Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (886) → Иеромонах Иероним (Миронов): О святом апостоле Иоанне Богослове (память – 9 октября)

Иеромонах Иероним (Миронов): О святом апостоле Иоанне Богослове (память – 9 октября)

№37 (886) / 4 октября ‘16

Беседы с батюшкой

Скажите, пожалуйста, что мы понимаем под термином «апостольство» и кто такие апостолы?

– Слово «апостол» (ἀπόστολος) греческого происхождения и означает «посланник». Почему посланник? Господь посылает апостолов на проповедь Евангелия, на проповедь Царства Божия во свидетельство всему миру, и отсюда происхождение слова «апостольство».

Апостольство прежде всего означает служение проповедью, возвещение миру о явлении Христа Спасителя, Его Крестной Жертве, спасении людей, о том, что явилось Царство Божие в силе, что теперь каждый призван ко спасению, у каждого есть возможность очиститься от греха – стать гражданином Царства Божия, Царства Небесного.

То есть апостольство и миссионерство, в принципе, тождественные понятия?

– Конечно же, миссионерство своим началом коренится именно в апостольском служении.

Мы сказали, что 9 октября Церковь чтит память святого апостола Иоанна Богослова. Чем он выделяется среди прочих апостолов?

– Из Евангелия мы знаем, что святой апостол евангелист Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Господа нашего Иисуса Христа, на это указывает он сам в Евангелии: «Его же любил Иисус…». Почему Господь имел особую любовь к апостолу Иоанну Богослову? Это не значит, что Он не любил других учеников или имел некое пристрастие к апостолу Иоанну Богослову. Конечно, нет.

Здесь имеется в виду эмоциональное чувство близости, родства, поскольку апостол Иоанн был духовно чистым человеком, целомудренным, воспитанным с детства в девстве, в чистоте, и он был наиболее способен к восприятию высшего учения о Царстве Божием, духовных истин, которые, может быть, для других апостолов были еще затемнены. И мы знаем, что Евангелие от святого апостола евангелиста Иоанна Богослова преисполнено высочайшим духовным чувством, наполнено высочайшими божественными истинами – никто так не рассуждает о Божественном Логосе, о Воплощении Христа, смысле явления Христа в мир. Да и сам апостол Иоанн Богослов был проповедником любви. Он все время призывал христиан с любовью относиться друг к другу, а любовь есть высшее свойство Божие, которого не знает никакая другая религия, кроме христианства. Поэтому апостол евангелист Иоанн Богослов особенно почитается Церковью.

Вопрос телезрительницы из Самары: «Вы в предыдущей программе говорили «вымолить» своих грешных родственников. Я бы хотела узнать, каким образом вымаливают своих родственников, которые умерли во грехах?».

– «Вымолить родственников» – это значит не просто совершать формально какие-то молитвословия, это прежде всего самому жить по-христиански, духовно очищаться, ибо когда человек духовно готов к восприятию благодати Божией, тогда и молитва его более действенна. Об этом нам свидетельствует вся история Церкви.

Почему святые творили чудеса? Почему они были способны к дерзновенной молитве к Богу? Они были духовно чисты, они были готовы к восприятию благодати Божией – благодать Божия с преизбытком изливалась через них на страждущий человеческий мир. И когда мы говорим, что «мы должны вымолить своих родственников», это значит, что мы должны жить свято, по-христиански, и это даст нам силы вымолить у Бога прощение грехов нашим родственникам, нашим предкам.

Молитва – это одно из проявлений любви?

– Конечно, молитва есть одно из проявлений любви. Это проявление неравнодушия: самое тяжкое, что может быть в жизни человека, – это равнодушие. Даже, может быть, и не ненависть, а именно равнодушие. Равнодушному человеку безразличны скорби, несчастья других людей, он направлен исключительно на себя, думает только как удовлетворить свои потребности, но не думает о ближних. Такой человек не может горячо молиться.

Вопрос телезрительницы из Калужской области, г. Жуков: «Священник читает на всенощной тихо молитву. Я в ней прочла: «Ты еси Бог Един, и несть подобен Тебе в бозех». И здесь есть сноска: «Нет равного Тебе среди богов». Как это объяснить?».

– Здесь речь идет о мнимых, ложных богах, каковыми были языческие идолы. Им поклонялись люди как до Пришествия в мир Христа Спасителя, в ветхозаветные времена, кроме избранного народа Божия, израильского, им поклоняются и сейчас некоторые люди. И очень часто это не поклонение идолам в религиозном смысле слова, а поклонение современным божествам, каковыми становятся деньги, богатство, слава, успех. Сейчас очень пропагандируется успех, говорится, что «нужно быть успешным», «нужно научиться быть успешным» и так далее. Это идолы современности. Конечно, никакие эти боги не могут сравниться с Высочайшим Богом Вседержителем, Который сотворил этот мир, поддерживает, промышляет о нем.

То есть не нужно смущаться, если мы встретим в каких-то текстах такие слова?

– Эти слова нужно воспринимать в определенном контексте, ведь и человек призван к тому, чтобы быть богом по благодати. Мы говорим о том, что цель христианской жизни есть обожение. А что значит обожение? Уподобление Богу, но не то, на которое вознадеялись первые люди Адам и Ева, будучи обмануты дьяволом, а уподобление Богу через стяжание христианских добродетелей, Духа Святого, Который освящает человека, преображает его, таким образом человек становится действительно подобен Богу по своей святости, чистоте, – но только лишь подобен, никогда он не может быть равен Ему по сущности.

Вопрос телезрителя из Нижнего Новгорода: «В нашу семью пришла беда – умерла неродившаяся девочка, то есть роды должны были быть практически на момент гибели девочки. Мы верующая семья и хотели бы уточнить, как, с точки зрения Православия, произвести захоронение, можно ли ставить крестик? Девочка некрещеная, ведь она неродившаяся, но нам бы хотелось, как людям верующим, поминальные записки оставлять. Возможно ли это и как в этом случае поступать?».

– Я очень сочувствую вам, но не нужно унывать, а следует, может быть, задуматься о каких-то своих грехах, покаяться перед Богом и молить Бога, чтобы душа невинного младенца была Им помилована. Мы не можем установить церковное поминовение этого ребенка, но ваша домашняя молитва будет иметь большую силу.

Мы не поминаем некрещеных в Церкви, но здесь речь идет о неродившемся ребенке, его церковное поминовение невозможно, но возможна домашняя молитва, жертва, милостыня по отношению к нуждающимся или детям, брошенным на произвол судьбы.

А насчет обустройства могилы? Там можно поставить крест?

– Можно. Это не возбраняется.

Возвращаемся к нашей теме. Скажите, всякий ли христианин должен быть апостолом в своей жизни?

– В какой-то степени каждый христианин несет апостольское служение. Ведь когда Господь говорит: «Шедше, проповедайте всему миру», это относится не только к апостолам. Хотя апостольское служение, исключительное по существу, было в определенный период истории Церкви и миссией, целью апостолов было заложить основы, фундамент Церкви. А к проповеди о Христе призваны все мы – каждый христианин, не только епископ, священник, член клира, священнослужитель, но все христиане.

Мы все можем свидетельствовать о Христе, если даже нам не дан дар слова или дар апологетики, миссионерства, диалога или диспута по отношению к людям неверующим или уклоняющимся от истины. Но мы все можем свидетельствовать истину христианства своими добрыми делами. Собственно, таким образом первые христиане и завоевали языческий мир. Когда язычники видели, каковы христиане, – их высокую нравственность, их повседневную, не показную святость, – то их души раскрывались и они принимали Христа.

В такой проповеди, в таком свидетельстве сущность христианства?

– Конечно.

Это религия не только личного спасения, но направленная на освящение всего мира?

– Собственно говоря, как мы можем спастись лично, если нам безразлична судьба других людей?

Вопрос телезрительницы из Самары: «У меня просьба: можно сделать передачу или бегущей строкой про строительство однодневных храмов. Была такая передача, мне бы хотелось знать, сколько это стоит и кто эти строители, чтобы можно было обратиться. Мы собираемся в некоторых селах строить храмы – мне бы хотелось знать, куда обратиться, чтобы была информация или передача об этом почаще шла».

– Я думаю, что руководство примет это к сведению.

В Символе веры мы исповедуем Церковь Апостольской. Объясните, что это значит?

– Мы исповедуем Церковь Апостольской, поскольку она созидалась апостолами – именно апостолы возвестили миру о Христе распятом и Христе Воскресшем, именно они возвещали учение о Царстве Божием, и от них ведет свое начало церковная иерархия, берут свое служение епископы и священники как помощники епископов. А еще и потому, что Церковь исповедует учение, которое возвещали апостолы: мы в своем догматическом учении прежде всего опираемся на Священное Писание, а оно, как известно, нам досталось от святых апостолов.

А почему сейчас в нашей Церкви нет, к примеру, ни апостолов, ни пророков?

– Я уже говорил, что апостольское служение было служением исключительным, оно было направлено на создание базового фундамента Церкви Христовой, от которого потом уже распространялось учение по всему миру. И поэтому апостольская эпоха особая – это эпоха особых благодатных даров, которые, может быть, сейчас у нас не встречаются.

Если говорить о пророках, то целью пророческого служения было возвещение миру о грядущем Спасителе, пророки говорили и о судьбах израильского народа, обличали его, призывали к покаянию. Это тоже было, но основная цель пророческого служения – именно возвещение миру о грядущем Христе Спасителе. И когда Христос явился, то пророки, как особые служители слова Божия, перестали существовать в Церкви. Хотя было в Церкви и пророчество, и сейчас оно тоже существует в виде предсказаний святых старцев, которые прозревают будущую жизнь и Церкви, и конкретного человека. Но эти предсказания уже не имеют того всемирного домостроительного значения, каким было значение пророчеств – они уже имеют, скорее, частный характер, чем общецерковный.

Вопрос телезрителя из города Новокуйбышевска: «С моей сестрой приключилась такая история. Она сходила в Москве в какую-то сектантскую церковь и после этого не может нормально жить, все время молится Богу, у нее паника, она чего-то боится, ничего не понимает. Мы обращались уже в разные церкви, ездили в Сергиев Посад. Она говорит, что одержима духами и кто-то пытается на нее воздействовать. Сатанист делал какой-то ритуал, и после этого она не может прийти в нормальное состояние. Как Вы думаете, что делать в этой ситуации? Церковь не может помочь».

– Единственный способ решения этой серьезной духовной проблемы несчастной женщины – это таинство Исповеди. Без таинства Исповеди, без участия в таинстве Евхаристии, без покаяния в содеянном ей невозможно вернуться в нормальное состояние. И, может быть, ей помогут паломничества к православным святыням. Ближним надо помочь ей, помолиться о ней.

А отчитка? Как к этому относиться? Прибегать к этому или нет?

– Я думаю, что мы в Церкви имеем великие таинства Исповеди и Евхаристии, и нужно начать с них. У нас очень часто думают, что отчитка все решит. Отчитка никогда не может все решить, если у самого человека нет искреннего чувства покаяния и желания жить церковной жизнью, если он подходит к отчитке с несколько магическим восприятием: «Я съезжу, надо мной прочитают какие-то молитвы, и тут же все будет хорошо, дальше я смогу жить так, как жил раньше…». Нет, так не произойдет, необходимо жить по-христиански, жить жизнью Церкви, жизнью таинств Церкви.

И в первую очередь должно быть личное желание?

– Да, личное желание человека.

Скажите, что значит «принадлежать Церкви»?

– Принадлежать Церкви – это значит участвовать в ее таинствах: Церковь – не просто организация. Некоторые воспринимают Церковь как организацию и даже более узко – когда говорят «Церковь», то подразумевают священнослужителей. В этом случае я всегда замечаю: «Ведь вы крещены, принимали Крещение? Почему вы говорите «Церковь должна…»? Значит, и вы тоже должны: вы член Церкви». То есть Церковь – это не только организация, а это, по определению апостола Павла, Тело Христово, в котором Христос – глава, а мы все – члены этого Тела. И как в человеческом теле лишь те члены могут нормально существовать, в которые поступает кровь, то же и в жизни Церкви: если человек выключен из участия в таинствах, в жизни церковной, Евхаристической, то он постепенно умирает – он не может нормально существовать, так же, как орган в теле, в который не поступает кровь, болеет и не выполняет свои функции.

На человеке лежит достаточно большая ответственность, когда он становится членом Церкви?

– Да, человек может быть формально христианином, принять Крещение, но от Церкви отпасть. Даже есть такое церковное правило, что тот, кто более трех воскресений подряд не был в церковном общении, не был на службе, не причащался Святых Христовых Таин, тот да будет отлучен. Не потому отлучен, что Церковь его как-то карает дисциплинарными мерами, а отлучен потому, что он сам себя отлучил от Церкви.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Почему Западная Церковь очень акцентирует внимание на изгнании бесов? Кажется, это называется экзорцизм. И почти на каждом канале, если смотришь телевизор (или читаешь книги), они отдают предпочтение изгнанию сатаны. У нас в Православии к этому относятся очень осторожно, и чуть ли не единичные случаи были изгнания бесов. А если где-то и изгоняли, то к этому относятся очень осторожно, а на Украине вообще стараются об этом не говорить, хотя такие случаи участились. Почему Запад это все так афиширует, а у нас к этому относятся очень осторожно?».

– Действительно, для Западной Церкви (я так понимаю, что здесь речь идет о Католической Церкви) характерен дух ритуализма – особенно это было в Средневековье, когда большое значение придавалось формуле. И, в общем-то, это неудивительно: такое магическое сознание присуще человеку. Оно встречается на обыденном уровне в том числе и у православных людей: я прочитал определенную молитву, выполнил определенный обряд и жду, когда будет результат этих моих ритуальных действий. В Римско-Католической Церкви большое значение всегда придавалось формуле.

«Таиносовершительная формула» – это выражение, которое было воспринято именно из западной католической сакраментологии. Отсюда, раз уж существовало в Церкви такое явление, как экзорцизм (изгнание нечистых духов), соответственно, оно должно быть облечено в определенный обряд, определенную ритуальную формулу, которая должна эффективно действовать, как некая технология, на человека, одержимого злыми духами. Это восприятие, к сожалению, переходит и к нам, в Православную Церковь, когда многие рассматривают отчитку как некую технологию избавления от духовных проблем.

Если в XIX веке беснование воспринималось как явление исключительное, то сейчас многие люди, если у них возникают какие-то мало-мальски духовные проблемы, считают, что им недостаточно таинства Исповеди, Евхаристии, начинают подозревать, что, наверное, они одержимы. Они действительно одержимы, но страстями. Как можно бороться со страстями? Постом, молитвой и покаянием, участием в церковных таинствах – это самое главное, что нам необходимо делать прежде всего, когда у нас возникают какие-то духовные проблемы.

А потом, чин экзорцизма присутствует в таинстве Крещения, точнее, в молитвах, предваряющих это таинство: действительно, человек, лишенный благодати Божией, падший, облеченный в ветхую природу, подверженный тлению, пришедшему в нас через грехопадение Адама и Евы, наиболее подвержен влиянию злых сил. Отсюда перед таинством Крещения совершаются так называемые заклинательные молитвы, если говорить русским языком. В Католической Церкви это считается недостаточным, и появляется чин экзорцизма.

А потом, боязнь сатаны, бесов свойственна человеку: он воспринимает злых духов как способных причинить ему несчастья. Действительно, злые духи причиняют человеку несчастья, но тогда, когда он сам своими действиями, своими грехами, своей нехристианской жизнью открывает им дорогу в свою душу. Потому что злые духи не имеют свободного доступа к душе человека до тех пор, пока мы сами не начинаем собеседовать с помыслами, всеваемыми ими, вольно или невольно потворствовать их воздействию на нас.

Конечно же, чтобы избавиться от них, нам необходима прежде всего благодать Божия. И если мы верим в Бога, если мы любим Его, то злые духи нам не страшны. Мы должны прежде всего бояться Бога, бояться нарушать Его заповеди, и тогда злые духи будут менее воздействовать на нас, потому что мы будем обладать величайшим оружием. Ведь мы знаем из жизнеописаний подвижников благочестия, что на них бесы нападали не посредством помыслов, как на нас, а совершенно явным образом устрашали их, но боялись ли они их? Подвижники боялись Бога, надеялись на Бога, имели великую веру в Бога, великое упование на Него, поэтому побеждали все эти дьявольские козни.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс