Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (901) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Воровство в школе

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Воровство в школе

№4 (901) / 24 января ‘17

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №3 (900) 2017

Юлия Александровна, мы продолжаем с Вами говорить о подростковом возрасте (с 11 до 17 лет) и его проблемах. Предлагаю поговорить о детском воровстве – это очень серьезная тема, она волнует многих: когда кто-то со стороны говорит родителю, что его ребенок ворует, или родитель сам обнаруживает воровство собственного ребенка (дома это происходит, в школе или у друзей), то, конечно, становится очень неприятно, страшно и стыдно. Почему это происходит? Что это такое? Каковы причины воровства и как действовать родителям? Давайте постараемся обо всем этом поговорить.

– Действительно, тема непростая: на сегодня для подростков, которые пробуют себя, пытаются самоутвердиться, произвести впечатление на сверстников, существует очень много возможностей украсть. Современные магазины часто оборудованы таким образом, что можно достаточно легко и свободно что-то унести с собой. Это создает иллюзию безнаказанности и возможности получить нечто просто так. Эта некая провоцирующая ситуация влечения за безнаказанным, конечно, привлекательна для подростков в гормональный период, когда хочется действовать более активно, эмоционально, на грани состояния опасности и успеха. А что, как не воровство, позволяет ощутить новые впечатления, связанные с нарушением – «нельзя, а ты это сделал»! Это ощущение подъема и эйфории.

Общаясь с подростками, которые совершают подобные преступления, я их понимаю: как правило, они лишены возможности получить подобные ощущения и впечатления в других сферах жизни. Поэтому первая причина воровства ребенка и его общения с компанией, прибегающей к воровству, – это, конечно, отсутствие других занятий и способов времяпровождения, которые дают подобные ощущения. От нечего делать, от того, что у ребенка есть свободное время, которое он не знает, на что потратить, и принимается решение посвятить его кражам и уходам от опасности и наказания.

Зачастую не сам ребенок решает взять чужое: это бывает в компаниях из двух-трех человек, где кто-то раньше уже воровал – ребенок присоединяется, получает опыт.

– Действительно, ситуация воровства (а мы говорим о подростке), как правило, связана с компанией заинтересованных в этом, желающих, может быть, поделиться, обменяться впечатлениями или украденным. Для них это просто забава или хулиганство. Даже бόльший интерес у них вызывает ситуация, когда им приходится воровать в каких-то недоступных местах, когда приходится убегать, оправдываться и выкручиваться в этих обстоятельствах.

Если это произошло легко, это не очень интересно. Иногда бывает, что подростки, выйдя из магазина, где им удалось что-то украсть, бросают украденное у магазина в знак того, что там нет контроля, как бы говоря: «Мы легко вынесли – держите вашу жвачку, мы вывалим ее и растопчем». Или, например, украв энергетические напитки и выйдя из магазина, они встанут около охранника, выпьют их и бросят банки на пол, преподав своего рода урок этому охраннику: «Посмотри, какую ты оплошность допустил. Мы лучше тебя». Это демонстрация отношения к обществу, к тому, что в нем происходит.

Мне кажется, что в любом случае основная причина воровства – это все-таки отсутствие у ребенка вариантов, как проводить свое свободное время.

Юлия Александровна, а есть ли разные виды воровства и отличаются ли они как-то друг от друга? Например, ребенок что-то взял в первый или в десятый раз? Есть понятие «клептомания».

– Действительно, говоря о подростковом периоде, мы можем смело поднимать тему клептомании, а именно – болезненного желания что-то украсть. В этом случае не будет стоять вопрос, в группе ты это сделаешь или один. Эта потребность и болезненная тяга украсть становится настолько сильна, что человек не может с ней справиться и ему не важно, откуда брать: из дома или школы, из сумки учителя или директора. И чем сложнее и интереснее ситуация, тем она привлекательней и увлекательней, и ощущения от нее похожи на наркотические эмоции, когда, оценив происшедшее, ребенок думает: «Ничего себе! Вот это да! Я это совершил!» Эта болезнь лечится терапией, это достаточно длительный процесс. Если выявлена эта проблема, нужно обратиться к психотерапевту и работать с ней, как с болезнью, стараясь, чтобы ребенок был увлечен чем-то интересным, полезным и социально значимым.

Болезнь сама собой не возникает, и нужно быть внимательным, понимать, что не стоит ругать ребенка, если он говорит, что вчера и сегодня взял: надо разбираться с проблемой, а не с последствиями.

– Действительно, если в этом случае ругать, это только усугубит ситуацию и отодвинет, дистанцирует ребенка от взрослого: критическая оценка говорит, что ребенка не понимают. Он сам не понимает, зачем это делает, а когда еще и встречается с непониманием родителей, то остается одинок со своей проблемой. И ему ничего не остается, как продолжать жить по-прежнему.

Юлия Александровна, каковы Ваши советы, комментарии и ориентиры? Как действовать родителям, если ребенок замечен в воровстве?

– Конечно, самое болезненное – это когда уже со стороны заметили и сказали, что ребенок вор. В этом случае родителю становится крайне стыдно и неудобно, и, руководствуясь только этим, он может совершить ошибки в преодолении этой проблемы.

Вопрос сейчас не в ощущениях родителя, а в проблеме ребенка. Да, родителю стыдно, но ребенку нужно помогать. Если мы говорим о клептомании, то нужно обратиться к специалисту и всячески поддержать ребенка, чтобы он действительно решил эту проблему до конца и, поделившись с родителем от эффекта проделанной работы, сказал: «Ты знаешь, я был в том магазине, где часто что-то брал, и у меня нет такого желания, я чувствую себя достаточно спокойно. Мне нравится мое независимое ощущение».

Если мы говорим о другой особенности воровства, например, когда ребенок украл однократно и поделился этим с родителем, то в данном случае тоже не стоит ругать. Если эта ситуация была связана с тем, что ребенок взял что-то у одноклассника, то правильней рекомендовать ему вернуть. Может, он сделает это открыто, сказав: «Ты знаешь, это я взял, держи», а может, объяснит это игрой: заметил – не заметил, но вернул. Если ему стыдно так сделать, то он может просто положить на место и не признаться, что это он.

Если родителю важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то урок, надо действовать по горячим следам. Например, позвонила мама и сказала, что ребенок 13-ти лет украл у собственной бабушки всю пенсию. Тогда мама вместе с ребенком может прийти к бабушке, вернуть деньги в полном объеме, а внук попросит прощения перед бабушкой и пообещает больше так не поступать.

Если ситуация сейчас неактуальна (ребенок украл когда-то давно), то важно спросить: «Ты какой урок из этого извлек? Что ты для себя решил?» И посмотрите, чтобы за этим уроком действительно стоял здравый смысл, который имеет прочную основу, вывод, что мы понимаем: за этим однозначно стоит невозврат к подобной ситуации.

Третья ситуация – когда ребенок ворует систематически и родитель замечает, что у подростка, хотя у него нет карманных денег, все время появляются новые вещи, продукты – конфеты, шоколад, баночки с достаточно дорогостоящими напитками. Я очень прошу родителей не игнорировать эти моменты: если ребенок дома выбрасывает упаковки от этих продуктов, он уже своим поведением дает понять, чтобы вы обратили внимание, откуда у него деньги на эти вещи, как бы говоря: «Не проходите мимо, посмотрите, ведь в пакете лежат банки от напитков, которые вы мне никогда не купите. Денег у меня на них нет, но они там лежат». Если ребенок говорит, что к нему кто-то приходил и это пил, – не постесняйтесь позвонить тому, на кого сослался ваш ребенок, и выяснить, так ли это было. Пусть даже тот подыграет, но ваш ребенок будет знать, что вы уже в курсе и реагируете на ситуацию.

Если вам действительно удалось уличить ребенка в воровстве и вы получили от него подтверждение, что он ворует, нужно вместе обсудить, что с этим делать. Нужно обязательно проговорить спокойно, доверительно, объяснив, чем это чревато: подросток уже в том возрасте, когда он может нести уголовную ответственность и принадлежать к группе людей, состоящих на учете в комитете по делам несовершеннолетних или в комиссии. Это обстоятельство может повлиять на будущее ребенка, его профессию, на его амбициозные планы. Я думаю, понимание, что сегодняшний его поступок может впоследствии привести к разрушению жизненных планов, остановят его от этого поступка.

Юлия Александровна, спасибо Вам большое за развернутые ответы. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс