Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (903) → Архимандрит Савва (Мажуко): О доверии Бога к человеку

Архимандрит Савва (Мажуко): О доверии Бога к человеку

№6 (903) / 7 февраля ‘17

Свет невечерний

В начале I века на самой окраине римской империи в мало кому известной Палестине произошел совершенно незначительный случай, память о котором сохранилась только в одной книге, которая получила название «Евангелие от Луки». Этот текст, ставший священным для христиан всего мира, говорит, что однажды простым пастухам явились ангелы Небесные с благовествованием Рождения Бога на земле – обычным пастухам, мы даже не знаем их имен, их биографий, как они умерли, кем стали их дети.

Этим простым людям, которые поздно вечером грелись у костра в дикой местности, вдруг являются не просто ангелы, а целый хор Небесных Сил, чем пугают совершенно этих простых людей. Евангелие говорит, что они очень сильно испугались. И ангелы первым делом начинают их успокаивать: «Не бойтесь, мы пришли не пугать вас, а возвестить вам великую радость: вам сейчас, в городе Давидовом, Родился Спас Христос. И вот вам знамение (т.е. верный знак) того, что мы говорим вам правду. Вы найдете Младенца, малыша, лежащим в яслях (т.е. в кормушке для скота)».

И тут хор ангелов начал петь знаменитый гимн: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Я до сих пор не совсем понимаю слова этого гимна, но мне нравится сам факт этого необычного концерта, который был дан в глухой Иудейской пустыне людям, которые совсем не ожидали явления ангелов, не ожидали и явления Мессии Рождества Христова. Но так здорово, когда об очень важном чуде ангелы возвещают простым людям!

Друзья мои, праздник Рождества Христова таков: он приводит к Господу и мудрецов, и простецов. Ему радуются и дети, и взрослые, и правители, обличенные властью, и епископы, и чиновники, и бизнесмены, и школьные учителя, и водители автобусов – для всех возвещена великая радость, которая заключается в простой фразе, хорошо вам всем известной, которую однажды воскликнул пророк Исаия: «С нами Бог!». Именно эта истина хранится и радует Церковь Божию: Родившийся Младенец есть Бог.

Мы не совсем осознаем эту истину, на которой зиждется христианство. Даже для многих христиан Христос – это очень хороший человек: пророк, чудотворец, добряк. Для некоторых людей – мудрец и философ. Кто-то воспринимает Его как революционера, реформатора. Действительно, Его слова, Его поступки оказали огромное воздействие на всю историю и европейской культуры, и правосознания, и политики, и нравственности, и, конечно же, искусства и зодчества.

Но самое главное – весть, которую ангелы возвестили, сообщили простым людям, пастухам: Тот, Кто Родился, вот этот Малыш, Которого положили в кормушку для скота, коров, телят, коз, – это Воплощенный Бог.

Просто подумайте над этой истиной, которая буквально сводит с ума мудрецов! Как это вообще возможно, чтобы Бог, Творец мира, Тот, Кто является Причиной бытия – не просто причиной нашего бытия, Причиной самой причинности… Преподобный Максим Исповедник, например, говорил: называйте Бога Причиной, а мир следствием, потому что Бог – за скобками, за пределами, Он Автор этого принципа, Автор любого авторства. И вот Он, чтобы спасти людей Своих, чтобы обогатить их жизнью, добротой, милосердием Сам является в этом Младенце – не просто в образе, не просто в призраке, который демонстрирует истины, но становится уязвимым Ребенком. Почему этот образ нам так дорог? Интуитивно даже – мы не все сильны в богословии, не у всех у нас есть вкус к философским упражнениям, но мы чувствуем какую-то предельную истину, очень важную для каждого из нас, в этом Ребеночке, Который лежит в яслях.

Не случайно сформировалась древняя традиция ставить на Рождество Христово перед церквами вертеп – некоторую реконструкцию воспроизведения той пещерки, в которой нашли себе пристанище Иосиф и Мария и где Мария родила Христа Спасителя и положила Его в сено среди животных. И пришли волхвы поклониться, и пришли пастухи убедиться в этом знамении.

Бог стал не просто Человеком – взрослым мужчиной, как мы все представляем Его в силе, в славе. И с VI века у нас в Церкви хорошо известно изображение взрослого Христа – с бородой, с длинными волосами: зрелый Муж, умудренный опытом, мудрец и философ.

Но на Рождество Христово этот образ уходит. Мы видим перед собой беззащитного Малыша, Который даже не умеет ходить. И этот Малыш держит в руках весь мир, этот Ребенок старше всех присутствующих рядом с Ним, старше этого мира – Он Автор времени, Он сочинил это пространство, соткал эту землю. Это удивительно, почему Господь избрал Себе такой странный путь спасения Человека – Сам став Человеком.

Есть одна идея, которая больше всего меня восхищает в этом событии. Это доверие Бога человеку. Как можно было Себя доверить нам, зная, что мы не справимся? Ведь Господь, Тот, Кто находится в вечности знал, что мы, люди, распнем Его. Мы Его убьем, не поймем, мы так исказим христианство, что создадим целые институты по истреблению человека, обоснованными христианскими истинами. И тем не менее Он Рождается, доверяет Себя настоящего, живого нам.

Рождается в нищете, Его окружают не просто люди, а, наверное, в большей степени звери – коровы, козы, которые грелись в той же пещере вместе с пастухами. Ему нет места на земле, у Него нет даже нормальной младенческой люльки, кроватки для малышей – как у всякого ребенка, у Него же должно быть какое-то место на этой земле? У Него нет места, и никогда его не было. Вспомните знаменитую фразу из Евангелия от Матфея, когда Господь говорит: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». С самого начала Ему не было места, где голову приклонить, – и тем не менее: это удивительное доверие людям, надежда на то, что они Его возьмут и воспримут.

Вот что восхищает меня вот в этом чуде Рождества: мы говорим: «С нами Бог!», мы говорим: «В Спасе сила», – а некоторые герои, подвижники и первые христиане VI века изображали Христа Малышом. Даже английское название «Christmas» – это Христос Мальчик: древнегерманское слово «mas» – «мальчик». Рождество – это Христос Мальчик, Христос Ребенок, Бог Дитя. Уязвимое, может быть, очень доверчиво тянущееся к миру, с большой надеждой взирающее на нас с вами.

Друзья мои, эта идея, эта мысль, это доверие Бога вдохновляет нас на добро, на подлинную доброту: если в меня верит Бог, если Он доверяет нашему миру, – значит, не все потеряно, значит, очень много мы можем сделать в этом мире прекрасного и оправдать доверие Бога.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс