Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → Руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков: Музыкальная сфера, мне кажется, ближе всего к духовной

Руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков: Музыкальная сфера, мне кажется, ближе всего к духовной

№37 (886) / 4 октября ‘16

Творчество

Александр Щербаков – музыкант, певец, автор песен. Родился в Воронежской области в 1981 г. С детства увлекался народным творчеством, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. После двух лет учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «Дирижер оркестра русских народных инструментов». Спустя несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «режиссер массовых представлений».

6 лет работал в Государственном академическом русском народном хоре имени М.Е. Пятницкого. Параллельно с работой в прославленном коллективе занимался собственным проектом: фолк-группой «Ярилов зной». В 2013 г. группа стала финалистом популярного телеконкурса «Фактор А», получив высокую оценку творчества от зрителей и членов жюри, в том числе А.Б. Пугачевой.

В 2015 г. «яриловцы» стали победителями конкурса «Новая звезда» на телеканале «Звезда». Группа – лауреат премии имени генералиссимуса А. В. Суворова «За вклад в патриотические традиции Отечества».

Сегодня коллектив активно занимается творческой деятельностью, гастролирует, участвует во многих телевизионных программах, выпускает видеоклипы, готовит к выходу сольный альбом.

Александр Щербаков женат и воспитывает троих детей.

Известный российский историк Василий Ключевский считал, что музыка – это акустический состав, благодаря которому просыпается аппетит к жизни – подобно тому, как благодаря известным аптечным составам просыпается аппетит к еде. Сегодня таким живительным составом с нами поделится руководитель фолк-группы «Ярилов зной» Александр Щербаков. Саша, ты занимаешься искусством, которое имеет богатую историю и своими корнями уходит глубоко, к самому, можно сказать, истоку. А что ты знаешь о своих корнях, об истории своей семьи?

– Мои предки – выходцы из воронежских крестьян. Мой дедушка по линии матери был председателем колхоза, а по линии отца – ведущим трактористом в деревне. Николай Иванович, Царство ему Небесное, играл на гармошке, гитаре, я это в детстве все слышал. Дедушка, который был председателем, тоже играл на гитаре. Его любимым поэтом был Сергей Есенин. Мой прадедушка, тоже Иван, участвовал в Великой Отечественной войне, трижды бежал из плена.

Трижды?

– Это просто какие-то нереальные вещи… Так как был грамотным, он собирал по селам – я не знаю, как назвать, оброк или что-то, но люди сдавали какой-то продуктовый налог (яйца, масло, молоко).

Моя мама играла в народном оркестре на контрабасе, представляешь?

Ничего себе! В народном обычно бас-балалайка?

– Нет, есть балалайка-контрабас, то есть огромная балалайка, и на ней очень сложно играть.

Там струны не для женщины...

– Она играла кожаным медиатором.

Там медиатор, как каблук...

– Да.

То есть твоя семья с музыкой всегда была связана?

– Не скажу, что постоянно звучала музыка, но все-таки она была в доме. Как-то в школу пришел гармонист – искал себе учеников, преемников. Я и еще несколько парней взялись учиться на гармошке где-то лет в 8. Мне очень это понравилось.

Первый парень был, с гармошкой!

– Да, гармошку всегда приветствовали в деревне. Ее и сейчас, в принципе, любят, и в городах, всегда хорошо принимают. Я начал потихоньку играть. Подбирал все подряд – все, что по радио передавали в те годы, и параллельно, конечно, русское народное. Но я не думал, что профессионально свяжу жизнь с музыкой.

А как получилось?

– Я простыл и попал в больницу (это было в Пушкине). Перед тем как выписаться, открыл журнал «Из рук в руки» и прочел: «В хор имени М. Е. Пятницкого на замещение вакантных должностей требуются вокалисты». И я сразу же позвонил (этот звонок я даже записал на диктофон). Они говорят: «Приходите, мы Вас послушаем».

Я пришел, меня встретил концертмейстер и спрашивает: «Вы знаете что-нибудь из репертуара хора имени М. Е. Пятницкого?». Я говорю: «А что он поет?» (я знал, что народные песни). Он говорит: «Вы знаете «Степь да степь кругом» или «По Дону гуляет»?».

Ну, ты же должен был это знать – парень с гармошкой.

– У меня вокального образования нет, я был больше инструменталистом, пел для себя. Я учился в Воронежском областном училище культуры на дирижера оркестра русских народных инструментов, там я играл на первом баяне.

Я захожу в кабинет, вижу: сидит очень серьезная женщина в народных сапогах, спортивном костюме с надписью «Хор имени М. Е. Пятницкого» и говорит: «Дуй изо всех сил, пой, сколько есть у тебя мощи «Из-за острова на стрежень»». И я затянул. Они с концертмейстером заулыбались и говорят: «Давай, Саша, попробуем. Три месяца походишь, попоешь, посмотришь, послушаешь».

И ты там прописался?

– Да, я там прижился и благополучно отработал 6 или 7 лет.

Бетховен считал, что музыка должна высекать огонь из людских сердец. Я думаю, ты с этим тезисом, безусловно, согласишься – даже само название твоего коллектива, «Ярилов зной», жаркое, огненное. Ты можешь сказать, как вспыхнула эта искра и как родился коллектив «Ярилов зной»?

– До того, как я стал работать в хоре имени Пятницкого, я жил и работал в городе Россоши Воронежской области. Был руководителем народного ансамбля, где пели и фольклорные песни, и авторские. И параллельно стал писать какие-никакие, а свои, простенькие песни. Появился вокально-инструментальный коллектив, который мы назвали тогда «Ярилов зной». Тогда я не задумывался, языческое ли это название – в храм я тогда, к сожалению, не ходил. Был один раз в детстве, бабушка на Пасху меня взяла, на большую ночную службу. У меня до сих пор эти впечатления остались.

Прошло время. Работая в хоре имени М. Е. Пятницкого, продолжал писать песни, и параллельно мы уже начинали работать с коллективом. Настал момент, когда на одном большом концерте вышел хор Пятницкого, а потом – «Ярилов зной». Конечно, руководитель хора пригласила меня в кабинет и говорит: «Саша, тебе надо определиться». Я ее прекрасно понимаю. Мы мирно поговорили, я ушел и стал развивать свой коллектив.

На данный момент мы хотим уйти от этого названия.

Но это уже своего рода бренд.

– Да, я понимаю, что это раскрученный бренд, но название встречает много противоречий: православные люди не всегда с пониманием относятся – пока они не услышат, что мы играем и поем, с опаской смотрят на такое название и говорят: «Как это так: православный телеканал, а позвали руководителя группы «Ярилов зной»?». И приходится всем постоянно объяснять, что мы православные люди, просто такое название.

Надо обязательно будет сообщить телезрителям, как вы будете называться.

– Это просто. Так как я автор большинства песен и лет 15 руковожу коллективом, то просто останется мое имя.

Вы и члены вашего коллектива пишут музыку?

– Да, но в тех песнях, которые я пишу, много народной мелодики и народных инструментов – балалайка, гармошка, духовые (жалейки, свирели).

Это довольно редкие в наше время инструменты.

– Да.

У вас есть специалист по народным духовым инструментам?

– Я сам играю несложные вещи и какие-то баянные партии тоже.

Жанр, в которым ты занимаешься, достаточно редкий на сегодня. Скажи, ты, как художник, какую миссию несешь своим творчеством? Что ты хочешь сказать людям?

– Раньше была моя жизнь, а музыка стояла как бы в стороне, то есть мы шли параллельно. В какой-то момент я почувствовал противоречие от того, что живу я так и стремлюсь к одному, а музыка немножко другая. И я стал перестраивать музыку, чтобы она была моим логическим продолжением, тем, о чем я думаю, чего хочу, чтобы мои внутренние ощущения, мое миропонимание естественным образом проецировались на музыку.

Практически все наши песни – о нашей родной стране, об уважении к старшим, о любви, но не о такой обыденной (это слово сейчас стало разменной монетой), а к Родине. Где-то они касаются вопросов веры. Взять любую песню, которую мы поем, даже народную – например, «Черный ворон»: там такая глубина, и, если правильно ее подавать, люди все это чувствуют.

Скажу без преувеличения: к нам на концерты ходят слушатели от 3-х до 50-ти лет, но все-таки мы стараемся работать больше на молодежь – за ней будущее, и когда ты пишешь песню, задача, чтобы она была в плеере у молодых людей; и это очень непростая задача.

Сложно привлечь молодежь, да? Век поменялся, приходится что-то новаторское использовать, аранжировки какие-то?

– Конечно. Приходится находить баланс, чтобы это было и современно, и традиционно.

И глубоко.

– Да, и глубину сохранять. Непростая задача, но мы пытаемся ее решить. У нас сейчас выйдет трек «Любо мне». Мы его исполнили недавно в Воронеже, в филармонии. У нас был большой концерт, и там же мы записали клип на эту песню.

Нам бы хотелось, чтобы она звучала на радио. Я считаю, там все для этого есть, мы учли все моменты формата.

Мы заговорили о формате, поэтому не могу не спросить тебя о громких медийных проектах, которые дали большую огласку творчеству вашего коллектива: «Фактор А» и победа в конкурсе на телеканале «Звезда». Расскажи, какой опыт дали эти проекты? Начнем с «Фактора А» Аллы Борисовны.

– На «Факторе А» мы были поставлены в условия, когда за 4 дня должны были сделать песню практически с нуля: нам дают какой-то материал, и на его основе мы должны показать себя, остаться собой и еще пройти в следующий тур.

Достаточно сложно.

– Конкретно мы занимались аранжировкой, постоянно находились в студии. Потом, как вести себя на сцене? Материал был не присущ нам.

Вам кто-то помогал на проекте?

– Нашим наставником была Лолита Милявская. Она нам помогала, насколько могла: она тоже человек занятой. Там у нас появилось много хороших знакомых, с некоторыми из них я общаюсь. Мы сняли клип на пасхальную песню, я отправил ее Лолите, она посмотрела и сказала: «Поздравляю с хорошей работой».

Потом был телепроект «Новая звезда», где мы представляли Воронежскую область. Там победителем стала Елена Лаптандер, но нас отметил звездой победителей, как прорыв в народном искусстве, Максим Дунаевский. Вся съемочная группа и жюри были впечатлены нашим «Черным вороном», им понравилось. Потом я пел песню на стихи Сергея Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».

Высокая похвала от Дунаевского...

– Да. Когда такие люди говорят: «Хорошо», ты понимаешь, что движешься в правильном направлении. Но в целом телепроекты мне самому дали понимание, туда ли я вообще иду.

Вектор? То есть они направили?

– Да, они в чем-то меня огранили. Мне удалось попробовать себя в разных жанрах, и я понимал, где мне комфортно, хочу я развиваться в эту сторону или не хочу.

Благодаря этому нас узнали люди, даже на моей малой родине, в Воронежской области. Не так давно мы были там с концертами и отсняли клип. Организаторы увидели нас на телепроекте и пригласили.

Хочу немножко рассказать о видеоклипе на песню «Любо мне». Мы получили огромное удовольствие: съемки проходили на лоне природы, на берегу Дона, с реальными лошадьми, казаками, которые живут этим на самом деле, то есть относятся к этому не как артисты.

Эту работу мы делали совместно с ансамблем казачьей песни «Станичники». Это дети старших классов, но тоже с горящими сердцами и глазами. Им это нравилось. Мы просто стали большой дружной семьей. Я приехал из Воронежа с такими впечатлениями, что надолго хватит.

Александр, мы с тобой знакомы уже несколько лет, и наше знакомство произошло на церковном клиросе. Я хотел спросить, как ты попал в храм? Ты сказал, что в детстве был там всего единожды, с бабушкой. Как ты пришел к Православию?

– Я женился на девушке, окончившей Свято-Тихоновский институт. Ее семья – верующие люди, и потихоньку вместе с ними я вошел в храм, первый раз исповедовался, причастился. И сейчас я считаю, что по-другому и быть не могло.

У преподобного Серафима Саровского есть такие слова: «Наша жизнь есть море, Святая Православная Церковь наша – корабль, а кормчий – Сам Спаситель». Ощущал ли ты штормы в этом море и помощь Капитана?

– У каждого свой шторм, но на своем уровне я чувствую, что без Капитана давно бы уже заблудился и разбился о скалы или утонул в пучине… Если вернуться к тем же телепроектам, о которых мы говорили, когда тебе начинают писать тысячи, какой ты хороший, распрекрасный, – просто крышу сносит, говоря молодежным языком. И если не думать о покаянии, о том, что гордыня – это страсть, то просто собьешься и погибнешь. И это правда.

Может быть, какие-то чудеса встречались в твоей жизни (я уверен, что каждый православный их видит в своей жизни) – помимо тех проектов? Они тоже – судьбоносные явления в жизни.

– Я долгое время курил сигареты. Наверное, лет 10–12, причем пачки по две, и не знал, что с этим делать. Были моменты, когда я отказывался. Месяца два не курил, занимался спортом, а потом опять начинал. И так около года. Я уже просто мучился и просил: «Господи, помоги, пожалуйста, мне побороть эту страсть». И родители моей жены говорят: «У нас в Филипповском, во Владимирской области, в храме Николая Чудотворца есть отец Стахий (он недавно умер, Царство ему Небесное). Давай к нему съездим».

Мы приезжаем на службу в храм, у меня в кармане новая пачка сигарет и зажигалка. Мы подходим, он говорит: «Давай сюда». Я вынимаю, даю ему – и как отрезало. У меня даже не было желания курить, понимаешь? Все!

Действительно, чудо. Хочу тебя поздравить: совсем недавно ты в третий раз стал отцом – у тебя три дочки. Можешь поделиться секретом семейной жизни?

– Я еще учусь.

Мы все учимся.

– Я еще достаточно молодой отец.

Вот это и интересно – именно от молодых услышать.

– Секрет семейного счастья, наверное, я до конца еще не раскрыл, но могу рассказать немного о своих детях, семье. Старшая дочь у меня учится в Богородской православной гимназии, во 2-м классе. Обе старшие девочки поют в фольклорном ансамбле «Неждана» в городе Электростали. Младшую мы назвали Евфросинией – она родилась в день Евфросинии Московской.

Красивое имя.

– Имя красивое, но в жизни я не встречал людей с таким именем, поэтому мы думали, как ей будет с ним.

Я думаю, ей Небесная покровительница поможет.

– Да. Все-таки были еще варианты, но мы назвали Евфросинией. Посмотрели на нее, когда она родилась, – точно Евфросиния (смеется).

Мы с тобой заговорили о формате. В нашей стране вроде бы существует цензура. Но, глядя на многие современные клипы, мы понимаем, что цензуры, как таковой, нет, к сожалению. Как ты относишься к тому, что народную песню мы очень редко слышим и видим на телеэкранах? Средства массовой информации, видимо, просто не допускают этого формата?

– Ну, странная ситуация. Мне непонятно, почему на федеральных каналах показывают «Евровидение», а не показывают, к примеру, международный славянский фестиваль «Оптинская весна», куда представители славян из разных стран мира присылают своих лучших молодых исполнителей. В этом году мне посчастливилось быть в жюри, и я просто потрясен уровнем этого фестиваля, который проходит в Козельске, недалеко от Оптиной пустыни. Какой он светлый! Какой настоящий! И это все на уровне Козельска. Об этом знают только те, кто занимается фольклором и народным искусством.

А почему так происходит? Ведь мы должны помнить о своих корнях. Мне кажется, на государственном уровне это должны поднимать.

– Все правильно, на удивление. Когда я пел в хоре имени М.Е. Пятницкого, бывал в разных странах мира. Ты приезжаешь в Индию, включаешь любой телеканал и слышишь народные, фольклорные нотки.

Я тоже был в Индии – все телевидение было действительно индийским.

– И не только.

В каждой стране так, да?

– У мусульман тоже. Только, наверное, у нас, у русских, на федеральных каналах нет корневой народной песни. Ее просто нет.

Может быть, поэтому такой провал в музыке? Взять Чайковского, Рахманинова – это была русская музыка. А сейчас мы пытаемся подстроиться под Запад, но это никому неинтересно – на Западе есть свои, и гораздо лучше.

– Конечно, мы теряем. Это же корневая система. Музыкальная сфера, мне кажется, ближе всего к духовной – она завязана на чувственном уровне.

Аппетит к жизни, я с этого начал.

– Да, как ты сказал, правильно. Отношение федеральных СМИ какое-то, я бы сказал, немного снисходительное. Может быть, где-то наверху надо все решать? Хорошо, что на телеканалах «Союз» и «МузСоюз», радио «Вера» потихонечку стали включать. И хочу похвастаться: в Краснодаре есть государственное радио «Казак FM», которое идет вразрез с законами шоу-бизнеса, но оно там первое, представляешь? То есть его слушают все. Там не слушают другие радиостанции – только «Казак FM», а там качественный фольклор и современные обработки (тоже достаточно неплохие). Это говорит о том, что народ хочет слушать, но ему не дают этой возможности, а пичкают тем, что на потребу.

Просто монополизация.

– Да, как ты правильно сказал в самом начале про цензуру.

Что с одной стороны, она есть, а с другой – иногда бывает страшно смотреть.

– Да-да. И что с этим делать? Тем, кто попадает к нам на концерты, нравится, потом люди приходят еще. А где нас послушать, кроме интернета? Только на «Казак FM», телеканалах «Союз» и «МузСоюз».

Но, с другой стороны, на том же Западе есть направления кантри, джаз, рок, и все они очень развиты и обособленны друг от друга. У нас такого нет. У нас есть просто поп-музыка, и все под эти рамки надо подогнать.

– Ощущение, как будто бы стоит какой-то запрет на традиционное народное искусство. Есть государственные коллективы, но это другое.

К сожалению, и государственные коллективы мы нечасто слышим. Телеканал «Культура» – это очень мало для страны.

– Да, очень мало. Почему на федеральных каналах мы не видим ни хора имени М.Е. Пятницкого, ни Кубанского казачьего хора, ни молодые коллективы, которые есть, и хорошие, и их любит народ, но без СМИ люди будут очень долго о них узнавать.

Будем надеяться, ситуация изменится в лучшую сторону.

– Может. Будем как-то менять ее с Божией помощью.

По традиции, в заключение беседы я прошу всех наших гостей сказать что-нибудь доброе, теплое телезрителям.

– Дорогие телезрители, помощи вам Божией, терпения! Смотрите почаще телеканал «Союз», здесь очень много хорошего (это единственный канал, который работает у нас дома, телевизор смотрим только из-за него). Спаси всех Господи!

Спаси Господи! Саша, я от всего сердца благодарю тебя за эту встречу. От наших телезрителей и себя лично хотел бы подарить тебе образ Пресвятой Богородицы, Владимирской Божией Матери. Желаю тебе и твоей семье крепкого здоровья, творческих и духовных сил. Храни вас Господь! Спасибо!

Записала:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-muzykant-pevets-rukovoditel-folk-gruppy-yarilov-znoy-aleksandr-scherbakov-chast-1;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/kanon-muzykant-pevets-rukovoditel-folk-gruppy-yarilov-znoy-aleksandr-scherbakov-chast-2

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс