Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (901) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Только Бог может изменить человека

Протоиерей Димитрий Смирнов: Только Бог может изменить человека

№4 (901) / 24 января ‘17

Беседы с батюшкой

Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Перейду к вопросам. «Осознавая свою жизнь и понимая, насколько не по-христиански я ее проживаю и что Царствия Небесного недостоин, погружаюсь в уныние. Что делать в этой ситуации? Убеждаю себя, что Бог поможет мне, но уныние не проходит».

– Уныние есть смертный грех: он убивает душу. Одного уныния достаточно, чтобы выгородить препятствие между своей душой и благодатью Божией: уныние – плод неверия. Обычно унывает человек изначально гордый, с комплексом отличника, который стремится к тому, чтобы у него все получилось – он не понимает самой сути христианства, которая заключается в том, что Господь по Своей неизреченной милости и любви пришел на землю спасти грешника – как раз такого, который живет не по-христиански. И дал массу примеров – разбойника на кресте, который соседствовал со Спасителем, в притче говорил о мытаре и фарисее (отверг праведного фарисея и сказал, что мытарь уходит из храма более оправданным). Просто человек унывающий не понимает Евангелия, не понимает притчу о блудном сыне, поэтому входит в состояние уныния: сам путь спасения для него закрыт. У него вместо этого громоздятся в уме и в душе его ответы у доски в школе: «Выучил – сказал». Но механизм спасения другой. Не «выучил – сказал», а нужно понять очень глубоко и ясно, что Бог пришел грешников спасать.

Надо это признать, надо обязательно увидеть, что для человека никакой грех победить невозможно. Ну, кроме каких-то грубых грехов. Человек может не убивать, бросить курить, не сквернословить, проявлять учтивость к родителям. Как мне одна девушка 17-ти лет сказала: «Меня родители достали» (ну, в 17 лет это обычное явление). Она осознает, что ее поведение по отношению к родителям неправильное, но они ее «достали». И ее это как бы не устраивает. Ей нужно, чтобы родители, во-первых, ее одевали, кормили тем, что она хочет, чтобы они, может быть, даже на машине возили ее в школу и оставили в покое. И еще денег давали. Ну и само собой: «за квартиру плати, квартиру убирай, ни с чем не приставай…». «Я буду жить как хочу на ваши деньги, а вы от меня отстаньте. Все ваши попытки вырастить из меня человека оставьте. И вообще, лучше бы вы даже не здоровались, чтобы не отвлекаться мне на вас»… Так наши отроки порой реагируют на взрослых.

Эта девочка, конечно, очень разумная, так хорошо рассуждает, есть в ней что-то, что может понравиться. Я с ней с удовольствием пообщался в этом смысле: приятно с умным человеком говорить, даже если ему 17 лет. Но вот навыка что-то потерпеть нет, она очень раздражается – она никогда не боролась с раздражением. Но понимает. И вот такое ведь каждый человек может – с почтением относиться к отцу с матерью, этот вопрос вообще можно кнутом за десять минут решить. Потому что это несложно. А вот с унынием, или с жадностью, или с завистью сложнее…

Только Бог может изменить человека. Только Бог может спасти его от греха. Это надо понять и к Нему взывать, учить свою душу ненавидеть грех. Господь увидит, что человек ненавидит этот грех, и тогда Он может помочь, если Его очень и очень об этом просить. А также и святителя Николая, и Пресвятую Богородицу – без молитвы Богородице вообще спасение невозможно. Это давно люди заметили, поэтому Церковь наша молится, обращаясь к Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас!». Хотя это гипербола: Богородица не может спасти никого, Она может только ходатайствовать перед Своим Божественным Сыном.

Есть вопрос от телезрителя Александра: «Читал книгу «Закон Божий», написал Даниил Сысоев. И там сказано, что на Вселенском Соборе было принято решение о запрещении изображения в храмах Бога в виде старца, голубя и Иисуса Христа. А почему в наших храмах изображают? Подскажите мне, пожалуйста».

– Да очень даже легко. Такая иконография, которая именуется «Отечество», возникла в XVII веке. Получила известное распространение. И это дожило до ХХ века, когда уже стали повторять такие изображения повсюду, где строили храм, из Храма Христа Спасителя: там есть это изображение. Это возникло оттого, что постановление Собора было забыто – раз, и, во-вторых, людей, которые были в этом сведущи, были единицы у нас в стране.

А мода на эту иконографию была поддержана еще тем переворотом в нашей народной жизни, когда возникло и партесное пение, – к нам пришло барокко из Европы. С тех пор как Петр Алексеевич прорубил «форточку» в Европу, оттуда хлынуло фряжское письмо и всякие такие изображения. В них тоже есть определенная красота, но они совершенно изменили церковный канон. И вот, несмотря на то, что Церковь, как всегда, преобразовала это в определенном плане, очень многое утратила. И потом во всех наших столичных храмах эта западная мода стала довлеть. И в церковно-ювелирном искусстве, и в том, что в иконах стала использоваться перспектива, к которой пришли с XV века на Западе, отказавшись от обратной перспективы, существующей в древнем церковном искусстве.

Но параллельно мы видим в народной церковной живописи (и даже на Западе, например, в испанских фресках определенной области в Испании) такие иконы XIV века, которые очень похожи на наши иконы Русского Севера. Совершенно та же иконография – отличаются только надписи: не по-славянски, а по-латыни. Тоже на темно-синих фонах белые буквы и так далее. Сама иконография тоже с использованием обратной перспективы. Хотя уже в остальных странах, например, в Италии, вовсю бушевал Ренессанс. А там, как в тихой обители, процветало совершенно восхитительнейшее древнее искусство. Во многих местах задержался григорианский хорал и так далее.

То есть реформа Петра отразилась на всем, и на церковном искусстве, к нам пришло барокко, а после даже и готика. Опять же – во многом переработанная русскими архитектурными гениями. Пришел классицизм. В общем, кто историю искусств любит, знает, может это все просто по векам, по годам просмотреть. Возникали у нас такие особенные церковные стили, которые даже очень недолго просуществовали. Например, в XVIII веке возникло так называемое нарышкинское барокко – очень роскошное, очень красивый декор, с такой весьма заметной русской переработкой.

А иконы (например, древние наши иконы, шедевры Андрея Рублева и Дионисия) – все почернели от олифы и как бы исчезли с глаз долой. На них писали другие иконы. Вновь древняя икона была как бы открыта в конце XIX века. И очень немного было людей, которые вообще поняли язык древней иконы. Сейчас этот язык совершенно понятен. Современные люди (благодаря нашей школе, наши художники, искусствоведы) занимались иконописью, и этот древний стиль как язык нам понятен. Все современные художники любят писать так, как это требует наше время, согласно древним канонам. Просто в Храме Христа Спасителя по фотографиям повторяли те изображения, которые там были изначально. Поэтому такие изображения (Отец Небесный в виде Ветхого деньми, как из видения пророка, Дух Святой в виде голубя, как это в Евангелии говорится: благодать Божия явилась как бы голубем на Иордане) для того, может быть, чтобы облегчить человеку восприятие. А так, конечно, это совершенно неканоническое изображение. Но никакой трагедии в этом нет. Как никакой трагедии нет, если, допустим, человек написал икону, а надпись на ней сделана на корейском языке: есть православные корейцы. Так же и здесь. Это просто такой, можно сказать, ошибочный язык, таким образом отражающий Святую Троицу.

Вот что могу кратко по этому поводу сказать. А так лучше вам поступить в богословский институт на факультет церковных художеств.

Многие люди (я с этим сталкивался сам) боятся неканонических изображений. Прямо исследуют, находят какие-то иконы, изъяны в них и говорят: перед этой иконой нельзя молиться, здесь что-то неканоническое…

– Ему нельзя – так пусть он и не молится, никто же не заставляет.

То есть это все-таки странный страх?

– Да нет, разве христианин может чего-то бояться? Я помню, ко мне пришли два человека, очень воцерковленных, еще 30 лет тому назад. И говорят: «Вы знаете, батюшка, у вас в притворе висит икона Богородицы, а у Нее на подбородке пятиконечная звезда». Я говорю: пойдем поглядим. Смотрю – действительно, икона деревенского письма и под нижней губой Пречистой есть тень. И в определенном ракурсе можно сказать: да, эта тень по форме не точно строго пентаграмма, а так написано, что…

…можно ее в ней увидеть.

– Можно увидеть вполне. И вот для них это было смущение. Ну так любое смущение от дьявола. Конечно, икону я не стал убирать. У нас тут, в храме, сам знаешь, есть крест XVII века, где перекладина не в ту сторону. Как это случилось? Может быть по-разному. Дело в том, что дети часто букву «я» пишут не в ту сторону. Изготовление креста можно отнести к тому, что человек, который делал четыре сотни лет назад этот крест, так случилось, как маленький ребенок…

…перепутал.

– Это нельзя назвать «перепутал», тут надо говорить с людьми, которые знают, что происходит в уме ребенка, почему они так пишут. У них какое-то особое восприятие этих знаков. И у тех людей, которые занимаются детской психологией, такое не считается ошибкой – как в кинематографе: показывают движущиеся карету или автомобиль, а колеса крутятся в обратную сторону. Это не считается кинематографическим браком. Это естественно, когда 24 кадра в секунду; получается видимость, что колеса в обратную сторону, а в отдельных эпизодах они крутятся то туда, то сюда.

Так же и здесь. Просто считается так. А может быть и по-другому. Ведь сначала, прежде чем писать крест, его изготавливают. Он изготовил нормальный крест. А написал с другой стороны, по ошибке: залевкасил да написал. Но опять некоторые люди приходят… хотя уже редко, давно что-то никто не подходил, может, привыкли. А большинство людей, у кого с психикой все нормально, вообще этого не замечают. Для меня это никакой роли не играет: какая разница, в ту сторону или не в ту? Что это за косая перекладина? Это просто изображение площадки, на которой стопочки Спасителя стояли, в обратной перспективе. Больше, собственно, ничего. И тоже определенный язык.

Есть такие люди, для которых правила – все. Это одна из форм фарисейства. Просто в истории Церкви было очень много таких моментов. XVIII век для истории Церкви (начиная с Петра, Екатерины) – довольно трагический период нашей жизни. И то, что это нашло свое отражение в иконографии, – очень даже интересно, достойно изучения. Но сейчас мы к этим храмам – и классицизма, и барокко – привыкли, наш глаз их освоил, они нам родные. А какой-нибудь храм русской готики, например, можайский Никольский храм, вообще шедевр. И градостроительный: он так стоит прекрасно, является кораблем с мачтой, который везет нас в Царствие Божие, ну и сам по себе чрезвычайно красив. Это просто памятник; не знаю, как он числится у нас, но – всероссийского значения. Всегда, когда я Можайск проезжаю, обязательно обернусь, посмотрю. Даже когда обратно еду, жду, как он откроется. Красота! Хотя готика родилась на абсолютно другой почве и означает совершенно другую идеологию, художественную в том числе. Но вот в России нашлось такое применение. Вообще, ни один житель Можайска не может даже представить свой город без этого… Недавно холм стал обваливаться, и я не знаю кто, но выделили большие деньги для укрепления. Потому что если исчезнет этот храм – не знаю, как руку потерять.

Телезрительница: – Уважаемый батюшка, я Вас очень люблю! Я слушаю Ваши проповеди уже три года, и моя жизнь (простите меня, я нервничаю), мое ощущение жизни полностью меняются. Ой, сейчас буду плакать… Благодаря Вам я родила третьего ребенка… (Плачет.)

– Ну как, вы довольны?

Хорошо!

– Ну я вам завидую! Какое счастье!

Я живу… Ну, как все мы: делай для себя, живи для себя…

– Ну, я такого не знаю. Для меня это даже звучит противно, когда мне говорят: «Вы поживите для себя». Как будто я поросенок какой-то, хотя поросенок живет для людей.

Да, у меня просто это осознание, и я начинаю видеть вещи по-другому. Спасибо Вам большое, храни Вас Господь! Я очень Вам благодарна. Вопрос: у нас квартира была взята в ипотеку, мы ее выплатили. Потом, когда я забеременела третьим ребенком, нам все говорили: как же вы будете жить, жизнь закончится у вас, вам есть будет нечего… А мы нормально живем, у нас нормальная семья, у меня хороший муж, нормально зарабатывает. И нам говорят, что нужно срочно строить дом. Когда я еще была беременна, мы купили участок в ипотеку, очень дорогой, чтобы это было близко к дому… Может быть, нам не нужно было его покупать, может, это наша гордость, наши заботы? Эти деньги могли пойти в какое-то другое русло, в доброе, полезное, для своей души…

– …стой, стой, остановись, ради Бога. Водички дать выпить? В чем вопрос-то?

Вопрос в покупке дорогого участка… она меня, получается, сбивает с толку?

– Так для этого муж есть, Господи, какие проблемы?

Нет, муж говорит: давай платить за участок, а потом строить дом. А я ему говорю, что это много забот повлечет…

– Так это дело мужа! Ваше дело – дети, а он что хочет, то и делает. Хочет – дома строит, фабрики, заводы, отели, подводные лодки для рыбной ловли. Что хочет, пусть и делает! Он хозяин, он сам соображает, распоряжается деньгами, что вас-то это так беспокоит? Вас должно беспокоить воспитание и образование деток.

А я не имею права сказать, что эти деньги мы могли бы пустить не на ипотеку, а на добрые дела какие-то?..

– Да зачем, какие права? Какие у жены и мужа права? Одна любовь только.

Сиди и занимайся делами, да?

– Ну да, родите еще одного.

Живя в миру, можно спастись обычному человеку?

– Да сколько угодно. Сколько угодно. Ведь большинство спасающихся – это миряне.

Попробуй хотя бы не гневаться на детей каждый день, да?

– Например. Или хотя бы, если есть гнев, не орать без памяти. Тем более вы такая возбудимая, нервная, не можете даже сосредоточиться, чтобы вопрос задать. С вами, мамаша, тяжело детям, вам надо еще себя в берега вводить.

Да-да…

– Вот пусть ваш муженек вас успокаивает, родите еще ему одного. Чуть попозже, через девять месяцев. И все будет хорошо. А потом, глядишь, захочется еще. Это же только когда во вкус войдешь… И, глядишь, дом ваш под дачу пригодится. А нет – продадите, Господи помилуй!

То есть без этих мирских дел жизни нет, все равно же есть дети, надо же и об этом думать…

– Обождите, каких мирских? Носки – это мирское. Или надо сейчас по снегу ходить в «лягушках» пляжных? А дом – это такие же носки, только это шуба побольше и подороже, а так какая разница-то? Рубашку купить фланелевую или дом? По деньгам. Дом не могу купить, фланелевую рубашку куплю, все-таки будет потеплее. А так можно жить и в маленьком доме, баньку срубил – и живешь, четыре на четыре, отлично.

Но при этом молись, читай Писание, ходи в церковь, делай то, что от тебя нужно, смиряй себя, да?

– Я так и хожу.

И строй что хочешь, грубо говоря.

– Да что… Деньги есть – он строится.

Денег нет – он не строится.

– Да. Все очень просто. Конечно, ради дома напрягаться, что-то занимать – упаси Бог. Это, конечно, обуза, это опасно. В наше время, смотришь, – человек должен семь тысяч рублей, а его чуть ли не из дома выгоняют, это вообще кошмар. А так если заработал, собрал, купил, – и строй по этапам.

Получилось – будет, а нет…

– Не получилось – продать.

Поняла.

– Спокойно надо к этому относиться. Ботинки купил, а они малы… Пришел в магазин, назад принес – не берут. Ну, поставил на полку, жди, пока сынок подрастет, может, ему подойдут.

Я-то ему говорю, что эти деньги можно не на ипотеку пускать, а на добрые дела…

– Конечно, можно все, что хочешь, – и пропить, и прогулять, и добрые дела… А дом-то для своих детей пятерых (или сколько там их у вас будет, дай Бог побольше) почему не нужен?

Поняла, это просто я…

– Ну не женское это дело, вы что-то лезете куда-то не туда. Я представляю, мне жена бы начала говорить, что мне строить, что не строить. Я только удивился бы даже... Я построил – приезжай, живи. Не хочешь – сиди дома или поезжай куда-то в норвежские фьорды, купи себе путевку. А я буду на даче жить. Ну, вот и все.

Спасибо Вам большое!

– На здоровье.

Вопрос: «Сегодня пришла в храм и попросила дать благословение на поиск работы. Батюшка почему-то не благословил, ответил так: «Я всего лишь священник, молите Бога, и все будет». Раньше, когда ходила и просила благословить меня, объясняя, что и почему, отказа не получала. Сейчас даже растерялась. Не могу понять, почему отказ».

– Ну, очень смиренный батюшка попался. Может, у него была лишняя минутка. У меня когда есть лишняя минутка, я тоже благословляю. Выстраивается очередь, я стою, очередь всю обслуживаю, все довольны. Все рассказывают один и тот же текст. Стоит 200 человек, и 200 человек одно и то же говорят: «Ой, мы Вас слушаем, мы Вас любим, по телевизору смотрим...». А нет времени – прямо бегу, меня все равно никто не догонит. Очень быстро бегаю.

Вопрос: «Как в человеке появляется гордыня?».

– Появляется так. Господь говорит Адаму, чтобы он не вкушал с древа познания добра и зла. А когда Ева увидела, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, она сама вкусила и предложила Адаму, и он ел. Вот так.

И через наших прародителей каждый из нас…

– Да, вошла гордыня – это все затеял падший с неба Денница. Ему это в голову пришло – встать на место Бога, по гордости. Поэтому каждый человек, рождающийся на земле, отравлен этим ядом.

И этот яд начинает разъедать душу.

– Ну да, он ее начинает просто убивать. И только благодать Божия может душу сохранить. Но для этого нужно стать христианином и вести такую жизнь, которая привлекает благодать.

А гордость как раз мешает человеку стать христианином.

– Да, Бог гордым противится, есть такие слова в Писании. В чем это проявление? Благодать Божия не может войти туда, где гордость.

Получается, гордый человек ходит в церковь, причащается, исполняет все церковные обряды, но при этом христианином не становится.

– Конечно, это получается только цирк такой.

Но человек ходит в церковь в надежде, что церковная жизнь из него вытеснит гордость.

– Сама – нет. Нужно все-таки смотреть по симптомам проявлений гордости… Она сама, как радиация, для человека не видна. Но как мы определяем лучевую болезнь по симптомам – рвота, головокружение, малокровие и так далее, так есть и симптомы гордости: если есть тщеславие, обидчивость, зависть – значит, есть и гордость.

Спасибо, батюшка, пора нам прощаться

– Всего вам доброго, дорогие братья и сестры, с праздником нашего любимого святого Николая Чудотворца!

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс