Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (902) → Отец Артемий Владимиров: Запечатлеть в самом сердце образ Иисуса Христа

Отец Артемий Владимиров: Запечатлеть в самом сердце образ Иисуса Христа

№5 (902) / 1 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Артемий, мы чрезвычайно рады Вас приветствовать в нашей московской студии в праздничные дни Рождества Христова.

– А я, честно говоря, даже уже соскучился: давно не общался со своими телеприхожанами.

Мы тоже соскучились. Я думаю, будем встречаться чаще. Отец Артемий, давайте осветим событие, которое нашей Церковью отмечается – память убиенных Вифлеемских младенцев. Расскажите об этом, пожалуйста.

– Мне помнится, как в далеком 1995 году я первый и единственный раз посетил Святую Землю и долго-долго стоял у некоей сени, внутри которой виднелись маленькие косточки, несомненно принадлежащие младенцам, чудесно сохранившиеся все эти века. И всякий раз, когда после Рождества подходит это событие – память Вифлеемских младенцев, думаешь: какая же непостижимая тайна Промысла Господня! Ведь Христос Родился, чтобы возвестить радость велию (великую) всей Вселенной, но не прошло нескольких дней, как это торжество было омрачено дьявольской и человеческой злобой, посягнувшей на самое святое, что только есть под солнцем, – на жизнь невинных младенцев.

С тех пор прошло 2 000 лет. Всякий раз, когда мы, священники, сталкиваемся с трагедиями земной жизни, когда к нам приходят матери или родственники и ждут утешения, укрепления после потери младенцев, обращаешься тайно или явно вместе со скорбящими к святым младенцам. Ведь они были лишены по Божьему попущению радости земного бытия, но, в невинности и чистоте отойдя в мир иной, как будто став первыми мучениками за Христа, как звездочки, на духовном небосводе и поныне сияют, моля Всевышнего за этот богоотступнический мир, моля за сохранение детей и отроков, жизнь которых сегодня находится в опасности, может быть, ходатайствуя за тех неразумных женщин, которые еще не стали матерями, но задают себе в сердце страшный вопрос: быть или не быть, родить или не родить того младенца, который под сердцем.

И память Вифлеемских младенцев обязывает нас всем миром сохранять самое святое, что дает Бог человеку, – утробное дитя. Слава Богу, в последние месяцы, вслед за Святейшим Патриархом, который, как вы знаете, ходатайствует перед Думой и законотворческими инстанциями о запрещении абортов на Русской земле, сегодня многое уже изменилось в сознании соотечественников.

Мы можем сделать вывод, что по истечении такого малого количества времени сознание действительно изменилось. Ведь очень большая волна критики обрушилась на нашу Церковь, в частности, на Патриарха.

– Безусловно, здесь сталкиваются копьями разные мнения и суждения, ведь кто-то до сих пор верит, что он произошел от обезьяны. «А если Бога нет, – говорил Федор Михайлович Достоевский, – то все позволено». Но, тем не менее, не месяц и не два идет эта деятельность за сохранение жизни, и само это движение «За жизнь», уже много лет набирающее все новых и новых сторонников, способствовало тому, что число этих ужасных смертей сократилось на порядки. Хотя почивать на лаврах нам пока не приходится.

А что может сделать Церковь, кроме того как осудить этот грех, написать петицию, выступить перед общественностью? Что она может сделать в реальности?

– Церковь («я, ты, он, она, вместе – целая страна») – это Мать, которая призвана прежде всего воспитывать и просвещать молодежь. И всякий раз, когда я оказываюсь в светской школе, общаюсь со старшеклассниками не с осуждением, не с презрением, не обливаю горечью критики окружающий мир, но всегда мягко и ненавязчиво напоминаю будущим матерям: «Берегите свое счастье, не преступайте той черты, которую преступил Родион Раскольников, пролив чужую кровь. Если хотите быть всегда молодыми, здоровыми, счастливыми, памятуйте, что первенец – это великая святыня». И, конечно же, если наши юноши и девушки будут понимать, что любовь и материнство, любовь и отцовство вещи нераздельные, тогда и не нужно будет Патриарху обращаться в Думу, чтобы уговаривать наших отечественных мыслителей не оплачивать из бюджета эти людоедские преступления.

Отец Артемий, раз уж заговорили про молодежь, скажите: слышал недавно такую цифру, что около 60 – 70% наших молодых людей, учащихся высших учебных заведений, негативно относятся к Церкви. Как Вы могли бы это прокомментировать?

– Я думаю, уши и одновременно рога и копыта таких социологических опросов растут из тех центров, которые финансируются старичком Соросом, либо из братских фирм, ему подведомственных. Батюшки знают жизнь не по выкладкам этих опросов, а находятся в самой гуще общения с молодежью, и я убежден, что это, мягко говоря, необъективная оценка действительности. Может быть, это справедливо в отношении Калифорнии или штата Индиана. Но мы, дорогие друзья, живем в удивительно благодатное время, живем в России в то время, когда восстанавливается Русский мир и Мать-Церковь, возвышая свой голос, исполненный правды и любви, находит отклик в миллионах сердец. Ну а если опираться на радиостанцию «подмоченного» «Эхо», если убрать зонтик, так что ядовитый «Серебряный дождь» будет проедать вам плешь негативом, тогда, конечно, окажется, что и Трамп в меньшинстве, а старушка Клинтон уверенно побеждает. Но все познается по плодам, и важен результат.

А сейчас есть результат, как Вы считаете? Какая у нас молодежь?

– Молодежь прекрасная, за редким исключением. Все же люди разные. Но, посещая светские школы от Японского моря до Балтийского, я вижу, что не только педагоги и директора относятся к батюшкам с благоговением (батюшки тоже должны быть достойны этого доверия), но вижу удивительную восприимчивость в сердцах подростков, их открытость навстречу разумному, доброму и вечному. Сегодня как раз то время, о котором говорит Спаситель: «Жатвы много, а делателей мало».

Отец Артемий, правильно ли я понимаю, что мы сами по себе ничего не можем добиться, если мы без Бога?

– Нам предоставлена свобода желать лучшего. За нами осталась свобода произволения, куда склонить чашу сердечных весов – к добру или ко злу, взять что-либо без спросу, тайком или испросить дозволения. Всегдашняя альтернатива для ребенка. Но чтобы подкрепить доброе желание импульсом, изжить грех, закваску порока из глубин собственного сердца, необходима вот эта самая живительная «инъекция». И Христос для того-то и стал Человеком, чтобы, победив лукавого, помочь нам изжить страсти, таинственно соединяясь с нами теснее, чем мать соединена с утробным младенцем. Большинство из участников сегодняшней беседы (такой динамичной и необычной), я убежден, в ночь на Рождество причастились Святых Христовых Таин и сказали излюбленную фразу чеховской интеллигенции: «Бог ныне в моей душе. И не только в душе, но и в теле». Конечно, очень хочется пожелать и себе, и всем вам, дорогие друзья, о Христе не понаслышке узнавать, но предоставить Ему собственное сердце в тот вифлеемский вертеп, пещеру, где Богомладенец сияет Своею чудной улыбкой.

Сегодня еще память одного замечательного святого – мученика архидиакона Стефана. Он считается первомучеником…

– Да, когда мы были маленькими и читали известные стихи Сергея Михалкова «Дядя Степа – милиционер», кому тогда могло прийти в голову, что этот дядя Степа (Степан, Стефан) имеет Небесным покровителем первого мученика за Христа архидиакона Стефана, имя которого с греческого переводится как «венец», «увенчанный». И подлинно прославить Христа мученической смертью – это высочайший удел, который дается не всякому. Не каждый из нас обретает в себе такие нравственные силы, чтобы смотреть насильственной смерти в глаза.

Однако и поныне святой Стефан укрепляет тех, кто Промыслом Господним становится на стезю исповедания веры. Ведь, по статистике, каждые 6 минут в этом мире убивают христианина. Если наши друзья интересуются общественно-политической жизнью, им ведомо, какие гонения обрушиваются на современных христиан не только в Сирии, но и в Пакистане, Индонезии, зачастую в Египте. И святой Стефан с Неба, как великий в мучениках, взирает на всех невинных страдальцев за Христа. Каждый из нас должен хотя бы мысленно примерять его жребий к себе самому: нам нельзя отрекаться от веры пред угрозою насильственной смерти, мы должны быть сильнее всех страхов, нам надлежит мужественно исповедовать Христа и этим мужеством покорять тех, кто с необоснованной и немотивированной агрессией приступает к нам, желая испытать нашу веру.

Почему путь в Царствие Небесное очень тесный? Почему Господь сказал, что верблюду через игольное ушко легче пройти, чем богатому войти в Царствие Небесное?

– Еще в VI столетии преподобный Исаак Сирин, сирийский подвижник (как раз там он примерно и подвизался, где сегодня сирийский народ борется с «бармалеями»), говорил: «Путь на Небо есть ежедневный крест, и никто не восходит на Небо, живя прохладно». Таковы, увы, последствия вкушения нашими праотцами Адамом и Евой запретного плода. Страсти-мордасти, завладев человеческим сердцем, подобны осьминогу, который щупальцами вцепился в свою жертву; отодрать эти щупальца можно лишь с величайшим трудом. Но под силу это единственно Господу, когда мы взываем: «Господи, помоги! Господи, не хочу грешить! Господи, хочу бросить курить, хотя изнутри меня разбирает эта пагубная вонючая привычка. Господи, дай мне силы сегодня не протянуть руку к запретному плоду». И, знаете, вот это напряжение борьбы с грехом очень существенный момент для христианина. Сам Господь говорит: «Царствие Небесное с усилием берется». Однако немножко попотеем, потужимся, Боженька через Исповедь, причащение снимет этот накал борьбы, и мы уже в этой жизни (по крайней мере, так нам обещает телеканал «Союз» и особенно передача «Беседы с батюшкой») увидим на себе исполнение слов поэта: «Подожди немного, отдохнешь и ты».

Отец Артемий, Вы очень много общаетесь с людьми, очень много ездите, часто выступаете и говорите даже в нашей беседе, что у нас очень хорошее, благодатное время, что все у нас хорошо. Но все-таки, бывает, где-то недорабатываем, что-то недоделываем и так далее. В чем главная проблема современного русского православного христианина?

– Не все благостно в «датском королевстве». Все хорошо только в раю. И мы это с вами увидим (даст Бог, на Страшном Суде вы помолитесь за меня, когда меня задержат в контрольно-пропускном пункте), там действительно царствует вечная правда и любовь. Что касается нравственного состояния человеческого рода вообще и жителей России в частности, сегодня у меня, скромного пастыря, наибольшую тревогу вызывает беззаботное, безответственное состояние молодежи, которая как будто не хочет посмотреть в завтрашний день. Ведь немало же сегодня среди наших внуков и детей тех, кто, провалившись, как Алиса, в компьютерное зазеркалье, в подмороженном состоянии, как Кай в снежном королевстве, сидит перед дисплеем, ловит электронные яички из-под электронной курочки. Это задержавшийся в переходном возрасте сынуля 38-ми лет ушел совершенно в лудоманию (игровую зависимость), уже не хочет ни учиться, ни жениться.

И, конечно, думается, сегодня жизнь ждет от нас иного. Мы должны и сами находиться в состоянии постоянной боевой готовности. Посмотрите на Владимира Владимировича, Сергея Шойгу или Сергея Лаврова (это наши народные любимцы): у них каждый день расписан не то что по часам – по минутам. Сегодня такое время, дорогие друзья, когда ни гордиться, ни унывать, ни впадать в депрессию некогда. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», будни превратить в праздник. И, конечно, Родина ждет от нас ответственных слов и действий. Как учили нас в свое время на уроках русской литературы: «нужно прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Спасибо Вам…

– Вы знаете, я такой теоретик: с высокой колокольни готов вещать непрестанно. Но, конечно, на практике всегда каждому из нас нужно трудиться до седьмого пота, как это было всегда на Руси. Пахарь уже к полудню имел холщовую или полотняную рубаху, полностью пропитанную потом.

Но как-то тяжело: и спать хочется, и близких повидать порой…

– Так никто не против. Кто рано встает, тому Бог подает. Между прочим, у Дмитрия Самозванца как раз и определили его еретические уклонения от Православия по одному бытовому признаку: он после обеда никогда не спал. А для нас это милое дело. Преподобный Серафим советовал часок-другой обязательно днем поспать.

Как-то не получается, батюшка, поспать…

– Но мы еще поработаем с вами вне рамок нашего эфира.

Хорошо. Так вот, я сейчас говорю о молодежи, мне эта тема достаточно близка. Сейчас создается очень много православных организаций. «Православные добровольцы», например, волонтеры и тому подобное. Но все-таки это же меньшинство от того количества, кто приходит в Церковь. В Москве есть «Программа–200», например, – Вы о ней знаете не понаслышке. Их вроде как много, а людей там становится мало. Люди старшего поколения уходят, а новые не приходят. Ведь люди порой не осознают того, что не только священник за это отвечает, не только епископ или какой-то человек на должности (миссионер или еще кто-то), но и вся Церковь, мы. Как донести до людей, что даже те, кто стоит в храме, – это сама Церковь, тоже Церковь, и они несут ответственность за то, кто придет на следующую службу?

– Как-то Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». А я часто переиначиваю эту фразу: «поэтом можешь ты не быть» – христианином быть обязан, если крещен. Назвавшись груздем, полезай в кузов. В этом смысле домашнее христианское воспитание, равно как уроки духовной культуры (сегодня, слава Богу, просвещение идет по стране семимильными шагами), должно своим плодом иметь то, чтобы каждый из нас осознавал себя принесшим присягу, военнообязанным. Ведь мы все одним миром мазаны, и даже младенчик в лице крестных приносит Господу Богу присягу на всю вечность принадлежать Ему и душой, и телом, служить Ему не за страх, а за совесть, так, чтобы и умом, и сердцем, и душой, и телом прославлять Христа.

И, мне кажется, самой органичной идеей в связи с нашим разговором, когда мы беседуем о воспитании, просвещении, образовании, является идея служения. Умные родители даже трехлетнего малыша воспитывают в этом духе: ты не пуп земли, вокруг которого семь нянек вращаются против часовой стрелки, но ты – воин. Один в поле воин, если по-русски скроен. У тебя и в пять, и в семь лет должны быть те обязанности, за которые ты отвечаешь перед судом совести, которые за тебя никто не выполнит. И вот такое воспитание, основанное не на категории развлечения, но основанное на идее служения Богу, Церкви, Отечеству, людям, семье, очень органично, оно приносит свои добрые плоды.

Но опять же, это лозунги – служить Родине, семье. Это все идет со школьной скамьи, с детского сада. И сейчас тоже с экранов телевизоров слышишь о служении Родине и так далее, и так далее. Но на деле не так оказывается.

– Дай Бог, чтобы слова о служении Родине не сходили с экранов телевизоров. Я думаю, что нам еще нужно много поработать, когда так называемые государственные каналы действительно прекратят делать всякие провокационные передачи, опускающие образ Родины (сейчас позитивная динамика непосредственно есть), и вечера какого-то безумного и бездумного смеха будут заменены на подлинно созидательные, культурные программы. Я не против юмора, жить нужно с огоньком, с улыбкой, но против хохмы как всеобъемлющей категории современного обывателя, лузера.

Отец Артемий, почему часто молодые пары, создавшие семью, разводятся?

– Знаете, постоянно над этим размышляю, потому что к батюшке эти молодые пары идут. И разговор этот стоит отдельной передачи, но если кратко... О чем-то мы уже сказали. Любовь и отцовство, любовь и материнство, понимание, что взаимное влечение друг к другу есть только начало дела, а результирующая брака – это целожизненный союз, это готовность служить семье до гроба, понимание, что сохранение взаимного мира в семье – абсолютная задача, ради осуществления которой ты должен быть готов на маленькие ежедневные жертвы, то есть наступать на хвост собственному себялюбию.

А еще причина расторжения браков, мне кажется, в недостатках душевной культуры. Покажите мне молодого человека, который бы действительно умел говорить своей Джульетте комплименты. Кто сейчас внимает словам Булата Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви прекрасные моменты, – высокопарных слов не будем опасаться»? Ну хорошо, еще до Венчания он, может быть, и принесет пару букетов цветов и, вспомнив, как мама его нянчила и говорила: «Золотко мое, рыбка моя, давай-ка доедать супчик», пару раз озолотит невесту комплиментами. Но, простите, месяц-второй после росписи – и из него уже слова не вытянешь. Приходится какие-то жилы тянуть из современного мужчины, мужа, чтобы даже узнать его реакцию, понравился ли ему крем-суп из брокколи, который она по поваренной книге впервые в жизни приготовила для мужа. И вот эта недостаточность рыцарства, галантности, умения создавать атмосферу общения, в которой супруга, как цветочек, будет распускать свои лепестки, мне кажется, это отдельная тема для разговора с батюшкой.

В заключение, отец Артемий, я хотел бы Вас попросить обратиться к нашим телезрителям: пожелать что-то хорошее, доброе…

– Мне очень хотелось бы, чтобы хотя бы как итог нашей передачи у наших слушателей и зрителей появилась светлая, благожелательная улыбка. Не резиновая европейская, как у госпожи Меркель и Олланда, которые вынуждены сейчас покинуть свой пост в силу недальновидности политики. Но та детская, светлая и теплая улыбка, которой мы должны обогатить наших домашних.

Спаси Господи, батюшка, за эту прекрасную беседу. Надеюсь, мы еще встретимся.

– До новых встреч, дорогие друзья! И до скорого свидания!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс