Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (902) → Огонь, вода и медные трубы

Огонь, вода и медные трубы

№5 (902) / 1 февраля ‘17

Святая Земля

В чудесном детском фильме-сказке «Огонь, вода и медные трубы» (киностудия имени М. Горького, режиссер Александр Роу, 1967 год) герой благополучно прошел испытание пожарищем, вышел целым и невредимым из подводного царства, а когда его стали восхвалять, медные трубы произвели неприятное, но, к счастью, обратимое изменение в его душе. Он, слава Богу, насколько это возможно, вылечился от гордости и тщеславия. Анечка, ты помнишь эту сказку из детства?

– Да, конечно. Кто не помнит гениального Пуговкина в роли царя? Сказка замечательная. И само выражение замечательное – «огонь, вода и медные трубы». Как только мы его не употребляем! Это, пожалуй, одно из загадочных выражений в нашем языке. Не сразу понятно, откуда оно происходит – кстати, филологи до сих пор об этом спорят, вопрос открытый. И, главное, употребляем мы его в совершенно разных значениях. Мы можем похвалить человека, сказать, например: «Он настоящий товарищ, прошел огонь и воду, с ним можно идти в любое дело». А можем в известной ситуации сказать: «Ну, ты знаешь, она такая женщина, прошла огонь и воду». И смысл будет отрицательный. Здесь, видимо, очень многое зависит от того, что мы вкладываем в это выражение, что понимаем под огнем и водой. А добавление «медные трубы» еще более загадочное.

Если попытаться (насколько мы, конечно, можем) проникнуть в более глубокие корни этого выражения, то, может быть, мы сможем понять, как грамотно употреблять его и что оно в себе несет. На самом деле, сложно представить себе человека, который проходит сквозь огонь и воду. Это сразу наталкивает на мысль о каких-то древних мистериях, языческих ритуалах. Правда, есть в этом что-то из глубокой-глубокой древности, вода и огонь – это стихии, которым поклонялись наши предки по всему земному шару. С водой тоже связаны всевозможные ритуалы: вода очищает, дает плодородие и так далее. В Древнем Египте существовал обряд посвящения человека богине Изиде. И неофит (человек, которому предстояло пройти этот ритуал) должен был проходить через огонь: в некоем зале на полу и стенах везде были раскаленные угли и только посередине – узенькая тропинка, по которой он мог безопасно пройти, но это было очень страшно. Потом был второй зал, где находился тоннель, наполненный водой из Нила, и он должен был переплыть его в темноте с факелом на голове (который как-то прикрепляли). И, наконец, третье испытание, когда из медных дверей дул мощнейший поток холодного воздуха, а человек должен был удержаться в нем, не испугаться, не упасть и так далее.

То есть корни этого выражения надо искать, как мне кажется и как считают некоторые филологи, в Древнем Египте. И тогда нам станет понятно, откуда огонь и вода в Библии. Слова «пройти сквозь огонь и воду» не раз употребляются в Библии, и совершенно не случайно. Прежде всего, в псалмах царя Давида. Например, в 65-м псалме, написанном после осады города ассирийцами, говорится: «И в огне, и в воде мы были, и Ты вывел нас на свободу» – находились в опасности: огонь – образ силы этих бедствий, вода – обилия бедствий и опасностей. И из всех Бог вывел на свободу, от всех избавил. У пророка Исаии тоже можно найти слова: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой». И, конечно, Евангелие от Матфея: человек привел своего сына, который в полнолуние страшно бесновался, и бес многократно ввергал его в огонь и воду. И он выходил неповрежденным, но сильно страдал. Господь тогда упрекнул отца в неверии, сказав: «О роде неверный, доколе буду у вас»… И потом изгнал демона, исцелил этого юношу. Опять огонь и вода.

Мы видим: и для ветхозаветного Израиля, и в Новом Завете огонь и вода были символами бедствий, трудностей, испытаний, от которых Господь, как в данных случаях, спасает. В Новом Завете эти древние символы такие: огонь как очистительное начало, как стихия, что проверяет на прочность (ведь есть материалы, которые горят и которые не горят в огне), и вода как то, что смывает как физическую грязь, так и духовную скверну. В Новом Завете эти образы получили очень глубокое наполнение. Как говорил Иоанн Предтеча: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Здесь огонь – огонь Божественной благодати, любви Божьей, которым испытывается всякое дело. А вода, в которую предлагал окунаться Иоанн Предтеча, очищала людей от грехов, омывала от них. В Новом Завете огонь и вода – это уже намного серьезнее, чем просто природные стихии. Это уже огонь Божественной любви, огонь Божественной благодати, и вода уже не как вода любого источника, где человек принимает Крещение, это еще и вода живая, то есть благодать Божия, которая истекает от Христа и всех людей, являющихся Его учениками. Как говорил Господь: «У того, кто верует в Меня, из чрева потекут реки воды живой»…

Если вернуться к нашему выражению, то здесь остается неясным его концовка – «медные трубы». При чем тут медные трубы? О том, что это было в Египте, мы поговорили. А вот откуда мы все-таки взяли, что под ними имеется в виду испытание славой? Скорее всего, эта вторая половина была добавлена позже, уже в тот период, когда существовала воинская традиция встречать победителя духовым оркестром, в котором преимущественно играют трубы, а они, как известно, делаются из меди. Соответственно, это добавление было сделано (на основании того, что я читала) где-то в начале – середине XIX века.

Кстати, для военных людей труба означала очень много, ведь в России трубами даже награждали полки. По крайней мере, я точно знаю, что было понятие «серебряная георгиевская труба» – наградные трубы были серебряными, а здесь говорится о медных. Так что, скорее всего, имеется в виду именно духовая музыка, которой встречали и прославляли победителей. И это добавление, видимо, уже не библейского происхождения, потому что в Библии нет упоминания «медных труб» в таком контексте, оно есть позднее. Однако в ветхозаветном храме во время богослужений использовались трубы, и трубы медные. Так что кто знает, может быть, здесь еще какая-то загадка: у древних евреев были какие-то обычаи, о которых мы не знаем и которые не вошли в Священное Писание (связанные именно с использованием труб в храме в честь царя-победителя или еще чего-то). Но это уже мои догадки. Может быть, кто-то знает лучше, но я не встречала таких описаний.

Вот такое выражение – древнее, запутанное и с такой интересной его историей…

Анечка, большое тебе спасибо за это путешествие и в сказку, и в библейский контекст, и в египетскую древность, и в народную мудрость – за все сразу.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс