Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (902) → Иерей Анатолий Куликов: Приготовить свое сердце, чтобы туда могла прийти благодать Божия

Иерей Анатолий Куликов: Приготовить свое сердце, чтобы туда могла прийти благодать Божия

№5 (902) / 1 февраля ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №4 (901)

Есть очень много людей (причем они себя считают людьми верующими), которые говорят, что не надо святым молиться, не надо за усопших молиться: зачем, какой смысл, какой толк?
– Тем более, когда усопший не веровал и в храм не ходил…

– Сейчас он не то что верует – он уже знает то, о чем мы, может, даже и не догадываемся. Он уже все знает, он уже там, он уже вкусил, понял. Конечно, можно предположить, что бывают люди настолько озлобленные и упертые в своем богоборчестве, что они и при переходе в вечность для себя решают, что им это все ненавистно. Что тут сделаешь? Их можно только жалеть. Получается, и здесь человек счастья не имел, постоянно воевал внутри себя с Богом, мучился от этого всего… Вот почему, например, дьявол злой? Ему плохо, он страдает, страдает от всего: что он не Бог, что все не по его. И от этого ему все видится плохим, больным, уродливым.

Так и всякий человек, отказываясь от Бога, отказывается от правды, красоты, честности, святости, чистоты, добра – от всего того, что на самом деле нам надо. А если я отказываюсь от этого, получается, я себя обрекаю на совершенно обездоленное состояние и постоянно буду мучиться: «Как жить в этом мире, где столько зла, несправедливости?..». И так далее, и так далее.

Я считаю, молиться надо. Я бы очень хотел, чтобы за меня молились, когда я на тот свет буду позван. Чем я лучше кого-то? Где гарантия, что я правильно прожил, правильно умер, что состояние моей веры достаточно, чтобы меня назвать кем-то? Опять же каждый может задать себе вопрос: «А я достоин поминовения? Я достоин быть в Царствии Божием?». Ведь нет, правда? Получается, я надеюсь только на милость Божию, что Господь по милости Своей даст мне и здесь сделать все правильно, и там скажет: «Да, ладно, в Царство Божие…». Вот этого хочется.

Еще один вопрос об общении с усопшими. Телезрительница пишет: «Одна матушка, тоже похоронившая своего сына, как и я, перед Причастием просит Бога соединить молитвенно ее со своим усопшим сыном. Для меня это абстрактное выражение, я его не понимаю. Объясните, пожалуйста. Я молюсь о сыне и делаю все, как учит Церковь, в память о сыне – жертвую и тому подобное, но связи с ним не чувствую. Слышу только краткие отговорки от священников: «Соединяемся в молитве в Боге», и тому подобное – «в вас Бог после Причастия, то есть в вашей душе свет, который там им освещает путь». А когда я не причащаюсь, там у него темень – глаз выколи или нерадостно, если у меня нет радости от Причастия, например, месяц?».

– Видимо, та женщина, которая так Бога просит, знает, что делает, и просит она, исходя из своей конкретной ситуации. Видимо, она способна почувствовать, что она с сыном вместе – «хоть он умер, тем не менее я его чувствую на каком-то тонком уровне». Такие вещи понимает только тот, кто это пережил. Она способна чувствовать, об этом и молится. А автор вопроса, видимо, пока такого еще не почувствовала.

Тут может возникнуть другой вопрос: а как же это почувствовать? Как услышать это в себе, как понять? Священники правильные вещи говорят, что в Боге мы вместе, и действительно, причащаясь, мы становимся одним Телом Христовым. И женщина совершенно права, что часто для нас это какие-то абстрактные вещи: мы слышим звон, да не знаем, где он, слышим слова, но до сердца они не доходят – мы не слышим смысла этих слов. А почему? Ответ на это часто один: очень много шума в нашей жизни, в нашем уме и сердце. От этого мы часто не слышим голос Божий, какие-то духовные ощущения для нас недоступны: очень много других ощущений – лишних. Например, идет пост. Смысл поста, собственно, всегда одинаков (что в Великий пост, что в Рождественский, что в Успенский, что в другие постные дни): во время поста мы должны освободиться от всего ненужного. Вот Великим постом поется: «Очистим чувствия…» – то есть чувства свои очистим воздержанием. Воздерживаясь от чего-то, я тем самым очищаюсь.

Так и здесь. Человек, если ты хочешь действительно что-то понять и что-то пережить духовное, место расчисти – убери телесное, убери душевное. Приведу грубый, но для всех понятный пример. Невозможно Богу внимательно молиться, если ты перед этим пять часов смотрел телевизор (новости, сериалы, шоу, еще что-то). Ты наполнен впечатлениями, переживаниями, особенно если чему-то сопереживал или, наоборот, чем-то возмущался. Ты переполнен всем этим, твой ум и сердце наполнены... Если после этого ты возьмешь молитвослов, будешь лишь только читать его, молитвы не будет, не будет сосредоточенности, тишины ума. Соответственно, не будет тишины в сердце. (Это как пример.) Убери одно, чтобы появилось другое.

Так и здесь. Хочешь понять, что это такое, когда мы соединяемся во Христе, убери из жизни другое: ограничь общение с людьми на какое-то время, побудь в тишине, собери себя, собери жизнь свою, дай возможность успокоиться твоим страстям, если ты сам причина их воспаленного состояния. Сделай это – и увидишь разницу. Все довольно несложно. Проблемы у нас, людей, в том, что мы привыкаем жить определенным образом, нам очень не хочется это менять. И очень часто человек (особенно недавно к вере пришедший) упорно пытается совмещать какие-то моменты: вроде можно и это делать, и это делать. Грубо говоря, с утра я ворую, а вечером иду и Богу свечку ставлю – и думаю, что это нормально. Ненормально, невозможно эти вещи объединить. Ты уж выбери для себя что-то. Господь говорил: «Нельзя служить Богу и маммоне». Он сказал, что богатство земное и богатство Небесное сложно соединить, что сердцу надо в одну сторону смотреть.

Следующий вопрос – от телезрительницы: «Дочка собирается выйти замуж за мусульманина. Я категорически против. Дочка христианка. Подскажите, как быть в такой ситуации?».

– Я тоже категорически против – эти вещи вообще делать нельзя. И тут не надо возмущаться: это серьезно и касается спасения души. Как показывает практика, девушки, православные по факту Крещения, выходя замуж за сознательных мусульман (среди них тоже хватает только так называемых мусульман, которые об исламе ничего не знают, в жизни Коран не читали, намаз не совершали и так далее), очень скоро от Христа отрекаются. И по вполне понятным причинам: ты вышла замуж и мужа должна слушаться, мужу должна подчиняться, его закон в твоей жизни теперь должен быть самым главным. А у мусульманина какой закон? У него нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммеда-пророка. И так далее. И вот этот закон шариата должен идти в жизни красной линией. Хочешь – принимай, не хочешь – ты не можешь быть женой.

Кто-то может сказать: нет, может быть как-то по-другому. Не может быть по-другому. То есть надо быть готовым к тому, что, если пойдешь замуж за мусульманина, будешь отрекаться от Христа. Можно, конечно, мечтать: «Нет, я и его ко Христу приведу». Позволю себе усомниться. Мы себя ко Христу привести не можем, а еще пытаемся за кого-то решать, тем более жена за мужа. Не получится ей, женщине, им руководить. Так что я тоже против и крайне не хотел бы, чтобы в моем окружении такое было.

Телезрительница спрашивает: «Как правильно понимать, что такое хула на Святого Духа? В Библии есть указание, что хула на Святого Духа не простится. А если в юном возрасте, неосознанно человек хулил Его, а в зрелом возрасте пришел к вере и осознал этот грех, он ему простится?».

– Как уже подмечено, человек неосознанно хулил Бога. Ведь дело не в том, что человек произнес какие-то слова или какие-то мысли принял. Дело в сознательном противлении Богу: «Я, Господи, понимаю и знаю, что Ты есть, но Ты мне, Бог, мешаешь в каком-то смысле: жить, мыслить, желать чего-то». То есть я не хочу, чтобы Ты был. Вот в этом смысле хула. А почему не прощается этот грех? Не потому, что для Бога проблема простить, Он взял и разобиделся: «Ах так! Ты похулил – ко Мне не подходи». Что за глупости такие! Дело не в этом. Просто человек, сознательно отрекающийся от Бога, не будет каяться Богу – это же очевидно. Он скажет: «А зачем мне это надо? Нет, я прав». Когда гордыня стоит на первом месте, она отрицает всякое покаяние, всякое признание того, что ты мог ошибиться в чем-то. А если все-таки признал, что ошибся, покаяние произошло, то и хулы уже никакой нет: «Господи, прости меня, дурака, я всю жизнь занимался не пойми чем, прости меня и помилуй». И Бог разве не примет? Запросто! Примет, и помилует, и спасет.

Был некий товарищ по имени Савл: Христа хулил страшное дело как, говорил, что ученики Его просто ненормальные и всех их надо казнить без всяких вопросов – они все на свете нарушают, те еще злодеи! В итоге этот товарищ Савл стал апостолом Павлом. Господь дал ему возможность встретиться с Собой, и тот сделал выбор, осознал свою ошибку.

Так что не надо за это бояться. Кстати, люди духовно опытные свидетельствуют, что порой бесы над нами издеваются: когда видят, что человек вообще не способен за своими мыслями следить, они начинают ему всевать хульные, противные помыслы про Господа, святых. И человек в панике начинает говорить: ой, я Бога хулил, я то-то и то-то подумал. Надо успокоиться. Мысли, с которыми мы не согласны, – не наши. Вот такие они, бесы, отчаявшиеся злодеи, – пытаются за собой всех утянуть. Ну, всевают и всевают – не обращайте никакого внимания вообще! Как говорят подвижники, самый простой способ борьбы с демонами – не обращать на них внимания. Не то что сказать, что их нет (они есть, никуда от этого не денешься), а вот именно при борьбе с помыслами не обращать на них внимания. Тут, конечно, проще сказать, чем сделать. Попробуй научись так своим вниманием управлять, чтобы…

Чтобы не обращать внимания.

– Да, чтобы послушно не бежать за этими мыслями. Это целая наука, целое искусство – умная, сердечная молитва.

А смысл такой: сознательное противление Богу действительно является хулой на Бога. Когда ты действительно отрицаешь Его сознательно, зная, что Он есть, сталкиваясь с Ним, и, тем не менее, упорно остаешься при своем: «Нет, хоть земля подо мной гори, мнения своего не изменю»...

Совсем недавно общался с одним пожилым человеком. Его окружение говорит ему: «Тебе надо креститься». А он: «Не буду ни за что! Не чувствую в этом потребности». И настолько ему нравится своя позиция, что он такой несломленный…

Боец.

– …что вокруг собрались эти ненормальные верующие и заставляют его, а он – прямо такой исповедник своего надуманного атеизма. Правда, надуманного. Ну что тут скажешь? Бедняга. Жалко.

Телезрительница Екатерина оставила такой вопрос: «В нашей местности многие люди используют в пищу колбасу из крови. Многие из них регулярно посещают храм. Насколько я знаю, кровь потреблять нельзя. Могли бы Вы прокомментировать ситуацию?».

– У меня тоже вопрос: а почему нельзя? Вот пить сырую кровь, наверное, невкусно (даже противно, мне кажется). Хотя, я знаю, многие люди пьют. Да, во времена ветхозаветные многие продукты человеку, который относился к богоизбранному народу, были запрещены. Животные считались чистыми и нечистыми, говорилось, что в крови животного находится его душа. Кстати, как правило, именно к этой ссылочке отправляют, что «нельзя что-то с кровью принимать, ведь в крови душа». Но, извините, душа все-таки не материальная, как ни крути, духовная субстанция. Каким-то образом какие-то силы, энергии души с человеческой кровью могут быть связаны – почему нет? Действительно, у нас кровь везде, правда же? Кровеносные сосуды, капилляры есть везде, и если ток крови человека остановить, то сложно организму выжить. Бог так устроил (в животном мире, собственно, таким же образом). Но кровь не душа: душа – отдельно, кровь – отдельно.

Есть или не есть какие-то продукты, каждый для себя может это решать. Господня земля и что наполняет ее, вся Вселенная и все живущее в ней – все Божие, и все нам дано. Нет ничего злого, кроме греха. Ничто человека не оскверняет, кроме греха. В Евангелии же все четко. Фарисеи за что на Христа дулись: «Как так? Твои ученики едят немытыми руками? Как они могли в день субботний сорвать пшеничные колосья, потереть их в руках, чтобы шелуха спала, чтобы зерна покушать? Ни в коем случае нельзя!». Христос, наверное, устал объяснять: что вы за внешние вещи цепляетесь? В сердце смотрите! Человека оскверняют помыслы, греховные чувства, грех, и это делает его нечистым пред Богом. А не то, что и в какой день он поел.

Точно так же и с кровяной колбасой. Мы же стали есть свинину, например; хотя не все ее едят, но не потому, что она чистая или нечистая, а просто, может, из-за вкусовых предпочтений.

То есть к этому нужно относить и те указания, которые даны в Ветхом Завете? Там же есть целый список, что вкушать…

– Многие ветхозаветные вещи закончились. Очень много предписаний, которые касались конкретно иудейского народа, особенно когда он по пустыне сорок лет ходил. Закончились, потому что время изменилось, ситуация изменилась. Кстати, тогда товарищи, в Израиле жившие, столько всего напридумали лишнего! И так называемое предание старцев… Господа еще и за это укоряли, что не выполняет предание старцев – какие-то правила, законы, которые никакого отношения к Закону Божьему не имеют, но, тем не менее, во времени это устоялось, вроде все так делают – значит, и ты должен так делать. Точно так же с этой колбасой.

Конечно, если совесть смущается по немощи своей, не ешьте, это не проблема. Но не осуждайте того, кто ест. Вот это самое главное: сам не ешь – других не осуждай. Спасение не от этого зависит. Есть одна-единственная кровь, которая действительно имеет значение, – Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Все остальное не важно. Отменились какие-то жертвоприношения, когда животных сжигали, их кровь проливали особым образом, что являлось символом жертвы за грехи народа. Сейчас в Жертву Сын Божий Себя принес. Вот какую Кровь мы точно должны принимать: пить Кровь Христову и есть Тело Его. А все остальное вторично: хочешь – ешь, не хочешь – не ешь. Еще раз повторю: других не осуждай. А тут в вопросе: «Вот те в храм ходят, а колбасу кровяную едят! Как они могут? Что это такое!..». Не подглядывай ни к кому в тарелку. Как в монастырях: монахи садятся кушать, едят и смотрят только в свою тарелку. Не смотри, как брат твой ест, – тебя это не касается. Ты думай о себе, своем спасении, своей душе.

Телезрительница в социальной сети «ВКонтакте» пишет: «Некоторые батюшки на телеканале “Союз” говорят, как правильно подавать милостыню – одни говорят: подавать не всем, а с рассуждением. Другие говорят: всем и всегда, а куда эта милостыня пойдет, нас не должно волновать. Так как же правильно поступать?».

– Батюшки правильно говорят и те, и другие. Согласен: и рассуждение нужно, и жадничать не надо. Я для себя это так объяснил. Вот вижу того, кто что-то просит, и начинаю себя слушать: если жадно мне, сердце заскупилось («Мое, мое, не дам!»), то надо себя стукать по голове невидимо и говорить себе: «Дай, потому что у тебя ничего своего нет, все Божие». Смотри на ситуацию так: Господь тебе этого человека послал, чтобы ты мог свое сребролюбивое сердце хотя бы немножко, но исправить. Приучить себя к мысли: «У меня ничего своего нет, мне все Господь дал, я лишь как управляющий. Это ближний мой, которому я обязан помогать». Вот таким образом. То есть если чувствуешь, что жалко, что скупердяй, то отрывай от себя и не думай ни в коем случае, что человек с этими деньгами сделает (если ты скупой, обязательно будешь рассуждать, и даже не из-за того, что охота осуждать, а просто тебе жалко – ты думаешь: «Как же я отдам-то? Он же такой нехороший человек»).

А если дашь, потом еще десять раз подумаешь…

– Вот. Это все говорит, что ты сам больной. А болезнь эта лечится только таким способом: отдавай, не жалей, и чтобы даже помысел никакой не проскочил, что не хочется давать. Это одна сторона.

Если же чувствуешь, что вовсе и не жалко тебе, ты готов дать, то тогда, наверное, надо с рассуждением подойти: человек просит помощи, а как бы ему лучше помочь? (Кстати, для человека часто гораздо легче откупиться: дал пять рублей и пошел, кажется, со спокойной душой. Еще и думаешь при этом: «Какой я молодец! И вообще я милостивый человек, ждет меня Царство Божие. И вообще все прекрасно!»).

Остается только сидеть и ждать.

– Да. Такое тоже бывает. Это не выход из ситуации – ты человеку на самом деле ничем не помог, ты заплатил своему «эго», своему самолюбию, тебе от этого приятно, идешь и тщеславишься... А стоит действительно подумать: чем я могу помочь человеку? Деньги, если есть, дать, – но, может быть, надо дать что-то другое?

Банальный пример: человек голодный, его надо покормить. Наверное, всем уже оскомину набило, что «надо давать не деньгами, а продуктами». Действительно, может быть и такое. У тебя просит какой-то бездомный бедолага на улице помощи, кушать хочет, а сам в магазин он не зайдет. Как вы думаете, почему? По одной простой причине – его оттуда прогонят, скажут: «Что ты сюда приперся, такой нечистый?». Мы же все такие – ух сколько в нас свирепости сидит к ближним-то своим!.. Вот в этом помоги: купи ему продукты. Но это, опять же, если в тебе нет жадности – если она есть, то обязательно начнет кричать: «Да как же я ему дам, он же все пропьет! И вообще он меня обманывает, все нищие – это сплошная преступная группировка, и вообще, они живут гораздо лучше, чем я». Вот такое смешное заявление. Ну как же он живет лучше тебя? Ты же не ходишь, не просишь у кого-то. Это ведь вовсе не легкий труд. Бывает, едешь за рулем, и где-то на перекрестке оживленных трасс собирают милостыню, как правило, инвалиды. Либо кто-то их возит на коляске, либо сами. И бывают мысли: «У них все продумано, у них своя мафия» – порой средства массовой информации нам как бы «раскрывают» глаза, и хочется подумать: «Ах ты какой! Ты тут всех обманываешь!». А потом думаешь: «А я хотел бы быть на его месте? Я, весь такой праведно возмущенный, хотел бы целыми днями в этих выхлопных газах пребывать?».

На морозе, еще и без ног иногда. Страшное дело!..

– Да если даже он трижды обманщик… Так что дай нам Бог здесь быть рассудительными, – но самое главное, не быть скупыми.

Еще один вопрос: «Можно ли самому кадить у себя в квартире? У нас в церковной лавке продаются кадила».

– Вот интересно, какие кадила? Под кадилом в нашей русской православной традиции подразумевается некая чашечка на цепочках, которой священнослужитель во время службы размахивает, и оттуда идет благоухание. Дым от сгорающего ладана поднимается, что символизирует собой наши молитвы: вот так мы должны благоухать пред Богом воздыханиями сердечными. Если такое кадило продается, то, как мне кажется, его обычному человеку иметь не надо. Его надо и чистить, и вообще к нему подход определенный.

А бывают другие кадильницы, так называемые кацеи. Они на Востоке используются, у греков в частности. Это такая вещь с ручкой, тоже с крышечкой, туда так же кладется зажженный уголь, ладан, но там уже никаких цепочек нет. Кстати, кадило на цепочках к нам пришло из Западной Церкви, от латинян. На Востоке были кацеи. Если продается что-то такого типа, тоже можно использовать как кадило. Туда кладется уголь, а потом, уже на него, ладан. Но кадить, как священник кадит, мне кажется, не получится у обычного человека. Если он будет все-таки подражать, то это будет как некая игра: «Дай-ка я поиграю в отца диакона, например, – буду ходить с важным видом»…

Если нам не уходить от вопроса, – кадить дома можно. Почему нет? Если это способствует благодушному настроению, молитве, сосредоточению в молитве, то лучше так, чем если дома пахнет какими-то химическими ароматизаторами.

Отец Анатолий, когда мы с Вами беседовали в прошлый раз, немножко рассказали, как идет строительство храма в честь Святителя Луки, упомянули, что были освящены купола, и показали фотографии, чтобы наши зрители, которые в том числе участвуют в строительстве храма в микрорайоне «Компрессорный» в Екатеринбурге, могли увидеть плоды своих трудов.

– Все делается, на самом деле. А то мы постоянно говорим: помогите, помогите, помогите. А можно задать вопрос: а чего вам помогать? А ну-ка, докажите…

Одна из телезрительниц спрашивает, куда можно перечислять деньги на строительство храма, как можно помочь?

– Раз она нашла «ВКонтакте» группу телеканала «Союз», там есть еще группа нашего храма в честь Святителя Луки (vk.com/lukahram). Есть сайт нашего прихода 1.sv-luka.ru; мы есть в «Одноклассниках», на YouTube (мы уже упоминали адрес странички). Везде есть реквизиты, объяснено, каким образом можно помочь в строительстве храма Божия. Если что-то непонятно, есть телефоны, можно позвонить, и наши сотрудники очень доступно все объяснят.

Спаси Господь всех жертвователей, благотворителей, благоукрасителей святого храма сего. Это действительно очень важное дело, его сложно переоценить. Это проект не на год, не на два – на столетия строим, нас не будет, а храм Божий стоять будет.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс