Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (904) → Протоиерей Артемий Владимиров: Господь не отвращает от нас Лица Своего

Протоиерей Артемий Владимиров: Господь не отвращает от нас Лица Своего

№7 (904) / 14 февраля ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №6 (903) 2017

«Иисусе, Владыка долготерпеливый...». Одно из свойств Божества – долготерпение, о котором говорили еще ветхозаветные пророки от Лица Самого Господа Бога. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33, 11). Раскроем с вами богодухновенные псалмы царя Давида. Едва ли не в каждом из них вы найдете эти трогательные обращения к Создателю («Иисусе милостивый, Иисусе многомилостивый, Иисусе, не наводящий гнев каждый день на рабов твоих»!) – «долготерпеливый Владыка».

Обратимся к далекой от нас Священной истории Древнего мира. Вспомним, что не раз и не два растленное в грехах человечество получало предупреждение Небесного Отца, было призываемо пророками к покаянию. Едва лишь только в людях замечался перелом и в светлом умонастроении они осознавали безобразие и мерзость своих поступков, добрый Господь отменял провозвещенные им кары. Чего стоит пример библейской Ниневии, которая должна была быть разрушена по Божественному определению, и пророк Иона возвещал суды Господни. Однако жители этой древней столицы мира пришли в ужас, покаялись, облеклись во вретище, наложили пост не только на себя, но и на животных – и Бог изменил Свое решение: Ниневия осталась непоколебимо стоять на своем месте.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102). Божественная благость, как пишет апостол Павел в Послании к Римлянам (2, 4), ведет каждого из нас к покаянию. И насколько наши суды, решения и размышления отличаются от судов Божиих. Не случайно Бог некогда говорил через пророка: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55, 8–9).

Вот нынче как много начальствующих несдержанных, раздражительных, привыкших рубить сплеча, рассекать все гордиевы узлы, нимало не задумываясь о людских судьбах, – не таков наш долготерпеливый Владыка. Вы помните, когда нечестивое человечество задумало по гордыне своей строить Вавилонскую башню, чтобы прославить свое собственное имя под небесами? Между тем, нечестие, как дрожжи, умножалось, и вопль угнетенных возносился от земли на Небо. Помните, как говорит Господь Бог? Священное Писание открыло нам самый Совет Отца и Сына и Святого Духа: «…сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Этим Советом и рассуждением Господь Бог, Который не нуждается ни в следователях, ни в накоплении фактологического материала, но самые наши мысли знает наперед, хочет показать нам, чтобы мы никогда не свершали слишком скорый суд, ибо гнев человека не творит правды Божьей. Но нам, людям, ограниченным и слабым созданиям, нужно всегда до точности исследовать дело, прежде чем принимать какие-то решения, которые могут стать необратимыми для окружающих нас людей.

«Иисусе, Владыко долготерпеливый...». Будем судить по себе самим о бесконечной, превосходящей разумение любви Божией. Сколько раз мы нарушали произнесенные нами некогда обеты Крещения, оказавшись клятвопреступниками? Сколько раз, принесши Господу Богу искреннее, едва ли не слезное покаяние, в завершение Исповеди мы целовали крест и Евангелие как стопы Самого Иисуса Христа, распятого на древе, обещая Ему впредь употреблять все усилия, только бы не возвращаться к исповеданным грехам? И что же? И раз, и два, и тридцать два... по немощи, забвению, по легкомыслию, по растлению воли мы оказывались не на высоте. И, как чисто вымытая свинья, возвращались почти добровольно и ложились в грязь, угождая не Господу, но противнику нашего спасения.

И что же, Господь дуновением уст уничтожил, испепелил нас? Господь послал к нам ангелов, которые покарали нас праведным судом Божиим, исторгли грешную душу из жалкого тела? Нет. Но Христос, взошедший на Крест, простирает Свои руки, призывает всю вселенную притечь в Его отеческие объятия. Господь не отвращает от нас Лица Своего.

Если дьявол всякий раз принимает нас, когда мы грешим и продаем поневоле свою душу в царство его вечной тирании, то в миллион раз с большей любовью и радостью Христос Искупитель, едва лишь только мы намереваемся покаяться, обращает к нам со Креста Свой Лик, ниспосылает нам Свою целительную благодать, которая врачует, очищает искренне кающуюся душу, дает нам силы утвердиться в добре. И происходит это в сотый, трехсотый раз, и будет происходить до тех пор, пока душа человеческая пребывает в теле.

«Иисусе, Владыко долготерпеливый...». Так, исповедуя благость Божию, мы призваны и сами, дорогие друзья, становиться все более терпеливыми, мягкими, снисходительными, деликатными к нашим ближним, ко всем окружающим людям. Если Бог милует нас, то и мы будем прощать наших близких. Если Господь Бог принимает нас с покаянием, то и мы будем верить в исправление тех, кто не оправдал нашего доверия, но, усовестившись, просит у нас прощения. Будучи к себе самим строгими и взыскательными, но нам должно вооружиться законом милости к тем, кто просит ее у нас.

«Иисусе, Владыко долготерпеливый...». Между прочим, это свидетельство учит нас всегда сохранять спокойствие сердца. Не будем роптать на наших недругов. Нельзя выходить из себя и допускать, чтобы почва уходила из-под ног. Но христианин, верующий в долготерпеливого Иисуса, Спасителя и Судью нашего, действительно призван быть выдержанным, спокойным, рассудительным. Не нужно сверх меры изумляться, что люди так немощны и непостоянны. Христианин, как психолог по определению, зная человеческую слабость, должен уметь выстраивать отношения с людьми, чтобы и не передоверяться им, не быть жертвой собственной наивности, но, с другой стороны, и не отчуждаться от людей, внутренне считая их недостойными милости.

«Иисусе, Владыко долготерпеливый...». Так мать, любящая и мудрая, воспитывает свое дитя. Оно восходит по ступеням человеческой жизни, и каждый новый день и месяц может быть временем нового искушения. Ожесточается ли мать, узнав, что ребенок опять согрешил, взяв без спросу не принадлежащий ему предмет? Нет, но, огорчаясь и внутренне скорбя, она должна не покладая рук вразумлять свое дитя, указывая на Господа, Который, внимая нам, не благословляет человеку уклоняться на лукавые стези, но, принимая кающегося, дает ему жизненный эликсир – энергию Святого Духа, необходимую для исправления. Вот такими благостью, мудростью и долготерпением должны отличаться православные наставники, воспитатели, учителя и родители, чтобы всегда держать ниточку, соединяющую сердца учащих и учащихся натянутой. Не попуская им впадать в безнаказанные грехи, но и не перегибая палку, чтобы наша жесткость (не говорю жестокость) не приводила детей в ожесточение и уныние.

«Иисусе, Владыко долготерпеливый...». Посмотришь на окружающую нас жизнь – и невольно ужаснешься: как день ото дня умножаются по лицу земли злодейства и жестокость, как без зазрения совести сильные мира сего обижают униженных и оскорбленных! Но над ними и над нами недреманное око Божества. Господь не оставляет Своей любовью и долготерпением этот мир, блюдя Своих учеников от неприязни, даруя им силы изменить в себе то, что они могут и должны изменить, даруя им мудрость отличать первое от второго.

«Иисусе, Владыко долготерпеливый...» – так обращаясь к Создателю, будем и мы, дорогие друзья, с благодушием, терпением, благодарением нести свой жизненный крест, не отчаиваясь в отчаянных обстоятельствах, не ропща, не малодушествуя. Но зная, что Господь нам дарует все, потребное ко спасению, с тем чтобы мы со светлым лицом, чистыми помыслами и сердцем, наполненным любовью, прославляли Его святое имя собственным терпением и милосердием к людям. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс