Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 35

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 35

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №45 (894)

Продолжаем разговор о Псалтири – я надеюсь, что наши телезрители вместе с нами читают Псалтирь. Ждем, батюшка, Ваших интересных размышлений.

– Сегодня поговорим о 35-м псалме. Он очень глубокий, очень интересный и приближен к нашей жизни, ведь вместе с псалмопевцем Давидом мы так же испытываем многие трудности, беды, искушения от коварных людей, желающих нам зла.

Этот псалом имеет преднаписание: «В конец, отроку Господню Давиду». Очень нежно Псалтирь называет Давида отроком Господним. Отроком можно назвать только того человека, который, как отрок, имеет чистое и светлое отношение к своему благодетелю и всегда готов творить доброе, сохраняя верность Богу. И Давид всегда творил добрые дела по отношению к близким, имея страх Божий в своей душе, в сердце, всегда стремясь исполнять заповеди Божии. Конечно, он делал это потому, что его любовь была направлена к Богу, а через это и к ближним. И даже когда ему кто-то делал зло, Давид никогда не мстил человеку, только жаловался Богу: «Я-то не мщу, Господи, а мне злое творят». Поэтому здесь Давид называется отроком.

В то же время преднаписание – «в конец». Толкователи считают, что этот псалом говорит о конце всех, кто применял хитрость и коварство против царя Давида. Псалмопевец обличил их и умолил Господа, чтобы Он совершил Свой суд и правду над ними. Поэтому уже был виден конец их коварства и жизни: как правило, Господь лишает жизни тех людей, которые творят неправду.

Итак, псалом начинается такими словами: «Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима eго». Каждый человек имеет совесть, которая говорит ему, что он делает неправильно: совесть – голос Божий в человеке, и ты будешь отвечать пред Богом за неправду, которую делаешь. Но Саул подумал: «Если я буду делать неправду и выдавать ее за правду, тогда я не буду отвечать перед Богом, и никто не знает, что я мыслю именно неправедно против праведного человека. Поэтому никто меня не обличит, в том числе и Господь, Который не узнает моей неправды, ведь эта неправда внутри меня самого». Вот так он обманул себя.

«Яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое и возненавидети». Он ульстил себя, то есть он себе льстил, себя убедил, а потом не стал разбирать это беззаконие, чтобы возненавидеть его, чтобы победить его внутри себя, побороться с ним, а просто убедил себя и сказал, что это беззаконие – правда. Поэтому он утвердился в неправде и восстал против Давида.

«Глаголы уст eго беззаконие и лесть, не восхоте разумети еже ублажити. Беззаконие помысли на ложи своем: предста всякому пути неблагу, о злобе же не негодова». Уже и уста его стали говорить беззаконие, и он не захотел говорить правду о Давиде, но говорил ложь. Причем делал это постоянно. Более того, он даже на ложе своем мыслил об этом. То есть настолько он себя возбудил и убедил в этом, что даже не мог спать, и во время сна, в тишине, когда успокаиваются все человеческие чувства, сам организм, он не мог успокоиться и всякую сочинял неправду и беззаконие на Давида и затем все это воплощал.

«Господи, на Небеси милость Твоя и истина Твоя до облак». Псалмопевец Давид обращается к Богу: правда Господня выше гор земных, она достигает до облак, и истина Божия достигает такой высоты.

«Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи». Давид говорит, что правда и милость Бога настолько безграничны, что человеки и скоты спасеши, Господи. Даже бессловесную тварь спасает Господь. Сейчас очень многие обращены к животным. «Правмир» даже выпустил календарь, где каждый месяц – фотография известного батюшки с котом. Это, конечно, немножко протестантское отношение к скотине и бессловесной твари, так мы можем дойти до венчания и причащения кошечек и собачек.

Если мы внимательно прочитаем строчки псалма, то поймем, что Господь всем благодетельствует и дает Свою милость. Один из толкователей сказал, что скотами здесь называется языческий мир, но не потому, что они не имели уст или разума, а потому, что они жили согласно инстинктам, как живет скотина, то есть не имея никакого закона Божия внутри себя. И вот даже этим людям, не имеющим веры, Господь все равно благодетельствует и дает Свою милость – посылает им дождь, освещает и согревает их солнцем, питает их от плодов земли, которые Он благословляет.

«Яко умножил еси милость Твою, Боже, сынове же человечестии в крове крилу Твоею надеятися имут». Господь всякому человеку дает Свою милость, и сыны человеческие, которые ищут ее, всегда получают: Господь никого не оставляет без милости Своей.

«Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я». Здесь Давид делится с нами, какую милость дает Господь: Он дает возможность веселиться сердцу человеческому, ведь вино веселит сердце человеческое. Тук – это благовонная мазь, масло, елей, то есть Господь дает достичь определенного состояния, определенного положения в жизни. И напояет человека сладостью, то есть делает жизнь настолько приемлемой, что никто и умирать не хочет. Мы, хотя и испытываем многие трудности от жизни, все равно получаем сладость жизни, и нам не хочется умирать.

«Яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет». Здесь очень глубокое повествование, что Господь имеет источник жизни. Мы очень часто в наших церковных песнопениях называем Господа словами из псалма Начальником жизни нашей, то есть положившим начало жизни. Об этом должен помнить каждый человек, который пользуется этой жизнью и при этом говорит: «Я не верю в Бога, я не признаю Бога»… Значит, ты не признаешь Того, Кто дал тебе начало жизни, Кто положил начало вообще всей жизни на земле, в том числе и каждого конкретного человека? Или говорят: «За что я должен благодарить Бога?». За дачу, за клячу, за большую квартиру, за поездки за границу... Конечно, в первую очередь, мы должны благодарить Бога за нашу жизнь.

Расскажу забавную вещь: на одном из федеральных каналов недавно сказали, что мы все, оказывается, марсиане и что жизнь случайна. Почему марсиане? Жизнь случайно залетела к нам с Марса: какая-то песчинка с кометой упала (или метеорит упал), отсюда и пошла жизнь человеческая. Кто-то хочет быть произведенным от обезьяны, кто-то – от камушка...

– Террористы, которые все взрывают в мире, наверное, хотят, чтобы от их взрывов что-то получилось. Это самая глупая версия, взрыв не может родить жизнь: взрыв – это всегда разрушение, уничтожение самой жизни. Где бы взрыв ни произошел – на Земле или в космосе, – это всегда уничтожение. От взрывов спутников в космосе ничего не создается, они тут же падают и подлежат уничтожению.

Я хочу сказать, насколько начинаешь ценить жизнь…Мы несем послушание при больницах (17-й наркологической, 64-й городской). И когда посещаешь больных в тяжелейшем состоянии, у которых не действуют руки, ноги, тогда к тебе приходит трезвость, и ты начинаешь думать, что твоя жизнь действительно в руках Божиих. Насколько ценно, когда ты утром встал, твои руки и ноги работают! Тогда ты вспоминаешь Господа – Источника живота, Источника и Начальника нашей жизни, положившего начало жизни и поддерживающего ее в человеке. Мы понимаем: если Господь не даст нам Свое благословение, руки и ноги будут парализованы, и голова, и язык даже может не говорить – вот в каком бедственном состоянии мы можем находиться.

В то же время Господь заботится и о нашей вечной жизни, о продолжении нашей жизни не только на земле, но и в вечности. А для этого мы должны к чему-то стремиться в жизни. И об этом удивительно пишет псалмопевец. Он говорит: во свете Твоем узрим свет. Что значит во свете Самого Господа увидеть свет? Святые отцы говорят, что здесь говорится о Христе, через Христа мы увидели больший свет – свет Отца и свет Святого Духа. Когда в беседе с учениками Филипп говорит: «Господи, покажи нам Отца Своего», Господь отвечает: «Кто видел Сына, тот видел и Отца». Божественный свет Бога Отца открывается через Христа, Сына Божия. И кто не верит в Иисуса Христа, тот никогда не увидит полноту Святой Троицы и Божественного света. Вот почему важно верить в Господа Иисуса Христа, приступать к таинствам, особенно к таинству святой Евхаристии: только через Господа мы видим полноту Божественного фаворского света и через это приобщаемся к нашему Богу во всей полноте.

Вот такой удивительный псалом: мы еще не дошли до конца, но какую глубину он открывает нам! Сначала Давид начал говорить о тех, которые живут неправедно. Затем псалмопевец очень тонко переходит к славе Божией, к милости Божией.

Господь видит все злые помыслы, Он знает, о чем помышляет беззаконный человек. Поэтому, когда человек творит неправду, эта неправда обличает его и приводит к поражению. Истина Божия и милость Божия выше всякой тайны, всякой неправды и направлена на спасение человека. Милостью Божией пользуются все – и те, кто находится в вере, и те, кто в неверии.

Талмудисты, невзирая на то, что имели перед глазами Псалтирь Давида, говорили, что милость Божия распространяется только на избранный народ – по отношению к избранному народу нужно соблюдать все законы, все заповеди, но по отношению к человеку, находящемуся в язычестве, не надо соблюдать никакие законы. А псалмопевец Давид, назидая людей и ветхозаветной религии, и тех, которые сегодня живут в иудаизме, много-много лет назад сказал: «Правда Твоя, яко горы Божия, судьбы Твоя бездна многа. Человеки и скоты спасеши, Господи». Человеки и скоты… Естественно, о скотах мы не говорим, они не вечны, их душа в их крови, она имеет не вечное начало, а материальное. Прав толкователь, говорящий о человеках, которые сейчас не имеют Крещения, а тогда не имели отношения к избранному народу. Но Господь спасает всех. Вот какова любовь Божия!

Почему Господь спасает всех? Он милостив, Он дал начало жизни всему живому, и скотам в том числе. Поэтому Бог хочет, чтобы человек жил не только этой земной жизнью, но и имел продолжение в вечности. Но тогда, как говорит апостол Иоанн, будет новая земля, новое небо и новые люди. Какие новые люди? Не будет создан новый человек, а будет обновленный человек, обновленный самой Божественной природой, своей верой. Только он будет пребывать на этой земле вместе с Господом.

«Во свете Твоем узрим свет». Эти слова вошли в церковные песнопения, которые поются в наших храмах за Литургией, за вечерним богослужением. Кто изучает Псалтирь, вчитывается в нее, тот начинает понимать и богослужение. Многие говорят: «Переведите на русский язык, мы ничего не понимаем в службе». Можно не переводить, а просто почитать Псалтирь, тогда вы все поймете сами. Когда начинаешь вчитываться, богослужение открывается очень ярко.

Те, кто говорит о переводе на русский язык, просто не хотят себя утрудить изучением церковнославянского – основы нашего языка. Хотя изучают по восемь иностранных языков и среди них такие сложные, как китайский, японский, арабский, чего только не изучают! А родной церковнославянский – боятся себя утрудить...

– Это очень сложно: это связано с духовным становлением человека, поэтому здесь враг рода человеческого всегда помешает, а там – подтолкнет.

Прекрасен наш церковнославянский язык.

– Не только прекрасен, он спасителен. Потому что открывает глубину духовной жизни человека и наполняет ее богослужебным смыслом.

«Пробави милость Твою ведущим Тя и правду Твою правым сердцем». Здесь псалмопевец Давид просит о Божественной милости уже не ко всем живущим, а именно к тем, кто «знают Тебя, почитают Тебя», живут в Законе Божием. Потому что знающий и любящий Бога исполняет Его заповеди и творит правду всем сердцем. Его не нужно принуждать, наставлять, заставлять, он все равно будет исполнять закон, потому что знает Бога. У того, кто знает Бога, Закон Божий всегда живет в сердце, он ничем не заглушен, человек всегда будет поступать по заповедям, которые Господь оставил ему.

«Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене». Мы привыкли просить у Бога: «Дай мне, Господи, только блага, только хорошего, только правду, избавь меня от беззаконных, от тех, кто наказывает, избавь меня, Господи, от нищеты земной…».

Естественные желания...

– А Давид, наоборот, учит нас, что мы должны молиться, чтобы Господь избавил нас от греха, от неправды, в которые мы можем впасть. Мы не только можем быть материально бедны, несчастны, мы можем идти в одну ногу с грешниками, с неправедными. Тогда мы отойдем от истины, и наша земная жизнь изменится, и вечность от нас отвернется, будет для нас недостижима. Поэтому Давид говорит: «Да не приидет мне нога гордыни, и рука грешнича да не подвижит мене».

Что такое нога гордыни? Вспомним пророка Илию из Священного Писания, который обличал и говорил: «Что вы хромаете на обе ноги?». А можно хромать на одну ногу. Если ты будешь иметь ногу гордыни, хотя другая нога, может быть, и будет желать ступать на правый путь, но нога гордыни не будет давать, и ты будешь всю жизнь хромым. Если ты даже наполовину впускаешь в себя гордыню… А гордыня – это не один порок, это матерь пороков, это воплощение всего зла, которое человек может творить. От гордыни все грехи – немирность, злоба, зависть, презрение, любодейство. Все грехи питаются гордыней, которую человек взрастил в себе. Поэтому, если мы не хотим погибнуть, то должны бегать ноги гордыни – этой хромоты, духовного уродства, которое приходит вместе с гордыней.

Почему рука грешнича? Если человек творит какое-то дело, то, естественно, совершает его руками. Здесь говорится о греховных делах, которые человек может сделать. Поэтому псалмопевец Давид просит Господа, чтобы Он не дал ему ногу гордыни и руку неправды.

«Тамо падоша вси делающии беззаконие…». Тамо – там, в том месте, в таком состоянии – падоша вси делающии беззаконие. То есть люди, которые пребывают в таком состоянии, будут творить беззаконие и впадут в неправду, которая погубит их.

И заключает Давид этот псалом очень глубокими словами: «…изриновени быша, и не возмогут стати». С печалью и болью он говорит, что такие люди изриновени, то есть будут отвергнуты, и не возмогут встать. Когда мы не сможем до конца оправдаться? На Страшном Суде Христовом. Поэтому мы должны молиться не только о своем земном благополучии, о благополучии своих родных, но должны молиться и о том, чтобы Господь не попустил нам быть вместе с грешниками, быть в таком состоянии, от которого мы затем не сможем оправдаться: земная жизнь пройдет очень быстро, но у верующего человека есть вера в глубочайшее будущее загробной жизни. И если не идти путем этого будущего, зачем жить на земле? А если мы верим в будущее, мы должны просить Бога, чтобы Господь спас нас от гордыни и от руки, делающей беззаконие, чтобы в нашей жизни не пребывала никакая правда, чтобы мы имели оправдание в вечной будущей жизни.

Вы сейчас задали телезрителям вопрос: для чего мы живем? Люди всегда задавали себе этот вопрос. Даже песня была в советское время: «Если ты, человек, так бесследно уйдешь, – для чего ты живешь?..». Хотя Бога и отняли у русских, все равно «душа человеческая – христианка», и люди задавались этим вопросом: для чего мы живем?

– В то время это переводили хотя бы в какую-то идею. Я бы сказал, чтобы народ не остался без вечности, идеей прикрывали вечный смысл жизни человека. Но удивительно то, что сейчас совершенно по-другому устраивается жизнь – только материально прекрасно и «развлеченно». У нас развлекаются все: ходят в наушниках, никто не отказывает себе в том, чтобы выпить, покушать, повеселиться и сотворить те дела, которые приносят какое-то утешение. Это не обязательно низменные грехи. Например, сейчас все играют – и стар, и млад. Я не могу себе представить, чтобы я взял планшет и начал играть в какую-либо игру...

Жалко на это времени...

– Я вспоминаю монахиню Нонну, которая сейчас немножко болезнует. Однажды она попросила меня разобрать ее библиотеку и лишние книги, журналы, которые она уже прочитала, отвезти в наркологическую больницу. И вот я столкнулся с тем, что она, находясь уже около 25 лет на пенсии, все эти книги и журналы (в том числе советские) прочитала: они все изрисованы пометками, с подчеркиваниями, с закладками. Когда я к ней приходил, она всегда говорила: «Как я люблю читать! Я очень этим утешаюсь. Мои любимые книги, их у меня много, но они такие любимые…». Я думал, что она так говорит, может быть, ради красного словца, а увидел – действительно, масса прочитанных и духовных книг. У нее хранятся фотографии батюшек, епископов, патриархов – она любовалась образами духовенства. Конечно, этот человек идет в вечность, и вечность его примет с радостью.

Благодарю Вас сердечно за очень содержательную, серьезную, поучительную беседу. И благодарю Вас за то, что на протяжении уже многих лет Вы вместе с телеканалом «Союз» и с нашими телезрителями. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс