Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (888) → Архимандрит Савва (Мажуко): О крестном знамении

Архимандрит Савва (Мажуко): О крестном знамении

№39 (888) / 18 октября ‘16

Свет невечерний

– Здравствуйте, друзья мои. Нас с вами единит устремление к истине. Мы хотим с вами больше знать о Боге и жить по воле Его, мы хотим предстоять перед Лицом Божиим. И вот люди, которые стремятся к одному, находят друг друга, собираются вместе, распознают друг друга по взгляду, по жесту. И один из жестов, который нас с вами единит, по которому мы безошибочно можем узнать, что человек придерживается христианского мировоззрения, более того, он верующий православный христианин, – это крестное знамение, самый известный из религиозных христианских жестов.

Мы с вами крестимся правой рукой, складываем три пальца вместе, два прижимаем к ладошке и кладем крестное знамение на лоб, живот, правое плечо и левое, читая молитвы… Мне сегодня с вами хотелось бы поговорить, откуда взялся этот жест, почему вдруг верующие люди, последователи Христа, почувствовали потребность в каком-то телесном воплощении своего упования.

Я хочу начать с 9-й главы Книги пророка Изекииля. Этот текст из Ветхого Завета сохранился не очень хорошо, но несет некоторые принципиально важные откровения о нашей вере. Изекииль, пророк скорби и страдания, проповедавший горе, чашу скорбей, которую надлежит выпить израильскому народу, говорит, что ему открылось видение.

Господь посылает шестерых, которые должны покарать народ, и среди них находится некто с коробкой для письменных принадлежностей. И вот Господь повелевает ему: «Пойди к Моему народу, пойди в Иерусалим и запечатли всех, кто сокрушен сердцем, всех, кто скорбит о падении Иерусалима, всех, кому тяжко, кто устал от нечестия окружающих его людей». В русском переводе не сохранилось указаний, как этот посланник, ангел должен был запечатлеть избранников Божиих, а вот в латинском переводе, который делался блаженным Иронимом с еврейского оригинала, стоит фраза «сигно тау». «Сигно» – это значит «знак». Отсюда и наше родное понятие – сигнал, т.е. знак, образ. «Сигно тау» – значит, поставь на их челах букву «тау»: последняя буква еврейского алфавита, которая изображается просто как крестик, наш обычный крестик. В Древнем Израиле непременно этим знаком сопровождалась подпись человека – например, в каких-то документах, завещаниях (кстати, этот обычай сохранился и в церковной практике, когда епископы ставят перед своим именем крестик). На самом деле это очень древний обычай, о котором упоминается в Книге Иова.

Так вот, друзья мои, это одно из самых первых пророчеств, что придет мессия, который избранников своих запечатлеет знаменем креста – Мессия, который пострадает на Кресте. И дело в том, что до I века в еврейской среде среди посетителей синагог было очень распространено знамение этого «тау»: они ставили во время молитвы или после молитвы и перед началом молитвы знак вот этого креста в виде буквы «Х», перекрестные две черточки, или же наш крестик, как мы теперь его знаем – рисовали себе на лбу или вышивали на одежде. Но когда иудеи стали враждовать с христианами, ревновать, от этого знака они отказались. Это очень древний знак, он был так же распространен в среде секты ессев – среди аскетов, которые жили у Мертвого моря за 200 лет до Рождества Христова. Вот такой древний знак. Для меня это просто пророчество.

Но каким образом это связано с нашим крестным знаменем? Дело в том, что уже в текстах конца II – начала III века, например, в текстах Тертуллиана, в его трактате о венце говорится, что христиане запечатлевали себя на молитве крестным знаменем: прочерчивали одним из перстов у себя на челе знак креста. Использовался для этого большой палец руки (или правой, или левой – это было совершенно не важно), и знак этот буквально чертился на лбу продольными и поперечными линиями. Так же крестились во времена Иоанна Златоуста: мы находим в текстах Иоанна Златоуста и в текстах святителя Василия Великого упоминание, что среди христиан это совершенно естественный обычай, который восходит ко временам апостолов. Т.е. для христиан креститься таким образом было совершенно естественным. Крестили не только себя, но и какие-то предметы, пищу, вышивали знак креста на одежде, изображали на священных сосудах, на картинах, иконах – это было совершенно естественно. И до IX века крестное знамение существовало в таком виде. Чаще всего изображали себя вот этим начертанием или же рисовали еще и второй крест у себя на груди: под влиянием аскетической литературы стало считаться, что седалище греха – это грудь. Существовало два крестных знамения – где-то с IX–X века их объединили в одно большое крестное знамение. Но крестились, опять же, по-разному: не было регламентировано количество перстов – как они складывались, справа налево креститься или слева направо… В одном из текстов преподобный Феодор Студит говорит, что не важно сколько ты складываешь перстов: само знамение креста прогоняет всю силу вражью.

И уже к XI–XII векам складывается форма крестного знамения у греков, вернее чуть раньше – двоеперстие, стали креститься двумя перстами. После X–XI веков у греков не в виде регламентированного постановления церковного, а просто в оформившийся обычай входит троеперстное крестное знамение, которым мы сейчас и крестимся.

На Руси до XVII века крестились двумя перстами, – но наряду с этим крестились и тремя, этому не придавали никакого значения. Считалось, что этот обычай, который не может быть догматизирован, оформлен в какой-то канон, хотя существовали постановления Стоглавого Собора. Для подвижников веры, христиан грамотных, образованных, читающих Писание совершенно ясно было, что любое знамение креста имеет спасительное значение.

Но сейчас мы с вами крестимся тремя перстами, как у нас положено в Церкви на протяжении многих столетий, полагаем крестное знамение на лоб, на живот, на правое плечо и на левое – и не собираемся отказываться от этого крестного знамения: пускай этот культурный жест за довольно длительный ход истории имел разные формы, мы принадлежим такой традиции. Это знак, который нас объединяет, по которому мы узнаем друг друга. Поэтому, конечно же, мы должны этой традиции придерживаться, беречь ее и не стесняться своей веры. Не стесняться креститься в храме. Во время молитвы и даже на улице.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс