Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (891) → Священник Димитрий Дмитриев: Игра

Священник Димитрий Дмитриев: Игра

№42 (891) / 8 ноября ‘16

Беседы с батюшкой

Батюшка, не за горами Рождественский пост, а мы с Вами говорим об игре. Как Вы считаете, насколько это уместно?

– Спасибо за вопрос, отец Михаил. Действительно, когда мы говорим о посте, то здесь мы должны все-таки, с моей точки зрения, об игре упомянуть, но не делать ее главной в своей деятельности, потому что все-таки пост – это то время, когда христианин задумывается о своей жизни духовной, и вот здесь что интересно. Когда мы даже в таком контексте вспоминаем об игре, мы вспоминаем о ней не в контексте общеизвестного понимания игры как взаимодействия некоторого количества людей, которые, соблюдая определенные правила, достигают каких-то результатов, а говорим об игре именно в христианском контексте. В показанном сюжете она воспитывает именно христианские ценности – честность, взаимная открытость и, можно сказать, послушание. С этой точки зрения разговоры об игре уместны.

Хорошо, батюшка. Расскажите поподробнее о принципе игры как таковой, откуда она происходит?

– Посмотрим различные исследования игры, которые проводили и археологи, и палеонтологи, и культурологи. Голландец Йохан Хейнзинга об игре говорил, что это очень древняя форма человеческой деятельности, когда человек, соблюдая определенные правила, искусственные по своему происхождению, создает определенную символическую реальность. Она может быть разная, может состоять из клеток, различных предметов, но она заставляет человека задуматься и принять определенные правила, соблюдая которые, участник реализует или не реализует свой внутренний потенциал. Соответственно, здесь происходит борьба умов, и человек в той или иной деятельности реализует свои ментальные качества. В игре, кроме исключительной эрудиции, знания тех или иных игровых приемов, проявляются и общие качества, важные для всех: находчивость, наблюдательность. Очень важный момент – уважение соперника: если ты не соблюдаешь правила игры, то правильной игры-то не получится. Хейнзинга говорит, что есть то ли голландское, то ли немецкое слово, говорящее о том, что человек на самом деле не играет, а надевает на себя маску игрока, симулирует игру.

Открытость должна быть – внутренняя перед самим собой, перед участниками. Подобные формы игровые мы видим с самой древности, когда люди принимают те или иные правила, играют и на самом деле между собой общаются, развивают свою ментальность. И что еще важно. Был такой момент, связанный с игровой формой. Это была форма игры в мудрость. Загадки – это же тоже игра, шарады и так далее: игры, заставляющие человека не думать совсем прямолинейно, а искать ответ на те или иные вопросы, которые в контексте игрового пространства уместны.

Вспоминается исследование западных библеистов, которые, рассказывая о таком моменте Нового Завета, как проповедь отрока Иисуса Христа в храме, говорят, что как раз одна из форм Его проповеди состояла в том, как Он задавал вопросы, а не как отвечал. То есть это была своеобразная игровая форма – как Он задавал вопросы. В контексте этого понимаешь уровень человека, который к тебе приходит и задает ту или иную парадигму. То есть игровой момент на Древнем Востоке присутствовал с самого раннего времени. Ну и впоследствии в истории человечества мы видим те или иные формы игры. Они разные, какие-то можно принимать, к каким-то я рекомендую относиться предельно сдержанно, какие-то вообще неприемлемы для христианина. Но, так или иначе, игровые формы человечеству присущи, и они заставляют человека реализовывать свой потенциал.

Батюшка, простите, вынужден Вас перебить, потому что к нам дозвонился наш постоянный телезритель из Испании диакон Владимир. Отец Владимир, здравствуйте, Вы в эфире. Мы Вас слушаем.
– Здравствуйте, отец Михаил. Благословите, батюшка. У меня вопросы: может ли православный принимать участие в шахматных турнирах с денежными призами и сколько времени в день можно посвящать игре в шахматы тем, кто это любит? Благодарю Вас.

– Спасибо за вопрос. Я понимаю ту специфику, которую этот вопрос подразумевает. Денежные призы действительно имеют место быть в различных соревнованиях. И когда священник или вообще христианин в них участвует, если для него главный принцип – участие, а не победа, он может рассчитывать на какие-то финансового рода вливания. Но здесь вопрос в чем? Как ты их применишь. Насколько мне известно, на практике получается, что выигрывают те, кто действительно очень много времени посвящает игровой деятельности. Для них это не просто средство общения, интеллектуального самовыражения, а это профессия: когда профессионал встречается с любителем, его шансы гораздо выше. И даже, может быть, несмотря на небольшие дивиденды, небольшие победы, которые может получить любитель (такие случаи бывают в любой форме игровой деятельности), на самом деле, профессионал есть профессионал. И он все равно то, что надо, возьмет. Соответственно, у нас, любителей, в том числе, и у батюшек, наверное, мало шансов на получение каких-то денежных эквивалентов.

А сколько времени шахматам посвящать или другим формам игровой деятельности? Конечно, в той или иной форме есть возможность тренировки, и здесь есть очень важный вопрос, который я хотел поднять в контексте поста.

Что для христианина игра? Средство самовыражения? Возможность пообщаться? Или смысл жизни? Вот если смысл жизни, то, наверное, возникает вопрос приоритетов, особенно у священников. Пока небольшой опыт служения на приходе показывает, что если ты действительно будешь отдаваться священническому служению, особенно при совмещении различных епархиальных послушаний, преподавания, духовно-нравственной работе, то времени на шахматы останется немного. Чтобы быть профессионалом, нужно заниматься. Я вспоминаю свое прошлое: в свое время удалось дойти до звания кандидата в мастера спорта – нужно заниматься хотя бы 6 часов в день с компьютером, но в контексте служения больше получаса я не могу уделить на это. И, соответственно, не очень из-за этого и переживаешь – это остается действительно формой общения и, кстати, что интересно, формой проповеди: когда играешь с человеком, знающим, что ты священник, в процессе игры начинается разговор. А настоящие шахматисты обязательно анализируют партию после того, как она сыграна – важно узнать, из-за чего ты победил или проиграл. И когда сильно удивляются многие, что священник играет в шахматы, начинаешь рассказывать, приглашаешь на различные епархиальные встречи – в добровольческую службу, в молодежный отдел, на социальное служение. И люди начинают заинтересовываться, у них в голове происходят определенные изменения. Здесь, конечно, важен такой момент, опять на нем остановлюсь: что для игрока шахматы? Бывает, что это смысл жизни. Известны случаи, когда шахматисты сходили с ума от излишнего увлечения. Это печальные примеры. Первый чемпион мира по шахматам Вильгельм Стейниц, например, или Гарри Нельсон Пильсбери, который, благодаря многочисленным сеансам игры вслепую перед большой аудиторией, подорвал свое здоровье. Так что есть вопрос выбора приоритетов.

И, если мы говорим о шахматах как о некоем фанатическом стремлении, то можем вспомнить роман Набокова «Защита Лужина» (кстати, Набоков был очень хороший шахматист, не практик, а теоретик – придумывал различные этюды, и его описание психологии шахматиста очень-очень похоже на реальность). Так что здесь вопрос приоритетов. Участие возможно. Но, поверьте, опыт показывает, что больших гонораров, призов вы просто не можете взять: есть профессионалы и любители.

Батюшка, звонок на линии. Здравствуйте, Елена, мы вас слушаем.
– Здравствуйте. Сегодня тема – игра, и у меня такой вопрос: пост, а я люблю играть в тетрис и решать кроссворды – будет грехом, если я в пост буду этим заниматься?

– Смотря с какой периодичностью вы этим занимаетесь. Если каждый день, а я чувствую, что это так и есть, то, мне кажется, на случай поста лучше ограничить себя в этом. В пост мы развиваем не интеллект, а стараемся на духовной стороне жизни сконцентрироваться, а она состоит не только в улучшении наших интеллектуальных способностей. Но где-то можно дать разуму и смириться и как-то отойти. И для вас пример – шахматист, ортодоксальный иудей, который требовал от организаторов не играть в субботу в шахматы – и ему разрешали: переносили тур, и так далее. Даже ортодоксальные иудеи воздерживаются от той или иной деятельности в свои важные дни. Что же говорить о нас, православных? Наверное, нужно где-то тоже как-то смириться.

Батюшка, в дополнение вопрос от телезрителей. Если человек занимается самооправданием, занимаясь какой-то игрой, опуская свои важные обязанности, хорошо ли это?

– Мне кажется, вопрос уже подразумевает, что это нехорошо. Друзья мои, делу время, а потехе час. В языковой памяти народной тоже очень много осталось мест для приоритетов. Если человек занимается игровой деятельностью и забывает свою прямую работу, это нельзя ни в коем случае приветствовать. Почему? Например, известны случаи, когда человек так увлекается играми, особенно это касается виртуальных игр, настолько забывается, что распадаются семьи. Люди сидят в сетевых играх и между собой играют, забывая, какой день недели и так далее, забывают кушать или окно закрыть. Факт в том, что они уже путают реальный мир с виртуальным. Вот это приветствовать, конечно, никак нельзя… И в интеллектуальной деятельности такое может быть, в тех же шахматах.

В Писании сказано: «Невинно вино, укоризненно пьянство». Если нет меры, то о чем мы говорим? Человек может себя по-разному оправдывать. В поведении, в его жизни, в его социальной деятельности и просто в общении можно будет понять, что человек духа-то не того – и сделать для себя определенные выводы.

Отец Димитрий, но сколько все-таки я понимаю, самое основное, что осуждается Церковью в игре, – это азарт. Азартные игры порицаются и для верующих недопустимы. Есть ли в шахматах азарт?

– Здесь лукавить нельзя. Азарт есть. Очень важно христианину в этой самой игре остаться христианином. Могу по своей деятельности сказать: азарт захватывает. Поэтому опять-таки важна роль тренера. Должен быть рядом всегда мудрый тренер. И роль тренера в тех же самых шахматах я бы сравнил с ролью духовника – он должен в определенный момент сделать очень важное указание, где-то как-то подсказать что-то и самому отойти в сторону. И очень важно, чтобы человек играющий ориентировался именно не на достижение результата, это порочная позиция, она калечит человека и наносит ему психологические удары по нервной системе: важно творчество ради самого творчества, если мы говорим об игре. Это еще один важный момент игры, когда человек реализует в той или иной форме свои творческие способности, данные ему от Господа. И здесь очень важно вспомнить о Боге и относиться к игре не так вот, знаете, есть такое выражение у игроков популярное – «прийти и порвать соперника». Но в любом случае игра только на выигрыш приводит в результате к проигрышу. И об этом пишут почти все известные комментаторы. Если ты не будешь уважать своего соперника, то в результате окажешься с обратной стороны, ты проигрываешь.

И очень важно контролировать свои эмоции, не заиграться, вспомнить о своем главном предназначении и использовать шахматы как творчество, но ни в коем случае не стараться сделать так, чтобы оно захватило тебя настолько, что ты уже забыл где ты, что ты, как ты и когда ты. Важно, что ты контролируешь тот или иной процесс. И для этого опять-таки важно, в который раз говорю об этом, расставить приоритеты, потому что иначе обоюдоострый меч может получиться.

Слушаем звонок из Саратовской области.
– Добрый день. Благословите, отец Димитрий. Скажите, пожалуйста, вот о чем: многие священники не благословляют игры подобного типа, шахматы и так далее, тем более монашествующие. Но есть такое в Писании, дословно не помню, апостол Павел, по-моему, говорил, «стать всем для всех». То есть священник должен подняться либо опуститься до уровня людей, с которыми он общается, и преподать им слово Божие – как бы встать с человеком на одном уровне и донести до него Божественное Писание.

– Да, комментарий очень интересный. Когда я стал всем этим заниматься, у меня сначала был немой протест. Почему? Когда человек пытается заниматься всем, это я не в осуждение говорю, а просто высказываю свое мнение, даже теми вещами, где он не компетентен, тогда можно договориться до такого, что можно принести большой вред. Так вот с шахматами произошло. Произошло такое осуждение. Мне пришлось перед всеми шахматистами извиняться и говорить, что на самом деле есть альтернативное мнение, что есть другой взгляд, и все зависит от человека, который так или иначе смотрит на этот вопрос.

И почему еще я в свое время начал этим заниматься? Диссонанс возникает, когда с экранов телевизоров говорят тебе, что это плохо, а ты сам играешь в свободное время и стараешься показать, что это в принципе не так плохо. А потом, когда еще начинаешь общаться со своими коллегами-шахматистами, то у них возникает тоже подозрение и некое осуждение. И начинаешь объяснять. Здесь такая была миссионерская функция, я ею и сейчас занимаюсь. То есть, когда общаешься с шахматистам, первое, с чего начинается общение после игры, – это разбивание мифов. Действительно, начинается миссия, когда люди, далекие от Церкви, от жизни христианской задают те или иные вопросы, круг которых постоянно повторяется, хотя в принципе они однотипны, какие-то общие штампы возникают, и ты начинаешь их потихонечку развенчивать. И вот они начинают убеждаться, что священники не только на мерседесах ездят, и не все так однозначно, и потихонечку начинают менять свое мнение.

Каждый христианин, если он играет в шахматы, должен постараться использовать это как элемент миссии. Прежде всего, показать христианское поведение. Даже если и проиграл ты – и хорошо: хорошая школа, на самом деле. Известный чемпион мира Капабланка говорил, что ты должен проиграть сто партий сильному шахматисту и тогда ты может быть научишься играть – посмотрите, с помощью поражения ты приходишь к победе. Ты учишься через проигрыш подниматься. А если так действовать, чтобы только победить, то ничего не получится. Это один момент.

Потом, я замечал, что действительно есть такая поговорка, что человек есть то, что он ест. На самом деле, человек есть то, что он играет. В тех же самых шахматах можно определить какие-то действия человека в жизни. Какой он? Резкий – не резкий. Те или иные его страсти подсмотреть, душевное, телесное. Это все проявляется в игровой деятельности. Он такой ход сделает или такой. Все понятно сразу, чего он хочет. Либо одно стремление, либо другое. И потом уже, когда с человеком начинаешь общаться, – интересно, что у него эти проблемы схожи очень с теми ходами, что он делает: все и проявляется в жизни духовной. И начинаешь общаться, это уже вопрос Исповеди.

А что касается монашествующих, да, действительно, был такой запрет одного из наших московских Соборов на шахматы (в 1551 г. запрет был подтвержден Стоглавым Собором: «Святаго вселенского шестого собора правило 50 и 51 запрещает всякое играние». – Прим. ред.) . Но, мне кажется, это было связано с тем, что шахматы, как любая такого рода игровая деятельность, тогда использовались для разного рода любовной магии, приворотов и так далее. Во-вторых, Церковь развивается, и, если вспомнить те правила, которые тогда были, на них тоже можно посмотреть по-разному. Вот, например, есть правило, согласно которому клириком не может быть человек, который не воцерковил всю свою семью. С этой точки зрения можно всех клириков советского периода просто лишить сана. Почему? У них у многих родители были атеистами. Самый яркий пример – Владыка Никодим (Ротов), у которого отец был партийный и его вообще проклял, как узнал, что сын в Церковь ушел. Так что ж теперь, отказываться от этого? Наверное, странно было бы от этого отказываться в контексте нашей истории.

А во-вторых, что касается монашествующих, есть пример. Недавно вышел учебник для подготовки шахматистов 1-го разряда и кандидатов в мастера архимандрита Алексия (Поликарпова) в Москве, который в Донском монастыре проводит как раз детские соревнования. И в одной из публикаций журнала «Шахматное обозрение» была статья «Церковь и шахматы» – корреспондент пишет, что покойный Патриарх Алексий II освятил один из чемпионатов России в Элисте. Ну вот, друзья мои, тогда вам ответ, думайте сами над этими действиями и сами принимайте решения.

Спаси Господи, батюшка. Прошу Вас благословить наших телезрителей на прощание.

– Господь да благословит вас Своею благодатию и человеколюбием во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс