Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (896) → Валаамова ослица

Валаамова ослица

№47 (896) / 20 декабря ‘16

Святая Земля

Ну что ж, в новом цикле бесед мы возвращаем библейским крылатым выражениям их изначальный смысл… На этот раз нам встретилась «валаамова ослица».

– Да, ослица примечательная. Ослик – совершенно замечательное животное, он сочетает в себе две совершенно противоположные черты характера: он необыкновенно смиренный, молчаливый и трудолюбивый – и необыкновенно упрямый в определенных ситуациях. Наверное, не случайно вся эта история произошла именно с ослицей, а не с верблюдом, конем или кем-то еще.

Начать историю надо, как всегда, с самого начала: кто же такой был Валаам? Он был языческим жрецом и жил в Месопотамии, на родине Авраама – где-то недалеко от реки Евфрат, и был служителем языческого культа, жрецом, язычником, но знал и Бога Единого (пусть это не удивляет: в те далекие времена знания о Боге Едином открывались не только народу израильскому. Через Авраама и его потомков, в том числе Моисея, народ осмысленно поклонялся Богу Единому, а у других народов были предания, какие-то знания о Боге Едином гадательного свойства: они поклонялись и другим богам, но знали, что есть Бог Единый).

Это перекликается со словами апостола Павла к афинянам: «По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам».

– И в Библии мы встречаем, как Бог являлся фараону в Египте, во снах царю Навуходоносору. Мелхиседек – самая загадочная фигура в Библии: он уже был первосвященником Бога Живого и благословил Авраама еще до того, как священство было дано народу израильскому. Тут много тайн, и к загадочным фигурам принадлежит в принципе и Валаам, который был языческим жрецом.

Церковь Святая называет Валаама учителем волхвов. В канонах на Рождество Христово поется: «Волхва древле Валаама словесы ученики, мудрыя звездоблюстители» – видимо, они были последователями той же жреческой школы, к которой он принадлежал. И к этому Валааму приходят посланные от царя Моавитянского (Моав находился по ту сторону Мертвого моря, там, где сейчас государство Иордания, это был очень большой народ, который воевал с израильтянами. Впоследствии из Моава была Руфь, прабабушка царя Давида, высокопоставленным чиновником там был отец Ирода Великого, только уже много веков спустя, – эта область не раз упоминается в Библии).

Царь моавитян Валак очень испугался народа израильского, он отправил к Валааму, жившему на реке Евфрат, послов с такой просьбой: ...Вот народ вышел из Египта, и покрыл лицо земли, и живет он подле меня; итак, приди, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят (Числ. 22, 5–6). Посланные пришли к Валааму, стали обещать ему большие подарки от царя. Сначала Валаам отказался идти проклинать – он слышал о народе израильском и боялся Бога Израиля. Но все-таки подарки (Валаам был очень жадным и продавал свой дар за большие деньги) сулили, и он сказал: «Переночуйте здесь ночь, и дам вам ответ, как скажет мне Господь» И Господь говорит ему: «Не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен», но Валаам соглашается. Утром он оседлал свою ослицу и поехал – за богатыми дарами, которые все-таки надеялся от этого царя получить. По дороге ангел преградил ему путь: Господь хотел еще раз напомнить Валааму, что он идет туда не по своей воле, а по Божией, и должен выступать как пророк, говорящий только слово Божие. Валаам этого ангела не видел, но ослица увидела и остановилась в узком месте, а Валаам стал ее бить, чтобы вернуть на путь. Затем они зашли в еще более узкое место, она прижала ногу Валаама к стене, остановилась – и ни с места: она видела ангела с мечом, преграждающего путь, и боялась идти. И наконец, когда они в третий раз зашли в совсем узкое ущелье и ангел встал так, что ослице идти уже было некуда, она легла под Валаамом. И он стал так лупить ее, что Господь отверз уста ослицы, и она человеческим голосом сказала: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.

И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое». Когда мы встречаем в Библии подобные явления ангелов и человек кланяется, как в случае с Авраамом у дуба Мамврийского, это значит, что в образе ангела является Господь – то, что называется «теофания», то есть богоявление. Это был Сам Господь. Как мы знаем, является всегда второе Лицо Пресвятой Троицы – в Ветхом Завете это всегда явление Сына, еще до Его воплощения. И Ангел говорит Валааму: «Зачем ты бил ослицу? Если бы она сейчас не легла под тобой, то Я бы мечом поразил тебя, а ее оставил бы жить». И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе...

Валаам пришел, и его возводят на высокую гору (все это происходило на территории нынешней Иордании, недалеко от горы Нево): где-то между Нево и Мадабой указывается место Бемод – вершины Валаама, где он трижды пытался проклинать Израиль. Но он открывал рот – и вместо проклятий начинал благословлять… А в третий раз Валаам говорит удивительные пророческие слова о Спасителе: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, … а Израиль явит силу свою» – он уже предвидит, что из этого народа произойдет Спаситель мира.

Вот такая удивительная история. Поэтому, конечно, выражение «валаамова ослица», в общем-то, употребляется правильно, но смысл здесь, конечно, очень глубокий. Одно дело – человек, который молчит, молчит и вдруг решился что-то высказать, а другое дело, если он говорит от Бога. В данном случае ослица говорит от Бога, она говорит Духом. Наверное, в народе это выражение редко употребляется в таком значении. И тем не менее это существо, обычно не привыкшее говорить, молчаливое, послушное, смиренное, но когда говорит, оказывается, что говорит нечто жизненно важное.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс