Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (887) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Покров Пресвятой Богородицы

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Покров Пресвятой Богородицы

№38 (887) / 11 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Мы встречаемся накануне большого торжества – Покрова Божией Матери...

– История праздника Покрова Божией Матери удивительная. Данное событие произошло в Греции, а вспоминаем мы его в России. Многие знают историю происхождения праздника, но в двух словах напомним ее нашим телезрителям.

Первая половина X века. По преданию, наши князья Аскольд и Дир подходят к Константинополю. В это время Византия, императором которой тогда был Лев Мудрый, воюет с Персией, поэтому город не защищен войсками. Наши славяне, ребята нехилого десятка, разбирающиеся в геополитике и обстоятельствах жизни, видят, что Константинополь ослаблен, проходят на ладьях пролив Босфор, Мраморное море и нападают на столицу. Разорение и гибель жителей неминуемы: в городе остался всего один гарнизон.

В небольшой Влахернской церкви собираются прихожане во главе с митрополитом. Этот храм существует до сих пор, я там был, привозил икону Покрова Пресвятой Богородицы, чтобы освятить ее на престоле. И вот народ собрался на молитву, потому что надеяться больше не на кого, только на милость Божию. Об избавлении от врага молились всю ночь. Вдруг на всенощном бдении Андрею, Христа ради юродивому (кстати, по Преданию, он тоже был славянином), и его ученику Епифанию явилось видение: купол храма как будто перестал существовать, они увидели Небо, а на облаках – Пресвятую Деву Богородицу. В руках у Нее был Омофор – по разным описаниям, то ли Ее головной убор, то ли служебный предмет, который носят архиереи, символизирующий собой овцу, взятую пастырем. (Когда мы смотрим на телеканале «Союз» прекрасные трансляции освящения того или иного храма, архиерейских богослужений, видим, что архиерей пребывает в верхнем облачении, которое называется саккос, а на его плечи накинут омофор, чаще всего именно белого цвета. Это символ овцы, а архиерей обозначает Пастыря – Христа, Который на некоторых иконах изображается несущим овцу. Задача пастыря – спасение овец от волков, настоящих или духовных.) Именно этот головной покров или богослужебный предмет (разницы в этом нет) вдруг оказывается в руках Богородицы и простирается над всеми молящимися как покров. Смысл заключается том, что Матерь Божия покрывает благодатью людей, обратившихся к Ней в отчаянной молитве.

Кстати, во Влахернском храме хранилась часть Пояса Пресвятой Богородицы из Иерусалима. Ее опустили в воду Мраморного моря, и буря разметала наши ладьи – я был в Константинополе (это современный Стамбул), там не бывает таких штормов и очень плотное движение транспортных судов: ураган – необычное явление для этих мест. Наши славянские ладьи, наших воинов разметало чудом Божиим. Константинополь был избавлен. Славяне, когда поняли, что случилось совершенно невероятное событие, тоже восприняли это как вмешательство Неба. Они зашли в Константинополь, где находился храм Святой Софии Премудрости Божией, а над ним – кресты. Сами славяне, язычники, тогда поклонялись Перуну, Даждьбогу, но они поняли, что Византия – это христианская страна и у византийцев есть свой Бог, Который помог им. Мы знаем, что первыми христианами стали Аскольд и Дир. Действительно, Десятинная церковь в Киеве существовала еще до принятия Православия князем Владимиром, христианство уже тогда воевало с язычеством. С этого момента начинается обращение наших праотцев-славян ко Христу.

Поразительно, но до XX века греки не отмечали этот праздник и стали отмечать только сейчас. Почему? Во время Второй мировой войны, в 1943 году, произошло освобождение Афин от немцев. И из-за этого праздник Покрова, уже связанный с освобождением Афин, появился в греческом богослужебном календаре. На Афоне его тоже отмечают.

А что в православной России? Когда я готовился к передаче, просматривал материалы, был крайне удивлен: в Русской Православной Церкви сейчас приблизительно 30 тысяч храмов, из них 1380 – Покровские. Это второе по количеству место после церквей, посвященных святителю Николаю. А он, как известно, вообще – русский святой, хотя на самом деле грек, но настолько полюбившийся в нашей стране, что многие считают его русским. Вот какая любовь к святителю Николаю и Покрову! И возникает вопрос: святитель Николай, по народному преданию, считается русским, праздник Покрова особым образом празднуют славяне, русские люди. Получается, наших предков разгромили, а мы радуемся, вспоминая это? Выходит, для нас правда Божия выше правды человеческой. Это день не траура, а праздника, потому что мы вспоминаем помощь, предстательство Божией Матери, защиту христианства, когда мы были язычниками. Для нас это дороже, чем национальные интересы. Это и делает нас, христиан, не просто жителями конкретной местности, а небожителями. Для нас Небо дороже, чем земля. Апостол Павел говорит: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя». Так праздник Покрова вошел в нашу жизнь.

Я подумал, что самый знаковый храм Москвы, храм Василия Блаженного, считающийся символом России, тоже Покровский.

– Прекрасно, что вы вспомнили об этом: в народе его называют храмом Василия Блаженного, но этому святому посвящен лишь один из приделов, а сам собор освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы – Иван Грозный взял Казань в день этого праздника. Торжество Покрова вошло в богослужебную жизнь Русской Православной Церкви не позднее XII века, так как в 1165 году Андрей Боголюбский построил знаменитый храм Покрова Божией Матери на Нерли – сейчас это памятник ЮНЕСКО. Храм стоит в нескольких километрах от Боголюбова на берегу реки. Рядом нет никаких селений, заливные луга. Есть легенда, объясняющая, почему храм расположен не в городе, не в селе, а стоит свечой среди открытого поля. Слава Богу, что нет никаких застроек, коттеджей. Это уникальный памятник зодчества, нашей культуры, религии. Предание гласит, что храм Покрова Пресвятой Богородицы стал местом предстательства Матери Божией в междоусобных бранях русских князей и местом примирения, средневековой «нотариальной конторой», где заключали мир не перед лицом юриста, царя, а перед лицом Богородицы. Князья со своими дружинами прибывали на ладьях, пешком. Этот храм был местом безопасности, потому что город мог быть захвачен. Есть фильмы, в которых показывают, как обменивают разведчиков. А где это делают чаще всего? На нейтральной территории. На мосту: там ничего нет. Храм Покрова на Нерли – тоже ничья территория. Съезжаются дружины. Если договариваются, скрепляют мирный договор молитвой перед Лицом Царицы Небесной, пусть Она будет свидетельницей клятвы. То есть это был храм примирения и молитвы. Вот одна из исторических версий.

Мы применили эту легенду и к нашему Покровскому храму, чтобы он тоже был храмом мира. Он посвящен и воинам. Вся история нашего славного воинства запечатлена на закладных поминальных крестах. Вокруг храма расположено 8 закладных памятных крестов – Александру Невскому, Куликовской битве, Суворову, Ушакову, войне 1812 года и т.д. Мы уже организуем экскурсии школьников. Надпись на одном из крестов гласит: «Александру Васильевичу Суворову, архистратигу российского воинства. «Мы – русские, с нами Бог! Бог нас водит, Он нам генерал». «Сегодня учиться, завтра молиться, а послезавтра – или победа, или славная смерть». «Жизнь – Отечеству, душу – Богу». Одержал 60 побед в 60 сражениях»… Это потрясающе! Эти слова выбиты на белокаменном кресте, чтобы люди помнили, молились, а самое главное – чтобы эти истории никогда не повторялись. Есть поклонный крест, посвященный Новейшей истории, тем, кто прошел Афганистан, Чечню, Беслан, – чтобы обнять их всех своей памятью, любовью, молитвой.

Во Владимирской области есть целый город, который называется Покров. У нас существуют Покровская застава, Покровские ворота. Монастырь, где хранятся мощи блаженной Матроны, посвящен Покрову Пресвятой Богородицы: Алексей Михайлович построил поминальный монастырь в память о своем отце Патриархе Филарете, который скончался в день Покрова Пресвятой Богородицы. Раньше этот монастырь был мужским. Почитание Покрова – традиция в религиозной культуре славян.

У сербов есть понятие «задушный храм». Когда я был в Сербии, во время экскурсии нам говорили: «Вот этот храм – задушный», «Это задушная часовня». Я прислушивался-прислушивался, а потом спрашиваю: «А кого здесь задушили?». Серб меня немного не понял, так как для него это очевидная вещь. Тогда я уточнил: «Что значит «задушный»?». И тут он понял: «Он построен, чтобы молиться за душу конкретного человека». У сербов такое есть, они даже строят небольшие часовни в честь своих покойных родителей (может быть, они там похоронены), покровителя рода. Сербы не празднуют день ангела, они отмечают день покровителя рода, то есть день, когда крестился их предок. Это день ангела всей семьи, и называется он крестная слава. Они спрашивают: «Когда у вас крестная слава? На святителя Николая, Златоуста (Хризостома)?».

Считается, что Россия находится под особым покровительством Богородицы. В чем это заключается?

– Мне кажется, под покровительством Матери Божией находится не только Россия, а весь род христианский. Просто мы особенно почитаем Пресвятую Деву. В начале передачи мы сказали, что Покрову Пресвятой Богородицы посвящено 1380 храмов. А наши лавры? Успенская, Почаевская, Киево-Печерская лавры, центральный храм Новодевичьего монастыря в честь Смоленской Иконы Божией Матери, Успенские храмы в Московском и Рязанском кремлях, Введенская Оптина пустынь, Покровский женский монастырь. Многие центральные обители и храмы в кремлях посвящены Пресвятой Богородице. В Псково-Печерской оби-тели главный храм (пещерный) – тоже Успенский.

Милостью Божией я сподобился побывать в Грузии. Этот удел достался Богородице по жребию, – Иверия. Но потом Промысл Божий переменился, и Пресвятая Богородица оказалась на Афоне. Считается, что в мире существует четыре удела Пресвятой Богородицы: Грузия (Иверия), Афон, Киев и Дивеево. Получается: страна, место, город и местечко. Когда я был в Грузии, меня потрясло предстательство Матери Божией за это место. Когда мы приземлились в Тбилиси, я обратил на это внимание, но потом это тронуло меня сильнее. В аэропорту находится огромный государственный флаг страны. Как мы помним, это один большой красный крест и четыре маленьких красных креста на белом фоне. Но на этом флаге маленькие кресты не были маленькими: было отчетливо видно, что это пять настоящих крестов. Когда меня встретила заведующая паломнической службой Грузинской Православной Церкви раба Божия Мариам, я спросил прямо в машине: «А какова символика флага Грузии?». Большой крест – Христос, четыре маленьких креста вокруг него – евангелисты. Это совершенно конкретная православная символика. Наверное, во времена Советского Союза был красный флаг с какой-то эмблемой Грузии, как у всех союзных республик. Но страна вернулась в дореволюционную историческую действительность. Едешь по городам и селам – стоят поклонные кресты. И не просто на въездах. Например, в Боржоми на частном участке (а мы приехали туда поздно вечером) расположен светящийся крест, металлический, да еще и с подсветкой. На всех небольших горках тоже стоят подсвеченные кресты. Ночью складывалось впечатление, что они парят в воздухе. Сначала было непонятно, что это за явление, потом начали догадываться. А утром увидели, что это большие белые (чтобы было видно издалека) и, скорее всего, бетонные кресты. Когда мы поняли, что крест находится на частном огороде, конечно, были потрясены. Люди сами ставят кресты. Это общий дух. До передачи я прочитал, что в 2002 году на Покров высшим органом власти Грузии христианство было признано государственной религией.

Под Кутаиси мы разворачивались на какой-то большой транспортной развязке (круг и 4 или 5 направлений движения) и увидели: стоит большая клумба и фонтан, но украшенный не бюстом, не памятником, а крестом. Вы видели такое где-нибудь в Москве, на наших развязках? Например, на Лубянке вместо памятника Дзержинскому? А под Кутаиси стоит очень красивый крест из гранита. Вот такое отношение. Сейчас Грузинская Церковь возрождается.

А что в бытовом плане? У грузин первый тост всегда за Бога. Я говорю: «Как можно пить за Бога?». Они отвечают: «В это время мы вспоминаем Его милости и благодарим, что у нас есть наша дружеская компания или семья, за то, что мы вместе, есть что покушать и выпить, – все это от Бога». Первый тост – тост благодарности, представляете? Это и есть традиция, особое почитание Матери Божией.

В одном из древних городов Германии были раскопки. На плинфе обнаружили старую не немецкую вязь, которую расшифровали, и она превратилась в стихотворную форму, запечатленный древний тост: «У одних есть, чем есть, да нечего есть. У других есть, что есть, да нечем есть. А у нас есть, чем есть и есть, что есть. Нам осталось только благодарить Бога». Вот такой мудрый подход к жизни. Исидор Пелусиот сказал: «Благодарность – протянутая рука к Богу за новыми благодеяниями. Благодарность приемлющего подвизает дающего к новым благодеяниям», поэтому Бога надо благодарить день и ночь за малое и привычное. А еще надо благодарить наших родных и близких. Мужчины, мужья не замечают того, что происходит в быту. Один мудрый человек сказал: «Когда женщина (мама, жена, бабушка) делает дома привычную работу, этого почти никто не замечает. Как только она перестает ее делать, это начинают замечать все». Надо же благодарить за эту, казалось бы, привычную работу – за завтрак, обед, ужин, постиранное белье, поглаженные рубашку и брюки, почищенный ковер, протертый пол, политые цветы и многое, многое другое. Необходимо брать пример с грузин, которые благодарят Бога, и не забывать благодарить друг друга.

Вопрос от телезрительницы из Московской области: «Важно ли в праздник идти в свой храм или можно приехать в другой, для которого праздник является престольным?».

– Традиция посещения в праздник того или иного храма заложена в сознании нашей Православной Церкви. Особенно ярко это выражено на Украине. На праздник, например, святителя Николая, трех святителей, Успения жители близлежащих сел съезжаются к определенному храму на автобусах и видят множество священников, прихожан. Если мы находимся только в своем храме, то думаем, что существуют только наши батюшки, наша община, и вроде как больше никого нет – вот наш мир. А как посмотришь – мир гораздо шире! Объединяются хоры, получается 2–3 хора, и не 5–10 человек, а намного больше. И праздника, торжества в душе становится больше. Некоторые священники служат, другие исповедуют народ. Чаще всего в украинских селах по одному священнику. Представим, что в храме 50 прихожан. Надо одновременно и служить, и умудриться исповедовать людей. А когда собрались все вместе, ко мне приехали на помощь батюшки, в следующий раз (в другой престольный праздник) я приеду на помощь к ним, буду исповедовать, а они пусть служат, или наоборот. И все организованно, продуманно и динамично. Так что, если есть такая возможность, лучше в праздник быть в храме, освященном в честь данного торжества. Мощи того или иного святого (Даниила Московского, блаженной Матроны, святителя Алексия в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове), чудотворные иконы («Споручница грешных», Иверская, «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость») – у нас масса праздников!

Вспоминаю свое воцерковление – я следил за престольными праздниками. Они сопровождаются архиерейскими службами, а где архиерей, там полнота и благодать Божия: архиерейское служение отличается от священнического. Конечно, «не мерою Бог дается, Дух дышит, где хочет».

История Давида Гареджийского, одного из самых чтимых в Грузии святых, основателя Гареджийской лавры на востоке страны, на границе с Азербайджаном, вокруг которой потом было основано еще 20 монастырей, для нас пример. Он и те, кто организовал с ним монастырь, были выходцами из Палестины, их называли «сирийскими отцами». Святой Давид пешком отправился в паломничество в Иерусалим. Есть легенда, что, подойдя к стенам Иерусалима, он увидел город с какого-то холма (а Иерусалим окружен холмами) и сказал своим ученикам: «Вы идите на поклонение, а я недостоин, чтобы мои ноги ступали по этой святыне», и по смирению остался на близлежащем холме и просто молился в течение того времени, пока ученики посещали места Рождества, Крещения, Вознесения Господня. И когда, спустя неделю или две, ученики вернулись, они все ему рассказали, а он ответил: «Я счастлив тому, что вы увидели. А мне достаточно того, что я видел Иерусалим». Они пошли обратно к себе домой в Иверию, и на память Давид Гареджийский взял три камня с того места, где находился. В это время иерусалимскому Патриарху во сне было видение, что какие-то грузинские монахи унесли всю иерусалимскую благодать в трех камнях. Он снаряжает за ними погоню, едет сам, догоняет их. И Патриарх спрашивает святого Давида: «Зачем ты это сделал?». Давид отвечает: «Святейший, я даже не думал, что так случится. Возьмите камни обратно». Патриарх, видя его смирение и неимоверную кротость, говорит: «Хорошо, я отдаю тебе один, но теперь уже с благословения». И этот благодатный камень сохранился в Грузинской Патриархии до сих пор.

«Не мерою Бог дает Духа». Мы думаем: «Простояли в очереди к мощам преподобного Сергия или блаженной Матроны, святителя Алексия в Елоховском соборе, но опаздывали на работу и не смогли к ним приложиться». Не в этом дело, приложились или не приложились, смогли быть на Всенощном бдении полностью или только на какой-то его части после работы, смогли в этот день причаститься или нет. Застали какую-то часть богослужения, помолились столько, сколько могли, будьте уверены: не мерою Бог дает Духа. Когда я сам, еще до армии и семинарии, работал, был в этой мирской жизни, не всегда удавалось присутствовать на всех праздничных богослужениях, если они не совпадали с воскресным или субботним днем. Когда я учился, забегал в Елоховский собор, иногда на чтение первого часа, то есть всенощная уже заканчивалась, и оставалось каких-то 10–15 минут до конца богослужения и закрытия храма. И в эти 15 минут я пытался вложить все, что хотел, – поблагодарить, попросить, исповедаться. Иногда текли слезы, потому что я вспоминал притчу, которая греет меня до сих пор: «И в первый, и в 3-й, и в 6-й, и в 9-й, и в 11-й час пришедшие равную мзду приемлют с первыми». Наемник упрекнул хозяина виноградника: «Почему ты даешь по динарию и перенесшим зной и труды целого дня, и тем, кто пришел в последний час?». А хозяин сказал: «А разве я в своем не властен дать первому и последнему то, что я хочу? Первые будут последними, а последние – первыми». Помолитесь, сколько успеете, все это милость Божия. Можно простоять всю всенощную и выйти пустым, а можно зайти в храм на 10 минут (или, возможно, кто-то вообще не может прийти, например, ухаживает за престарелыми людьми, может просто прочитать акафист празднику дома) – и Господь будет с тобой, и Матерь Божия.

Расшифровка:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс