Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (894) → Протоиерей Андрей Канев: Смертный грех меняет человеку ум

Протоиерей Андрей Канев: Смертный грех меняет человеку ум

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №44 (893)

– Мы продолжаем изучать «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). Мы уже узнали, как, когда и при каких обстоятельствах в мире появилась смерть: вследствие нарушения Адамом и Евой заповеди Божией, то есть через грехопадение. Господь их предупреждал, но они не вняли, ослушались, согрешили, разлучились с Богом, и души их умерли. Таким образом, смерть есть последствие греха и потому они неразрывно связаны между собой.

Однако, говоря о душевной смерти, святитель Игнатий вводит и такое понятие, как смертный грех, приводя слова апостола Иоанна Богослова:«Есть грех к смерти, и есть грех не к смерти». Что это значит, отец Андрей убежден, говорить современным людям необходимо, ведь грехи по своим тяжестям и последствиям могут существенно различаться, и потому особо тяжкие из них, те, что влекут за собой гибель души, при отсутствии покаяния, принято называть смертными. Борьба с ними имеет свои особенности, и знать их необходимо, как и то, какие именно грехи – смертные, а какие в этот разряд не попадают.

Увы, в наши дни узнать об этом неоткуда! Грехи есть, люди их совершают, порой даже не догадываясь об этом, а подробного перечня смертельных болезней души нет, и когда предпринимаются попытки его составить (были подобные на приходе у отца Андрея), то далеко не все воспринимают это как благо (и духовные причины для такого противления, конечно же, имеются).

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – К сожалению, получается так, что у нас на сегодня нет четкого списка с перечнем смертных грехов. Мы пробовали применить его в нашей приходской работе, за что на нас посыпались шишки. И я понимаю, почему: сатане невыгодно, чтобы обличались грехи. Ему выгодно, чтобы мы жили в каком-то болоте или тумане, что-то из себя изображали. А в реальности что получается? Когда христианин узнает: «Ах, оказывается, в юности я вот это делал, но сейчас не каюсь и не оплакиваю это», так, значит, это и не излечилось: как болезнь протекает в человеке, а он не лечится – к чему это может привести? К смерти. То же и духовная болезнь: не надо думать, что если я, допустим, в 20 лет был разбойником, но не покаялся, а потом пришел в храм и сейчас уже не разбойник, то я изменился и стал лучше: прежние ум, зараза и болезни продолжают действовать, поэтому, если мы не хотим погибнуть, обязательно должны проверить себя на предмет смертных грехов.

Их особенность – они разные, очень разные. Мы привыкли, что убийство – это тяжкий грех, даже с точки зрения светского законодательства, и это так: убийство – смертный грех. Есть страсти телесные, душевные и духовные; что касается телесных, они очень хорошо видны: я думаю, никто не будет сомневаться – запойный пьяница находится в состоянии смертного греха, как и наркоман. Но чтобы увидеть смертный грех в такой страсти, как печаль, когда человек отчаивается, уже надо иметь определенное внимание. Или, например, человек, одержимый страстью гордости, находясь в Церкви, что-то не признает – действие всех этих грехов одно и то же: человек отрывается от Бога, у него так же, как и у Адама, меняется его внутреннее устройство.

Смертный грех меняет человеку ум – вот одно из страшных действий смертного греха. Как когда-то Адам начинает прятаться от Бога, так же и человек в состоянии смертного греха начинает думать и чувствовать по-другому: он уже не чувствует покаяния, желания исправиться. К сожалению, он повторяет трагедию Адама. Нужны какие-то определенные Божии воздействия на человека, какие-то потрясения, чтобы он ожил. Совершая смертный грех, мы действительно повторяем грех Адама и проходим все стадии его состояния.

Смертные грехи разные, но результат у них один. Мы часто общаемся на эти темы, и бывают такие вопросы: «Ну что такого – человек не признает какое-то там учение о Церкви, что это за смертный грех?» С точки зрения светского закона, это, конечно, не преступление: ты имеешь право свободно думать – верь во что хочешь. Но с точки зрения веры, если человек во Христа верит неправильно, пусть он даже внешне не блудник и не пьяница, не вор и не убийца, этот человек реально уже выпал из Церкви – он верит не как Церковь. Имея какую-то ересь или ложное учение, он реально выпадает из тела Церкви, вот ведь в чем дело.

Есть много примеров, когда наши соотечественники, простые люди, приходят в храм и говорят: «А, все спасутся! Зачем мне все это надо – ваши покаяние, грехи? Давай, причащай меня!» И неважно, что он вчера блудил или еще что похуже. Понимаете, что происходит? Это так опасно! Правильное покаяние рождается от правильной веры, а греховная жизнь легко рождается даже от неправильно принятой мысли. А поскольку все мы находимся в состоянии духовной смерти, ничего реально оценить не можем, наш ум не становится арбитром, который проверяет качество наших мыслей и чувств, почему и важно прибегать к покаянию, к святоотеческому опыту Церкви.

В церковной беллетристике или художественной литературе можно «нахватать» много неправильно растолкованного, неправильно понятого. Нам нужно держаться только святоотеческого учения! Не надо думать, что если мы не убийцы, не воры, значит, у нас нет смертных грехов – очень часто бывает и косвенное соучастие в смертном грехе. Возьмем, к примеру, светский закон: если ты сам не воровал, но стоял и караулил, – ты тоже участник преступления. Так и здесь: человек сам, допустим, не грешит, но соглашается с чем-то, способствующим чьему-то греху. Поэтому нам надо быть очень внимательными.

– Где же современные христиане смогут пройти духовную «диспансеризацию» и проверить себя на наличие тяжелых духовных повреждений – убедиться, есть ли у нас смертные грехи? Кто поможет нам разобраться?

Протоиерей Андрей Канев: – Ответ на этот вопрос можно найти у святителя Игнатия. Он частично расписывает, что считается смертным грехом. В Священном Писании можно обнаружить грехи, которые обличают апостолы: это тоже смертные грехи. Можно посмотреть литературу и творения отцов, которые упоминают, за что и какие получались епитимьи (сейчас, конечно, мы не применяем эти сроки, но разобраться, за что человек получал какие-то сроки епитимьи, очень нужно).

Так что проблему мы обозначили. Списка смертных грехов нет, пусть даже условного. А мне действительно непонятно такое ковыряние: «Вот это смертный грех, а это не смертный грех». Да какая разница! Это все равно онкология, не четвертой, так третьей стадии. Суть вопроса в чем? Мы должны увидеть тяжесть заболевания, раскаяться и всячески стараться не повторять грех. Вот это однозначно. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс