Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (906) → Архимандрит Тихон (Секретарев): Столетие явления Державной иконы Божией Матери и восстановления Патриаршества

Архимандрит Тихон (Секретарев): Столетие явления Державной иконы Божией Матери и восстановления Патриаршества

№9 (906) / 1 марта ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №8 (905)

– Нам очень приятно, что по телеканалу «Союз» транслируются утренние и вечерние молитвы. По себе знаю: участвуя в конференциях и останавливаясь в университетской гостинице, включаешь вечерние молитвы и волей-неволей встанешь, помолишься, и это очень важно в деле укрепления веры. Важно, чтобы у людей появился личный опыт молитвы, тогда им будет не скучно за богослужением. Какова школа молитвы? Отец Иоанн тоже мне об этом говорил: «Заключай ум в слова молитвы». Но церковная молитва многоплановая, она на церковнославянском языке – для некоторых возникают препятствия, естественно. Отец Иоанн тоже заменял какие-то отдельные слова, но не язык.

Школа молитвы – Иисусова молитва. Серафим Саровский говорит, что и находясь в храме, надо по четкам читать «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Я подошел к отцу Иоанну, говорю: «Батюшка, как Вы относитесь к этому?». Он отвечает: «Очень хорошо». И привел такое сравнение: это певец и аккомпаниатор, они же не мешают друг другу. Иисусова молитва, просто молитва «Господи, помилуй» тоже является школой, и на нее нанизывается все богослужение. И Серафим Саровский советует: «Изучайте богослужение, чтобы, придя в храм, почувствовать себя на земном Небе». Эта школа молитвы под аккомпанемент «Господи, помилуй» доступна для нас. Тогда ты глубже понимаешь церковнославянский язык и он уже не служит препятствием для твоей молитвы: два слова «Господи, помилуй», в которых содержится все богослужение и вся молитвенная настроенность, уже прививаются тебе над сердцем, в сознании, что Бог слышит.

Отец Иоанн тоже говорил, что это хорошо. И даже на каждую четочку говорил одно слово: «Господи», потом «Иисусе». Четки становятся как бы говорящими – это все приемы человеческие, начальные, но они обучают молитве. Ты выходишь из храма усталый, но умиротворенный, почувствовав благодать Духа Святого в Его плодах – это любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание: и пост, и молитвенное стояние, и добрые дела, совершаемые ради Христа – только средства к цели богообщения в Духе Святом. А плоды Духа – любовь, радость, мир. Мы это видим в жизни отца Иоанна, ведь батюшка светился радостью.

Но мы его видели и в другие, печальные, моменты. И видели, как он преодолевал эти состояния. И уныние было. Помню, как он стоит и разговаривает в коридоре, я прохожу мимо, открываю дверь, а за ней дождь сильный, и отец Иоанн говорит: «Ну, матушка, вы не смущайтесь, наше настроение так же, как погода: то солнышко, то дождик, – это нормальное состояние на земле. Но оно преодолевается мыслью и верой, что за этим дождем сияет солнце».

Конечно, батюшка для нас – пример преодоления различных жизненных искушений с помощью благодати Духа Святого. И его наставления, вера в Промысл Божий, рассуждение с советом для нас как вехи и как продолжение слов Серафима Саровского: «Цель христианской жизни – стяжание Духа Святого». А как стяжать? Какими пользоваться советами? С верой в Промысл Божий – Бог управляет миром. Рассуждение, как поступить. Но ты рассудил и проверь свою совесть совестью близкого человека – духовника или, если семья, мужа или жены, друга. Тогда ты принимаешь правильное решение.

В прошлом году мы удостоились сослужить Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу на Горе Афон и получили книгу преподобного Силуана Афонского. В этой книге собрано все, что осталось из его духовного наследия, включая записи на каких-то амбарных книгах. Он пишет удивительные слова: «Подобно тому, как в Православной Церкви нужно сохранить апостольское преемство, точно так же в монастырях нужно сохранить жизнь по совету, иначе община рассыпается». «Вся с советом твори», – говорит Священное Писание. И слова отца Иоанна о рассуждении «с советом», которые находятся в этом же ключе наставлений, для нас, современных монашествующих и православных мирян, как камни, как вехи, как столбики, указывающие правильный путь шествия за Христом Богом в Царствие Небесное, где радость, мир и вечная Пасха.

Вернемся к теме Державной иконы Божией Матери. Старцы (отец Александр (Васильев) и батюшка) говорили, что богослужение в память Державной иконы Божией Матери должно совершаться по чину Благовещения – это двунадесятый праздник: малое повечерие, лития, полиелей на утрене. И мы эту традицию стараемся сохранять. Сейчас мы стоим перед образом Державной иконы Божией Матери, который написан к 80-летию явления по благословению старцев, освящен в доме наместника; потом мы с отцом Спиридоном перенесли его сюда, установили, украсили венчиками. С этим образом мы накануне совершаем крестный ход: здесь служится малая вечерня, и мы идем в Михайловский собор. Там поем акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная» – это благовещенский акафист, удивительное творение Духа Святого в Православной Церкви.

Слова Архангела «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» повторяются в разных вариациях: «Радуйся, Адамово воззвание», «Радуйся, Избавление от печали». Преподобные пишут, что, когда мы обращаемся к Божией Матери со словом «радуйся», и Она обращается в ответ к нам: «Радуйся» – радуйтесь, что вы живете в Православной Церкви, радуйтесь, что вы посещаете Псково-Печерскую обитель (говорю образно), то есть эта радость возвращается. Мы поем этот акафист, и приятно видеть, как в этом участвует народ (кто-то сейчас следит уже по мобильным телефонам). Мы готовим специальное издание акафиста, чтобы раздать его на память и пропеть его как благодарность Божией Матери за все Ее милости начиная с творения человека. «И семя Жены сотрет главу змия» – первое обещание о Воплощении Сына Божия через Деву Марию. Пение этого акафиста воодушевляет, укрепляет веру, я бы сказал, объединяет в Духе Святом всех молящихся.

В специальном издании, которое мы готовим, чтобы раздавать на память, будут два акафиста – самый известный акафист «Невесто Неневестная», акафист Державной иконе Божией Матери и сказание о Державной иконе.

Вспоминается недавнее событие – 26 января 2017 г. в Екатерининском зале Кремля глава нашего государства вручил мне орден Александра Невского, за который ходатайствовали и Святейший Патриарх Кирилл, и наш Владыка, Высокопреосвященнейший митрополит Евсевий, губернатор – глава района (как это положено по статусу), два с половиной года оформлялись документы. У меня была такая мысль, что если это состоится, то я хотел бы напомнить главе государства об этой дате явления Державной иконы Божией Матери. И свое выступление я закончил таким четверостишием:

Россия под Покровом Богородицы Державной,
15-го марта почтим Ее вместе с добропобедным Александром,
И страх исчезнет яко дым,
Москва – Новый Иерусалим и Третий Рим.

Было видно, что Владимир Владимирович воспринял эту дату как одну из исторических в истории России.

Повторяю слова отца Иоанна: прежде чем обращаться с просьбой о помощи, нам нужно поблагодарить за прошедшее. Дай Бог, чтобы в празднование Державной иконе Божией Матери мы от сердца благодарили и за личные благодеяния, явленные нам, и за благодеяния для обители, Псковской митрополии, всей Русской Православной Церкви, да и всего Православия в это прошедшее столетие. Второе – с особым чувством мы молимся за Святейшего Патриарха Кирилла, который уже дважды посетил нашу обитель будучи в сане Патриарха – 18 августа 2010 г. и 3 сентября 2014 г. Сейчас мы готовим храм в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия в паломническом центре. Конечно, работ там еще много, и мы прилагаем все усилия, чтобы в этом году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил этот храм. Все прилагают усилия: и Владыка митрополит Евсевий, и губернатор Андрей Анатольевич Турчак, глава района, мы, братия, паломники и благодетели – это тоже благодарность Господу за то, что сохранилось Патриаршество на Русской земле, что очень важно для Церкви и всех нас, православных христиан.

Конечно, тема новомучеников – это тема обучения молитве, молитве краткой, молитве частой, домашнее и церковное участие в молитве. Это сохранение веры, а «вера без дел мертва есть». Замечательно, что Святейший Патриарх Кирилл постоянно напоминает, приводит примеры социального служения на приходском уровне – это как главная составляющая часть Церкви. Сейчас с делением епархий приходская жизнь оживилась, и в том числе социальное служение: вера должна проявляться от дел. Иногда человек и молитве обучается благодаря участию в жизни прихода – это строительство, социальное, духовно-просветительское служение. Все это тоже является итогом осмысления прошедшего столетия и позволяет надеяться, что Божия Матерь не оставит нас и в будущем за молитвы новомучеников, за молитвы нашего Священноначалия Русской Православной Церкви.

К теме новомучеников. Смотрите, какие интересные события происходили в XX веке внутри обители. Великая Отечественная война. В монастырь пришло много участников войны – по словам преподобного Серафима Саровского, в обитель приходят для духовного совершенства, по обету и на покаяние. Для духовного совершенства в монашество пришел старец отец Иоанн. По обету, на мой взгляд, все фронтовики; на фронте действительно не было неверующих: выживу – пойду в монастырь. У нас было три друга-монаха, которые стали потом архимандритами. Это архимандрит Иероним (Тихомиров), иеродиакон Анатолий (Семенов) и его однофамилец схиархимандрит Паисий. Так как схиархимандрит Паисий был контужен и ему было тяжело жить в кирпичных зданиях, ему был выделен приход Пророка Илии в Юшкове, где он прослужил более 40 лет. И вот они пришли по обету.

Все они из одной деревни Псковской области. Первым пришел иеродиакон Семенов и пишет отцу Иерониму: «Ждем тебя в монастыре». – «Слушай, мне нужно денежку заработать, чтобы с денежкой прийти в монастырь. Я работаю на стройке в Ленинграде». И вдруг раз – топором повредил руку и видит сон: икона Божией Матери спускается в какой-то овраг, и он проснулся. Решил все-таки все отложить и ехать в монастырь. Приезжает – ему дают послушание келаря, а в трапезной как раз та икона, которую он видел в сновидении. А отец Паисий, повторяю, был отправлен на приход, так как ему здесь было трудно. Вот они пришли по обету, а на покаяние – все остальные.

Здесь были и интересные встречи монахов, которые пришли в эстонский период. Это бойцы Белой армии, их было довольно много. И вдруг после войны приходят уже бойцы красной армии. Но здесь не было конфликта, все понимали, что Господь всех сохранил для молитвенного общения. Это я уже анализирую, читая их биографии: этот – белый офицер, который был в армии Врангеля, потом в корпусе во Франции, а затем вернулся сюда, а этот был как раз в красной армии – был такой монах Питирим, закончивший на горах Кавказа. Но никаких конфликтов не было, об этом просто не вспоминали, это я уже сам размышлял, когда читал их биографии. Во Христе все едины, и всех Бог сохраняет для того, чтобы идти к совершенству.

Серафим Саровский пишет: неважно, по какой причине ты пришел в монастырь, – ты призван к духовному совершенству. А что такое духовное совершенство? Первая задача – очистить сердце от греховных страстей молитвой, постом, доброделанием, Духом Святым, а вторая – вкусить радость жизни в Боге. Плод же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, ярким примером чего для всех нас является старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Наш эфир выходит накануне дня памяти отца Иоанна 5 февраля – мы с Вами говорили, что каждые 11 лет этот день выпадает на праздник…

– На празднование памяти исповедников и новомучеников Российских. Удивительна кончина батюшки. В 2000 г. мы подготовили к освящению храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Я попросил у батюшки несколько икон для этого храма, в котором он побывал: «Вы ведь у нас тоже исповедник». Он деликатно промолчал. И 31 декабря 2000 г. Владыка освятил этот храм. И вот приблизился 2006 год – память новомучеников. Мы служим позднюю Литургию. Праведники в обители умирают так, что на ранней молятся об их здравии, а на поздней об упокоении. Запели Трисвятое – приходит отец Филарет и говорит: «Батюшка скончался». Конечно, была боль, но в то же время и радость – новомученики взяли батюшку в свой Собор, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Затем мы, естественно, сообщили Владыке, отслужили первую литию после положения во гроб, перенесли мощи. Владыка тоже отслужил панихиду, начал чтение Евангелия, мы продолжили. И это, как сказал митрополит Меркурий, была не Пасха, а Великая Суббота – такое было ощущение, что батюшка перешел в вечность.

Мне вспоминается, что когда его просили: «Батюшка, помолитесь за нас, когда перейдете в вечность», он говорил так: «А чем я там буду заниматься? Конечно, буду молиться за всех вас». И эту молитву мы чувствуем. По интернету приходят сообщения о различных чудесах после молитвенного обращения к батюшке. Мы это видим и молимся батюшке, чтобы сохранилось преемство обители, сохранилась жизнь по совету, душепопечение. И наш старец схиархимандрит Никон, конечно, плод молитвы отца Иоанна: он продолжает его служение в обители. И это удивительное действие батюшкиной молитвы сегодня на всех нас. Повторяю, что есть множество чудес (по-другому их просто не назовешь), которые проявляются благодаря молитвам к батюшке.

Конечно, батюшка является исповедником и входит в этот Собор. Ведь для чего делаются соборные памяти? Чтобы туда вошли и не находящиеся в святцах святые люди. Известна история Собора всех святых. У одного греческого императора скончалась супруга, и он хотел тут же причислить ее к лику святых. Тогда патриарху Константинопольскому предложили празднование Собора всех святых, и если она входит в этот Собор, то будет и прославляться, но пока без включения в святцы. Соборы русских святых тоже включают тех, кого нет в святцах. Точно так же Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включает отца Иоанна, хотя его нет в святцах, и многих других.

Архимандрит Феофан (Малявка), наш регент, скончался в 2001 году. Я беседовал с ним, и он рассказал свою удивительную историю. С 12 лет он был в одном из монастырей Тверской епархии. Это было еще до закрытия монастырей, хотя он родился позднее отца Иоанна, в 1914 г., но некоторые монастыри еще не были закрыты. У него там была сестра, и вот он подвизался. Потом монастырь закрыли, он вернулся в Белоруссию, а затем снова приехал в Тверскую епархию, и его постриг один иеромонах, но батюшку удивило, что он не дал ему молитвенного правила, как это бывает обычно, а сказал: «Ты все знаешь, все понимаешь». И он пошел к прозорливому старцу, жившему на берегу озера Селигер. И рассказывает: «Иду и слышу громкий из этой кельи голос старца к своему келейнику: «Вот идет Феофан, посади его в лодку, брат, убери весла и оттолкни от берега». Я испугался: я же плавать не умею. Подхожу. Келейник со мной поступает именно так». Потом келейник, конечно, помог ему выйти на берег. Но больше ни слова. И опять недоумение: «Что такое?».

Возвращается, а через несколько дней его арестовали – знаменитая статья. И он попадает в лагерь на территории Ярославской области, где строили мосты через реки. И в этом лагере до него дошло, что он без весел, без ничего, но под Промыслом Божиим. Это был 1942 г. – самый голодный, многие люди умирали от голода. Вдруг его вызывает шпана, которая руководила лагерем, приводит в комнату, где они хранили хлеб, и говорит: «Малявка, сам кушай сколько хочешь, но без нас не давай никому ни крошки». Так он был спасен от голода.

В 1943 г. происходит избрание Патриарха, открывают храмы и начинают возвращать из лагерей священнослужителей. Начальник лагеря вызывает Малявку и говорит: – Малявка, ты поп? – Нет, я не поп, я диакон. – Ты свободен.

Отец Феофан рассказывает: «А я думаю: куда я пойду, здесь хлеб и все...». И отвечает: – А мне и здесь хорошо.

Тот стукает кулаком по столу: – В 24 часа чтобы тебя не было в лагере.

И вот он попадает на свободу. «Куда пойду? Белоруссия под немцем...». И вдруг вспомнил, что у него есть знакомый в Ташкенте. Он приехал туда, устроился на работу в госпитале. «Ташкент – город хлебный» – Бог его сохранил от голодной смерти. Весной 1944г. его забирают в армию, в пехоту. А в пехоте два боя – и все: или ранен, или убит… 9 мая отец Феофан встретил под Будапештом.

Как-то я писал статью в местную газету, прихожу к нему и спрашиваю: – Что Вы делали, когда было страшно?

Ответ всегда был один: – Молились.

И второй вопрос: – Какая была первая мысль в День Победы?

Отец Феофан ответил: – Не мог поверить, что остался живой.

Действительно, пехота – это два боя и конец. А он почти в течение года и даже более оставался жив и встретил победу под Будапештом. Но он не стрелял в немцев, а только в воздух: он хотел быть священником и решил, что таким образом сохранит возможность быть потом священником.

Затем его рукоположили. Правда, он хотел поехать на Афон, но греки его не пустили ввиду того, что он был участник войны. Но здесь он был регентом. Когда Патриарх Пимен ушел отсюда наместником в Троице-Сергиеву лавру, то хотел взять его туда регентом, но отец Феофан отказался. Затем он был духовником.

Великий пост. Прощеное воскресенье. А накануне он сломал себе ногу – вышел из корпуса, поскользнулся... Вот я решил к нему зайти, думал: приду, увижу скорбящего старца, а он, как всегда, оптимист, веселый.

– Отец Феофан, а Вас не смущает, что Вы не сможете быть на службах, которые так любите?

– Нет, я рассудил таким образом: монахи на Великий пост уходили в пустыни, отдаленные места, чтобы наедине с Богом и своей совестью проходить великопостные подвиги. А у меня книги есть, службы я знаю, буду читать и считать, что я в пустыне.

Так он пост и провел, не теряя внутреннего равновесия и доброжелательности. Конечно, он, исповедник, тоже входит в этот Собор.

Игумен Осия был глуховат, с детства был кузнец, ему являлись мученицы Вера, Надежда, Любовь. Когда ему уже было 92 года, я спрашивал, помнит ли он свою молодость. «Да, все как вчера было». И он рассказывал, что дважды был в лагерях. В первый раз в 30-е годы, а затем – когда осваивалась целина. К нему зашли, говорят: – Старик, ты нам нужен! – А что такое? – Поедешь на целину.

Арестовали его. Он же кузнец, а лагерь обеспечивал ремонт техники для сельскохозяйственных работ. И Осия рассказывает: «Я был такой мастер. Вот веялка сломалась, сеялка, какой-то прицеп. Инженеры ходят, не знают, что делать, а я посмотрю, откую – и все, техника заработала. Так мне сделали рядом с кузницей маленькую избушку и по указанию начальника лагеря пекли пирожки».

Дважды он был в лагерях, вернулся, принял здесь схиму и за 90 лет скончался. Владыка митрополит Евсевий заметил такую особенность: те, кто был в лагерях, обычно живут более 90 лет. Как сказал Владыка, Господь им добавляет жизнь, компенсируя годы, которые они провели в лагерях. И действительно, все наши исповедники прожили более 90 лет.

Интересен случай со схиархимандритом Агапием (Агаповым, до схимы был Афиногеном). Он тоже был в 30-е годы в лагерях, потом, в годы Великой Отечественной войны, его как раба продавали фермерам на территории Латвии. Но Бог его сохранил, он вернулся в обитель. И вот ему за 90, он оптимист, и все ему желают: «Отец Афиноген, мы Вам желаем до 100 лет дожить». Он говорит: «Ну, знаете, друзья, в 100 лет умирать как-то некрасиво, надо чуть-чуть пораньше». И скончался в 98 лет.

То есть нашим исповедникам Господь удлинял жизнь, чтобы они передавали свой выстраданный опыт молитвы, терпения, жизни во Христе, под покровом Державной иконы Божией Матери паломникам, другим людям. Таким образом, мы наблюдаем, что память новомучеников – это не просто очередное воскресенье в церковной жизни обители, а память тех, кто прошел лагеря. Они не включены в святцы, но находятся в числе этого Собора. Мне запомнились слова Святейшего Патриарха Алексия II, когда мы удостоились побеседовать с ним в Татьянин день в 2008 году. Я сказал про своих дедушек, что мы подали документы на канонизацию, и Святейший ответил: «Совсем необязательно всех канонизировать, в том числе и новомучеников, отдельные из них канонизированы как примеры, но все они входят в этот Собор». И правильна наша сердечная память о наших пострадавших дедушках: иерей Василий Тетерин был расстрелян в 1937 г. в Перми на праздник Успения, а дедушке по линии папы дали 10 лет лагерей, и он умер в 1944 г. в лагере под Саратовом. Они не вернулись – значит, мученики. И они входят в этот Собор.

В каждой семье на Руси есть новомученики, их молитвами мы и живем, их молитвами дается уникальная возможность – сделать свободный выбор жизни со Христом, с Богом, в Церкви, сохраняя и соблюдая традиции – молитвенные, семейные, социального служения. И этот многовековой опыт жизни во Христе доступен для нас и является тем оптимистическим настроем, той надеждой, которая говорит о том, что все будет хорошо, если мы будем жить со Христом, под Державным покровом Божией Матери, прославляя Ее и молитвами, и акафистами, и своей жизнью.

Отец Тихон, благодарю Вас за беседу, за духовные уроки.

– Позвольте закончить словами отца Иоанна: «Будьте здоровы и Богом хранимы». Благодарю за внимание.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс