Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → «Краеугольный камень»

«Краеугольный камень»

№37 (886) / 4 октября ‘16

Святая Земля

Поиск таких выражений из Библии необыкновенно полезен. Мы очень часто говорим слова, которым не придаем большого значения, не ощущаем весь их вес. Мы вообще привыкли жить среди вещей, сделанных не только руками чужих людей – не нашими собственными, но чаще всего просто машинами: мы пьем из кружек, которые делает автомат, мы живем в домах, строящихся из блоков, которые делают, опять же, на заводе, носим одежду, которую если и шьют люди, то не вкладывают в нее ничего – это просто продукт, который нужно произвести и продать.

Точно так же и дом. Вообще понятие «дом» в древности имело совершенно иное значение. Для нас это недвижимость, для одних это способ вложить деньги, для других – какая-то заветная мечта просто иметь свой угол, улучшить свои жилищные условия... В древности же дом, вообще здание имело огромное значение: это была крепость – способ защитить, оградить себя от нежелательных людей и вторжений, это был и способ некой духовной защиты. То, о чем мы редко задумываемся, хотя священники и Святая Церковь нам говорят, что дом – это наша малая Церковь, и, соответственно, внутри стен нашей квартиры или дома мы находимся и в некоей духовной защите, если в этом доме читаются акафисты, Псалтирь, молитвы, кадят, кропят святой водой и вообще люди стараются жить с Богом.

Так вот, это понятие восходит к глубокой-глубокой древности. Еще в языческие времена у многих народов, особенно на Востоке, было принято, закладывая первый камень в здание (жилого дома или храма, это не важно), приносить жертву. Нередки были человеческие жертвы, позднее их стали заменять (надо сказать, что на Востоке вообще человеческие жертвоприношения сохранялись довольно долго, в Древнем Риме и Древней Греции их упразднили намного раньше и заменили жертвоприношением животных).

Но так или иначе, при закладке первого, то есть краеугольного камня убивали человека (в некоторых народах – младенца) или животное, его кровью поливали этот камень и хоронили жертву под камнем. Считалось, что это действие ограждает дом (или иногда – целый город, если город закладывали таким образом) от действия злых духов. Вдумайтесь, как интересно, ведь языческая культура – это нередко некий прообраз, предощущение, предвосхищение тех истин, которые потом даст Господь в Синайском ветхозаветном Откровении и, естественно, в Евангелии!

Таким образом, мы с вами встречаем упоминание об этом ритуале даже уже в Ветхом Завете, в частности касательно города Иерихона. Когда израильтяне взяли Иерихон, как вы помните, он был полностью разрушен, и очень долгое время город стоял в руинах. Иисус Навин повелел народу не восстанавливать этот город и сказал очень интересное пророчество. Он сказал, что проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон: на первенце своем он положит основание его и на младенце своем поставит врата его. [Так и сделал Азан, родом из Вефиля: он на Авироне, первенце своем, основал его и на меньшем, спасенном, поставил ворота его] (Нав. 6, 25).

И действительно, около 870 года до Рождества Христова, во дни царя Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, и первенце своем Авираме он положил основание его, и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его (см.: 3 Цар. 16, 34). Так был отстроен Иерихон.

Дальше мы с вами можем с языческих обычаев перейти на ветхозаветные традиции и посмотреть, как вообще относились к камням праотцы, например Авраам, Исаак, Иаков и другие. Мы видим, что они, заключая договор между собой, ставили камень, камнями обозначали границы владений того или иного человека, то есть, по идее, могли построить забор или сделать что угодно, – но они ставили один большой камень.

Таким образом, камень приобретает некий символический смысл, он становится не просто техническим средством: «Мы договорились, тут стоит камень, и мы не забудем, глядя на этот камень, о чем мы договаривались». Нет, камень приобретает очень серьезный символический смысл: символа правды, истины, нерушимого договора, завета. Поэтому когда израильтяне начинают приносить Богу жертвы, они приносят их на жертвеннике, сделанном из цельного камня (было установлено еще Моисеем, что жертвенник обязательно должен быть сделан из цельного камня. Скорее всего, как мне кажется, и Авраам, и Исаак, и Иаков тоже ставили жертвенники из целых камней, то есть, никак не обрабатывая, устанавливали большой камень, на котором приносили в жертву Господу овечку).

И когда пришло время строить Иерусалимский храм, то для его постройки камни, естественно, добывали в каменоломне, то есть их вырубали из скалы, но дальше притирали – их не обрабатывали никакими железными орудиями. Опять же, об этом сказано в Библии очень конкретно и точно: в 3-й Книге Царств можно прочитать, как царь Соломон ставил храм. Почему? Любая обработка, любое прикосновение к камню железными орудиями воспринималось как его осквернение – это уже плод человеческой воли, труда, фантазии, и, соответственно, на святом месте этого не должно быть. Вот такое было трепетное отношение к камням.

