяние, там раздается плач и стон, но они не приносят душе никакого утешения, а лишь раздирают ее. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс