Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (901) → Протоиерей Андрей Канев: Господь открывает нам, что будет там, дальше

Протоиерей Андрей Канев: Господь открывает нам, что будет там, дальше

№4 (901) / 24 января ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №3 (900) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Это элементарные вещи, но почему-то они забываются. А забываются они, еще раз скажу, потому, что мы приходим к вере уже поврежденными. Человечество повреждено, и мы, современные люди, испорченные гордостью, ложными мыслями, страстями, приходим и хотим переделать ту среду, куда попали, – а так делать нельзя! И чтобы этого не было, мы и изу-чаем в рамках нашей передачи это произведение.

– И мы приступим к чтению главы, которая называется «Вечная смерть». Но прежде нам важно разобраться в понятиях «вечный» и «временный», чтобы за выражением «временная жизнь» или «вечная смерть» рассмотреть мир духовный и свое место в нем, нынешнее и грядущее.

Протоиерей Андрей Канев: – Нам надо понять, о чем тут говорится, чтобы от трудов святителя Игнатия не оставалось впечатления, что мы открыли книжку и ничего не понимаем, потом закрыли ее и навсегда оставили.

Нет, давайте попробуем понять, о чем идет речь, тем более что святитель Игнатий в этой главе говорит очень важные и действительно актуальные вещи. В чем же дело? А дело в том, что мы созданы Богом и живем в обстоятельствах текучести времени. Время – это не постоянная единица; оно течет – секунды, минуты, часы, сутки, месяцы, годы, столетия, тысячелетия… Но Господь не живет в этом самом времени. Он находится вне его. Это надо принять, это основа нашей веры. Если мы примем, что Господь живет во времени, значит, Он тоже меняется, как и мы (стареем, становимся хуже, лучше), – это к Богу неприменимо. Он – Дух, вечно Существующий.

И человек, уходя из этой жизни, попадает в то состояние, когда времени уже нет, то есть в вечность, где нет текучести, чисел, цифр, а есть другое состояние времени. Святитель Игнатий как раз об этом и говорит, применяя математические примеры чисел и бесконечности. Он приводит эти примеры для нашего вразумления, пытается поставить нас в такую ситуацию, когда мы начинаем задумываться: действительно, ведь время течет, а там, дальше, времени-то уже не будет, и с чем ты уйдешь, с тем и останешься. Вот одна из главных идей этой главы. Дальше можно и не разбираться, то есть мы должны четко понять главное: что есть время, что – бесконечность. Переход для нас – это кончина человека. Но какова бесконечность? У нас еще остается время до Страшного Суда, и Господь определяет временную еще пока участь каждого человека или в преддверии райских блаженств, как нам говорится в Предании Церкви, или в преддверии адских мучений. А после Страшного Суда будет окончательное определение. Как Господь в Евангелии и говорит, что воскреснут все, кто делал добро (под добром имеется в виду исполнение заповедей), в воскресение жизни, а кто делал зло (то есть грешил и не каялся), будет воскрешен в осуждение, в суд. То состояние, после Страшного Суда, и называется вечной смертью – оно уже связано с бесконечностью.

– Этот разговор о вечной участи грешников святитель Игнатий начинает с цитаты святого Григория Паламы, который учит: «В будущем пакибытии, то есть в новой вечной жизни, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними и тела беззаконников и грешников, но воскреснут они лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти – вечной муке, неусыпающему червю, скрежету зубов, кромешной и непроницаемой тьме, мрачной и неугасимой геенне огненной». Вот такую картину рисует нам святитель Григорий Палама, а в это время многие из живущих ныне людей и слышать не желают об окончании земного бытия, о приготовлении к смерти, памяти о ней. Но святые отцы не только говорят о вечной участи подробно и детально, они еще красочно живописуют загробный мир и как бы предлагают нашему вниманию просто картинки из фильмов ужасов.

Протоиерей Андрей Канев: – На самом деле мы ко многим ужасам уже приучены современным телевидением, и они нас не трогают. В новостях ты видишь, как полицейский у тебя на глазах убивает человека, кто-то падает и разбивается, а тебя ничего не трогает. По себе могу сказать: меня это не трогает. Я боюсь этого чувства: у меня на глазах реально умирает человек, а меня это не трогает! Это какая же степень повреждения уже?

Люди, современники Господа, услышав про скрежет зубов, не говорили: «Что за унылые, неинтересные истории, они портят нам жизнь». Они были потрясены, потому что это было действительно откровением: Господь открывает нам, что будет там, дальше. А для нас это просто пустые слова, как бы лишенные вкуса. Наш ум потерял уже вкус этих слов, наша душа изранена и не воспринимает так глубоко. Но эти слова, еще раз подчеркну, говорит Сам Господь в Евангелии: и про скрежет зубов, и про червя, и про огонь, и про тьму и муку – все это говорится в Евангелии, взято оттуда! Это не какие-то нежизнелюбивые люди придумали, чтобы пугать христиан, – это открыто нам в Евангелии! Это все равно, что игнорировать табличку с надписью: «Если будешь ехать неосторожно, ты можешь упасть в пропасть» – и вот ты летишь в эту пропасть без дна, и лететь тебе долго, пока не расшибешься. То есть это предупреждение, чтобы мы правильно выбрали жизнь, потому что представление о жизни с точки зрения наших страстей (к которым мы привыкли, любим их) – это одно, а представление о жизни по Евангелию – совсем другое. Вот почему Господь говорит, что тот, кто хочет душу свою спасти, должен погубить ее ради Него и Евангелия. Погубить же не самоубийством, не о членовредительстве или нанесении себе какого-нибудь телесного вреда идет речь! Господь знает, насколько страсти въелись в человека, составляют основу и цель его жизни. Мы стремимся к сребролюбию, чревоугодию, гордости, тщеславию, удовлетворению всех страстей, плотских и душевных. Это и составляет жизнь для человека в падшем состоянии. Господь говорит нам, что мы вот эту жизнь должны убить, то есть убить пристрастие к этой паразитической форме жизни, и обрести другую жизнь с Ним: «Возьми крест свой и следуй за Мною» – это следующие слова в Евангелии. Поэтому здесь всего лишь предупреждение, а не попытка ввергнуть нас в уныние, чтобы мы опустили руки, перестали бороться, молиться. Если мы так делаем, то, еще раз повторюсь, мы неправильно верим в Бога, и веру нашу надо проверить.

– А святитель Игнатий, по обыкновению, подтверждает слова святого Григория Паламы Священным Писанием: приводит цитату из Книги пророка Исаии, что всех отступников и грешников ждет погибель, и оставившие Господа истребятся, и поясняет, что в этом и заключается вторая смерть, о которой говорит нам апостол Иоанн в своем Откровении. Предлагает святитель прислушаться и к словам апостола Павла, говорящего, что «если будем жить по плоти, то умрем; а если духом умертвим дела плотские, то живы будем». (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс