Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (904) → Священник Стефан Домусчи: Великий канон преподобного Андрея Критского

Священник Стефан Домусчи: Великий канон преподобного Андрея Критского

№7 (904) / 14 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

Мы вступаем в Великий пост и сегодня поговорим о Великом каноне Андрея Критского. Канон достаточно большой, 250 тропарей, поэтому его чтение делят на четыре дня. Если кратко, о чем он?

– Естественно, сложно выстроить какую-то логическую цепь событий, освещенных в каноне, хотя видно, что они повторяют библейский сюжет: все начинается с падения Адама, отторжения человека от Бога. Надо сказать, что, когда люди слушают Покаянный канон, создается впечатление, что это сплошное перечисление грехов, чего-то недолжного, ужасного. Но если вчитаться в текст, можно увидеть, что святитель Андрей Критский говорит не только о грехах прародителей или других людей Ветхого Завета, но и о праведниках: эх, душа, вот им ты не поревновала, а за другими последовала. В песнях канона упоминаются и ветхозаветные, и новозаветные герои; при этом нельзя сказать, что библейская логика не прослеживается.

Сначала говорится об Адаме и Еве – о сути греха. Грех не просто поступок, а предательство Бога и того призвания, ради которого человек сотворен. Поэтому, перечисляя разные конкретные грехи, святитель Андрей указывает на самую их суть – падение из высокого состояния, ради которого Бог сотворил человека, в глубину отверженности, нищеты, искаженности. Важно, что в то же время искаженность не означает уничтоженность Божиего образа, и это дает надежду на изменение, спасение, восстановление утраченного.

Например, упоминается Адам: ты так же, как Адам, пренебрег повелениями Божиими. Так же как Ева, которая вкусила запретный плод, ты идешь к запретному плоду. Так же как Каин убил совесть, ты убиваешь свою. Людям, читающим канон, может показаться, что это какое-то странное перечисление чужих поступков, грехов, недоработок. Но святитель Андрей показывает, что грех всегда один и тот же и человек должен видеть в грехах людей прошлого свои собственные грехи. Действительно, если всерьез задуматься об этих текстах, видно: как Адам пренебрег замыслом Божиим и ушел от Бога, так часто поступаешь и ты; как Ева соблазнилась ложными представлениями о плоде, так и ты соблазняешься ложными фантастическими идеями; как Каин пренебрег совестью, так же и ты.

С другой стороны, святитель Андрей говорит: почему ты не приносишь жертву, как Авель? Авраам оказался верным Богу, почему неверен Богу ты? Он показывает, что все эти вещи архетипичны: они наполняют не только страницы Ветхого Завета, но и всю нашу жизнь. Мы можем сказать: это чьи-то недостатки, зачем нам на них обращать внимание. А можем вчитаться и услышать призыв, вопль отчаяния, которым начинается канон: «Откуду начну плакати…» То есть как я начну сокрушаться о моей окаянной жизни? Сначала я должен посмотреть, о чем мне плакать, в какую духовную ситуацию я попал.

Кстати, интересно, что одним из очень глубоких образов этого канона оказывается образ тех одежд, которые изначально были у Адама и Евы, и тех, которые они потом сами себе сделали. Мы знаем, что Адам и Ева были наги и не стыдились, но, с точки зрения святых отцов, они не стыдились еще и потому, что были одеты славой Божией, неким светом этой славы. И человек отвергает световидную одежду, чтобы, как говорит Писание, одеть себя в одежды из смоковных листьев, то есть отвергает Божий замысел и решает реализовывать свой. Но, по большому счету, это ведь вся наша жизнь. Не только об Адаме и Еве или о человечестве в целом, но о каждом из нас есть Божий замысел.

Человек может быть врачом «скорой помощи», учителем, рабочим на заводе, пенсионером, школьником – кем угодно, – и о каждом есть замысел Божий. Каждый может услышать это и подумать: обо мне тоже есть Божий замысел, и он очень высок, велик. Бог для каждого предусмотрел богоподобие, обожение, духовное возрастание. Мы же как Адам и Ева: хочу свои одежды себе сделать. Хочу карьеру, хочу успешно прожить жизнь… Церковь не отвергает и даже поощряет наш труд, элементы быта, но главное – что для тебя является центром. Интересная фраза канона: я сам себя сделал идолом. Это квинтэссенция греха, когда Адам делает себя идолом, поклоняется сам себе, своим страстным желаниям, отвергая при этом замысел Божий. И человек, который слушает это сегодня, тоже должен задуматься: а я также отвергаю?

У святителя Андрея Критского присутствует образ – одежды, которые дал Бог, теперь разорваны, осквернены, окровавлены, испачканы. Человек смотрит на себя и думает: вроде я приличный, работаю, живу семейной жизнью, никаких окровавленных одежд на себе не вижу. Но если он обратит внимание на духовную сторону своей жизни – на гнев, измену Богу, блудные стремления, то увидит, что, живя так, в духовном смысле он как раз является носителем этих одежд. Весь канон христоцентричен – он весь о Христе. Это очень важно. Казалось бы, читаем канон: Адам, Ева, Моисей, Ламех, Петр, кровоточивая вдова, жена, согбенная старуха, которых исцелил Христос... И в то же время чуть ли не половину всех песней канона занимает обращение ко Христу как к доброму Пастырю, Который должен исцелить человека. Вот основные темы канона.

Устав сложился так, что мы поем канон постом. Почему именно на первой седмице? Что Церковь нам хочет этим сказать?

– Если осмыслять пост просто как дисциплину, как то, что связано с диетой, определенными поступками, то не очень понятно, почему пост должен начинаться Покаянным каноном. Но если осмыслять его как путь к Пасхе, это значит, что мы из одного духовного состояния должны прийти в другое. Если, например, человек хочет заниматься в спортзале, он сначала должен понять, какова сейчас его физическая форма, здоровье. Неслучайно духовную жизнь часто сравнивают со спортом. Сначала увидь, каков ты в настоящую минуту, потом осознай, что тебе нужно сделать, чтобы измениться, и к какой цели ты идешь. Канон Андрея Критского очень много говорит именно о том, каков человек сейчас, в данном состоянии, и о том, каким он должен стать. Поэтому с этого духовного произведения начинается пост, канон задает тон. Как регент в хоре задает тон, чтобы люди услышали нужную ноту и могли с нее начать, чтобы пение было стройным, так и здесь. Если задать правильный тон всему постовому деланию, то пост получится провести правильно.

Но для этого, конечно, мало просто прийти в храм и послушать красивые песнопения. Многих людей пленяет сама красота постового богослужения: темнота, свечи, приглушенный свет, покаянные мотивы, монотонное чтение... Это эстетическое восприятие. Оно не мешает, наоборот, помогает, потому что человек – духовно-телесное существо, многое воспринимается через тело. Но саму по себе эстетику нужно пережить, почувствовать, полюбить и – пойти дальше, к текстам. Важно заранее ознакомиться с каноном в зависимости от того, насколько человек знает церковнославянский язык: либо ему ближе церковнославянский текст, либо русский вариант. В храме ведь не очень удобно читать параллельно и то, и другое. Ты слушаешь, что читается по-церковнославянски, например, «Предстоятель», и в то же время пытаешься по-русски следить. Мне кажется, удобнее посмотреть дома. Тогда можно прийти на молитву, чтобы не просто умилиться пению и красоте церковного богослужения, а чтобы канон оказался плодотворным. Все, что делается в Церкви, должно быть плодотворно. И канон Андрея Критского должен оказать на нас, в первую очередь, духовное влияние.

Часто люди не понимают, что читается. Понятно, что можно взять книгу и проследить, что читает священник. Однако нередко случается, что многие священнослужители заменяют некоторые слова на более понятные. Как Вам такая практика?

– Не секрет, что и Святейший Патриарх, когда читает Великий канон, заменяет некоторые слова. Вместо «яко» произносит «как». Апостол Павел говорит: «стану молиться и умом», поэтому внутреннее содержание молитв очень важно. Церковь всегда была больницей и никогда не была высокомерным педагогом, который заставлял человека достигнуть каких-то предельных высот. Она всегда снисходила к человеку и вела его к духовным высотам.

Апостол Павел, например, научился говорить на языке языческой философии, потом каппадокийские отцы продолжили его дело и перевели богословие на язык философии, для того чтобы воцерковить эллинскую мудрость и культуру. Это доброе побуждение, оно происходит не из лени, а из желания, чтобы люди заинтересовались Церковью, чтобы для них тоже было плодотворным то, что они услышали. Мы не можем представить, чтобы апостол Павел, придя к язычникам, сказал: давайте вы сначала изучите Ветхий Завет, поймете его смысл, а потом я вам расскажу о Христе. Он говорил с ними на их языке, чтобы они потом пришли к культуре Ветхого и Нового Завета. Так и здесь. Конечно, важно не переусердствовать и сохранить красоту церковнославянского языка, его поэтичность и образность, но в то же время какие-то самые непонятные слова, мне кажется, можно заменять. Практики есть разные, главное – не делать культа ни из одной из них.

Можно ли воплотить в реальность те образы, которые помогают задуматься о нашей жизни?

– Человек приходит в храм, слушает канон и думает: может ли он применить к себе эти слова? Конечно. Если мы обратимся к Покаянному канону и несколько подробнее изучим его текст, сможем указать некоторые образы. Сразу нужно заметить, что канон дает истинный христианский духовный настрой, он носит не только осуждающий, укоряющий характер, но и побуждающий, просвещающий. Говорится не только о том, что ты согрешил, как тот великий грешник, но и о том, что есть прекрасные примеры: поступай же согласно им.

Скажем, одним из замечательных образов является Давид. Почему важны Давид или Соломон (Давид в большей степени упоминается в каноне)? Потому что Давид пал, а потом восстал, слезно раскаялся. Его пример оказывается очень важен. Примерами могут быть Енох, или Сиф, или другие праведники, о падении которых мы ничего не знаем, о них просто говорится, что они были верны Богу – и ты будь верен Богу. А что делать человеку, который уже оказался неверен Богу, испортил свою жизнь, наполнил ее грехом?

Вот прекрасный образ Давида, который совершил очень тяжелый грех и нашел в себе силы к покаянию, раскаянию, перемене ума. Ведь что есть покаяние? Часто люди думают, что это просто перечисление конкретных грехов. Но в первую очередь покаяние – изменение самой жизни, взгляда на нее. Человек был верен, потом проявил неверность и возвращается обратно. Мы не можем представить себе, чтобы блудный сын, который вернулся к отцу, стал перечислять какие-то плохие вещи, которые он совершал. Самое ужасное, что он совершил, – предал. Естественно, что его возвращение, изменение связано не с мелочными перечислениями грехов, а с обращением его сердца к отцу. Был один взгляд на жизнь, стал другой. Неслучайно «покаяние» по-еврейски означает «разворот»: ты шел в одну сторону, потом одумался, развернулся и пошел обратно, в отчий дом.

Другой прекрасный образ – Иаков, который трудится, чтобы получить сначала одну жену – Лию, а затем вторую – Рахиль. Бытовой взгляд увидит здесь многоженство, но Андрей Критский видит в этом образ теоретического, созерцательного труда и практического, настоящего, ручного труда. Он говорит: поревнуй Иакову, который трудился ради двух. Сочетай в себе созерцательную, духовную жизнь и физический труд, доброделание, труд помощи ближнему. Это очень важный образ, потому что многие люди смотрят на христианских подвижников и не знают их жизненных, земных трудов, как именно они трудились ради помощи ближнему. Мы смотрим на покаяние, молитву, жизнь в монастыре и думаем, что главное для святых – только покаяться у себя в голове, изменить свою жизнь, внутренне перемениться, и все. Но это должно быть выражено.

К примеру, Андрей Критский был не только подвижником, монахом, автором церковных канонов, но и активно служил ближним: поддерживал дом сирот в Константинополе, помогал сирым и вдовым, старикам, у него были какие-то специальные помещения для детей, оставшихся без родителей, для престарелых. Он жил очень активной социальной жизнью. Поэтому человек, приходя в храм и слыша слова канона, должен понимать, что стать христианином – значит не только переменить ум, но и активно присутствовать в миру своей помощью другим людям. Неслучайно в череде подготовительных недель к Великому посту есть и Неделя о Страшном Суде. В прошлое воскресенье читался отрывок из Евангелия от Матфея, в котором Христос говорил: если вы накормили, одели, посетили, поддержали голодного, немощного, больного – вы сделали это Мне. И напротив, осуждал тех, кто этого не сделал. Иаков и его дети, о которых говорит святитель Андрей в своем каноне, – тоже прекрасные образы. Рувим оказывается образом блуда, невоздержанности, а Иосиф – воздержанности, целомудрия, потому что Рувим падает в этом смысле, а Иосиф выдерживает испытание. Его пытаются совратить, а он оказывается непреклонен. Все эти образы могут очень активно применяться человеком в собственной жизни.

Как Вы объясняете прихожанам, что происходит на первой седмице поста и насколько важно присутствовать на каноне Андрея Критского и понять, о чем говорится в нем?

– Просто приглашаю всех участвовать в вечернем богослужении. В утреннем, конечно, тоже было бы хорошо участвовать, но многие работают, большинство православных не тунеядцы, часто люди не могут отпроситься. Все же это монашеское богослужение, не предполагалось, что работающие люди вдруг бросят все и будут вести себя как монахи. Миряне приходили на какие-то части церковной службы, которые могли посетить, и канон Андрея Критского как раз является такой частью суточного постового богослужения. Очень важно прийти, послушать канон, проникнуться предлагаемыми образами, может быть, услышать разъяснения, которые проповедник дает к этому тексту. Важно взять с собой книжку, потому что не всегда читают внятно. Можно следить за текстом вне зависимости от того, как читает тот, кто возглавляет богослужение. Прекрасно читает Святейший Патриарх.

На сайтах есть много разных вариантов, можно и в интернете послушать канон, но все же постовая атмосфера, создаваемая первыми богослужениями, непередаваема. И, наверное, прибегать к прослушиванию канона через интернет можно только в крайнем случае, если человек не может сам посетить храм (у него маленькие дети, он болен, стар). Но если человек хочет плодотворно провести пост, он должен прийти и послушать канон, проникнуться его покаянным, но в то же время дерзновенным духом.

Этот канон еще называют умилительным…

– Умилительным его называют потому, что слову «милость» родственно слово «елей» – масло. Когда мы говорим «Господи, помилуй» («елеисон» по-гречески), это как раз означает «исцели», потому что оливковое масло является первым лекарством, с которым человек встречался в древности, –младенцев, например, мазали оливковым маслом. Это ветхозаветный образ лекарства. И «умилительный» канон в том смысле, что он исцеляюще, отрезвляюще действует на нашу душу, и в то же время побуждает нас к добрым начинаниям.

Помимо того, что человек должен войти в Великий пост через чтение и понимание канона, что еще важно почерпнуть в этом богослужении?

– Думаю, что должен сохраняться сам настрой. Часто бывает: люди начинают Великий пост, и он у них заканчивается на первой седмице. Люди приходят на богослужения, слушают канон, потом канон уже не читается, человек погружается в обычную жизнь и забывает суть поста, остается только диета, пищевое воздержание. Важно, чтобы покаянный и в то же время дерзновенный настрой, создаваемый каноном Андрея Критского, сохранялся, чтобы человек, проходя поприще поста, воспринимал его именно как путь, следил за тем, насколько он изменился, насколько прикладывает усилия к тому, чтобы жить другой жизнью. Часто человек на третьей, четвертой неделе поста думает: а изменилось ли что-то или я просто заменил одни продукты другими? Многие стараются не просто побывать на богослужении, но и прочитать Ветхий Завет, чтобы еще больше напитаться образами канона. Нельзя останавливаться на том, чтобы посетить красивое богослужение и дальше ничего не делать. Очень полезно бывает обратиться к самому тексту Писания.

Например, в кинотеатрах идет фильм, связанный со Священным Писанием («Ной» или «Пророки и боги» – об исходе евреев из Египта). Мы не берем сейчас качество этих кинолент, но факт: после их показа люди обращаются к Священному Писанию. После фильма «Ной» многократно увеличилось количество запросов в поисковых системах о том, кто такой Ной. Это, в общем, неплохо, люди начинают интересоваться Писанием, пытаются сравнить книгу и фильм, благодаря чему читают саму Библию. Это оказывается плодотворно и изменяет их жизнь. То же и здесь. Человек приходит в храм, слышит имена: Ламех, Соломон, Давид, Моисей, Аарон... Часто он не знает, кто эти люди, и это побуждает его обратиться к Священному Писанию, активнее и вдумчивее прочитать его страницы и через это задуматься о своей жизни.

Не могли бы Вы дать краткое наставление телезрителям по итогам нашей программы?

– Я бы посоветовал заранее ознакомиться с текстом Покаянного канона, лучше со славянским текстом, потому что в большинстве случаев именно его вы услышите за богослужением. Кроме того, посоветовал бы ознакомиться с образами, упоминаемыми в каноне. Сегодня несложно найти статьи о них. Например, на сайте pravmir ru есть статья «Кто есть кто в каноне Андрея Критского», где очень кратко, сжато говорится о том, кем были те или иные герои канона. Тогда, придя в храм и слушая канон, человек получит большую пользу, чем просто эстетическое удовольствие.

Расшифровка:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475