Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (906) → Сектовед Александр Дворкин: Эту работу я воспринимаю как послушание

Сектовед Александр Дворкин: Эту работу я воспринимаю как послушание

№9 (906) / 1 марта ‘17

Душевная вечеря

Продолжение. Начало в №7 (904) – №8 (905)

Игумен Лука (Степанов): – Очень тонкий и больной вопрос этих подобных сектантских сообществ, которые возникают в Церкви, в частности, в связи с тем, что Церковь еще переживает свое обновление в смысле просвещения. Ваш наставник, насколько я знаю, протопресвитер Иоанн Мейендорф говорил о необходимости возрождения общенародного догматического сознания, но до этого, конечно, еще очень далеко. В связи с этим во внутрицерковном сообществе, которое тоже еще надо внутри довоспитывать, создание таких групп не то чтобы совсем сектантское: они не имеют иной мотивации, кроме странных, личностных...

Александр Дворкин: – ...есть и собственно сектантские, но они рано или поздно отделяются от Церкви. Церковь же состоит из людей, и люди приходят в нее со всеми своими проблемами, слабостями. Бывает такое, что человек стал священником или игуменом и не выдержал испытания властью (иммунитета нет ни у кого), и у него иной раз начинаются даже какие-то личностные изменения от безграничной власти, которой он обладает. Но это и встречное движение со стороны людей, потому что есть такие люди, которые не могут понести бремя свободы и им необходимо найти человека, который бы им все говорил и за них отвечал. Если такие люди попадают к опытному духовнику, то он как-то их охолаживает и приучает, что они должны сами брать ответственность за свои решения. А если такие люди «совпадут» с человеком, как раз чувствующим, что он должен руководить и его должны все слушаться, тогда возникает такое нехорошее «химическое» соединение, которое может породить в том числе и секту.

И.Л.: – Та область касается уже жертв, это тоже очень наглядно, и бывает, что не нужно уже говорить никаких слов родителю и власть имущему, который не очень-то хотел бороться с наркоманией, пока его собственный родственник не оказался в овощеподобном состоянии. Ведь в наших монастырях, в том числе небольших, провинциальных, то и дело появляются жертвы как упомянутого порока, так и сектантской обработки. Мне даже кажется, что в женских монастырях их больше. Хотя Вы не доктор, но работа с жертвами как-то рассматривается Вами?

А.Д.: – Безусловно. Мы работаем с пострадавшими и их родственниками, консультируем их и время от времени самих пострадавших.

И.Л.: – Есть положительная динамика? Или это очень трудно врачуемо?

А.Д.: – Это очень трудно врачуемые повреждения, требуется время. Вначале я брался за любое дело. Бывает так, что новоначальным Бог помогает, и поначалу был успешный опыт серии бесед, который помогал, – человек выходил из секты. Но это действительно было с Божией помощью: это достаточно сложно. И когда я решил, что все возможно, потом все стало намного хуже получаться. У многих сектантов даже был спортивный азарт – их предупреждали, и человек шел с мыслью: «вот я пойду к Дворкину – и ничего не будет». Какое-то время он сидел, потом уходил, и было понятно, что это невозможно. По мере того, как я набирался опыта, понимал: когда сознание человека контро-лируется и удается пробить этот контроль, то действительно только Бог помогает, чтобы человек тебя услышал. Рассчитывать на то, что это произойдет сразу, не стоит, это неправильно и только вводит в заблуждение.

Сейчас наша основная тактика – работа с семьей. Мы убедились в том, что главная тяжесть по выводу близкого из секты должна лежать на семье. Но здесь можно привести такую медицинскую аналогию: у нас в стране хирургия не уступает хирургии в самых развитых медицинских странах, наши хирурги оперируют не хуже, чем в Германии, Америке или Швейцарии, но проблема в выхаживании. Выхаживать у нас умеют намного меньше, поэтому даже операция с самыми блестящими результатами может привести совсем не к тому концу, к какому хотелось бы: близкие не выходили. Задача выхаживания, собственно, лежит на родственниках. В реабилитации по выходу из секты то же самое – важно, как себя будут вести родственники. Мы их консультируем, объясняем, что надо вести себя так же, когда близкий столкнулся с тяжелой болезнью, и от них зависит, как ему помочь. Это долгосрочная работа, требующая месяцев, а, может быть, даже лет жизни, но шансы на успех достаточно велики, если мы проговариваем, как себя вести, что делать, что не делать. Для этого нужно очень много терпения и любви со стороны родственников. И если мы действительно мониторим ситуацию, то наш консультант может вмешаться в наиболее благоприятный момент, чтобы пострадавший его услышал. Но этого момента нужно ждать. И семья должна его готовить.

И.Л.: – Последний вопрос особенно близок мне как заведующему кафедрой теологии. Вы уже как военачальник миссионеров. Хватает ли у Вас времени уделять этому внимание в Свято-Тихоновском университете и какова реальная боеготовность этой армии? Мы, конечно, знаем жесткий стиль, содержательность образования в Свято-Тихоновском. Много ли у Вас молодых помощников в миссионерском направлении Вашей деятельности?

А.Д.: – Во-первых, я совсем не военачальник и вообще плохой и неумелый начальник – не умею командовать. Помощники есть, но по большей части наш центр – это волонтеры, никакого специального финансирования у нас нет. Слава Богу, Свято-Тихоновский университет предоставляет возможности для работы помимо непосредственного преподавания, а остальное – это волонтеры. Наши волонтеры – два юриста и два психолога, секретарь и несколько студентов, которые помогают, кто-то смотрит за сайтом. И это все.

Но есть Российская ассоциация центров изучения религий и сект. Ваш отец Арсений Вилков, председатель миссионерского отдела, один из вице-президентов РАЦИРС. Конечно, без коллег в разных регионах нашей страны я бы никак не справился. Но я не их начальник, у нас нет такого принципа, что я сижу в Москве, командую как генерал, а все исполняют. РАЦИРС – это содружество равноправных организаций, каждая из которых несет ответственность за свой регион и работает в нем по своему усмотрению. Я не могу распоряжаться из Москвы, что им делать: они лучше знают ситуацию на местах. Это объединение друзей и коллег, которые обмениваются информацией, помогают друг другу, при необходимости снабжая друг друга информацией, и молятся друг за друга.

И.Л.: – Дорогой Александр Леонидович, наша молитва с Вами. Сердечно благодарим Вас за эту интереснейшую встречу и очень надеемся еще видеть Вас в этой студии… Храни вас Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс