Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (905) → Протоиерей Артемий Владимиров: Милость в величайшем, превосходнейшем смысле

Протоиерей Артемий Владимиров: Милость в величайшем, превосходнейшем смысле

№8 (905) / 21 февраля ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №7 (904) 2017

– Сегодня мы побеседуем о том, в чем более всего нуждается бессмертная человеческая душа, душа человека, живущего в XXI столетии. А что принес нам уже давно народившийся железный, электронный век? Колеса информации вращаются, как центрифуга, с невиданной скоростью затягивая в поле вращения наши мысли и сердца.

Люди все меньше соприкасаются друг с другом, отходят от тайны человеческого общения, которая предполагает воззрение друг на друга, так чтобы твои глаза были устремлены на лицо живого, а не виртуального собеседника. Это единение сердец, тот душевный резонанс, который французский писатель Сент-Экзюпери называл «роскошью человеческого общения». И чем больше мы обращаем наше внимание на электронные носители информации, тем, увы, менее интересным, глубоким, содержательным становится как само общение, так и человек.

Все было бы ничего, если бы виртуальный мир не порождал химер – многочисленные ролики и фильмы, а то и криминальную хронику, приобщаясь к которым, люди становятся все холоднее, а подчас бессердечнее и даже более жестокими. Вот почему XXI век изменил лицо земли. Он породил так называемый терроризм, хорошо профинансированный нелюдями. Породил игиловцев, сатанистов, которые за доллары готовы на любое преступление против человечности.

Это век, когда индустрия лжи достигла своего апогея, и люди в России и на Украине, в Москве и Лондоне как будто живут на разных планетах, имея подчас диаметрально противоположные суждения по одному и тому же предмету.

Но, не являясь ни политическим обозревателем, ни психологом-аналитиком, а будучи священником, я приглашаю вас, дорогие друзья, заглянуть в уже полюбившийся нам акафист – Акафист Иисусу Сладчайшему.

Мы найдем в нем такое обращение к нашему Спасителю: «Иисусе, Спасе премилостивый». Милость в величайшем, превосходнейшем смысле. Сам Бог именует Себя Милостью. И в Новом Завете призывает нас такими великолепными словами: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».

Вы помните, как однажды Иисус Христос в доме Матфея – мытаря, сборщика пошлин, после того как тот изъявил огненное стремление следовать за Господом, куда бы ни пошел Христос, учредил вечерю, ужин, где, помимо кающихся блудниц и пришедших в совесть мытарей, собрались еще и надменные, гордые, чопорные, педантичные фарисеи, которые привыкли, отцеживая комара, проглатывать верблюда. Которые оставили в стороне суть Закона – суд, милость и веру и рассуждали много и утомительно о том, как приносить Богу десятину от сбора огородных трав – мяты и других произрастаний.

Спаситель, сидя в окружении покаявшихся грешников, чувствует, что законоучители осуждают Его за эту компанию людей, презираемых и недостойных общения с ними, проповедниками закона. Господь обратился к ним с решительным словом: пойдите! То есть «уходите, оставьте наше собрание и научитесь, что значит «милости хочу, а не жертвы»». Это слова древнего, ветхозаветного пророка, произнесенные от Лица Божия.

Милости хочу от людей, а не жертвы: человеколюбия, сострадания и жалости к людям, а не внешнего понимания буквы Закона, не мелочного соблюдения предписаний и выполнения обрядов. Вот почему сегодня, в XXI столетии, с совершенно особенным умонастроением мы произносим эти слова: «Иисусе, Спасе премилостивый».

Умников, то есть людей, различающих добро и зло, людей, богословски грамотных, становится день ото дня и час от часу все больше. А вот людей с теплым сердцем, тех, о которых наш народ исстари говорил, что «в сердцах простых и незлобивых Сам Бог почивает», днем с огнем не сыщешь. И на эту царственную добродетель милости, милования, человеколюбия нам – в свете акафиста Иисусу Сладчайшему, в свете заповедей Божиих – должно обращать первостепенное внимание.

Бог смотрит прежде всего в глубину человеческого сердца, и тайна спасения раскрывается для людей, кто внимательно следит за своими мыслями и чувствованиями. Если в душе твоей царствует холод и скепсис, если ты смотришь на человека отчужденно, иногда даже брезгливо, если ты привык вслух или про себя (это почти все равно) пересуживать человеческие недостатки, если ты отвращаешься от людей, они для тебя словно помеха, препятствуют твоему дурно понятому благочестию, – ты еще очень далек от света Божиего и от спасения.

Но Христос ищет от нас милости – умения миловать людей, терпеть, прощать их, принимать их со всеми недостатками, великодушием и любовью покрывать их ограниченность. И именно это настроение, эти чувства, намерения и сердечные задатки мы призваны развивать, потому что каждый новый день, который дает нам Бог, есть некое поприще для развития сердечного милования и сочувствия.

Особенное внимание необходимо обращать родителям, воспитателям, учителям на маленьких детей. Ведь они, в отличие от взрослых, еще не искушены и не испорчены многими и различными грехами и страстями. В чистом сердце дитяти явственно сияет образ Божий. Потому так светлы и симпатичны детские личики.

Но вот оказывается, в XXI веке – это уже общепризнанный факт – и на наших детях отражается греховное расположение взрослых сердец. Мы наблюдаем, что даже первоклашки имеют обычай ссориться, разделяться на какие-то партии и фракции, ревновать друг друга, устраивать бойкоты. Иногда в детях наблюдается столь не свойственная их возрасту агрессия. Встречаются малыши, которые едва ли не получают удовольствие, обижая своих слабых товарищей, причиняя им какие-то страдания.

«Милости хочу, а не жертвы». Не столько внешние знания, сколько умение пожалеть и приголубить, приласкать и утешить – вот главный жизненный урок, который дети должны вынести из общения с домочадцами. Вот та основа человеколюбия, на которой в школьном общении должны строиться наши отношения. Но если мы желаем увидеть в детях эти ростки зеленеющими, а затем плодоносящими, подумаем, как бы и нам новый день встречать с улыбкой. Как, по завету Николая Васильевича Гоголя, «плакать невидимыми миру слезами о страждущем человечестве». (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475