Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (897) → Протоиерей Евгений Попиченко: Христианин и халтура – вещи несовместимые

Протоиерей Евгений Попиченко: Христианин и халтура – вещи несовместимые

№48 (897) / 27 декабря ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Евгений, накануне Рождественского поста Вы отправили своим сотрудникам, прихожанам, сестрам милосердия, братьям братства собора Успения Пресвятой Богородицы интересные пожелания и рекомендации. Предлагаю начать беседу, которую мы большей частью посвятим теме Рождественского поста, с этих рекомендаций, чтобы наши телезрители тоже могли их услышать.

– Рождественский пост – это путь к дню Рождения нашего Господа, одному из самых важных дней в нашей жизни, с которого началась новая эра. Приход Спасителя настолько потряс весь мир, что люди начали вести новое летоисчисление от Рождества Христова. Это важнейшее событие, к которому необходимо подготовиться.

Размышляя о посте, подумал, что очень часто пост похож на некое упражнение йогов, которые, самосовершенствуясь, выполняют определенные физические упражнения, чтобы достичь сверхъестественных состояний. Но мы не йоги и пост – это не фитнес, как порой приходится слышать, будто он для того, чтобы поправить и сбалансировать свое питание, поправить фигуру, потерять лишние калории. Мы с вами не участники фитнес-клуба.

Пост – это важнейшее духовное упражнение для приведения себя в порядок, для реабилитации. К сожалению, часто бывает, что человек очень быстро расслабляется, расстраивается, рассеивается, превращается в этакий растекшийся по сковородке блин. И чтобы его собрать, необходимы определенные ограничения, рамки, в которых человек мог бы себя настроить, взбодрить и вернуть к прежней, более или менее нормальной христианской жизни.

Показалось полезным напомнить нашим прихожанам, сотрудникам несколько правил, чтобы поддержать их в начале Рождественского поста. И почему-то подумалось, что первое, на что хотелось обратить внимание – то, чтобы пост был не саморазвитием, а был полезен кому-то извне. Чтобы наши ближние и все, с кем мы в контакте, почувствовали, что у христиан начался пост. Каким образом?

Каждый из нас, по меткому выражению отца Артемия Владимирова, должен стать «солнышком» или хотя бы «солнечным зайчиком», как минимум «солнечным лучиком», чтобы там, где появляется христианин, водворялись бы и тепло, и ласка, и забота, и люди бы тянулись к нему, искали возможности побыть рядом. Надо, чтобы мы попробовали настроить себя таким образом, чтобы ни для кого не быть проблемой, никому не быть в тягость, не создавать сложностей своим брюзжанием, жалобами, недовольством, возмущением, ропотом.

Христианин должен быть «солнышком». Почему? Потому что мы носим в себе Христа. Мы принимаем Его в себя в таинствах, а потом люди смотрят на нас и не могут увидеть: а где вообще Христос? В нас ведь должны быть те же чувствования, что во Христе Иисусе. Получается, что мы Христа приняли, но даже до наших близких, домашних донести Его не можем, настолько Он сокрыт за толщей нашей непробиваемости. Первое, что очень важно, мои дорогие, – чтобы людям, которые с нами живут, нашим детям, родителям, близким, стало легче от нашего поста.

Для этого надо категорически прекратить осуждать. Осуждение и благодать Божия – вещи несовместимые. Как только человек начинает осуждать, его душа превращается в дырявое решето. Она ничего не может удержать: гордым Бог противится. А осуждение – это ярчайшее, тяжелейшее проявление гордости. Человек, знающий себе цену, никогда не будет осуждать других: ему надо заниматься спасением собственной души. У него самого все плохо, какое ему дело до правительства? А если человеку есть дело до правительства, то, естественно, ему нет дела до себя. Кстати, это удивительный критерий, и каждый может за собой понаблюдать.

Важное упражнение, дорогие мои, – научиться наблюдать за собой со стороны. Посмотреть: а как я выгляжу со стороны? Каков я в глазах водителей, участвующих в дорожном движении? Во всем, как хотели бы, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте. Хотел бы я, чтобы на меня так орали, как, бывает, реагирую я сам на какие-то резкие ситуации? Хотел бы, чтобы на меня смотрели так, как я смотрю, показывали какие-то жесты, что бывают в таких отношениях? Хотел бы, чтобы со мной разговаривали так, как порой я разговариваю со своими детьми – занудно, моралистически, все пытаясь что-то навязать, от чего детям уже тошно? Посмотреть на себя со стороны – это высочайшее искусство.

И вот критерий – святой или праведный человек во всех видит праведных. И наоборот... Есть такая детская загадка: «Мудрец в нем видел мудреца, глупец – глупца, баран – барана. Что это?». Это зеркало. Так вот, наш ближний – это наше зеркало. Что мы в нем видим, на чем застревает наш взгляд – это точно те же болезни, что есть в нас самих. То же самое, как человек может быть сфокусирован на разном. Вот он встал перед иконой, которая за стеклом, и фокус его взгляда на Лике Христа – человек сердцем обращен ко Христу. А можно зафиксироваться чуть поближе, на стекле, и посмотреть, как выглядишь, что-то поправить на себе, посмотреть, кто сзади стоит. Человек смотрит на икону, а из-за другого фокуса видит совершенно иное.

И мы можем рассмотреть в ближнем Христа, как святые, которые видели все наши немощи и пороки, но за ними различали и образ Божий. А можем и застрять на недостатках. Это очень важный критерий.

Повторю еще раз, что я бы советовал: научиться смотреть на себя со стороны глазами наших ближних и постараться быть «солнечным зайчиком» для всех, с кем мы входим в общение. А для этого надо думать. Когда начинается день, попробовать спланировать, кому в течение этого дня я бы мог послужить. Христианин же не должен просто сидеть и ждать, когда у него в письменной форме попросят: «Помогите мне, пожалуйста». Он прочитает, подумает еще, помочь или не помочь. Нет. Он должен сам искать, кому послужить, должен быть предупредительным – еще прежде прошения человека должен быть готов откликнуться. Важно начинать день с настройки «кому мне отдать себя в услужение?», и искать, кому помочь денежкой, кому – добрым словом, кому – ласковым взглядом, кого-то на машине подвезти, кому-то хлебушка купить. Планировать свой день, а не жить в оперативном реагировании: попросили денег – мы прошли мимо, потом вдруг совесть взыграла, человек вспомнил, что надо помочь, вернулся, а никого уже нет… И так бесконечно. Мы должны действовать на опережение.

Когда Вы говорили, что важно посмотреть на себя со стороны и чтобы на себя со стороны взглянули участники дорожного движения, мне вспомнилась история. Мужчина за рулем автомобиля проезжал ряд припаркованных машин, из-за одной из них резко выскочила девочка, оказавшись прямо перед капотом его машины. Он успел затормозить, и было видно, что он хотел начать ругаться, но, когда понял, что дорогу перебежала девочка, открыл окно и сказал: «Заинька, миленькая, ты так больше не делай, это очень опасно!». Наверное, такое душевное, человеческое отношение должно быть и у нас.

– Это просто потрясающая реакция – человек смог взять себя в руки. Хочется пожелать нам вот такой выдержки и стойкости.

Наверное, всегда можно «на себя оборотиться». Ведь выбор мы делаем каждый день, выбор всей своей жизнью: мы ко Христу или к миру. Нельзя на двух стульях усидеть – быть и другом этому миру, и другом Богу. Это вещи несовместимые.

Поэтому все эти вопросы – к нам. А телевизор-то смотрим? А сколько часов в день мы тратим на телевидение, на интернет – пустое времяпрепровождение? Даже не пустое, а это зараза, помойка. Причем очень часто лукавим: «Ой, можно “Союз” посмотреть? Я только одним глазиком посмотрю... Ой, а “Новости”-то? А сериал? Ведь он такой интересный: там все развивается». И человек ежедневно три-четыре часа, заканчивая всем подряд, убивает, отравляет себя.

Такое же отношение и к молитве. Смотрим на часики-то... Встали на молитву, а все вглядываемся: быстрее бы время закончилось. И так со всем прочим – с привязанностью к комфорту, разного рода удовольствиям, без которых мы себе не представляем жизнь. Как можно жить без чипсов, орешек, теплой воды?

Так вот, время поста – это небольшое ограничение себя во всем этом. Обязательно надо выключить себя из эфира, из потока информации. Дать свободу уму, чтобы он не был оглушен этим шумом. Средства информации – только для работы. Интернет – только для работы. Не надо залипать во всех этих сетях. Дайте своему уму немного вдохнуть, вдохнуть молитвы – это важное аскетическое упражнение поста! Большинство людей вообще жизни себе не представляют без телефона, они с ним постоянно: как только оказываются без него, чувствуют себя потерянными для социума. Надо оторвать себя – только звонки, четко по делу. Хорошее упражнение – позаписывать, сколько времени в день я провел впустую. Сесть вечером и пять минут потратить на то, чтобы повспоминать: а надо ли мне было заходить на эти сайты, читать эти статьи?

Надо обязательно читать духовную литературу. Мы с прихожанами решили в этот пост почитать «Невидимую брань» преподобного Никодима Святогорца. Это замечательная книга, полезная для каждого, – как научиться управлять собой, своими помыслами, научиться побеждать в той войне, которая происходит в образе нашего воображения, памяти, мыслительного процесса: бесы сквозь помыслы проникают в наше сердце.

Очень важно восстановить молитвенный режим – стараться неукоснительно выполнять долг по отношению к Богу. Это тоже очень важный момент. Люди все время жалуются: времени на молитву не хватает, засыпаю, пропускаю, в храм не всегда прихожу. Что за разговоры? Есть такое слово – долг. Ты должен отдать Богу то, что должен. Ведь когда Господь говорит: «Шесть дней делай дела твои, а седьмой день – Господу Богу», это не просто «хорошо было бы», «если хотите» или «если есть настроение», а категорический императив, закон жизни. Отдай седьмой день Господу Богу твоему – и никаких разговоров. И только небрежение и презрение заповеди Божией позволяют человеку нарушить этот закон; всегда можно оправдать себя: у меня сады, огороды и так далее. Конечно, сейчас у людей, наверное, другие затеи в воскресенье, раз у них нет возможности быть в храме. Но это наш долг, и относиться к нему надо хотя бы так же, как мы относимся к работе. Ведь хочет человек или нет, температура ли у него, он все равно идет и делает свою работу: он чувствует свою ответственность перед начальником, сотрудниками, подчиненными. Хотя бы так же относись к Богу.

Вот ты встал на молитву – отработай эти 20 минут по-честному, без халтуры. Это важное условие – надо прекратить халтурить. Христианин и халтура – вещи несовместимые. Если ты халтурщик – значит, ты не христианин. Надо прекратить халтурить во всем. Вот ты выкинул пустую пачку из-под сигарет в окошко автомобиля – а кто будет за тобой убирать? Или испачкал посуду, оставил на столе или просто составил в раковину – кто будет за тобой мыть? Почему то, что ты должен сделать, ты возлагаешь на других? Это же халтурное отношение к жизни. Халтура во всем: снег почистить, машину поставить. А как у нас люди паркуются? Им наплевать на всех, главное, что я нашел место, пусть оно поперек и никто уже не проедет. Ну как так можно? Это ведь халтурное, неуважительное отношение, без почтения к людям. Помните, как говорил Амвросий Оптинский? «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Очень важно относиться к молитве хотя бы как к работе. Встал на 20 минут как солдатик, собрал все свои мысли, волю направил к Богу – не чесаться, не вертеться, не приседать, не вставать. Настроиться – отработать. Точно так же по отношению к храму – два часа в неделю можно спланировать. Время поста – это время приведения всего в порядок, восстановление потерянных позиций.

Про еду уже столько сказано, что мы, наверное, не будем, только лишь напомню, что пост должен быть ощутим для нашего тела. Поэтому можно спокойно и безболезненно уменьшать свои порции до того объема, который помещается в ладошке, – это норма для нормальной жизнедеятельности человека. Если он четыре раза в день скушает эту норму, то не потеряет своих жизненных сил, а, наоборот, будет себя бодро чувствовать. А в бодром теле и бодрая душа.

Наверное, важно поговорить и как поститься молодежи: молодым людям, возможно, тяжело проводить пост лишь в молитве и чтении духовной литературы. Какие альтернативы можно им предложить? Насколько я знаю, на вашем приходе прошел молодежный творческий вечер. Это один из примеров, как можно провести время с пользой для души.

– Как поститься молодежи, мы уже сказали. Мне кажется, для современного молодого человека подвиг – относиться к гаджету как к телефону, а не как к окну в потусторонний мир. Относиться к нему спокойно, без «залипания» – это, наверное, самый важный труд. Чтобы человек хотя бы на время поста пользовался им только по необходимости. Нужно реферат проработать – зашел, открыл, посмотрел… Проверить письма, ответить на сообщения, а не ввязываться в какие-то дискуссии. Надо воздержаться, и это будет очень важное духовное упражнение.

Конечно, надо создавать для молодежи хорошие формы провождения времени. Когда мы общались в начале вечера, мне показалось важным, чтобы взрослые люди, у которых есть такая возможность, помогли молодежи встречаться таким образом, чтобы им немножечко услышать о Христе. Молодость – совершенно прекрасная пора, это весна жизни, когда у человека еще нет обремененности семьей, работой, он легкий к жизни – он еще не так поврежден грехом, у него ясная душа (не у всех, но все-таки еще бывает). И в этот период человеку гораздо легче услышать благую весть о том, что есть во вселенной Кто-то, Кто любит тебя настолько, что жизнь Свою за тебя отдал и затем, «смертью смерть поправ», нас зовет к воскресению. Когда человек юный, он это услышит.

В зрелом возрасте у человека уже все нормально, жизнь настроена, все на своих местах: для Бога форточку откроем на всякий случай, может быть, на досуге что-то залетит в нашу жизнь, а так, в общем-то, все у нас уже в порядке. А в старости еще сложнее, все уже закостенело, все суставы души уже неподвижные, и измениться в этом состоянии – это тяжелейший труд. Редкий человек может переломить десятилетние навыки, привычки и пробиться к Богу.

Юность – это пора, с одной стороны, прекрасная, с другой, очень рискованная: молодой человек совершеннолетний, и ему кажется, что он может себе все позволить, а с другой стороны – нет опыта различения добра и зла. И здесь очень важно, чтобы рядом оказался взрослый, желательно священник, верующий христианин, который мог бы предупредить, уберечь от тех поступков, последствия которых будут необратимы. Есть действия, от которых человек настолько повреждается, что кардинально изменить каких-то вещей в своей жизни он уже не может, есть то, что уже нельзя исправить. Очень важно вовремя сказать об этом, чтобы человек был способен это услышать. И для этого больше Церковь нужна молодежи. Надо создавать условия для встреч, в том числе творческие вечера, совместные просмотры фильмов, которые можно обсудить. Фильмов много, а расставить правильные акценты и сделать из этого правильные выводы на будущее – это искусство. Надо научиться смотреть кино, чтобы это были не просто эмоции или экшн, а проработать, подумать. Это важнейшее искусство – научиться думать. И это не так просто.

Один из пунктов Вашего предпостного послания – совет ограничить посещение развлекательных мероприятий. Поскольку время Рождественского поста приходится на празднование светского Нового года и продолжительные выходные после него, у наших сограждан появляется время для некоей расхлябанности – времени много, и не знаешь, как им лучше воспользоваться. Как правильно расставить приоритеты?

– Приглашаем всех добровольцами. Очень полезно для своей души – отдавать часть своей жизни, около двух-трех часов в неделю, на служение бедным людям. Святки и Рождественские каникулы надо, конечно же, наполнить добрыми делами. Не просто отдыхать, лежа на диване, а все спланировать. Очень важно вместе с детишками поделать добрые дела.

Что же касается искушения под названием «Новый год», которое всегда выплывает на пути к празднику Рождества, сегодня нам с сотрудниками пришла хорошая идея. Есть детский центр, где родители попросили сделать для детишек праздник Нового года. Но ведь для христианина очень важен акцент: бывает, что сначала шквал праздничных фейерверков, поздравлений «С Новым годом! С новым счастьем!», а Рождество потом, и у людей запал как бы пропадает. Но ведь Рождество – это событие, начало новой эры. А Новый год? Сейчас его 1 января отмечают, а когда-то отмечали 1 марта или 1 сентября. Застряли на несколько веков.

Но, по сути, это никакое не событие, не праздник, а просто смена календаря, которая наделяется неким магическим смыслом: «как Новый год встретишь, так его и проведешь», «в новом году – все по-новому». Но все это – как ожидание чуда, которое осталось у людей как генетическая память от чуда Рождества. Произошел сбой: атеистическая пропаганда попыталась переместить ожидание Рождественского чуда на непонятный светский праздник, и так все это и застряло. Понятно, что у людей это уже вошло в привычку, но все-таки мы ведь ждем Рождества Христова. Поэтому мы решили, что не будем лишать детей праздника, но устроим его таким образом: расскажем, что мы сейчас на финишной прямой – ждем встречи Рождества Христова. Конечно, можно сделать какие-то сценки, но с центральной темой не Деда Мороза и Снегурочки, которая лишь промежуточный этап: конечно, приятно собраться вместе, попеть какие-то песенки, но главный праздник будет впереди, поэтому сейчас мы немного порадуемся, но сохраним силы для главной радости. Мне кажется, все-таки очень важно перенести акценты с Нового года на Рождество.

Хотелось бы сказать еще о двух моментах, касающихся молитвы и наших отношений со Христом. Когда мы обращаемся к Богу, мы должны знать, с чем к Нему обращаемся. Часто люди говорят: я молюсь Богу своими словами. А о чем чаще всего человек молится своими словами? «Чтоб не пил, не курил и цветы всегда дарил, в дом зарплату отдавал, тещу мамой называл», и так далее – о бытовых вещах. Но если мы откроем молитвослов, то увидим, что те святые, которые являются нашими учителями в молитве, к Богу обращались не с такими вопросами, а говорили: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения»; «Господи, помилуй мя»; «Господи, открой мне грехи»; «Господи, научи меня молиться». То есть вопросы, которые мы обращаем к Богу, должны быть, в первую очередь, о поиске Царствия Небесного. Оказываясь в каких-то неприятностях, мы думаем, что нам надо как-то подсуетиться и изменить внешние обстоятельства: место работы, проживания, сменить машину и прочее, – и появится счастье, все наладится. Да нет. Закон простой: очисти внутренния скляницы своей души – измени свою душу, и тогда внешнее само придет в порядок. Царство Небесное прежде всего, а все остальное приложится. Это первое.

Второй момент, которым хочется поделиться: недавно проходили Рождественские региональные чтения в одном городском округе. Очень понравилась проходившая там встреча, на которой собрались мэр городского округа, представители администрации, отдела образования, священник, педагоги. Это было взаимопонимание, которого, к сожалению, не встретишь в таком большом городе, как Екатеринбург, где нет такого взаимодействия, направленного на воспитание детей. Удалось сказать несколько слов – Господь дал памяти, и было произнесено одно слово, за которое мэр поблагодарил. Говорил я о Христе. Когда человек находит Христа, он может намекать на Бога в любых обстоятельствах и в любой сфере деятельности и делать это не навязчиво, а очень деликатно. Любой педагог может рассказать о Христе, даже не произнося этого имени, но указывая, что есть в жизни Господь.

Отец Евгений, благодарю Вас за беседу. Надеюсь, многие наши зрители получили для себя пользу. Хочу напомнить, что программа «Благая часть» систематически выходит на приходском канале собора в честь Успения Пресвятой Богородицы, его сайт sobor-uspenie.ru.

Также напомню, что о деятельности Православной службы милосердия и акции «Подари радость на Рождество» можно узнать на сайте ekbmiloserdie.ru, на странице этой акции.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс