Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (905) → Архимандрит Тихон (Секретарев): Столетие явления Державной иконы Божией Матери и восстановления Патриаршества

Архимандрит Тихон (Секретарев): Столетие явления Державной иконы Божией Матери и восстановления Патриаршества

№8 (905) / 21 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

Уважаемые телезрители, дорогие братья и сестры! Сегодня программа «Беседы с батюшкой» выходит не из студии, а из Псково-Печерского монастыря. В ближайший час вместе с нами – наместник святой обители архимандрит Тихон (Секретарев).

– От лица нашего Владыки Высокопреосвященнейшего Евсевия, митрополита Псковского и Порховского, Свято-Успенской Печерской обители священноархимандрита, поздравляем всех телезрителей с замечательными датами 2017 года – это столетие явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Державная», и столетие Патриаршества святого Патриарха Тихона. Вспоминается наставление архимандрита Иоанна (Крестьянкина): прежде чем обратиться к Богу, Божией Матери и святым угодникам с просьбами, которых много в жизни каждого человека, нужно поблагодарить Бога за благодеяния, уже явленные в нашей жизни.

Взирая на столетний юбилей явления Державной иконы Божией Матери и всматриваясь, вчитываясь в историю Псково-Печерского монастыря в XX веке, мы видим, как Пресвятая Богородица хранила обитель и выполняла Свое обещание: «Я не оставлю места сего».

Революция, гражданская война… Вокруг ходили банды дезертиров, которые врывались и в монастырь, в кельи (они расстреляли из пулемета двуглавого орла на Святых воротах), – все говорило о том, что приближается трагедия закрытия и разрушения монастыря. И вдруг – 1920 год, Тартуский договор с Эстонской Республикой, и монастырь оказывается на территории Эстонии, что и спасло его от разрушения и закрытия, которым подверглись монастыри Русской Православной Церкви на территории СССР. Разве это не державное действие Пресвятой Богородицы, которая любит Псково-Печерскую обитель, братию, паломников и дает исцеление, поддержку, утешение на жизненном пути? Это одно событие XX века. В 1940 г. опять потрясение – мы оказались на территории СССР. Речь шла о закрытии монастыря: описывали земельные угодья и т.д., все шло к этому...

Великая Отечественная война. Игумен Павел (Горшков) помогает военнопленным, престарелым, поддерживает дух и веру в победу: все будет хорошо, все кончится добром. Еще удивительная деталь: здесь, на территории монастыря и Печорского района, не проходил фронт, ни при отступлении, ни при наступлении. При наступлении в августе 1944 г. здесь был так называемый Тартуский котел (это была наступательная операция), и Бог и Божия Матерь хранили обитель.

Год 1944-й – весна, бомбардировки. Бомбили наши советские летчики. И бомбы прошли по территории монастыря, как швейная машинка: где-то за стеной, на Успенской площади, за трапезной, и опять за стеной. Отец Нафанаил рассказывал, что приезжал летчик, который бомбил, и говорил: «Ну, что-то осталось после нашей бомбежки»… Но прямых попаданий не было, и это позволило потом восстановить здания храмов и братских корпусов в первозданном виде. Разве это не чудо и не заступление Божией Матери?

Хрущевские гонения. Нам достоверно известно и со слов отца Нафанаила, и некоторых сведущих людей, что Никита Сергеевич был здесь, в обители. Всех отсекли, отец Алипий проводил экскурсию, отец Нафанаил наблюдал из окошечка своей кельи. Как потом рассказывал отец Алипий, последние слова Никиты Сергеевича были такие: «Я тебе монастырь закрою». А он отвечает: «Попробуй». И бурно завершает реставрацию стен. Потом приезжает посол Индии, мы встречались с военными Индии, они все были такими восторженными! Здесь были Индира Ганди, Шостакович и другие. Разве это не чудо?

Привозят документы от Никиты Сергеевича на закрытие монастыря (отец Нафанаил вспоминал: «Я удивился, почему отец Алипий попросил купить электрокамин») – приходят официальные лица с документами на закрытие. Он берет документы и со словами: «Я буду вторым Корнилием, но не дам закрыть монастырь» бросает в электрокамин. Там все загорелось, пришедшие опешили... От людей авторитетных я слышал, что Псков не знал, как реагировать. Но, слава Богу, это уже был период, когда стали готовить снятие Никиты Сергеевича со всех постов, и просто не дали ответ в Москву, боясь, что будут какие-то последствия. А на Покров Божией Матери 14 октября 1964 г. Никиту Сергеевича снимают со всех постов. Вот тебе и результат: «Я закрою монастырь». С Кем борешься? С Божией Матерью? Она – Державная Заступница и Помощница. Только так можно воспринять, что обитель сохранилась в XX бурном веке.

Сегодня мы радуемся тому, что воочию видим исполнение слов преподобного Серафима Саровского, который пишет про Дивеевский монастырь, что это четвертый удел Божией Матери (это я сам прочитал в алтаре Троицкого собора в Дивеево). В «Советах и наставлениях преподобного Серафима» написано, что должностными лицами должны быть только местные монахини, можно принять из других монастырей, и нужно всегда помнить, что Божия Матерь Сама кого нужно призовет, кого не нужно – уберет.

И на истории нашего монастыря уже в настоящее время мы видим, как Божия Матерь вернула из прихода схиархимандрита Никона (Антонова), который с детских лет общался в Касимове со старцем отцом Иоанном. Затем батюшка вел его по жизни в монастыре, потом наступил период его служения на приходе, и батюшка тоже вел отца Никона советами и молитвой. И когда уже нужно было продолжать дело здесь, в обители, мы много просили, молились, чтобы схиархимандрит Никон вернулся сюда как продолжатель дела старца отца Иоанна, – и это произошло. По благословению нашего Владыки, Высокопреосвященнейшего митрополита Евсевия старец Никон подвизается в обители и старается продолжить традиции отца Иоанна.

Мы видим, как Господь и Божия Матерь Державная хранят старца архимандрита Адриана (Кирсанова): болезненный с детства, он совсем немного был на фронте, из-за болезни сердца его перевели на трудовой фронт, – в этом году батюшке будет 95 лет, и он по мере сил принимает паломников.

Мы видим, что в обители есть некое духовное восприемство. Например, уставщик архимандрит Мефодий (Леонтьев) учился у иеродиакона Анатолия (Семенова), участник войны, потерял на фронте под Ригой руку и продолжает служить. Братский духовник архимандрит Таврион (Балов) продолжает дело схиархимандрита Агапия, он – его духовное чадо и, слава Богу, продолжает это важное душепопечение.

Мы стараемся проводить духовные беседы с нашими священноиноками, братией, послушниками, чтобы укрепилась вера в то, что Игумения обители – Пресвятая Богородица Державная. Более 500 лет не прекращается празднование праздника Успения с крестным ходом вокруг обители (при хрущевских гонениях был период, когда крестный ход совершался внутри, но он не прекращался). И, глядя на лица людей, приезжающих на праздник Успения, видно, что они делают это по внутреннему стремлению. К Покрову Пресвятой Богородицы украшают дорожку; в дождь и непогоду мы идем с крестным ходом, но у всех эта радость – это благословение Божие и Пресвятой Богородицы. Отец Иоанн в одной из проповедей на праздник Успения сказал, что после участия в крестном ходе никто не уходит из обители без благословения Пресвятой Богородицы. Это чувствуется – люди едут из разных мест, даже из других государств. И все это говорит о том, что Божия Матерь как Царица Небесная, Державная Покровительница, исполняет Свое обещание: «Я не оставлю места сего».

У нас есть списки чудотворных икон со всех уделов Божией Матери – с Афона, из Киева, Иверии и Дивеева. И мы говорим: да, это четыре удела Пресвятой Богородицы, а мы – филиал. Мы это видим, ценим и понимаем, как должны благодарить Пресвятую Богородицу за эти явленные благодеяния, включая XX век.

Мы говорим, что надо благодарить Божию Матерь, Господа за то, что Он нам посылает, но неужели нельзя было избежать тех трагических событий, в которых была явлена Державная икона? Почему они были посланы?

– Как известно, 2 марта по старому стилю (15 марта по новому стилю) 1917 г. состоялось вынужденное отречение от престола в пользу родственников Государя Императора Николая II (кстати, тоже на Псковской земле). Но в этот же день совершается чудо явления Державной иконы Божией Матери со знаками царской власти. Разные свидетельства говорят, что это действительно так. Например, митрополит Гор Ливанских Илия в начале Великой Отечественной войны уходит в затвор и начинает молиться за Россию. Ему является Пресвятая Богородица и говорит: «Это мой народ, Я его Сама защищу». Он посылает телеграмму Сталину, пишет, чтобы открылись храмы, учебные заведения. После Великой Отечественной войны он посетил Петербург, привез золотой венчик на Казанскую икону Божией Матери, и оттуда приезжал во Псков и Псково-Печерский монастырь, чтобы увидеть российский народ, который так любит Божию Матерь. Несколько лет спустя он еще раз посетил псковскую землю и Псково-Печерский монастырь. И Божия Матерь действительно взяла под Покров, в Свой удел всю страну.

В прошлом году мы праздновали тысячелетие русского монашества на Горе Афон, были проведены многие исследования. Что главное? С Афона на Русь пришло понимание, что Россия – это новый Иерусалим; Россия – удел Пресвятой Богородицы. И это державное благословение Пресвятой Богородицы над Русской землей, слава Богу, продолжается и по сей день. Почему это произошло? Ответ на это надо искать у новомучеников.

Но прежде я бы хотел сказать о втором знаменательном событии этого года – столетии избрания на Патриаршество святого Патриарха Тихона, можно сказать, нашего псковского земляка: его родина рядом с псковской землей, он учился в Псковской семинарии, принимал здесь постриг и посещал обитель.

Избрание Патриарха, восстановление Патриаршества 18 ноября 1917 г. имело колоссальное значение для Русской Православной Церкви. Может быть, теряя даже свою жизнь (я уже не говорю о здоровье), святитель Патриарх Тихон выстроил церковно-государственные отношения в новых условиях: «…нѣсть бо власть аще не от Бога, сущыя же власти от Бога учинены суть». Провидя, что это будет долго и что нужно сохранить Церковь (хотя, как написал Патриарх Тихон, «пусть погибнет имя мое в истории, лишь бы Церкви была польза»), он выстроил эти отношения – Церковь официально существовала в СССР. Люди могли прийти в храм поисповедоваться, причаститься, и это те таинства, о которых старец Симеон сказал, что самое главное в Церкви, чтобы были сохранены Крещение, Исповедь и Причащение.

У нас есть печальный пример – старообрядчество. Вот они отделились, затем происходит исчезновение священства, появляется беспоповство, и во что это выродилось? Стала какая-то секта. Можно предположить, что такая же участь ждала бы и Катакомбную Церковь: наступил бы момент, когда священство бы прервалось, и что бы мы имели? И вот избрание Патриарха в 1917-м году, конечно же, имело огромное значение для сохранения Русской Православной Церкви. Все Патриархи на Руси и Патриархи Новейшего времени – избранники Божии. Мы видим, как Господь открывает Свою волю через Святейших Патриархов. В прошлом году было собрание игуменов и игумений монастырей, связанное с тысячелетним юбилеем русского монашества, и мне очень запомнились слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, что очень важно обратить внимание на богослужение – это главная часть жизни монастырей, и это действительно так.

Много забот, и народ немощный, и братия, так как, по словам игумении Варвары, «кого мир народил, тем Бог наградил», но акценты должны быть поставлены правильные – в первую очередь, богослужение. И мы стараемся. У нас ежедневно совершаются две Божественные литургии. Мы стараемся служить на приходах, имею в виду наши скиты, в паломническом центре, в Доме трудолюбия, который сейчас созидается, с тем чтобы богослужение было главным деланием в обители. Человек, приезжающий в монастырь, по словам святого Феофана Затворника, едет за двумя таинствами обновления души – Исповедью и Причастием. Мы стараемся, чтобы накануне в храме был исповедник, и паломник мог исповедоваться; священноиноки исповедуют и во время Божественной литургии. И стремимся выполнять благословение Святейшего Патриарха Кирилла, чтобы богослужение стало центром, главной частью жизни монашества.

Конечно, на вопрос, почему на Руси произошли эти бурные события в начале XX века, никто, кроме очевидцев, дать ответ не может. Удивительно, что батюшка Иоанн, будучи исповедником Русской Православной Церкви, уже в послевоенный период (как он говорил: «Беда прошла, и снова начались притеснения») с честью и достоинством, обучаясь молитве, прошел свой путь и был досрочно освобожден по ходатайству митрополита Николая (Ярушевича). Когда отец Иоанн подошел к нему и спросил, куда ему идти дальше, тот, как рассказывает батюшка, оперся на посох и, глядя куда-то вдаль, сказал: «В Псково-Печерский монастырь».

У батюшки было два периода в монастыре. Первый, краткий, в течение года здесь, потом митрополит Иоанн пригласил его в Троицкий собор, где батюшка проповедовал. Оживилась приходская соборная жизнь, но было предупреждение, что возможен второй арест. Он был вынужден уехать в Рязанскую епархию, где прошел по сельским приходам, и все эти приходы до сего дня живут полнотой жизни и не были закрыты в хрущевские гонения. Затем, через 39 лет, он возвращается сюда уже маститым, многоопытным старцем, имеющим удивительную школу молитвы. Батюшка приехал с мыслью, что прибыл на покой, чтобы быть погребенным, а здесь произошло обновление – «обновися, яко орля, юность моя» – и раскрылись все его дарования. Даже немаловажно было то, что батюшка говорил: «Я нигде не спал так спокойно, как в монастыре». То есть вся внешняя обстановка была создана, чтобы раскрылся талант старчества отца Иоанна. И его наставления, и первые его книги (мы просили батюшку, чтобы они были изданы при его жизни, он подержал их в руках, откорректировал, чтобы потом не было каких-то спекуляций на его имени) – все это раскрылось здесь, в обители.

И, конечно, ответ о причинах событий начала XX века надо искать у новомучеников и исповедников Российских. Мне вспоминается рассуждение одного священника, вернувшегося из лагерей в 1925-м или 1926 г., когда еще возвращались из лагерей. Он делает один потрясающий вывод: «Беда наша в том, что мы не научили людей молиться». А в Русской Православной Церкви было 250 тысяч священников. Разве это не созвучно словам, что главное делание в монастыре – богослужение? Созвучно. Это очень важно, чтобы не повторять той ошибки.

Другое интересное рассуждение о причинах – Владыки Вениамина (Федченкова), который скончался в 1961 г. и погребен у нас в Богом зданных пещерах. Последние три года Владыка посвятил приведению в порядок своих записей. Мне врезалось в память его рассуждение о том, что причиной потрясений 1917 г. была потеря веры в народе. Он рассуждает: в первую очередь, к сожалению, веру потеряла интеллигенция, дворянство, армия, купечество поддерживало строительство храмов, а в Церкви не хватало святости. Чтобы сказать о каком-то процентном соотношении верующих и неверующих в начале XX века (с определенной статистической погрешностью), можно обратиться к размышлению Владыки Вениамина об армии: «Когда произошло отречение государя от престола, то военнослужащим разрешили причащаться Святых Христовых Таин по желанию, а не в обязательном порядке, как было раньше, и причащающихся осталось 30%». С определенной долей погрешности можно предположить, что и верующих было 30%, а где-то 70%. Господь не попустил бы этой беды, если бы не произошло отпадение от Православной веры. «Я с вами, если вы со Мной», – говорит Господь. А если человек отворачивается, то и Господь отворачивается от такого человека, и тот уже живет по своей воле, попадая (что самое страшное) под влияние падшего мира.

Так вот, новомученики дают такие советы – сохранять веру Православную. А как сохраняется Православная вера? Через молитву, когда у человека появляется собственный, личный опыт молитвы. Встречаешься с паломниками, спрашиваешь: «Вы крещеные?». – «Да, мы крещеные». И пытаешься за 2 – 3 минуты встречи сказать им о главном. А что главное? Главное – крестное знамение: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Оно означает любовь Божию к нам, бессмертие нашей души. Проснулся православный человек, что надо сделать в первую очередь? Перекреститься: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Побежал на свои дела – что мешает на ходу внутренне обратиться к Богу с молитвой: «Господи, помоги! Пресвятая Богородица, спаси нас! Все святые, молите Бога о нас! Равноапостольная княгиня Ольга, моли Бога о нас! Матронушка Московская, моли Бога о нас! Святой Александр Невский, моли Бога о нас!»? День закончился, опять надо перекреститься: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Но этого мало. Чтобы душа наша не умерла, ей нужна сила на все доброе. Для этого создана Церковь. Повторю слова святителя Феофана Затворника: «В монастырь мы едем за таинствами обновления души – это Исповедь и Причащение Святых Христовых Таин». Надо поисповедоваться, надо причаститься, хотя бы каждый пост. Это укрепление веры, чтобы не повторить ошибку начала XX века. И когда человек причастился, он чувствует силу на все доброе и действительно обновляется душой. А для здоровья у нас есть замечательное таинство Елеосвящения, которое совершается в монастыре в дни Великого поста. Отец Иоанн говорил, что можно приходить с ребеночком уже с 5-ти лет, пусть его помажут елейчиком, хотя он сознательно еще не исповедуется... И сам чувствуешь: раз в году получая отпущение забытых грехов, которые, как остеохондроз, действуют на здоровье души и тела, – это как обновление души. Поэтому участие в таинствах, молитва, осенение себя крестным знамением – это все проявления нашей Православной веры, ее укрепления. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс