Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (902) → Диакон Павел Сержантов: Деяние бесконечной ценности

Диакон Павел Сержантов: Деяние бесконечной ценности

№5 (902) / 1 февраля ‘17

Догматическое богословие

Продолжение.Начало в №8 (857) 2016 – №4 (901) 2017

– Сегодня мы продолжим знакомство с одной из ключевых тем церковной догматики – догматом об искуплении. Эту тему иногда называют сердцем Православной веры, поскольку все догматические утверждения проверялись отцами Церкви прежде всего по отношению к возможности искупления и спасения человека Христом. «И этот догмат, – пишет архимандрит Рафаил (Карелин), – является не только критерием чистоты веры, но и камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней». В других религиях догмат об искуплении отсутствует или в корне искажен, и только христианство принесло миру радостную весть, что человечество искуплено Кровью Христа. Но что означает «искупление»? Кандидат философских наук диакон Павел Сержантов начал знакомить нас с юридической теорией искупления, с ее сильными и уязвимыми сторонами. И, как это часто бывает, ответ на один вопрос рождает множество последующих…

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Когда появляется католическая схоластика, определенное богословское направление, то возникает особая юридическая богословская теория искупления. Связана она с многими именами, и прежде всего – Ансельма Кентерберийского, его сочинением на христологическую тему «Почему Бог стал человеком». Смотрите, какая логика у юридической теории искупления. Человек, Адам и Ева, согрешил против Бога – вот первородный грех. Как в обществе, – все-таки разница большая: одно и то же преступление, совершенное против простолюдина и против короля, имеет разные последствия – в обществе так. Я подчеркиваю, что человек согрешил против Бога – Царя царей, высшего Существа бесконечного. Человек, совершающий грех против Бога, тем самым совершает бесконечное тяжкое преступление: преступления все по степени тяжести отличаются – одно дело человек булку украл, другое – избил кого-то. Человек, который совершает преступление против Бога, как это сделали Адам и Ева, совершает преступление против Того, Кто бесконечно важен, и поэтому он совершает бесконечно тяжкий грех.

Отсюда вопрос: человек совершает какое-то преступление, его поймали – он должен понести наказание, дать какое-то удовлетворение и, в зависимости от тяжести преступления, удовлетворение будет меньше или больше, в денежном эквиваленте или еще как-то. А если это преступление бесконечно тяжкое, какое удовлетворение должно быть принесено Богу? Могут люди принести Богу бесконечное удовлетворение? Это означает, что перспектива у людей плохая. Божественная справедливость – Бог же справедлив – должна это преступление наказать.

Люди не в состоянии никак скомпенсировать то, что они совершили. Перспектива очень плохая, погибельная. Какой выход? Люди не могут найти выход из этого положения. Не могут эту проблему решить. Но Господь находит решение проблемы, когда Он становится Человеком. Христос – Богочеловек, и поэтому, поскольку у Него и Божественная природа тоже, даже действия Христа по человеческой природе имеют бесконечную важность, бесконечную ценность. Христос совершает дело искупления – это деяние бесконечной ценности: Адам и Ева совершили преступление бесконечной тяжести, а Господь Иисус Христос совершает Свое искупительное дело, бесконечную ценность которого Он приносит Богу. Поэтому Его действие и спасает. Логика ясна?

Если бы, допустим, Адам свою жизнь отдал Богу – вы понимаете, он бы не мог скомпенсировать: это всего лишь жизнь человека. А поскольку Христос отдает Свою жизнь, – это жизнь Богочеловека, человеческая жизнь, помноженная на бесконечность, бесконечно важная жизнь… Он может скомпенсировать первородный грех этим Жертвоприношением: там бесконечно – и здесь бесконечно, одна бесконечность другую компенсирует.

В основе юридической теории искупления лежит это рассуждение – оно было высказано, сформулировано и дальше пошло из учебника в учебник. Это юридическая интерпретация того, что мы находим в Новом Завете. Мы с вами можем очень последовательно логически видеть положительные стороны этого учения. Некоторые люди так спрашивают: «Когда-то Адам согрешил, когда-то Христос пошел на Голгофу. А какое это имеет отношение ко мне?» – что сделал Христос и какое это имеет отношение ко мне? И мы с вами не уйдем от этих вопросов, будь они в просторечной форме заданы или в изощренной.

Что сделал Христос? Юридическая теория искупления по полочкам раскладывает, что сделал Адам, что сделала Ева – это родоначальники наши. Мы с вами понимаем, что если папа и мама влезли в долги и умерли, то будут требовать с детей. Это обычное дело: мы же наследуем все финансовые действия наших предков, поэтому понятно становится, что мы тоже бесконечно Богу должны. Значит, должно быть какое-то бесконечное удовлетворение, Божественная справедливость.

Мы с вами видим сильные стороны юридической теории искупления, – но, наверное, можно поговорить и о слабых сторонах. Отношения строятся на понятии о справедливости. А где любовь? Везде справедливость, – но у Бога есть еще и любовь. В отношениях между двумя людьми та же ситуация – один против другого что-то сделал. Тот может потребовать через суд, а может простить. По любви просто – не потому что это человек заслужил, а просто он человека этого любит, он ему симпатичен. Может такое быть? А здесь получается, что такого быть не может. Т.е. вопрос такой: а почему Бог не просто простит? Или в конце концов простил, но именно после Голгофы – где здесь любовь? Все-таки везде справедливость. Это юридическое жизнепонимание, здесь уязвимые моменты – это касается не только теории искупления, но и других сторон богословия, которые строятся на юридизме: то, что все-таки личные отношения сводятся к каким-то служебным, должностным – где место личным отношениям? Все-таки христианская религиозность строится на личных отношениях, а здесь это как бы отступает на второй план. Здесь другие законы действуют. Правильно заметили одно слабое место. Но еще надо заметить одно.

«Но зачем тогда все таинства? И почему все равно человек умирает, если он искуплен?». Это другие вопросы. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс