Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (906) → Архимандрит Савва (Мажуко): О даре власти

Архимандрит Савва (Мажуко): О даре власти

№9 (906) / 1 марта ‘17

Свет невечерний

– Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами живем во время, когда принято воспитывать в себе и даже приветствовать в себе чувство заподозривания, некоторую анархию и недоверие к друг другу. И особенно это недоверие простирается по отношению к власти. Более того, считается хорошим тоном постоянно критиковать власть, искать недостатки, заподозривать в любой фразе руководителя какие-то подвохи, двойные смыслы, читать между строк.

Считается, что это признак развитого ума и интеллигенции, «продвинутости», как сейчас говорят. Но так ли это? Вот в чем вопрос. Мы, конечно же, с вами наследники XX века – именно в XX веке власть разных стран и различных организаций, власть, которая правит транснациональным капиталом, себя скомпрометировала.

Мы знаем историю Германии и, конечно же, России – России коммунистической, сталинской России, когда власть позволяла себе производить жуткие эксперименты над живыми людьми. Земля буквально пропиталась кровью от убийств несправедливостей, которые себе позволяли правители стран. И мы вправе сейчас относиться к власти не так, как это было принято, например, до периода Нового времени, когда монархи воспринимались как помазанники Божии – люди, которые получили власть от Бога.

Но Евангелие, Новый Завет говорят нам о других вещах. В Послании к Римлянам апостол Павел наставляет, что всякая душа должна быть покорна власти. Он говорит, что нужно молиться за власть. В I Послании к Тимофею звучит известная фраза, которая у нас за каждым богослужением повторяется «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» – должны читать молитвы за царей, за правителей, говорит апостол Павел, ему же вторит и апостол Петр: у него мы встречаем наставление христианам о том, что нужно не противоречить властям, молиться за них. Апостол Павел упоминает в своем Послании выплату налогов, т.е. подать. И говорит, что не напрасно носит начальник меч и начальника боится только злой человек.

Обратите внимание, что апостол Павел писал эти наставления в то время, когда христиане подвергались гонениям. Более того, и апостол Павел, и апостол Петр, защищавшие власть, призывавшие христиан молиться за эту богоборческую власть (мы бы так сказали сейчас) пострадали от этой власти в самом буквальном смысле: апостола Петра распяли вниз головой, как известно из Предания, а апостола Павла усекли мечом, т.е. отрубили голову, опять же по приказу этих самых властей, за которых апостолы молились.

И тем не менее в христианской литературе позднейшего времени мы не встречаем обличения власти самой по себе, иерархического принципа устройства общества. Ведь речь идет о принципе устройства общества, на который мы обречены: не может быть человеческого общества без лидера и какой-то иерархии и без какого-то подчинения. Мы не способны жить в такой анархии (конечно же, это очень глубокий разговор, что такое природа власти, почему так произошло, что мы не можем обходиться без руководителя, без правителя, без главы – это вопрос очень большой, и не об этом сейчас речь).

У апостола Павла в Послании к Коринфянам упоминается, что способность управлять есть дар Святого Духа. Он так и перечисляет дары и говорит о власти управления: власть – дар управлять. У некоторых людей этот дар есть, но мы знаем, что происходит иногда совсем обратное. Какой же это дар? Какой же это Святой Дух? Какая же тут благодать, когда человек получает власть и тут же меняется кардинально? К нему нельзя подойти, он на тебя не взглянет на улице, требует, чтобы ты обращался к нему на «Вы». Власть портит человека. Иногда бывает – когда человек не готов к служению.

Но, по христианским соображениям в сознании апостола Павла, в его учении мы видим, что власть – это прежде всего служение. Это не награда, не повод к высокомерию – это именно служение. Для меня таким примером служения был и остается преподобный Моисей Оптинский. Это известный настоятель Оптиной пустыни, подвижник благочестия (он включен в число Оптинских старцев, но мало кто о нем знает – мы знаем о старце Амвросии Оптинском, знаем Макария Оптинского, других старцев. А кто такой Моисей Оптинский совершенно никто не знает: хотя есть его житие, но там нет каких-то чудес, эффектных высказываний и так далее). Он был просто настоятелем Оптиной пустыни – и именно при нем, в его правление, Оптина пустынь расцвела, как цветник духовной жизни: старцы, их подвиги и наставления стали известны всей России.

Вся Россия, включая Россию интеллектуальную, наши писатели, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой стекалась в этот монастырь получать наставления. А этот человек оставался в стороне. Он обладал удивительной скромностью и замечательным тактом и постоянно себя скрывал от людей. Благодаря его стараниям монастырь преобразился. Он постоянно строил храмы и заботился, чтобы людям было удобно и хорошо, но его имени и служения особенно никто не отмечал. Замечательная скромность и способность быть руководителем, оставаясь в стороне!

Преподобный Исаак Сирин говорил, что два свойства отличают настоящего руководителя: первое – это изливать милости на своих подчиненных, и второе – скрывать себя от всех. Вот преподобный Моисей Оптинский этими двумя свойствами обладал в избытке. И этот человек имел талант управления.

Если вы в себе чувствуете этот талант управления – нельзя его закапывать в землю: от вашей способности будет зависеть возможность организовать производство, бизнес или политику и быть чиновником. У нас часто слово «чиновник» ругательное, хотя на самом деле ничего здесь ругательного нет. Это народное служение, если, конечно, это не решение своих личных и корыстных интересов за счет ближнего.

Преподобный Моисей Оптинский, когда в Калужской губернии начался голод, начал в монастыре грандиозные какие-то строительства: здания, дороги – собирал окрестных жителей, чтобы они трудились на монастырь, хотя монастырь сам едва сводил концы с концами. И его постоянно укоряли и критиковали: «Что ты делаешь? Ты должен экономить, ты должен думать об интересах обители. Зачем тебе эти крестьяне? Зачем тебе эти дикие, голодные нищие мужики?».

И вот Моисей Оптинский говорил, что «Я могу им дать милостыню, конечно же, мы найдем чем их покормить, но очень важно не унижать человека. Чтобы он знал, что заработал вот эти средства, эти деньги, этот обед в конце концов своими силами – он заслужил его и достоин получить эту оплату». Вот каким свойством обладал этот человек: не унижал никогда своих подчиненных, всегда относился к ним с особым уважением, тактом, деликатностью – и это пример настоящего руководителя, дара власти, как дара Духа Святого.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс