Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Внимательность у школьников младших классов

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Внимательность у школьников младших классов

№37 (886) / 4 октября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №36 (885)

Юлия Александровна, наша беседа посвящена теме развития внимания у ребенка. Что такое внимательность? Что делать, если ее недостаточно?

– Да, тема поведения ребенка в школе становится все более актуальной в связи с тем, что его внутренние ресурсы, связанные с интересом к уроку, желанием присутствовать на нем, истощились. Первокласснику сложно, а во втором и третьем классах учащимся становится еще сложнее. Наступает момент, когда ребенок в силу утомления и потери интереса становится менее внимательным на уроках. И проблема концентрации внимания, сосредоточенности актуальна для родителей и педагогов.

К сожалению, многие учителя решение этого вопроса возлагают на родителей, говоря, что ребенок стал менее внимательным или невнимательным и надо что-нибудь делать с этим. И родители спрашивают: «А что мы можем сделать дома? Мы же не видим, как выглядит эта невнимательность – это проблема учителя, он должен сделать интересным материал урока и сосредоточить внимание ребенка! Дома мы, наверное, ничего сделать не сможем».

На самом деле здесь, с одной стороны, прав педагог, говоря родителю, чтобы он обратил внимание и сделал что-нибудь для развития ребенка. А с другой стороны, прав родитель: речь идет о разных проявлениях внимательности – в школе внимательность ребенка имеет определенный формат, а дома он немного другой.

Есть ли какие-нибудь характеристики внимательности?

– Конечно, есть. Внимательность – это достаточно сложный познавательный процесс, который носит сочетательный характер с другими когнитивными процессами. Он, как правило, не существует в самостоятельной форме, связан с памятью, мышлением, волей и т.д.

Внимание имеет две основные формы. Первая – непроизвольное внимание, когда нас увлекает что-то яркое, громкое, необычное, то есть мы обратили внимание на что-то помимо нашей воли. Например, нашим естественным непроизвольным вниманием будет сопровождаться громкая музыка: мы прислушаемся и начнем сосредоточиваться на ней – или за окном проехала громко сигналящая пожарная машина, и мы обратили на это непроизвольное внимание. Чаще всего у дошкольников и учащихся первого класса внимание непроизвольное.

А произвольным внимание бывает, когда ребенок может поставить перед собой задачу быть сосредоточенным, потому что это важно для него. Этот тип внимания пока находится в стадии становления: только к 8–10 годам, когда ребенок может произвольно сосредоточивать свое внимание, оно принимает устойчивую форму. То есть если учитель в школе говорит детям 9–10 лет: «Внимание! Пожалуйста, посмотрите!» – чаще всего ребенок усваивает эту задачу, так как он уже умеет это делать, может сосредоточиться и включиться в процесс, о котором говорит педагог, а не ориентироваться на какие-то внешние, яркие формы.

Возьмем недоразвитие произвольной формы внимания. Допустим, ребенок не может сконцентрироваться. Это выглядит примерно таким образом. Мама говорит: «Посмотри, пожалуйста, что написано в дневнике или в учебнике», а ребенок смотрит куда угодно, он не обращает внимания на то, к чему его пытаются привлечь. Если мама говорит: «Прочитай, расскажи!» – он смотрит куда-то мимо, и мы видим, что здесь что-то не так. В таких случаях я рекомендую пойти к специалисту (психологу) и провести тщательную диагностику уровня развития внимания.

Иногда за таким поведением стоит минимальная мозговая дисфункция, ребенок мучается из-за какой-то проблемы. Порой страдают и другие процессы – память и мышление, поэтому в этом случае нужна серьезная помощь специалиста. Если говорить о ребенке без каких-то нарушений, у которого слабо развито произвольное внимание, необходимо периодически направлять его на то, что важно. Допустим, на столе стоят какие-то предметы. Скажите ребенку: «Обрати внимание: на столе есть хлеб? Сколько нарезано кусочков, хватит ли на всех?» Это уже естественная ситуация развития произвольного внимания.

Есть другие характеристики внимания – например, его концентрация. Часто причина того, что ребенок не может сконцентрироваться, связана с его эмоциями. Это, например, сниженная концентрация внимания у очень тревожных или эмоциональных детей. Им нужно какое-то время посидеть в классе, чтобы потом включиться в учебный процесс и начать работать качественнее. Таких детей нужно приводить в школу чуть раньше, с ними нельзя действовать торопливо. Скорее всего, такого ребенка даже надо привести в класс, чтобы он какое-то время посидел, сосредоточился и настроился, и тогда он будет работать эффективнее.

Порой бывает, что причина слабой концентрации заключается в неподготовленности каких-либо других процессов, например волевых. Тогда нужно подключить формирование воли, умение сидеть на месте, держать осанку, и т.д. Здесь очень хороши домашние задания, связанные с тем, что нужно на время посидеть спокойно. В этом случае мы будем формировать и волевые моменты, и умение ребенка наблюдать за собой.

Следующее свойство – объем внимания, то есть сколько объектов ребенок может удержать в поле зрения с одинаковым включением в них. Педагог в школе пишет на доске очень много различной информации, и ученику приходится сосредоточиваться на разных текстах, фигурах и т.д. Если у ребенка есть проблемы с восприятием этого объема, он не может его ухватить; соответственно, будут страдать уровень усвоения материала, успеваемость, понимание и т.д.

Еще одно свойство – переключение внимания: насколько быстро ребенок переключается с одного объекта на другой – выполнил одно задание, теперь выполняет другое, закончился один урок – надо переключиться на другой. Здесь тоже нужно уделить особое внимание медлительным детям, у которых процесс переключения внимания связан с их нервной системой и физиологией: они не могут мгновенно перестроиться, им нужно время. Этим детям тоже необходимы особые упражнения, чтобы научиться переключаться быстрее.

Сюда же относится распределение внимания: например, ребенок выполняет контрольную работу, которая состоит из задачи и примеров. Нужно распределить свое внимание – вначале выполнить сложное задание, а потом простое, суметь найти в этом объеме материала то важное и главное, с чего надо начать, с чего удобнее начать, что будет более значимым и приведет решение задания к положительному результату и т.д. Эти свойства внимания наиболее востребованы в младшем школьном возрасте, и уровень их развития сказывается на успеваемости и на понимании материала. Отсутствие должного уровня развития внимания, конечно, будет проблемой для ребенка, учителя и родителей.

В театральном институте педагоги по мастерству, например, предлагают студентам и всем, кто приходит на занятия для саморазвития, некоторые упражнения. Например, надо что-то делать руками (считать бусы, вышивать), параллельно рассказывать что-то интересное (заранее выученное стихотворение или случай из своей жизни) и наблюдать за тем, кто как сидит (меняет или не меняет позу). То есть это многофакторная задача, которая требует больших усилий. И в итоге очень мало людей справляется с ней, причем они говорят, что даже сосредоточиться на каких-то вещах не могут, а если сосредоточиваются на чем-то одном, то у них не получается охватить несколько предметов одновременно.

– Это как раз очень хорошее упражнение для развития различных свойств внимания. Вообще здорово, что вы рассказали о нем. Мне кажется, что телезрители, заинтересованные в совершенствовании себя, расскажут об этом детям и превратят это упражнение в игру. Можно сказать: «Слушай, давай поиграем! Мы сейчас включим телевизор. Там будет идти какая-нибудь содержательная передача, может быть, о природе, о жизни птиц и животных. Ты будешь смотреть телевизор и одновременно станешь перебирать какие-то вещи или считать бусинки и т.д. Ты должен запомнить, что говорят по телевизору, и при этом будешь считать. А пока мы все это делаем, папа зайдет и прочитает небольшое четверостишье из какого-то стихотворения. Может быть, мы его будем знать».

Время упражнения необходимо соотнести с возрастом ребенка, то есть чем младше ребенок, тем меньше должно быть задание по времени. Для детей начальной школы это упражнение может продолжаться 20–30 минут, чтобы ребенок запомнил материал, который нужно потом воспроизвести. И когда время закончится, надо спросить у ребенка, что он запомнил и что запомнил родитель. Наверное, третий член семьи может быть жюри: он будет задавать вопросы, кто что запомнил, кто запомнил больше, и даст победителю приз. Это очень хорошее упражнение. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс