Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (903) → Священник Владимир Флавьянов: Воспитать в себе лучшее

Священник Владимир Флавьянов: Воспитать в себе лучшее

№6 (903) / 7 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

Поскольку наша тема – «Воспитать в себе лучшее», нам, наверное, надо понять за отведенное время передачи, что же такое это «лучшее». На что ориентироваться верующему человеку и какие качества ему в себе воспитать? С какого момента начать воспитание?

– Будем пробовать размышлять на эту тему.

Конечно, смысл жизни на земле отсутствует – ее смысл только в Боге, и понять это современной молодежи достаточно сложно. Молодые люди пытаются находить реализацию своих талантов, способностей, пытаются вникать в эту жизнь, как раз забывая аксиому, которую мы, православные люди, не должны забывать. На самом деле, смысл жизни не в душе, не тем более – в теле, а только в Боге. И «развивать в себе лучшее»… А что это – лучшее? Это уже проблема. Не знаю, сможем ли мы уложиться в отведенное время, расписывая все его грани: для одного одно лучше, для другого – другое. Уже получается тупик.

Да, вопрос субъективный.

– Но попробуем найти объективность. Попробуем сначала понять, как вообще устроен человек. Если взять наше православное учение, то человек триедин, как и Господь Бог, Который сотворил нас по Своему образу и подобию. Соответственно, развивая лучшее, мы обращаем внимание на тело, душу или духовность? Хотелось бы сказать: на духовность. Тогда где она? Хотелось бы сказать о душевности; а она где? Получается, все разговоры, особенно нынешней молодежи, как раз заканчиваются только телом. А про тело мы знаем, что плоть, увы, воюет против нас, у нее есть свое «видение» этой жизни. Большую часть жизни мы живем в этом теле, и это тело, увы, управляет нами, нашими желаниями, а не мы управляем им. Поэтому, когда мы говорим про тело, что есть хорошо и что плохо, то опять попадаем в тупик.

Если перейти хотя бы на уровень душевности, существует чуть больше вариантов. Начнем с того, что разговор о хорошем и плохом, и вообще о талантах, на самом деле, уже неправилен. С одной стороны, мы должны иметь таланты – Бог их нам дает, как в той притче, которую мы все знаем: когда человек закопал свой талант, то он был отдан тому, у кого было десять талантов. Некоторые даже возмущались: «Но как же так? У него уже есть!». Вот кто имеет, тот и приобретет, а кто закапывает, у того отнимется и то, что он думает иметь.

На самом деле, мы очень многое придумываем. Причем настолько многое, что я даже попробую озвучить фразу, которая используется в психологии. У человека есть три системных ошибки. Первая системная ошибка в том, что я не слышу другого человека, я воспринимаю его через свой опыт, причем чаще всего негативный. У меня были какие-то ошибки, падения, я чему-то научился, и, соответственно, то, что мне говорит другой человек, я могу понять только если сам через это прошел. Я не могу понять любовь другого человека, не могу понять его веру, если я сам не любил и не веровал; но я любил и веровал одним образом, а он – иначе. Я воспринимаю другого человека через себя. Поэтому уже получается ошибка: я не слышу то, что он мне говорит. Как показывает статистика (и, к сожалению, это правда), мы практически на 95 % выдумываем. Из того, что нам говорят, до нашего сознания доходит только 5 %.

Вторая системная ошибка – я точно так же воспринимаю и самого себя. Я, опять же, себя выдумываю: строю из себя талантливого, способного, умного, доброго. Но Православие очень четко говорит: нет, всяк человек ложь. И, соответственно, я должен изживать из себя это плохое. А что я тогда назову плохим, если я все делаю хорошо, вроде бы стараюсь быть хорошим, а мир меня не воспринимает? Тогда я начинаю придумывать модели – как бы оправдать, что мир такой злой. И получается, что я как бы даже Христос: Его ненавидели – меня ненавидят. Получается, мы опять находимся в неких стереотипах, даже православных.

Есть еще третья системная ошибка – мы точно так же не понимаем и Бога. Например, мы называем Бога справедливым. Так ли это на самом деле? Если Бог справедлив, Он должен всех нас уничтожить: мы все виноваты перед Ним. Но раз Он нас не уничтожает, Бог есть любовь. А если Бог есть любовь, то в каком смысле? Нашем, человеческом? Нет. А в каком? Мы не знаем, потому что не знаем другого уровня, кроме человеческого. Мы знаем лучшие примеры любви в человеческой жизни.

Получается, три системные ошибки… Если говорить о компьютере или каком-то другом оборудовании, то достаточно одной системной ошибки, чтобы его выкинуть. Даже если системная ошибка всего 1%, появилась – уже выкидываем. А здесь 95 % – ошибка, которую мы получили после грехопадения Адама и Евы. И мы с ней живем все эти тысячелетия. Тогда как мы живем? И что мы ищем? И где искать добро или зло? И вообще, есть ли граница между ними?

Допустим, война; мы же вынуждены делать это зло – идти на войну. Как, например, относились к войнам священники в Российской империи? Точно так же, как женщина во время женских дней, – это время очищения. Ты невиновен, ты выполнял ратный долг. Другое дело, что будет у тебя с головой, как ты будешь жить в мирное время с теми картинами, что увидел на войне… Сможешь ли ты жить мирно, сможешь ли сам себя простить? Получается, что человек вроде бы и невиновен, а ничего не может сделать: живет этими переживаниями, его мучают кошмары, как наркомана или алкоголика. Ему не избавиться от всего этого – он не может даже себя простить. Поэтому проблема очень глубокая, и то, что мы называем хорошим, к сожалению, субъективно.

Когда сегодня молодой человек выбирает для себя жизненный путь и систему ценностей, часто он выбирает успех, карьеру, самореализацию. С одной стороны, как без них обойтись? С другой – часто это замещает все остальное, и достижение успеха, зарабатывание денег становятся самоцелью. Как преобразить это жизненное видение, чтобы внести сюда христианские ценности и тем сделать действительно лучше для себя, наполнить свою жизнь истинным смыслом? Куда мы стремимся на самом деле? Заработать деньги? Реализовать свои таланты? Или для нас есть лучшие ценности – вера, надежда, любовь, жертвенность? Как здесь расставить приоритеты?

– Попробую коснуться темы личности. Чтобы она сформировалась, должны присутствовать три ипостаси – разум, чувства и сила воли. Разум у нас есть, никто в этом не сомневается, даже у женщин есть (своеобразный, конечно, но есть). Чувства есть не только у женщин, но и у нас, мужчин, есть (они, конечно, сомневаются). Сила воли есть? Сила есть, воля есть, а сила воли? Как мы ее можем проявлять? Получается как бы табуретка на трех ножках: на трех ножках мы можем стоять, а убери одну – и все закачается. Убери еще – и это качается во все стороны. Следовательно, если у нас неправильно сформирована личность, то у нас неправильно сформированы и интеллект, и чувственная, эмоциональная сторона. Тем более – если отсутствует сила воли: какие вообще смыслы мы можем тогда реализовать?

А если мы имеем силу воли, но при этом повреждены разум и чувства, то опять же – каких целей мы достигаем, если эти цели дьявол держит на поверхности? То есть мы глубоко не копаем: не понимаем, зачем нам все это надо – ради карьеры? Карьера ради карьеры? Я становлюсь работягой – работа ради работы, становлюсь ученым – изобретаю ради изобретений: это моя слава. С одной стороны, тебе надо пробиваться среди массы. Может быть, своими талантами ты служишь обществу, может быть, даже Православной Церкви. Но зачастую это очень быстро превращается в фашизм. То есть я навязываю свою точку зрения и свои ценности другому человеку, говорю ему: «Вот это правильно. Посмотри на мою жизнь: она успешная. Вот как я реализовался». Но это самый настоящий фашизм.

Мы, к сожалению, забываем, что главное во всем этом – любовь. И не наша, человеческая, а Божественная. А Господь любит нас какими? Грешниками. А мы друг друга, грешников, любим? И могу ли я терпеть самого себя, грешника? Зачастую не могу – и опять кручусь только вокруг талантов. Отними у меня ноги, руки, возможность видеть, слышать – все, я инвалид. Я человек? Или я инвалид? Я очень много работал с инвалидами и сам какое-то время был инвалидом, и я понял, что это реальные герои. Они сразу отделены от общества и сразу понимают: попробуй работать наравне с другим, здоровым. Получается, я должен быть в три раза талантливее, чем он, чтобы меня взяли на работу. Я инвалид, у меня уже проблемы со здоровьем. Получается, такой человек через себя переступает, чтобы научиться быть лучше. Он лучше – и счастлив тем, что может пригодиться обществу, несмотря на то, что инвалид. А мы себя инвалидами не считаем, мы здоровы: у нас есть руки и ноги. Но при этом чего мы достигаем? Какие цели ставим в этих достижениях?

Мы выстраиваем отношения с людьми? Любой инвалид понимает, что через отношения с людьми я могу реализовать те же самые таланты. А какие таланты мне помогут, если они у меня есть, но при этом нет отношений с людьми? Кто я буду для этих людей? Опять фашист: опять теряется любовь. Мы теряем главное – оно заключено во взаимоотношениях. И мы должны отношения выстраивать, а мы их выясняем – не только друг с другом, но и с собой, и с предметами. «Выпить, не выпить» – и опять выясняем. Снова мы крутимся на поверхности, глубоко не копаем: почему так происходит? Еще раз подчеркиваю, таланты – это всего лишь таланты. Это как когда я вышел на огород, то могу руками пропалывать, могу тяпочкой, а могу вообще выехать на тракторе – это всего лишь инструменты. Таланты – это всего лишь инструменты для достижения чего-то. А для меня главное – они, успешность. Но это лишь инструменты.

Семья – хорошая ценность, но это опять же инструмент. Рождение детей… Для многих женщин родить ребенка – это вообще потолок. Родила, а дальше что? Ты мужа забросила, в ребенке воспитываешь только таланты. Получается, личность вообще не появляется. Я личность. Я даже не произношу этого слова «я», потому что я еще даже не родился – многие люди проживают до самой глубокой старости, и это «я» так и не появляется. Есть только таланты, набор способностей, и люди глубоко несчастны: у них нет этого «я» и нет этого смысла. И человек так и не родился. Но рано или поздно я умру, мои таланты останутся. Все, что я сделал, останется. Я предстану пред Богом, а кто такой я, если я все время в масках, все время играю роли? Дома я один, на работе другой, с друзьями третий, четвертый на рыбалке и так далее, и так далее. Этих масок может быть очень много – легион имя мне, помните? Поэтому кто я, если это «я» еще даже не появилось?

Любые роды проходят в муках, и Господь дает нам эти муки. Смотрите, Православие построено на страданиях, причем оно дает смысл этим страданиям: все доброе рождается в муках. Как любые гениальные шедевры живописи, музыки, поэзии, прозы рождаются в муках – все в муках рождается. А зло – как сорняк, как пыль, оно постоянно будет, его надо убирать, как пенку в кастрюле. Это постоянная работа, рутина, но ее тоже надо делать, а мы не делаем – хотим сразу творчества, чтобы било, как фонтан. Мы забываем эти механизмы, что есть очень много рутины, незаметной работы. Как, например, женщина дома убирает, моет, стирает? Мужчина это видит? Нет. Он воспринимает это как данность, как воздух, солнце. А убери это все... Мы знаем, как ведут себя мужчины, когда в их доме нет женщины. А что тебе, мужчине, мешает оставаться мужчиной и при этом соблюдать чистоту в доме? Кто тебе мешает? У женщины, независимо от того, замужем она или нет, всегда чисто. У мужчины проблема. Оказывается, ему не нужна эта чистота. Чистота не нужна, а говорим о талантах. Хотя чистота – это уже половина святости, как говорили святые отцы.

На самом деле, мы не хотим чистоты, мы хотим талантов, успешности, реализации – чтобы на меня обратили внимание. Оказывается, это не «я», а мое подростковое, детское – обратите на меня внимание, я здесь: как маленькие дети, когда приходят гости, начинают шалить, чтобы на них обратили внимание – и мы так же: мы не взрослеем, мы не несем ответственности. Для чего тебе эти таланты? Какую ответственность ты готов нести перед миром, в котором живешь? Давайте об этом поговорим.

Мера взрослости определяется мерой твоего долга. Эти страшные слова – «я должен». Посмотрим даже на Христа: Он Себя так вел, как будто Он должен нам, а не мы Ему. Хотя на самом деле это мы Ему должны. Но он Себя так позиционировал, как будто Он должен умывать ноги, воскрешать, исцелять, кормить, чудеса творить. И Он Свой долг реализовывал. А мы, вообще, свои долги видим? Мы понимаем, что все наши таланты – именно чтобы реализовывать свой долг? У животных нет этого понимания. У детей его нет. А ты назвал себя человеком – у тебя есть понимание долга. Чем больше ты человек, тем больше твой долг. Как замечательно говорил Достоевский: «Я виноват всегда, во всем и перед всеми»... Если мы с этим согласимся, то это же фантастическая ответственность и груз. Мы готовы так? Тогда можем поговорить и о талантах.

Здесь есть очень важный момент. Сегодня много говорят, что нужно всегда сохранять свое достоинство: ты должен развить свои таланты, и это сделает тебя человеком успешным и достойным своего времени. Но тут возникает вопрос: достоинство человека и смирение – это одни и те же понятия или разные? Как их совместить и как понять, где что? Например, человек смиренный – достойный человек? Или же он должен себя считать недостойным, если пытается стяжать смирение?

– Наверное, у нас, священников, здесь есть преимущество: когда нас рукополагают, поется слово «аксиос» – достоин. При этом мы прекрасно понимаем, что мы недостойны. Никто из нас, священников, не считает, что мы достойны Причастия, достойны стоять у престола. Нет, мы грешные, – мы это реально понимаем. Мы несем грехи всего прихода. Я отвечаю за всех людей, которые приходят ко мне: я для них как глава семьи и несу ответственность за них. Получается, что слова «достоин» и «смирение» у священника соединяются в симбиозе.

Во всех остальных профессиях это сложнее, но тоже должно быть. Тот же воин, жертвующий своей жизнью, тоже смиренен: он подчиняется той воле, которая противна его: «Я хочу жить, у меня есть семья, дети, но я жертвую своей жизнью – по-другому никак». Или врач, у которого тоже есть семья, дети, которые тоже могут болеть, но при этом он не с ними, а в больнице: он – хирург, и его вызвали, это его смирение. И мы идем именно к этим людям. У каждого из нас как бы есть такой сканер, и мы сканируем человека именно на это качество. Даже не на его таланты, хотя все и крутится вокруг этого слова, а, как вы правильно заметили, на его смирение. И мы идем именно к смиренному батюшке, смиренному врачу, понимая, что даже если он, может быть, и не талантливый, но именно там мы помощь и получим.

Так что смирение – это тот основной талант, который, как скелет, держит на себе все остальное. Нет смирения – все таланты, как мышцы, которые не нужны. Мы знаем, что, как бы красиво ни было тело Шварценеггера, но физически он не может сделать многих вещей, ведь он слаб.

В своем дневнике протоиерей Александр Шмеман размышляет о скромности и смирении: «Удивительно, каждый подлинный творец скромен, а созданная этими творцами цивилизация горда. Маленький человек, вылезая из туристического автобуса, смотрит на картину Микеланджело и говорит: “Вот, это то, на что мы, человечество, способны. Вот то, что мы создали”. То, что смиряло художника (а каждый творец только в ту меру и творец, в какую он смиряется перед своим творческим даром), становится источником гордыни».

– Если это гордый художник или творец, он приписывает все себе: «Это я сделал». Если он правильно сформированная личность, то, конечно, должен понимать, что он только инструмент в руках Бога. И, соответственно, проводник благодатной силы, которая через него должна явиться этому миру.

И таким благодатным инструментом оказывается абсолютно каждый человек – и мужчины, и женщины. Мы знаем известные слова апостола Павла: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Поэтому если мы думаем о Христе и пытаемся очистить себя (как икону, которая может быть изъеденной жучками, черной, когда непонятно, что на ней изображено), то являем миру икону: она есть образ, а мы носим образ и подобие Бога – каждый из нас икона. Если мы видим эту икону в себе, видим ее друг в друге, тогда есть и смирение, и таланты, и они действительно имеют смысл.

Человечеству доводилось сталкиваться с людьми, которые гордились и кичились своими талантами, выставляли их напоказ. Можно привести примеры хотя бы известнейших диктаторов, у которых насколько был велик их подъем, настолько же глубоко и падение.

– Существует масса таких примеров. Смотрите, человек попадает в психушку, считая себя Гитлером или Наполеоном (почему-то в психушке нет людей, считающих себя Кутузовым или Суворовым). При этом все знают, как окончили Гитлер и Наполеон. Но их тьма-тьмущая в психушке, их тьма-тьмущая на работе и дома, в семье. Мы знаем, чем они закончили, но почему-то берем с них пример. Удивительная вещь! Это проблема нашего выдумывания, о нем мы говорили вначале: мы неадекватно воспринимаем вообще весь этот мир. Поэтому здесь требуется огромное наблюдение, и мудрость, и осторожность.

Здесь хорошо привести образ сапера, выходящего на минное поле. Каждый из нас выходит на это минное поле, и кто из нас сапер? Там же надо проверять каждый миллиметр, должна быть просто титаническая наблюдательность. Есть ли она у нас? Мы вырабатываем этот талант? Мы осторожны в общении друг с другом? Мы осторожны в реализации наших талантов? Если эта осторожность есть, она будет способствовать развитию смирения, а оно развитию мудрости. А без мудрости, простоты, без смирения просто стяжать какой-то голый талант – это чистая гордыня.

Бывают гениальные люди, которые, увы, очень горды, но они необходимы обществу, этой планете. Но мы все равно прекрасно понимаем разницу, видим, что есть человек – и есть его талант. Православие это очень четко разделяет, а люди нет, они присваивают все себе. Поэтому это тоже надо понимать: есть я и есть не-я. Есть мои таланты, мои способности, моя реализация, есть то, где я поработал, – а где-то Бог поработал через меня (как говорил апостол Павел, благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною). Но мы почему-то хотим все присвоить себе. Гордость, детство... (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс