Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (894) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 34

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 34

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №44 (893)

Наши телезрители с нетерпением ждут продолжения разговора о Псалтири – самой поэтичной, мелодичной и, наверное, самой загадочной Книге Священного Писания.

– Действительно, это так. Книга удивительная, замечательная и таинственная! Каждый псалом отражает не только настроение Псалмопевца, но и переживания, которые испытывает любой человек, и даже, может, некие дерзновенные порывы, которые мы имеем в течение жизни, когда встречаемся с теми или иными трудностями и искушениями, посылаемыми для закаливания нашей души.

Сегодня мы с вами после благостных предыдущих псалмов переходим к 34-му псалму, который наполнен особым смыслом. Этот псалом отражает не только трудное состояние псалмопевца Давида во время противостояния с Саулом, когда царь Саул преследовал его, хотел его души и жизни, не только разные трудности бытового характера и внешние трудности по сохранению своей жизни, которые царь Давид испытывал, но и, что самое главное, его внутреннюю духовную боль.

В подобном состоянии любой человек возлагает свою печаль на Господа, чтобы Господь ему помог. И в то же время он ищет правды Божией, говоря Богу о своей невиновности. Царь Давид не искал оправдания, но всячески искал помощи и защиты у Господа. И как любой человек в порыве тоски, он просит Господа, чтобы Бог наказал всех, кто неправедно гонит его, кто желает ему зла, кто наушничает царю Саулу, настраивая царя преследовать Псалмопевца. Давид не решает эти вопросы своей силой, своими возможностями, своими способностями или хитростью. Вся молитва, все обращения Псалмопевца – ко Господу.

Псалом так и начинается: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». В незлобии псалмопевец Давид все возлагает на Господа и просит, чтобы Господь Сам дал оценку лукавым поступкам тех, кто настроен против него и кто желает ему зла.

«Приими оружие и щит, и востани в помощь мою». Конечно, Господу не нужны никакое оружие и никакой щит. Господь Своим словом побеждает человека, обличая и вразумляя его. Но, как и везде, псалмопевец Давид использует образный язык. Псалтирь вообще метафорична, и в то же время она имеет и буквальный, и таинственный, и криптологический смысл. Здесь все переплетено.

«Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». Царь Давид просит, чтобы Господь излил меч Свой. Конечно, Господу это не нужно, но так как слово Божие льется как река, то многие толкователи говорят, что «изсуни мечь» означает «излей меч». И дальше псалмопевец просит Господа, чтобы Он не дал возможности им свободно делать зло, которое они творят против Давида. Так как Псалмопевец всегда подчеркивал, что он уповает на Господа, то и далее он говорит: «Скажи, Господи, душе моей, Ты спасешь меня, Ты избавишь меня от врагов, которые желают мне зла». В данном случае опять говорится о Сауле и всех тех, кто окружал его, о тех, кто имел и богатство, и войско, и всячески хотел смерти Давида, неправедно обличая его. При этом люди даже получали какое-то удовольствие, как будто были заняты благородным делом спасения царя и своего государства.

«Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая». Давид просит Господа посрамить всех, кто ищет душу его. Снова Давид возлагает свое упование на Бога и молит, чтобы все те, кто хочет лишить его жизни, посрамились, чтобы мысли, которые они воспитывают в себе против него, были им в обличение. Мы еще раз говорим, что они всячески внушали Саулу, что Давид опасен, что его надо уничтожить.

«Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их». Здесь Псалмопевец просит, чтобы все их мысли против него были нестойкими, чтобы Господь разметал их Своей силой, как прах перед лицом ветра. Как прах не может устоять на поверхности земли, и любое дуновение ветра его развевает, так и царь Давид просит, чтобы мысли этих людей развеялись, чтобы ангел Господень уничтожил их.

Как в Священном Писании говорится, что ангел Господень поражал египетских первенцев, так и здесь Давид просит, чтобы Господь дал отмщение за их неправду, которую они творят против него, и послал ангела Своего поразить их. Потому что у Давида не было такой возможности, все отвернулись от него, и только небольшое число близких людей поддерживали его.

Это не просто метафора. Мы должны помнить, что ангел Господень и ангельский мир по благословению Божию всегда вступаются за человека. Мы не раз встречаем в летописях повествования о том, как войско Небесное вступилось за святого благоверного князя Димитрия Донского или святого благоверного князя Александра Невского. Ангел Господень всегда помогает праведным по Божиему благословению и вступает в битву, поражая всех врагов, которые хотят не просто богатства и жизни людей, но и побороть веру Православную.

«Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их…». Здесь царь Давид просит, чтобы их жизненный путь или путь их дела был темным: если человек идет во тьме, то он ничего не видит и может себя сильно поранить. Псалмопевец молит, чтобы путь их был скользким, чтобы они не имели уверенности в своих ногах, но в то же время, чтобы ангел Господень преследовал их и наказывал за то, что они неправедно поступают по отношению к Давиду, который не хочет им зла, но все свое упование полагает на Господа. Как выше он сказал: «Рцы души моей: спасение твое есмь Аз». Он не искал спасения от оружия, от воинов, близких, друзей – он всегда искал оправдание и защиту только от Господа.

Для чего все это дается нам? Мы должны помнить, что мы не просто рассуждаем, какой хороший Бог и как правильно размышлял псалмопевец Давид. Ведь каждый из нас тоже попадает в такие странные ситуации, когда нас преследуют или не понимают, когда мы хотим избавиться от трудностей. Мы всегда должны возлагать упование на Бога: как дальше увидим, псалмопевец Давид получил избавление от Господа. Мы не раз говорили и еще будем говорить, что вся Псалтирь и дана, чтобы родить в нас глубочайшую веру, которая поможет нам уповать на Господа и тем побеждать испытания, которые будут встречаться на нашем жизненном пути.

«…яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей». Царь Давид говорит, что его без вины поносят, а он никогда не хотел никому зла. Мы дальше будем говорить и в этом, и в другом псалме, что псалмопевец Давид не был зол. Он мог бы причинить зло, но никогда этого не делал, поэтому напрасно его враги расставляют против него сети.

«Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да объмет и, и в сеть да впадет в ню». Здесь говорится, что злоумышленники расставляют против Давида свои сети, ведут против него военные действия, чтобы погубить его, говорят плохо про него, но сами впадут в эти сети.

«Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его». Псалмопевец Давид – пророк, и он не говорит, что «тогда его душа возрадуется», но говорит, что так действительно будет и что Господь поможет ему, потому что Господь – Помощник и Защитник. И душа его будет радоваться, что Господь не отвернулся от него и никогда и не отвернется, но всегда поможет ему.

«Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его». Кого он здесь называет «крепльшими»? Так он называет военачальников, которые были рядом с Саулом, имели богатство и собственных воинов и хотели ему зла. Здесь говорится не о том, что у него ломит кости – Давид молод и здоров. А он говорит о том, что душа его внутренне сотрясается: у него болит сердце, все болит внутри – он переживает о своем тяжелом положении. При этом он себя называет нищим и убогим: все отвернулись от него, а крепкие хотят погубить его. И, несмотря на то что он нищий и ничего не имеет, его хотят до конца расхитить, то есть отнять даже то, что он имеет. А что осталось у Давида? Только одна жизнь, больше у него ничего нет. И даже это у него хотят забрать.

«Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей». Здесь Давид говорит, что свидетельствующие против него лгут. Они настраивают Саула против него, хотя ничего не видели и ничего не знают. Но его предупредили, что враги лжесвидетельствуют на него – он ведь был не просто какой-то человек, помазанный на царство вопреки желаниям Саула, а был его зятем, избавил его от Голиафа и изгнал из него злого духа, то есть очень близок царю. Супруга Давида предупредила мужа, что против него плетут такие козни, поэтому он бежит из дома, чтобы спастись, и это был правильный шаг.

Он говорит о врагах как о лукавых людях, которые ложными свидетельствами ставят сети, чтобы сделать его бездомным, чтобы не было начала от Давида, чтобы у него не было продолжения рода и он бесславно окончил свою жизнь. Для ветхого человека было очень важным продолжение рода, чтобы кто-то из его рода увидел Мессию. А у Давида в этом особая роль, потому что он – предшественник того Мессии, Который явится именно из его рода: на Давида возлагается особая роль, и враги его хотят, чтобы он был бесчаден и бесславен – и без добрых дел, и без продолжения рода...

«Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится». Как спасается Давид? Ему тяжело, трудно, у него все внутри горит, он переживает – и тогда облачается во вретище. В те времена это означало быть нищим, не имеющим ничего, понимать, что он – никто, и приступить к посту. Обычно во время поста одевались во вретище и посыпали голову пеплом. И он говорит, что смирил свою душу постом, и «молитва моя в недро мое возвратится», то есть у него была молитва не такая, как у нас сейчас. Мы молимся скоропоспешно, перекрестились, побежали, по дороге почитали. Наша молитва такая суетная и недостойная, что она пролетает как музыка, которая рвется и, услаждая нас, ничего не оставляет после себя.

А тут молитва, которая возвратилась и дала результат. А как молитва возвращается? Она же не шарик и не мячик, от стены не отлетает. Молитва возвращается в наши недра с определенными плодами, с результатами. И результат молитвы царя Давида – он получает от Господа то, что просил.

«Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся». Кому он угождал, как ближнему и как брату своему? Конечно, Саулу, для которого был ближним, угождал ему, как родителям своим, и делал для него все благое, как для брата своего. А теперь плачет, и сетует, и смиряется, не получив от него ответной любви. Вместо этого Саул лицемерил, льстил и желал смерти Давиду.

«И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, розделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, поскрежеташа на мя зубы своими». Здесь Давид говорит, что смирялся перед теми, кто находился вокруг Саула, и выказывал свое как бы недостоинство, хотя делал для Саула очень много. Почему он показывал свое недостоинство? Когда достойный человек показывает свое смирение, к нему возникает меньше зависти, а когда достойный человек, делающий очень много, показывает свою гордость, то зависть к нему возрастает. Давид всегда все делал со смирением, но все равно окружающие Саула завидовали ему, хотели ему зла и, как львы, скрежетали на псалмопевца, чтобы причинить ему боль и страдание.

«Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою». Здесь Давид просит Господа, чтобы Он увидел, что происходит в его жизни, и избавил его от злодеев, которые, как львы, ищут его единственную жизнь и хотят его уничтожить.

«Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людех тяжцех восхвалю Тя». Давид исповедует и прославит Господа в великой Церкви и перед людьми, которые – как толкуют святые отцы выражение людех тяжцех – были в то время язычниками, но впоследствии примут святое Крещение и тоже увидят ту милость, о которой мы сейчас говорим.

Мы не должны забывать, что псалмопевец Давид – пророк. Он говорит не только для настоящего и чуть впереди идущего времени, но и для грядущих времен, и не только для ветхозаветной Церкви, но и для новозаветной. Давид убежден, что Господь всегда помогает, а человек, который не теряет упования и надежды на Господа, будет прославлять Его милость, потому что она обязательно будет явлена ему.

Поэтому пророк Давид – это христианский святой (хотя иногда спрашивают, как мы можем прославлять пророка Давида в новой христианской Церкви, если он жил во времена Ветхого Завета).

– С нами поспорят и иудеи, и мусульмане, которые его тоже почитают, но я думаю, что тот, кто служит Богу, будет для всех иметь вечное начало: его слова не могут быть далеки от человека, ищущего Бога, да и для любого человека – тут такие глубокие переживания, которые каждый человек рано или поздно испытывает в своей жизни.

«Да не возрадуются о мне враждующий ми неправедно, ненавидящий мя туне и помизающии очима». Давид обличает льстецов, которые напрасно враждуют против него, Псалмопевец обращается всегда за помощью к Богу, а Господь никогда не посрамит уповающих на Него.

«Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши». Здесь очень хорошо обличаются военачальники и сильные мира, окружающие Саула, которые радовались, что они преследуют Давида, используют различные хитрости, в разные стороны посылают своих людей, чтобы найти его, и каждый раз, когда они причиняли Давиду какое-то горе, они говорили себе, как хорошо, что они это сделали.

«Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на прю мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в стыд и срам велеречующии на мя». Псалмопевец говорит, что ему очень тяжело, и просит Бога, чтобы Господь не отступил от него, чтобы его враги не увидели его срамоту и чтобы они не говорили, что испытывают благое и радостное в своей жизни, когда видят его трудности. И в то же время Давид просит Господа, чтобы эти «велеречующие», которые ходят горделиво, впали в стыд и срам за то, что неправедно поносят его и радуются злу, которое желают ему причинить.

«Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящий мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей». Давид говорит, что он весь день учится правде Божией, Господь защитит всех тех, кто желал псалмопевцу блага и избавления от несчастий, и даст им радость и веселие, а Давид получит избавление, и тогда язык его будет весь день прославлять Господа.

Мы никогда не должны забывать, что в этом псалме Давид и молится, и печалится, и просит наказания у Господа, и даже проклинает, как говорят некоторые толкователи, всех, кто желает ему зла. Но, несмотря на то что текст написан жизненно, святые отцы призывают нас ни в коем случае не желать зла своим близким, так как это все-таки ветхозаветное правило, а молиться о них так, как молился Давид.

Это удивительный псалом, напоминающий многие жизненные ситуации, в которые попадает человек на протяжении всей своей жизни. Спасибо большое, отец Алексей! (Продолжение следует)

Расшифровка:
Таисия Зыкова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс