Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (897) → Протоиерей Андрей Канев: Покаяние восстанавливает чистоту души

Протоиерей Андрей Канев: Покаяние восстанавливает чистоту души

№48 (897) / 27 декабря ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №47 (896)

– Господь Иисус Христос, проповедуя Евангелие, не раз обращался к своим современникам с такими словами, слышать которые им было странно, а то и невозможно. Они (впрочем, как и мы сегодня) от каких-то слов Спасителя приходили в недоумение или возмущение, а от каких-то и вовсе впадали в гнев и даже искали возможность убить Его. Таких «возмутительных» мест в Евангелии немало и потому, что любое слово для человека неверующего может служить соблазном, и потому, что людям, которые считают себя верующими, невыносимо бывает слушать, когда им говорят, что дела их неправильны, а мысли неправедны. Давайте вспомним некоторые Евангельские отрывки. Это беседа Господа с богатым юношей, который отошел от Христа опечаленным, а вслед за ним печалятся и многие, когда слышат, что «богатому трудно войти в Царство Небесное». Или возьмем реакцию учеников на рассказ Христа о таинстве Евхаристии: «Какие странные слова! – восклицали они, – кто может это слушать?» Или разговор Спасителя с иудеями, когда Он сказал, что их отец – дьявол. Иудеи тогда вооружились камнями. Ну и, наконец, обратимся к тому «возмутительному» отрывку, который имеет отношение к нашей сегодняшней беседе. Помните, что сказал Спаситель человеку, желающему и следовать за Ним, и отлучиться, чтобы похоронить своего отца? «Пусть мертвые погребают своих мертвецов». Так вот, святитель Игнатий, приводя этот эпизод в «Слове о смерти», поясняет: мертвыми Господь называет тех живых людей, у которых души умерщвлены грехами. И сегодня мы будем говорить о том, как и чем можно оживлять такие души. В главе «Душевная смерть» святитель Игнатий называет средство для такого оживления или воскресения души. Он пишет: «Первое воскресение совершается при посредстве двух таинств – Крещения и Покаяния. Через святое Крещение душа воскресает от гроба неверия, нечестия или от первородного греха и собственных грехов, соделанных в нечестии, а через Покаяние уже верующая душа воскресает от смерти, нанесенной ей смертными грехами или нерадивой, любосластной жизнью, после Крещения. И Совершитель такого воскресения – Дух Святой».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Знаете, удивительно бывает слушать, когда люди начинают говорить о покаянии, как о чем-то мрачном, унылом, мертвящем… Нам объясняют: «Это же средство жить через Духа Святого!» А человек говорит: «Нет, не надо мне, ничего не говорите». Ну чем не Адам, который в кустах от Бога спрятался, скрывая свою наготу? Именно эту наготу, язвы своих душ мы очень часто прячем под нежеланием каяться. А святитель Игнатий и другие святые отцы пишут, что покаяние – это средство оживления и воскресения.

Вот убили тебя враги смертным грехом – неопытного, слабого, необученного, подсказать тебе некому – начни каяться! И Дух Святой придет к тебе и оживит, восстановит. Кажется, у преподобного Марка Подвижника есть интересные слова о том, что покаяние восстанавливает чистоту души. То есть как бы человек ни согрешил, если он будет каяться (а покаяние – это не просто признать свой грех, это узнать его, раскаяться и стараться не повторять, бороться с грехом), то восстановится у человека чистота его души. Об этом говорят и заповеди Христовы, начиная с Заповедей блаженств. И так все больше, больше должен возрастать человек. Все нам дано, все разъяснено – только бери и действуй!

– Бери и действуй – начни каяться! Увы, для кого-то такие призывы становятся просто лозунгами, исполнять которые необязательно, да и непонятно: как, зачем? Мы уже приводили пример беседы двух христианок, когда одна из них по поводу непрестанного покаяния с возмущением сказала: «Что, теперь только и делать, что каяться да каяться?» И этот возмущенный вопрос свидетельствует, что человек просто не понимает сути покаяния и не понимает, как и зачем исполнять заповедь Христову – покайтесь.

Протоиерей Андрей Канев: – Покаяться – это действительно изменить свою жизнь. Но изменить жизнь самому, своим каким-то усилием у человека не получится. Человек, который приходит к вере (а мы будем говорить о них, о наших братьях, которые обнаружили, что жизнь у них в скорбях, страданиях, мучениях), должен вначале обязательно изучить основы веры; он должен узнать, как Церковь верит в Бога, узнать, какие в его жизни поступки, прошлые и текущие, – это грехи, отрывающие его от Бога. И человек должен начать менять свою жизнь.

Сначала это происходит на уровне ума, когда человек уже начинает замечать, что он делает, начинает оценивать свои поступки, молясь, сожалеть о содеянном. Вот у некоторых людей есть непонимание: «Как так, упасть и на коленях молиться?» А почему нет? Бога и так можно призывать! Это как одно из духовных упражнений.

Человек должен начать выстраивать свою жизнь, отрекаться от всего греховного, что он раньше любил, менять свою жизнь, чтобы она действительно стала другой и смертные грехи не повторялись (признак прощения смертных грехов, как пишут святые отцы, – их неповторение). Для этого должен пройти целый процесс, начинающийся с изучения веры. Это не просто так – пришел, сказал: «Я больше не буду», и все. Это не покаяние.

Покаяние обязательно связано с молитвой, с внутренним состоянием человека, когда он помнит, что он грешник, помнит и молится об этом Богу – не только молитвослов читает, а внутренне молится и обращается к Богу. Этот процесс может занять определенное количество времени, но он необходим – как в случае, когда у человека приключится какая-нибудь болезнь, начал он плохо себя чувствовать. Что он должен делать? Он должен прийти к врачу, пройти определенные анализы, а потом ему уже какой-то диагноз поставят. Так же и человек, пришедший в Церковь, начинает изучать веру: что такое грех, как правильно молиться, бороться с грехами, и потом уже начинается процесс выздоровления. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс