Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (901) → Не сотвори себе кумира

Не сотвори себе кумира

№4 (901) / 24 января ‘17

Святая Земля

«Да, в тебе весь мир! Ты божество, ты мой кумир!» – поют друг другу герои оперетты «Сильва». Но даже когда я была ребенком из нерелигиозной семьи, хоть мне и нравились исполнители главных ролей и герои, мне казалось, что такое признание в любви, именно в этих формулировках ( «О божество, ты мой кумир») отдает напыщенностью и ложью. Хотя в чувствах Сильвы и Эдвина я ничуть не сомневалась и надеялась, что они поженятся, будут жить долго и счастливо и умрут в один день.
А теперь, став взрослой и узнав кое-что о правилах счастья, установленных в мире его Создателем, я с уверенностью скажу, что сотворение кумира даже из любимого человека (невесты, жениха, мужа, жены, ребенка) – верный путь к потере любви. Предлагаю поговорить, кто такие кумиры в изначальном библейском значении, и о том, как они могут выглядеть сегодня.

– Кумиры, собственно говоря, и есть кумиры. Это те, кому служат. Если знать иврит, слово «кумир» открывается в своем первоначальном значении: «тот, кому служат». Потому что до сих пор на современном иврите священника называют словом «комер».

Дело в том, что в этом большая ошибка современных израильтян: «комер» – это языческий жрец, языческий священник, а для священника Бога Живого есть слово «коэн». Наверняка вы все знаете его из Библии, но этим словом они называют только иудейских священников.

Слово «комер» настолько на слуху, что «кумир» сразу с ним естественно состыковывается. Хотя я не филолог, но мне кажется, что русское слово «кумир» произошло от семитского корня «кумра», что означает «служение», «поклонение» кому-то. Древний народ Израиля очень часто начинал поклоняться чужим богам, строил капища. Надо сказать, что очень просто бросить в них камень и сказать: «Как же они не понимали и не видели, что Бог один? Он их питал в пустыне манной, и перепелов с неба сыпал, и воду из камня изводил». И все равно они обращались к другим божествам. Они начинали молиться обыкновенным каменным истуканам…

По сути, язычники пытались познать Бога, понять Его и, путаясь, начинали поклоняться твари вместо Творца: обожествляли силы природы, чувства, страсти, какие-то процессы, которые происходят. Еще очень важно понять: они несли этим идолам самое дорогое, что у них было. Этот момент тоже очень серьезный: когда язычники совершали человеческие жертвы или приносили богам в жертву младенцев, то им было их жаль, и было страшно, но они отдавали самое дорогое, искренне веря, что тогда они получат что-то взамен.

Таким образом, с одной стороны, мы видим абсолютную их веру и убежденность в то, что этот кумир даст то, что они хотят, а с другой стороны, жертвенность: отдать самое дорогое, самое лучшее. Чтобы получить взамен что-либо.

Наш Господь Иисус Христос в Евангелии напрочь разрубает такие отношения с Богом – Господь делает нас сынами, а отношения «ты мне, я тебе» не сыновние. Хотя, по Ветхому Завету, действительно могут сложиться ощущения, что те отношения с Богом, которые были до Рождества Христова, были в чем-то таковыми. «Делайте так – получите благо, не сделаете – получите смерть» – все законодательство, данное евреям, именно такое. А дальше Господь открывает нам, что Он – Бог Живой и доступный для нас: Господь Иисус Христос принял на Себя наше тело и жил с нами на земле. И наши отношения с Богом – живые: это именно Живой Бог, с Которым у нас есть живое общение через молитву, церковные таинства. Каждый может проследить взаимосвязь своих поступков с тем, как Господь отвечает на них теми или иными обстоятельствами. Но здесь нужно, во-первых, внимание к своей духовной жизни, во-вторых, рассуждение, а в-третьих, свержение кумиров, которых у нас на самом деле бесконечное множество.

Какие же идолы у нас? Такие, как табакокурение или винопитие, – это очевидно и понятно. Человек продает последнее из дома, чтобы выпить водки. Мы знаем, что это плохо, что тут говорить… Есть вещи намного более тонкие: идолом может быть любимая работа. Я, как гид, очень часто встречаюсь с людьми, на которых, честно сказать, просто больно смотреть. Человек себя съедает изнутри, разрушает, уничтожает: он не ест, не спит, не видит своей семьи. Даже в паломничестве не отлипает от мобильного телефона: в офисе без него происходят какие-то архиважные дела, и ему необходимо обязательно в них участвовать. На самом деле это самое настоящее идолопоклонство: кумир – это тот, кому ты отдаешь самое дорогое. А что у человека самое дорогое? Душа, понятно. Самое дорогое после души у нас – наверное, наше время. Время нам дано Богом для спасения, и мы тратим его безумно, расточаем это богатство. Мне приходит на ум такая история. Дьявол посылает на землю бесов, чтобы они искушали людей. Он долго их готовил, выбирает троих и говорит первому: «Что ты скажешь людям, когда придешь на землю?» – «Я скажу, что Бога нет». – «Плохо: многие знают Его лично». У второго спрашивает: «Ну а ты?» – «Я скажу людям, что ада нет». Дьявол говорит: «Тоже не подойдет. Многие из людей уже сегодня живут в аду. А ты, третий, что скажешь?» Третий говорит: «Я им скажу, что времени еще очень много». – «Отлично! Ты иди и приступай к работе!».

Действительно, время. Когда человек все свое время отдает чему-то другому и оставляет на молитву, на общение со своей семьей, на посещение храма, на участие в церковных таинствах 2% от своего времени, значит, он служит каким-то другим богам, но не Господу.

Что тебе важнее? У купцов прежних времен действительно их лавка (торговля) не была их кумиром, это было средство жить, помогать тем же монастырям и кормить своих родственников и детей. Но это не главное, во многом полагались на волю Божию, а не на свой талант, усилие, не на то, что «я буду спать четыре часа в сутки и моя работа будет суперски сделана» – сколько случаев, когда человек спит по четыре часа в сутки, потом его хватает, например, инсульт – и все летит насмарку или что-то не получается помимо его воли и т.д.

Почитание воскресного дня… Наши предки никогда не работали в воскресенье и праздники: хоть ты его расстреляй, он не пойдет на работу. Крестьяне и купцы отдавали полностью воскресный день Богу. Сейчас почти никто этого не делает. Все идут на дачу, копать – дача тоже известный кумир. Я замечаю, некоторые люди живут неделю, чтобы вырваться на дачу.

Масса вещей может быть кумиром. Кумиром может быть образ жизни. Это интересная штука. В последнее время я стала замечать, что раньше был традиционный образ жизни и люди его не выбирали. Крестьяне жили вот так, дворяне жили так, купцы иначе; и не только в России, а вообще в мире. А сейчас человеку предлагается супермаркет по выбору образа жизни: православный, вегетарианский, спортивный, мещанский (ленивый) – какой хочешь. По телевизору, из телепрограмм видим разные образы жизни. И человек, не понимая этого, начинает этому служить.

Наконец, даже православный образ жизни может быть кумиром. Представьте себе ситуацию: верующая жена и неверующая семья; и начинается пост. Она хочет, чтобы все было идеально правильно, как прописано в книжках. Бегает за всеми вопросами к духовнику: что ей приготовить на обед, стирать или не стирать сегодня белье. У нее иконы, платок, юбка до пола – все правильно. А, допустим, неверующий муж хочет пригласить в дом друзей. Для нее это крах, это конец поста, веры, жизни: «Как так? Сегодня же пост, нужно такое настроение, состояние… Нужно включить на кассете акафист или канон, а тут надо принимать гостей». Это первый сигнал, что мы не Христа любим, а свое настроение, состояние, по-нашему созданный уют.

Поэтому, Господи, помоги нам избавиться от наших многочисленнейших кумиров, которым мы кланяемся ежедневно. Дай Бог нам всем поклоняться только Богу Единому, Ему Единому служить, только Его любить и Его искать. Для этого нужно прежде всего молиться, учиться молиться и читать как можно больше Священное Писание, толкование на него, святых отцов, чтобы учиться наблюдать и рассуждать о вещах, чтобы учиться отличать черное от белого.

Вот такое толкование второй заповеди Закона Моисеева, которое, напомню, звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Будем надеяться, мы продолжим наши встречи на Святой Земле и продолжим толкование выражений родом из Библии, которые нам знакомы по современной жизни и современной речи, но чьи корни и смыслы мы порой не знаем или забываем. Спасибо!

Записала:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс