Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → Протоиерей Михаил Рязанцев: Святыни Храма Христа Спасителя

Протоиерей Михаил Рязанцев: Святыни Храма Христа Спасителя

№37 (886) / 4 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Прежде чем мы поговорим о святынях, хотелось бы услышать историю (может быть, кратко) этого великого Храма – главного храма нашей страны.

– Наверное, многие знают о том, что Храм Христа Спасителя был задуман императором Александром I как памятник в благодарность за избавление нашего Отечества от нашествия наполеоновских войск. Не случайно, когда Храм Христа Спасителя уже был построен, он был освящен в честь Рождества Христова. А именно в день Рождества Христова, 25 декабря по старому стилю, последний наполеоновский солдат покинул пределы России, то есть Россия была освобождена от неприятеля. В честь этого замечательного события – избавления России от неприятеля, в честь великого праздника Рождества Христова и был освящен этот храм в 1883 г.

Но, к сожалению, история его была недолгой. В 1931 году он, как известно, был взорван. Взорван не сразу, потребовалось очень много взрывчатки, было несколько попыток его взорвать. Но все-таки он был уничтожен, и на этом месте предполагалось построить грандиозный Дворец Советов – новый храм новой религии, который должен был быть в четыре раза больше Храма Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя имеет высоту 104 метра – это было самое высокое сооружение в Москве. Вообще существовал такой порядок, что в Москве здания не должны были быть выше колокольни Ивана Великого. Это было единственное отступление – когда Храм Христа Спасителя соорудили выше, чем колокольню Ивана Великого.

А Дворец Советов должен был быть в четыре раза выше – 400 метров, и на вершине этого дворца предполагалось поставить стометровую фигуру Ленина, одна рука которого должна была быть длиной десять метров. Даже для того, чтобы создать узел прикрепления руки к туловищу, был создан отдельный проектный институт, который так и назывался – Институт руки. Но, как мы знаем, эта мечта советского правительства не осуществилась: помешала Великая Отечественная война.

После окончания войны к этой идее уже не стали возвращаться, потому что надо было восстанавливать разрушенное хозяйство. До начала шестидесятых годов на этом месте в самом центре Москвы находился котлован. В это время готовились к приезду американского президента Эйзенхауэра, Москву приводили в порядок, и Хрущеву предложили сделать на этом месте плавательный бассейн. Многие, наверное, его помнят, а многие и купались; люди приходят и приносят покаяние, говоря, что они купались на этом месте и даже не знали, что раньше здесь стоял храм.

Бассейн тоже просуществовал недолго – до начала девяностых годов, когда он пришел в полную негодность. В то время возникли дебаты, что делать на этом месте – то ли восстанавливать храм, то ли делать какие-то другие сооружения... Но к тому времени общественное мнение поднялось в защиту того, чтобы восстановить этот храм. В 1994 году президентом Ельциным был подписан указ об особом отношении к памятникам культуры и истории, где первым пунктом говорилось о воссоздании Храма Христа Спасителя. С 1995 по 2000 год на строительной площадке происходило воссоздание Храма Христа Спасителя. В 2000 году он был освящен и стал кафедральным собором Патриарха Московского и всея Руси. С этого момента идет история его современной жизни.

Какие святыни того храма, который был до взрыва, сохранились сейчас, где они нашли себе место, вернулись ли они на свое прежнее место?

– Действительно, когда возникла мысль и начались работы по воссозданию Храма Христа Спасителя, хотелось не только воссоздать стены, скульптуру, но и вернуть на это место святыни, бывшие в этом храме. Было принято решение начать розыск по музеям, архивам, чтобы найти святыни из Храма Христа Спасителя. Оказалось, их не так много, потому что, очевидно, была такая ненависть к храму, что хотели просто стереть с лица земли не только сам храм, но и всякое воспоминание о нем. Было уничтожено практически все. К счастью (я тоже думаю, что Господь каким-то чудесным образом ее сохранил), сохранилась храмовая икона художника Сорокина, написанная на цинковой плите, – «Нерукотворный образ Спасителя», который находился в киоте правого клироса храма. Перед этой иконой служились молебны, люди молились.

Интересна история, как сохранилась икона. Когда началось воссоздание храма, на Волхонке (может быть, кто-то из москвичей помнит) был сделан небольшой музей из строительных вагончиков с видом на строительную площадку, чтобы интересующиеся люди могли прийти и посмотреть, как происходит строительство. И вот как только оно началось, некая женщина принесла сверток, в котором как раз и находилась эта храмовая икона Нерукотворного образа. Женщина рассказала историю. Она оказалась родственницей митрополита Александра Введенского, который был последним настоятелем этого храма (храм перед его разрушением был у обновленцев).

И вот когда уже было принято решение о разрушении, как рассказывала эта женщина, Луначарский пригласил к себе Александра Введенского и предложил, если тот хочет, взять что-то на память о храме. И он взял эту икону. Но поскольку, я уже сказал, люди боялись хранить эти святыни, потому что Храм Христа Спасителя действительно пытались уничтожить до основания, эту икону они запаковали и положили в какой-то далекий угол и со временем о ней забыли. И так произошло, что как только началось воссоздание храма, совершенно независимо от этого потомки Александра Введенского решили навести порядок в каком-то своем чулане – и наткнулись на икону. Естественно, это произвело огромное впечатление на них, и они принесли ее сюда. Сначала икона находилась в музее, а потом, естественно, когда храм был воссоздан, заняла место. К сожалению, не свое, потому что наши проектировщики немного промахнулись с размерами киота. Размеры оказались меньше. Но нашли другое решение: эта икона находится в нашем нижнем Преображенском храме, специально для нее сделали киот. Там у нас как раз совершаются ежедневные богослужения, и, как и раньше, перед этим образом совершаются молебные пения, люди молятся и почитают этот образ.

Кроме того, сохранились (я считаю, тоже чудесным образом) шесть полотен художника Верещагина. Они сохранились в Ленинграде, теперешнем Петербурге, в Музее истории религии. Они были свернуты в рулоны, лежали где-то в запасниках, про них тоже как-то забыли. И вот когда стали искать подлинные вещи из храма, обнаружили эти полотна. Понадобилась небольшая реставрация, и когда храм уже был построен, они снова встали на те места, где и находились до его разрушения.

К сожалению, больше пока никаких святынь, никаких элементов интерьера храма не сохранилось, кроме (наверное, многие знают) барельефов, которые сейчас находятся в Донском монастыре.

Тем не менее, в храме очень много святынь. Одна из них – это мощи святителя Филарета Московского. Он занимает там законное место, ведь он участвовал в организации начала стройки этого храма. Какую святыню Вы бы назвали главной в вашем храме?

– Это, несомненно, частицы ризы Господней.

Расскажите, пожалуйста, как она у вас появилась.

– Когда освящали Храм Христа Спасителя, покойный Святейший Патриарх Алексий II обратился в музей Московского Кремля, для того чтобы на это время, хотя бы на один день, на время освящения, выдали ковчег с ризой Господней, которая является величайшей святыней всего христианского мира и величайшей святыней нашего города, нашей Церкви. Разрешение было дано, и когда освящали храм и обходили вокруг него с крестным ходом, со святыми мощами, то частицу ризы Господней тоже обносили вокруг. Была мысль, желание оставить ее насовсем.

Были долгие переговоры, потому что известно, что музейщики очень неохотно расстаются со своими экспонатами. Для них это был просто экспонат, для нас – величайшая святыня. И вот в конце концов в свой первый президентский срок Президент Владимир Владимирович Путин, когда закончился Архиерейский собор в Кремле, передал ковчег с частицей ризы Господней Святейшему Патриарху Алексию в присутствии всего сонма архиереев нашей Церкви. С этого момента эта святыня стала находиться в Храме Христа Спасителя. Правда, исторический ковчег, сделанный при святителе Филарете, митрополите Московском, музей просил вернуть, поэтому для храма была сделана копия ковчега. Нам, собственно говоря, не важно, в чем находится наша святыня, хотя копия была сделана в точности такой, как и подлинный ковчег. И вот с этого момента святыня стала находиться в храме.

Другая святыня не меньшего значения – частица ризы Пресвятой Богородицы, которая также пришла к нам из кремлевских музеев. Было целое действо, в срок президентства теперешнего премьер-министра Медведева были переданы несколько святынь из тех же кремлевских музеев из патриаршей ризницы. Это частица ризы Пресвятой Богородицы, мощи Марии Египетской, частицы мощей князя Владимира, которые путешествовали от Владивостока до наших западных пределов в год тысячелетия князя Владимира. Также есть частицы мощей апостола Андрея Первозванного. Все это можно узнать, зайдя на наш сайт. Там есть и описание, и фотографии, и место, где собраны все эти святыни. Те, кто знает, особенно в субботу и воскресенье после Литургии выстраиваются в очередь, прикладываются к этим святыням.

Продолжим разговор о святынях. В храме есть две Смоленские иконы Божией Матери. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Одна икона находится в нижнем храме. Это большая икона XVI века, тоже пришла к нам. Глядя на историю нашего храма, я убеждаюсь, что все происходит не случайно, а Господь действительно как-то приводит эти святыни. Большая икона имела трагическую судьбу. Ее хотели вывезти за границу. Она большая, вывозить ее было сложно, и ее распилили на четыре части. Но что-то не заладилось, и она лежала распиленная, ее долго не могли вывезти, до тех пор пока один из реставраторов не выкупил ее. Он отреставрировал ее, привел в полный порядок, и поскольку такую большую икону поместить куда-то трудно, в домашних условиях она не могла храниться, не во всякий храм ее можно было передать из-за ее размеров, он предложил поставить ее у нас в храме. Как раз к тому времени был освящен нижний храм Преображения Господня, мы выбрали место, специально сделали для этой иконы киот, и она теперь находится в Преображенском храме. Можно прийти, увидеть ее, помолиться и приложиться, прикоснуться к этой святыне.

А другая икона – Смоленская Устюженская – была вывезена за границу, появилась где-то на аукционе. Сначала она была украдена из города Устюжны, находилась в бывшем соборе (теперь это музей), из музея ее выкрали, переправили за границу. Она меньшего размера. И вот какие-то благодетели, состоятельные люди, выкупили ее. Президент Владимир Владимирович Путин в свое первое президентство передал эту икону Святейшему Патриарху Алексию, который благословил разместить ее в Храме Христа Спасителя с одним условием. Когда обнаружилось, что икона вернулась в Россию, в Москву, то стали обращаться с просьбой вернуть ее опять в Устюжну. Но Святейший Патриарх сказал: мы не будем ее удерживать, вернем с условием, когда музей снова станет собором, когда храм передадут Церкви, когда приготовят это место. Так же, как это произошло с Тихвинской иконой Божией Матери. Только после того, как монастырь передали Церкви, сделали место, где она находилась, Тихвинская икона Божией Матери вернулась на свое место. Предположили, что так же будет со Смоленской Устюженской иконой, но, к сожалению, этот храм до сих пор остается музеем, а икона находится в нашем Храме Христа Спасителя.

Есть еще икона одного из новомучеников – Александра Хотовицкого. Это один из ключарей Храма Христа Спасителя. Расскажите, пожалуйста, о ней и об этом святом.

– Это был последний перед захватом Храма Христа Спасителя обновленцами. Он был ключарем храма в послереволюционное время. Конечно, на его долю выпало очень много испытаний. Когда он отвечал за состояние ризницы, сохранность храмовых святынь, когда было отказано в государственном финансировании, храмоподдержании, поддержании жизнедеятельности храма, он организовал братство Храма Христа Спасителя, члены которого какими-то своими средствами помогали выживать в тех сложных условиях. Но когда храм был захвачен обновленцами, новомученика Александра перевели в другой московский храм – Ризоположения. Там его возвели в сан протопресвитера.

Он служил там до своей трагической кончины. Александр Хотовицкий был расстрелян в 1931 году, уже после разрушения Храма Христа Спасителя. Место его упокоения неизвестно, но исторические сведения говорят о том, что он был расстрелян вместе с другими верующими православными людьми и похоронен в братской могиле недалеко от Ризоположенского храма – там, где сейчас крематорий. Он был причислен к лику святых, и теперь у нас два особо почитаемых святителя, можно сказать, мучеников нового времени – святитель Тихон, Патриарх Московский (имя которого как раз впервые прозвучало в Храме Христа Спасителя, когда старец Зосимовой пустыни Алексий вынул бумажку с именем Тихон, и таким образом жребием Святейший Патриарх Тихон стал предстоятелем нашей Церкви; думаю, он тоже мученически закончил свой земной подвиг, земной путь), и протопресвитер Александр Хотовицкий, который был расстрелян и причислен к лику святых.

Еще есть святыня, которая вызывает нескрываемое удивление. Это напрестольное Евангелие. Как я понимаю, его можно увидеть несколько раз в год, его выносят два протодиакона.

– Да, на Рождество и на Пасху. Оно весит около тридцати килограммов. Действительно, это уникальное Евангелие времени императрицы Елизаветы Петровны. Это Евангелие пришло к нам после кончины митрополита Питирима. Оно принадлежало ему, он отдал его на реставрацию. После кончины, когда отреставрировали это Евангелие и думали, куда его передать (в музей или нет), поскольку храм большой и Евангелие большое, нашли место здесь. Святейший Патриарх Алексий благословил, чтобы оно было у нас. Конечно, для каких-то праздничных служб невозможно его часто употреблять, потому что оно действительно очень тяжелое, но на пасхальной и рождественской вечернях его выносят, Святейший Патриарх читает его в царских вратах.

Спаси Господи, батюшка, за эту беседу. Пожалуйста, скажите напутствие нашим телезрителям.

– Я уже сказал о том, что верующие люди, хотя и читают Евангелие, но как-то не применяют его к себе. Так вот, мне бы хотелось, чтобы Евангелие было все-таки настольной книгой для верующего человека, чтобы каждый раз, обращаясь к страницам этой священной книги – не только Евангелия, но и апостольских посланий, мы находили для себя ответы на все вопросы – прежде всего духовной жизни, которые как раз там и содержатся. Чтобы мы не думали, что это написано для тех людей, а применяли для своей жизни то, что будем там читать. Помощи Божией хотелось бы пожелать каждому из вас в этом духовном делании.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс