Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (901) → Протоиерей Владимир Хулап: Венцы любви. Разговор о таинстве Венчания

Протоиерей Владимир Хулап: Венцы любви. Разговор о таинстве Венчания

№4 (901) / 24 января ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня мы с отцом Владимиром поговорим о таинстве Венчания. «Венцы любви» – так называется наша сегодняшняя программа. Совсем недавно, благодаря издательству «Никея», увидела свет Ваша книга о таинстве Венчания, которая называется «Венцы любви». Сейчас уже эта книга есть в продаже, ее можно найти и в книжных магазинах, и, может быть, в храмах. Отец Владимир, как у Вас возникла идея ее написания?

– Инициатива исходила не столько от меня, сколько от издательства «Никея» – одного из самых интересных современных православных издательств, которое старается популяризировать и литургическую жизнь Православной Церкви, и богословие. Они обратились ко мне с просьбой написать популярное объяснение того, что происходит в чинопоследовании Венчания, о чем Церковь молится, как возникло это чинопоследование и так далее. Книгу я написал очень быстро.

С одной стороны, я занимался раньше этим вопросом, у меня ряд публикаций как раз по истории Венчания в Византии, на Западе и так далее, так что некий «бэкграунд» литургический у меня в этом отношении есть. Но я столкнулся с тем, что писать просто намного сложнее, чем написать научную статью или даже монографию, поскольку аудитория этой книги задумывалась как очень широкая.

С одной стороны, это те люди, которые хотят венчаться, но еще не знают, зачем они это делают, ведь нередко Венчание сегодня – это один из атрибутов успешной свадьбы: у пары есть белое платье, есть лимузин, есть банкетный зал в ресторане, и сюда добавляются храм, батюшка, хор, красивые венцы, свечи и так далее.

Так что отчасти это попытка начать диалог с теми членами нашего общества и нашей Церкви, которые крещены, но не воцерковлены, популярно объяснить им учение Церкви о браке и то, о чем Церковь молится в ходе чинопоследования обручения и Венчания.

С другой стороны, это воцерковленные люди, которые знают, что наше богослужение включает в себя ряд чинопоследований, постоянно повторяющихся (например, всенощное бдение и Литургия). И человек, даже если вначале не все понимает, но регулярно, каждую неделю приходя на богослужение, все более и более разбирается в тонкостях.

А есть богослужения, которые можно условно назвать «точечными» – например, Крещение, Венчание: эти богослужения совершаются один раз в жизни над человеком (в случае Венчания, в идеале, один раз в жизни, если это единственный брак), и поэтому даже воцерковленному человеку не всегда просто войти в эту череду длинных молитв, библейских имен, которые нередко ему ничего особо не говорят. Так что книга – в том числе и для этих людей: это попытка посмотреть вместе с ними на то, как Церковь видит идеал христианского брака. Не просто на основе каких-то цитат из святых отцов и современных богословов, но, прежде всего, на основании богослужебных текстов.

И еще книга обращена к тем, кто когда-то повенчался, не особо понимая, что в этот момент в храме произошло в рамках этого таинства. И сейчас, пройдя некий совместный жизненный путь и начиная открывать какую-то новую (может быть, духовную) составляющую своего семейного союза, эти люди тоже пытаются на основании этих текстов сказать друг другу и Богу что-то, что для них важно в их семье. Вот так бы я определил аудиторию книги.

Какова структура книги?

– Книга состоит из трех частей. Первая часть – это православное богословие брака на основании прежде всего библейских и некоторых святоотеческих текстов, текстов современных богословов. Если мы посмотрим на Священное Писание, то увидим, что оно, по сути дела, открывается описанием брака: Бог творит первую человеческую пару, Адама и Еву, приводит Еву-жену к мужу и благословляет этот союз. Благословение Божие над брачным союзом мужчины и женщины красной нитью проходит через все Священное Писание Ветхого Завета. И даже союз Бога и Израиля у пророков нередко обозначается именно как брачный союз – союз любви, полной отдачи и так далее.

Если мы посмотрим на начало Нового Завета, увидим подобные мысли: начало Евангелия от Матфея – это длинная генеалогия, перечисление тех прародителей, праотцев Христа по плоти, которые рождались в браках, сами заключали брак, рождали детей и так далее. Первое чудо, которое совершает Христос, происходит именно в рамках иудейской домашней свадьбы – это чудо не в храме, не в синагоге, не в каком-то общественном пространстве, но это уютная атмосфера праздника создания новой семьи: того, что затем в христианстве будет названо малой Церковью.

Посмотрим на завершение Нового Завета и увидим, что Апокалипсис (не только грозная и страшная Книга, но и очень радостная) заканчивается как раз описанием конечной, эсхатологической встречи Христа и Его Церкви, Христа и верующих, которая тоже описывается в виде брачного пира, когда Церковь Христова – невеста – приходит к своему Жениху Христу.

Затем я говорю о том, что такое любовь, поскольку это термин действительно очень и очень сложный, особенно в современности, когда мы говорим, что «любим мороженое, любим супруга, любим Бога», и в один и тот же термин вкладываем совершенно разное содержание.

Если мы посмотрим на древнегреческий язык, на язык эпохи, когда возник Новый Завет, мы увидим, что таких терминов было много: это и «эрос» (греч. Ἔρως) – любовь телесная, плотская, и «филия» (греч. Φιλία) – отношения дружбы, взаимной симпатии, и «сторге» ( греч. Στοργή) – отношения любви между родственниками. Христианство не берет все эти термины, но делает своим центральным термином понятие «агапе» (греч. ἀγάπη) – термин, который, может быть, был не так распространен в древнегреческом языке, но именно эта любовь описывается как свойство Бога (Бог есть любовь).

Именно к этой любви и призывает христианство своих учеников как в Церкви большой, так и в Церкви малой: Священное Писание Нового Завета и святоотеческое богословие христианскую семью называют малой или домашней Церковью – мы приходим в храм в воскресенье или в субботу на Божественную литургию, на другие богослужения, но супруги совершают богослужение любви каждый день: даруя друг другу частичку себя, свои силы, свое время, свою энергию, свою жизнь, в конце концов, совместно рождая и воспитывая детей. И тем самым у этой супружеской любви возникает некое новое качество. Это не просто нечто такое совершенно профанное, совершенно светское, когда я живу шесть дней в семье, а затем в воскресенье на два часа прикасаюсь к некой духовности. Семья может и должна стать в том числе источником встречи с Богом, со Христом через встречу с моими ближними, самыми близкими людьми, которых мне Бог дал в качестве членов моей семьи.

И затем я говорю, что такое Венчание как таинство: поскольку любое таинство условно можно назвать местом встречи между Богом и человеком, особым местом встречи, куда Бог приглашает человека и предлагает ему благодать – Свою силу и энергию, Свою радость, которая должна менять и преображать жизнь человека. Поэтому, когда мы говорим о таинстве Брака, важно помнить, что это не просто какое-то «точечное» таинство, которое было совершено в течение часа или полутора часов в храме, но та благодать, которую супруги получают в таинстве Брака, что может и должна преображать их брачный семейный союз на протяжении всей жизни.

Здесь важно помнить, что благодать, которую мы получаем в этих таинствах, может быть, как мы слышим и читаем в молитве перед причащением, не в суд или во осуждение – она может быть во спасение, может быть полезна, существенно необходима для полного раскрытия человека, для его обожения – чтобы человек полностью раскрыл в себе образ Божий. Не просто как индивидуум, не только как один человек, но и в том числе вместе с семьей, как малой Церковью. Но эта благодать может быть и в осуждение, если человек приступил к таинству неподготовленным. Он, может быть, даже понимает, о чем молилась Церковь, но сознательно не хочет в своей семье реализовывать идеал любви и, наоборот, взращивает эгоизм, себялюбие, самоутверждается за счет своего супруга, своих детей и так далее.

Поэтому вот из этой богословской части я перехожу уже, собственно, к объяснению того, что же представляет собой наше нынешнее чинопоследование. Оно двухсоставное – это обручение и Венчание. Исторически это были два разные чинопоследования, и даже в России до второй половины XVIII века они совершались отдельно. Обручение было особой домашней церемонией, в рамках которой две семьи внутри традиционного патриархального общества достигали неких соглашений о браке своих детей. И затем уже через определенное время, через несколько недель, месяцев (а может быть, даже и лет) совершалось Венчание.

И я, может быть, не с научной, сугубо историко-литургической точки зрения, но используя элементы исторической литургики, пытаюсь показать, почему и как возникли в нашем сегодняшнем богослужении те или иные литургические моменты, объясняю, какую роль играли кольцо, венок еще в дохристианской древности, и стараюсь разобрать или представить тексты молитв. Если это молитвы короткие, даю русский перевод или некое переложение, пересказ. А если молитвы длинные – по крайней мере, стремлюсь к тому, чтобы читатель понял, что за персонажи ветхозаветной, новозаветной истории упоминаются, почему эти великие пары Ветхого Завета здесь приведены, и так далее. Поэтому с первого возгласа до последнего дается популярное объяснение Венчания, которое я стремлюсь соединить с личной жизнью семьи: не просто говорить о каких-то абстрактных вещах, а показать, как эти символы (а это богослужение одно из самых символичных в Православной Церкви) могут и должны преображать повседневную жизнь семьи.

И третья часть называется «Часто задаваемые вопросы о Венчании». Это те вопросы, с которыми я сталкивался неоднократно и продолжаю сталкиваться в своей пастырской деятельности, вопросы самых разных людей, как воцерковленных, так и невоцерковленных. Но идея этой небольшой книги, мне кажется, и со стороны издателей, и со стороны автора, заключалась в том, чтобы у человека была возможность прочитать эту книгу за три-четыре вечера (может быть, за неделю) спокойно. Может быть, прочитать ее вдвоем и получить популярный богословский базис, ответы на вопросы, которые позволят немножко в том числе и разгрузить наших приходских священников, ведь они очень часто отвечают на одни и те же однотипные вопросы. Хотя не скрою (я неоднократно об этом в третьей части говорю), что, возможно, другие священники ответят на эти вопросы иначе, чем это делаю я, и иногда речь идет лично о моем взгляде.

Предположим, очень популярная ситуация: молодые люди встретились, готовятся пожениться. Как им прийти к пониманию того, что такое Венчание? Какое понимание Венчания у них должно сформироваться, чтобы это для них стало именно таинством, а не красивым приложением к свадебным торжествам?

– Помимо декоративного элемента, нередко люди приступают или хотят приступить к Венчанию в том числе и с некоторыми суеверными взглядами. Например, в невоцерковленной части нашего общества нередко считается, что если повенчаться, то союз будет крепкий и муж не будет изменять, пить. Тем самым автоматически Церковь как бы нажимает на какой-то тумблер, и две половинки склеиваются особо прочным клеем, который они своими человеческими усилиями создать не могут.

Конечно, важно помнить, что любая семья, любой брак – это работа, тяжелая ежедневная работа. И поэтому, когда мы говорим о любви, важно помнить, что любовь – это не столько даже начало брака, сколько его цель и завершение: браки чаще всего заключаются именно в состоянии влюбленности, когда люди еще не очень хорошо знают своего избранника. И потом, когда уже начинается совместная семейная жизнь с ежедневными проблемами, нередко скорбями, какими-то искушениями, эти розовые очки быстро исчезают, и получается, что у людей чего-то общего нет.

Но если мы посмотрим на богослужение Венчания, то увидим, что таким общим фундаментом (с одной стороны, базисом, с другой стороны, и чем-то, наоборот, превышающим повседневность) должна быть общая вера супругов, их мировоззрение в широком смысле этого слова, – а для Церкви, конечно, их взгляд на то, как человек живет в мире, как он относится к Богу, к ближнему, какова цель, каковы задачи христианского брака и так далее.

Поэтому я бы на этот вопрос ответил так: супруги должны поставить знак равенства (по крайней мере, в идеале) между тем, о чем молится Церковь, и тем, как они видят свой брак. То есть должны быть готовы к тому, что это в идеале союз двух людей на всю жизнь, которые хранят верность друг другу, хотят рождать и воспитывать детей, а не заниматься только карьерой (а потом уже, когда далеко за 30 или 40 лет, плачут и стенают по поводу того, что значительная часть жизни прошла, а детей нет). То есть если они готовы попытаться, постараться вместе не только своими человеческими силами, но с помощью благодати Божией реализовать все то, о чем говорит Церковь, тогда, наверное, им стоит приступать к таинству Венчания. Если же они к этому пока не готовы, вполне возможно, что стоит подождать какой-то период и действительно познакомиться в более широком плане с тем, о чем учит Православная Церковь, что вообще такое христианство.

В молитвах неоднократно говорится, что супруги изображают или должны изображать отношения, союз Христа и Церкви, – жертвенную любовь, самоотдачу, готовность идти до креста, до смерти и затем воскреснуть в этом самопожертвовании в качестве вот такой новой малой Церкви. Но как они могут отражать союз Христа и Церкви, если многие из них не знают, Кто такой Христос, поскольку ни разу не читали Евангелия, не знают, что такое Церковь, церковной жизнью совершенно не живут и в лучшем случае приходят в храм один или два раза в год – освятить куличи и взять крещенскую воду? Или приходят поставить свечку, только когда у них возникают житейские проблемы и сложности.

Поэтому, конечно, мне кажется, что Венчание нужно освободить от магических элементов, когда мы пытаемся нажать на какую-то кнопку через Церковь, чтобы Бог сделал что-то вместо нас. Мы говорим о синергии – о содействии, соработничестве Бога и человека, поэтому в браке должен быть третий, должен быть Христос, вместе с Которым супруги стремятся строить свою жизнь на основании Евангелия. И если они к этому готовы (даже, может быть, пусть пока они еще не полностью воцерковлены), Венчание может стать важным шагом, чтобы они становились все более и более активными членами конкретного прихода, членами Церкви. Вполне возможно, что, начав с Венчания (если это какой-то активный приход, с просветительскими программами), они могут действительно влиться в жизнь, где есть какие-то семейные встречи, семейные чаепития, встречи для мам с детьми и так далее.

Но может быть и наоборот: они пока о Церкви еще ничего особо не знают, и в ходе беседы со священником (а сейчас все больше и больше перед Венчанием все-таки требуется, чтобы венчающиеся предварительно поговорили со священником) будет хорошо, если священник предложит им вначале пройти какую-то катехизацию. Она есть у нас перед Крещением, но вполне возможно, что следовало бы вводить и здесь катехизацию – не в качестве обязательной, каких-то бесед, в рамках которых молодые обязаны что-то прослушать, поставить галочку и приступить к Венчанию, а в виде некоего диалога о взаимоотношениях мужчины и женщины, о роли семьи в современном обществе, чтобы молодые познакомились с точкой зрения Православной Церкви на все эти вопросы.

Откроем какие-то документы – например, наши «Основы социальной концепции». Там очень много говорится о вопросах семьи и брака, причем в прикладном плане – это и аборты, и контрацепция, и современные биоэтические технологии, и так далее. Насколько люди готовы поставить знак равенства между своим взглядом и взглядом Православной Церкви? Поскольку мы видим, что люди венчаются, а потом в этих венчанных, но нецерковных семьях происходят и аборты, и разводы...

То есть, наверное, все-таки Венчание (чтобы оно дало реальные плоды в жизни этой пары) должно быть воспринято лично. Эти слова должны в той или иной мере проникнуть в сердце, в ум, волю этой пары и помочь им преобразовывать их семейную жизнь. Если этого не произойдет, наверное, лучше не начинать совместную жизнь с некоего обмана. И, мне кажется, если произносятся эти красивые, возвышенные слова Венчания, но ничего не значат для супруга, то, получается, Церковь молится о том, что изначально эти двое, мужчина и женщина, не хотят реализовывать в своем браке. Тогда возникает вопрос: зачем нужны красивые слова, красивые формы, не имеющие никакого содержания?

Но как бы то ни было, Венчание может и с одной, и с другой точки зрения, о которых я говорил, стать важным миссионерским посылом, чтобы люди ознакомились с жизнью Церкви, исповедовались, причастились (чего они, может быть, никогда не делали) и до брака принесли бы перед Богом покаяние в каких-то грехах (грехах плоти в том числе, о которых, может быть, и будущему своему супругу не скажешь), чтобы убрать все это прошлое и начать жизнь с чистого листа не просто с понедельника или с 1-го января, но действительно с помощью Божественной благодати, которая преображает и изменяет человека.

В связи с этим – вопрос: универсальных сроков подготовки к Венчанию не существует? Кому-то достаточно одной беседы, чтобы что-то понять, а кому-то необходима длительная катехизация, чтобы понять место Христа в своей жизни, и прочие моменты, необходимые для вступления в брак?

– Наверное, подобно тому как у каждого человека своя уникальная духовная жизнь, свой уникальный духовный путь, подобно тому как у каждого из нас свои отпечатки пальцев, такие духовные «отпечатки пальцев» есть и у каждой семьи – это свой, индивидуальный путь мужчины и женщины, и поэтому наши приходы, наши священники, мне кажется, призваны как раз не оттолкнуть людей, не просто подойти формально.

С одной стороны, чтобы все не свелось к тому, что люди пришли, заплатили какую-то сумму за свечным ящиком, с ними вообще не поговорили, их повенчали, а через полгода или год они приходят в Епархиальное управление с просьбой «развенчаться» (такой популярный, но совершенно неканонический, нецерковный термин). В итоге в чем был смысл этого таинства? Что это было? Профанация или недосмотр священника?

С другой стороны, наверное, нельзя налагать какие-то тяжелые бремена на пару, которая к этому не готова. Поэтому, мне кажется, вполне возможна и беседа со священником, и беседа с катехизатором этого прихода (Священноначалие постоянно говорит нам, что, по крайней мере в крупных приходах, должны быть штатные катехизаторы, миссионеры и так далее)… Священники нередко перегружены, им сложно найти время для полноценной беседы, а вот с этими мирянами (либо собрав несколько семей, либо в каком-то личном диалоге, просто за чашкой чая, в непринужденной беседе) можно поговорить об этих проблемах, в том числе рекомендовав им, например, эту книгу или какие-то другие книги о браке, прочитав которые, они уже смогут принять решение, венчаться им или нет.

И мне кажется, что моя задача как автора будет выполнена в том числе и тогда, когда пара, прочитав эту книгу, не пойдет венчаться, поняв, что пока они до этого не доросли, но чтобы сделать такой серьезный шаг действительно что-то нужно изменить в отношениях, на что-то посмотреть по-другому: может быть, нужно прочитать Евангелие, приступить к самым важным церковным таинствам – Исповеди и Причастию, начать жить церковной жизнью. И потом Венчание станет неким знамением, знаком, некой печатью того, что в их жизни начинает что-то меняться, и меняться в их семейной жизни.

Но какой-то общий шаблон здесь представить сложно, сколько должно быть бесед. Вполне возможно, что для кого-то хватит и простого разговора со священником. Если эта пара воцерковленная, то здесь вообще никаких бесед, вполне возможно, и не нужно, если их знает настоятель и тот священник, который будет совершать Венчание. А для всех остальных все-таки Венчание должно стать приглашением к Церкви…

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475