Можно добавить, что камни были и символом мудрости. У первосвященника на наперснике было 12 драгоценных камней, по числу колен Израилевых, и это был символ Божественной мудрости. Камни, естественно, были известны и как лечебное средство – в древности все этим пользовались, это не что-то новое. Другое дело, что это уже область, непосредственно не связанная с молитвой, с жертвоприношением, но тем не менее...

И вот мы с вами читаем знаменитый 117-й псалом царя Давида, который цитирует Спаситель. Эта фраза упоминается во всех Евангелиях, кроме Евангелия от Иоанна: «Камень, eгоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших» – камень, который строители отвергли как потенциальный краеугольный, не понравившийся им своей формой (а мы с вами говорили, что краеугольный камень, как и жертвенник и камни для храма, нельзя было обрабатывать), оказался способным понести всю тяжесть здания и лечь во главу угла.

Эта фраза, таким образом, несет для читателей того времени смысл не только архитектурный, практический и строительный, но и символический – мы с вами говорили, что камень был символом истины и мудрости. Таким образом, три евангелиста цитируют эту фразу, поскольку она была, естественно, пророчеством о Христе

Кроме Давида, еще похожие мысли высказывали пророк Исаия и пророк Иезекииль. Интересно: пророк Иеремия говорит о Вавилоне, называя его горой горящей, что Господь проклянет Вавилон и нельзя будет ни одного камня брать из него, потому что там нет правды, там тьма, язычество – из этой горы нельзя брать камень (то есть чтобы из Вавилонского плена израильтяне не вынесли никаких языческих обычаев и не положили их в основании своей жизни). Отсюда эти все понятия.

Конечно же, мы знаем, что Господь говорит и притчу о мудром и безумном человеке: один построил основание своего дома на камне, а другой на песке. То есть это опять те же аллюзии, те же ассоциации с этим библейским понятием. И, наконец, я думаю, что у каждого христианина один из любимых апостолов – апостол Петр; он назван Петром, то есть камнем, на котором созижду Церковь Мою, говорит Господь, и врата ада не одолеют ее.

У нас в Иерусалиме тоже есть краеугольный камень, это очень интересно. У нас есть Золотой купол – вы знаете, на месте разрушенного римлянами ветхозаветного храма стоит знаменитая голубая мусульманская часовня «Золотой купол». Внутри ее находится камень, который почитают (по крайней мере, с VII века точно, а может быть, и раньше) мусульмане и некоторые иудеи – как краеугольный камень, положенный Господом при сотворении мира в основание земли.

Конечно, светские люди относятся к этому не более как к легенде, но если мы почитаем Книгу Иова, то в один из моментов, когда Иов жалуется, Господь вразумляет его: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов. 38, 4 – 7). Значит, камень-то был. Если, по крайней мере, не физически, то как образ был камень: Господь о нем Сам говорит. А некоторые люди уверяют, что это он и есть и что не случайно Авраам будет приносить в жертву Исаака на этом месте; и на этом же месте будут стоять первый и второй ветхозаветные храмы. Соответственно, пророк Давид об этом знал. Так интересно, загадочно и таинственно...

Конечно, у нас множество всевозможных легенд и сказок о краеугольном камне, особенно у арабов. Но, мне кажется, как символ в любом случае этот камень очень может быть полезен человеку и напоминать о том, что в основании мира лежит мудрость Божественная. И в основании жизни каждого человека тоже должен находиться краеугольный камень, без этого жизнь рушится на кусочки, человека мотает из одной стороны в другую. И кто же, как не Христос, может быть краеугольным камнем в нашей жизни! Такие мысли навевает это место.

Очень интересно прозвучало, что эпитет «краеугольный камень» касается такой неудобной, своеобразной формы камня, да?

– Да.

У него края такие. Я всегда себе представляла: вот угол, вот основание, туда кладется этот камень, оттого он и краеугольный. А сейчас я впервые в жизни задумалась, услышав от тебя – у него края угловатые, неудобные, а вместе с тем, может быть, как раз именно поэтому он так надежен?

– Да, ведь мы всегда стараемся Господа Христа подогнать под нашу жизнь и Евангельское учение стараемся сделать для себя удобным, а еще святой Феофан Затворник говорил: «Человеку с Богом трудно». В этом есть очень большая мудрость: камень не обработан человеческими руками, он такой, какой есть – нам нужно под него подстраиваться, а не камень этот обтесывать, укладывать и приспосабливать под то, как угодно нам. Трудно, но нужно.

Записала:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс